Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (г. Назрань, ИНН 602013600, ОГРН 1030600280050), ответчика - государственного учреждения "Ингушская республиканская клиническая больница" (г. Назрань, ИНН 602025161, ОГРН 1020600986240), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 22.06.2012 (судья Нальгиев Б.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 (судьи Цигельников И.А., Баканов А.П., Белов Д.А.) по делу N А18-113/2012, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Ингушетия (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с исковым заявлением к государственному учреждению "Ингушская республиканская клиническая больница" (далее - учреждение, больница) о взыскании 212 300 рублей, использованных не по нецелевому назначению, и 212 300 рублей штрафа.
Решением от 22.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.08.2012, в удовлетворении иска отказано. Суды указали, что законодательство не предусматривает права фонда предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений либо о восстановлении на счете медицинских учреждений за счет иных бюджетов средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. Кроме того, объективность указанных в акте проверки учреждения от 29.11.2011 N 14 (далее - акт проверки) фактов и данных не подтверждена доказательствами.
В кассационной жалобе фонд просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм законодательства, регулирующего отношения в сфере обязательного медицинского страхования, а именно Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что фонд провел плановую проверку целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования и обеспечения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи учреждением за период 2010 - 2011 годы. В акте проверки фонд указал на нецелевое использование учреждением средств в сумме 412 тыс. рублей, в разделе "Выводы" рекомендовал: "восстановить средства в размере 412 тыс. рублей, использованные не по целевому назначению. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ оплатить штраф в размере 212 300 рублей" (т. 1, л. д. 10 - 12).
Фонд направил учреждению требование от 24.01.2012 N 09-12/135 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в срок до 04.02.2011 путем перечисления на расчетный счет фонда денежных средств, использованных не по назначению за период с 01.06.2011 по 24.11.2011 в размере 212 300 рублей, а также уплатить штраф в размере 212 300 рублей (т.1, л. д.19 - 20). Неперечисление учреждением требуемой суммы послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим иском о ее взыскании.
В подпункте 6 пункта 8 раздела 3 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, и подпункте 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее - Указ N 1095) в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Пунктом 4 Указа N 1095 предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления нарушений.
Однако, ни Указ N 1095, ни Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (действовал до 01.01.2011), ни Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (действует с 01.01.2011) не предоставили территориальным фондам обязательного медицинского страхования права предъявлять иски о взыскании с медицинских учреждений средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Кроме того, согласно письму Фонда обязательного медицинского страхования от 25.10.2005 N 5121/101 "О применении Приказа ФОМС от 09.12.1999 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" в редакции Приказа ФОМС от 25.07.2005 N 76" при осуществлении функции контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование, и выявлении нецелевого использования средств ОМС территориальные фонды ОМС принимают меры по их восстановлению в соответствии с установленным на территории субъекта Российской Федерации порядком. В случае отказа в восстановлении средств территориальные фонды ОМС информируют органы исполнительной власти и прокуратуру субъекта Российской Федерации о неисполнении действующего в системе обязательного медицинского страхования законодательства.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что Фонд не наделен правом на взыскание в судебном порядке с медицинского учреждения средств обязательного медицинского страхования, использованных им не по целевому назначению, то есть у него отсутствует процессуальное право на обращение в арбитражный суд с соответствующим иском.
Правомерны и выводы суда апелляционной инстанции о пороках акта проверки, невозможности определить, какая именно часть денежных средств, перечисленных фондом либо страховой организацией учреждению, использована им не по целевому назначению, в чем заключается нецелевое использование и каким образом определена сумма взыскания, то есть отсутствие сведений в самом акте и необходимых первичных документов в материалах дела, подтверждающих заявленные требования. При таких обстоятельствах фонду правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанций не имеет полномочий на исследование и установление новых обстоятельств дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права при разрешении спора суды применили правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 22.06.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 по делу N А18-113/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.