Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Анализ текущего состояния осуществления контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
6. Разработка Программы осуществляется Росфинмониторингом на основе анализа правоприменительной практики выявляемых по результатам контрольных мероприятий нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ.
25 марта 2022 г. на сайте Росфинмониторинга был опубликован "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2021 год". Указанный обзор подготовлен в целях повышения уровня осведомленности контролируемых лиц о целях и задачах контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и предупреждения нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ.
Основными причинами допускаемых контролируемыми лицами нарушений являлись несвоевременное прохождение обучения и ознакомление с вступившими в силу нормативными правовыми актами в сфере ПОД/ФТ, что влекло за собой, в частности:
1) невнесение соответствующих изменений во внутренние документы, разрабатываемые в целях ПОД/ФТ (несоответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о ПОД/ФТ);
2) невыполнение отдельных требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;
3) несвоевременное проведение систематической проверки (1 раз в 3 месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Поскольку профилактические мероприятия позволяют минимизировать риски несвоевременного ознакомления контролируемых лиц с изменениями, вносимыми в нормативные правовые акты о ПОД/ФТ, Росфинмониторингом и его территориальными органами регулярно осуществлялось доведение до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, разъяснение сложных вопросов правоприменительной практики, таких как идентификация бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц (далее - ПДЛ), выявление необычных операций, направление сведений о подозрительных операциях (далее - СПО), применение целевых финансовых санкций (мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и другие.
7 июля 2022 г. было размещено информационное сообщение об изменении порядка применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а 11 ноября 2022 г. - информационное сообщение о внесении изменений в требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают субъекты статьи 5 и 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ.
Для субъектов самого многочисленного сектора - организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (далее - риелторы), дополнительно опубликовано 2 информационных материала (информационное сообщение от 20 июля 2022 г. и информационное письмо от 24 августа 2022 г. N 66), разъясняющие порядок исполнения риелторами новых требований законодательства о ПОД/ФТ в части обязательного контроля операций (сделок).
С учетом беспрецедентных объемов средств, выделяемых государством на поддержку экономики и граждан, приоритетом профилактической работы стало повышение уровня осведомленности субъектов системы ПОД/ФТ о рисках бюджетной сферы, признаках подозрительных операций, связанных с расходованием бюджетных средств.
По состоянию на 15 декабря 2022 г. проведены профилактические мероприятия в отношении порядка 7 тыс. субъектов.
В целях активизации работы профессиональных сообществ в антиотмывочном контуре заключены соглашения с более чем 30 гильдиями и ассоциациями риелторов.
Реализация комплекса профилактических мероприятий позволила сохранить положительную динамику снижения значений показателей, характеризующих вовлеченность поднадзорных секторов в проведение сомнительных операций. Так, объемы СПО, представленных кредитными организациями в отношении поднадзорных Росфинмониторингу субъектов, сократились в 2022 году более чем на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В отчетном периоде доля контролируемых лиц, относимых к низкому уровню риска неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, увеличилась на 1,1 процентных пункта и составила 83,1%, а доля, имеющих действующий Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, увеличилась на 3,9% и составила 88,9%.
7. Территориальными органами Росфинмониторинга при организационной поддержке АНО МУМЦФМ проведены семинары в формате видео-конференц-связи с представителями организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, факторинговых и лизинговых компаний, операторов по приему платежей.
Основной акцент мероприятий, проводимых в 2022 году, был сделан на обсуждении результатов секторальных оценок рисков ОД и ФТ, проведенных Росфинмониторингом в отношении каждого контролируемого сектора в соответствии с требованиями Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219.
Росфинмониторингом по итогам каждого мероприятия проводится опрос среди его участников относительно качества проведенных мероприятий с просьбой предоставить предложения по улучшению формата проведения мероприятий, а также их тематики.
8. Хорошо зарекомендовала себя практика доведения до субъектов учебно-методических видеороликов, которые в простой и доступной форме на конкретных примерах разъясняют сложные вопросы правоприменения законодательства о ПОД/ФТ.
Надзорным блоком Росфинмониторинга совместно с АНО МУМЦФМ были подготовлены следующие видеоролики (размещены в Личных кабинетах на сайте Росфинмониторинга контролируемых лиц):
1) "Основные аспекты исполнения риелторами требований законодательства о ПОД/ФТ";
2) "Надзорная деятельность в сфере ПОД/ФТ: перспективы и эффективность";
3) "Учебный курс по работе с Личным кабинетом" (в связи с внесением изменений в профиль Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, направленных на совершенствование его использования, выпуска новой версии 2.0. ФЭС).
Подобные видеоролики позволяют снизить рабочее время, затрачиваемое пользователями для получения новых знаний и навыков.
9. В 2022 году АНО МУМЦФМ с участием экспертов надзорного блока Росфинмониторинга проведено обучение в отношении порядка 3,5 тыс. представителей субъектов, поднадзорных Казначейству России, ФНС России, Федеральной нотариальной палате и другим надзорным органам. Кроме того, было обучено более 200 представителей организаций - партнеров АНО МУМЦФМ.
10. В 2022 году Росфинмониторингом и его территориальными органами было организовано размещение видеоролика "Основные аспекты исполнения риелторами требований законодательства о ПОД/ФТ" на официальных сайтах профессиональных объединений риелторов, маркет-плейсов, а также на информационно-аналитических порталах в сфере недвижимого имущества, таких как РБК Недвижимость.
11. В 2022 году Росфинмониторингом создан новый тип личного кабинета - Личный кабинет профессионального сообщества, в котором предоставлен доступ к методическим материалам (информационные письма Росфинмониторинга, сведения о рисках и типологиях ОД и ФТ, видеокурсы в разделе "Обучение"), а также появилась возможность направления информации в Росфинмониторинг через сервис "Сообщить о рисках". Через указанный информационный ресурс Росфинмониторинг уведомляет профессиональные сообщества о проводимых профилактических мероприятиях для организации участия в них членов соответствующего профессионального сообщества.
12. Разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ проводилось Росфинмониторингом и его территориальными органами в форме консультирования в режиме "горячих линий", ответов на обращения контролируемых лиц, публикации информационных писем по отдельным вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.
13. Росфинмониторингом проводилась постоянная актуализация размещенного на сайте Росфинмониторинга перечня нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих требования законодательства о ПОД/ФТ.
14. Продолжено взаимодействие на базе Совета комплаенс, объединяющего ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ во всех регионах Российской Федерации.
Работа региональных советов комплаенс (далее - РКС) позволяет обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, формировать постоянную "обратную связь" с контролируемыми лицами по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ. За 2022 год проведено в общей сложности 20 заседаний РСК, преимущественно в дистанционном формате.
15. Секретариат Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ЕАГ) совместно с АНО МУМЦФМ в мае 2022 г. организовали и провели в дистанционном формате второе заседание Международного совета комплаенс (https://eurasiangroup.org).
Основной темой дискуссии стала работа национальных регуляторов и финансовых учреждений по повышению финансовой грамотности клиентов в целях снижения рисков их вовлечения в мошеннические и иные теневые схемы. В мероприятии приняли участие около 200 участников, среди которых представители публичного и частного секторов государств - членов ЕАГ.
Участники обменялись опытом выявления нелегальной деятельности на финансовом рынке, в том числе с использованием AML-инструментов, особенностей KYC-процедур и управления рисками обслуживания провайдеров услуг виртуальных активов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.