Краевое Отраслевое соглашение
по строительству и промышленности строительных материалов Ставропольского края
на 2023 - 2025 годы
I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) является правовым актом, устанавливающим общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации в Ставропольском крае, заключенным на основе Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федерального закона "Об объединениях работодателей", а также Законом Ставропольского края "О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда".
1.2. Сторонами Соглашения являются:
работники в лице их представителя - Ставропольской краевой организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее - Краевая организация профсоюза);
работодатели в лице их представителей - Ассоциация "Союз строителей (работодателей) Ставропольского края" (далее - Ассоциация);
министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Министерство).
1.3. Целью настоящего Соглашения является договоренность сторон о взаимодействии по согласованию интересов между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти в рамках системы социального партнерства в вопросах регулирования социально-трудовых отношений работников отрасли.
1.4. Соглашение на краевом уровне является составной частью коллективно-договорного процесса в отраслевой системе социального партнерства и служит основой для дальнейших коллективных переговоров при заключении коллективных договоров и принятии локальных нормативных актов.
1.5. Нормы Соглашения обязательны к применению и должны учитываться при заключении коллективных договоров, а также при разрешении трудовых споров (конфликтов) в организациях отрасли.
1.6. Действие Соглашения распространяется:
1.6.1. На всех работников организаций отрасли, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, на которых распространяется действие настоящего Соглашения.
1.6.2. На выборных и штатных работников профсоюзных органов всех уровней.
1.6.3. На работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения, в том числе не предоставивших отказ присоединиться к Соглашению, в порядке, установленном статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Ставропольского края от 01.03.2007 N 6-кз "О некоторых вопросах социального партнерства в сфере труда".
1.6.4. На всех работодателей организаций - членов Ассоциации.
1.6.5. На работодателей, не являющихся членами Ассоциации, заключившего Соглашение, которые уполномочили указанную Ассоциацию от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать Соглашение либо присоединившихся к нему после его заключения.
1.6.7. На холдинговые компании и их дочерние организации, концерны, корпорации, ассоциации или иные объединения организаций - членов Ассоциации "Союз строителей (работодателей) Ставропольского края".
1.7. В текст Соглашения по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном соответствующими нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
1.8. В случае принятия в период действия Соглашения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере трудовых отношений, снижающих уровень социально-трудовых гарантий работников по сравнению с Соглашением, пункты Соглашения, имеющие большие социально-трудовые гарантии, подлежат применению до окончания срока действия Соглашения.
1.9. Коллективные договоры и нормы локальных нормативных актов в организациях отрасли, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников, гарантированное Соглашением.
1.10. В случае отсутствия в организациях отрасли коллективных договоров настоящее Соглашение имеет прямое действие.
1.11. Соглашение вступает в силу с 01.01.2023 и действует по 31.12.2025 включительно.
1.12. В случае реорганизации одной из сторон Соглашения ее обязательства по исполнению переходят к правопреемнику.
1.13. Обязательства сторон:
1.13.1. Краевая организация профсоюза:
- представляет и координирует деятельность первичных организаций профсоюза на основе законодательства Российской Федерации и Устава по защите коллективных социально-трудовых прав и интересов работников независимо от их членства в профсоюзе;
- ведет коллективные переговоры по разработке, заключению и изменению Отраслевого соглашения с объединением работодателей (Ассоциацией) и с краевым органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области строительства, архитектуры и градостроительства (Министерство), от имени членов профсоюза, организует контроль за его выполнением;
- представляет и защищает интересы членов профсоюза, первичных организаций в государственных, судебных и общественных органах;
- проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организаций;
- принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обеспечивает первичные организации профсоюза методическими материалами по вопросам защиты социально-трудовых прав работников;
- организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров;
- обобщает и распространяет практику работы первичных организаций профсоюзов;
- предоставляет членам профсоюза бесплатные консультации и юридическую помощь по социально-правовым вопросам;
- оказывает материальную помощь членам профсоюза в случаях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств;
- для осуществления уставной деятельности получает информацию от работодателей и их объединений о численности, составе работников, системе оплаты труда, среднемесячной заработной плате по категориям работников, задолженности по выплате заработной платы, показателях по охране труда, проведении мероприятий по массовому сокращению численности (штатов) работников и др.;
- добивается от членов профсоюза: добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей, возложенных трудовым договором; соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организаций; соблюдения трудовой дисциплины; выполнения установленных норм труда; соблюдения требований по охране труда и технике безопасности и др.
1.13.2. Ассоциация:
- объединяет и координирует деятельность членов Объединения работодателей, направленную на укрепление и развитие материально-технической базы строительной отрасли края, повышение конкурентоспособности российских компаний по сравнению с зарубежными фирмами;
- совместно с Краевой организацией профсоюза формирует Отраслевую политику в области оплаты труда, занятости, условий и охраны труда;
- является участником коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению Отраслевого соглашения с Краевой организацией профсоюза от имени своих членов Объединения работодателей;
- принимает меры по выполнению настоящего Соглашения и осуществляет контроль за их исполнением;
- предоставляет профсоюзной стороне информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением.
1.13.3. Министерство:
- обеспечивает проведение государственной политики в сфере строительства, архитектуры и градостроительства непосредственно и через подведомственные организации;
- содействует участию представителей профсоюзов и работодателей в коллегии Министерства, комиссиях Министерства, совещаниях, касающихся социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, в конкурсных комиссиях конкурсов на лучшую строительную организацию, "Лучший по профессии", проведении профессионального праздника "День строителя", представления к награждению отраслевыми и государственными наградами и др.
II. Оплата и нормирование труда
Стороны Соглашения считают главной целью политики в области оплаты труда в организациях строительства и промышленности строительных материалов Ставропольского края - систематическое повышение реальных доходов работников за счет роста эффективности и объемов производства, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы работников с учетом уровня квалификации и объема работ и доведение уровня средней заработной платы в отрасли строительства и промышленности строительных материалов Ставропольского края до 120% средней заработной платы в Ставропольском крае.
В этих целях стороны проводят регулярный мониторинг уровня заработной платы в отрасли строительства Ставропольского края с последующим обсуждением на заседаниях отраслевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Общественном Совете при Министерстве и принятием мер по его повышению.
Стороны договорились:
2.1. В соответствии с положениями гражданского законодательства подрядчик и заказчик вправе самостоятельно, по согласованным расчетам, определять размер средств на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, в свободных (договорных) ценах на строительную продукцию (работы, услуги), но не ниже размеров, предусмотренных настоящим Соглашением.
2.2. Установить с 1 января 2023 г. в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах следующие основные условия оплаты труда работников отрасли:
минимальный размер месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда (минимального оклада) в строительной отрасли или отрасли производства строительных материалов при работе в нормальных условиях и полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда, устанавливается с коэффициентом индексации не ниже 1,42 величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, официально установленного в Ставропольском крае, а также с учетом сложившихся межотраслевых соотношений (межотраслевых коэффициентов).
2.3. Индексацию минимальной месячной заработной платы (тарифной ставки рабочего 1 разряда в нормальных условиях труда) производить ежеквартально.
В случае понижения величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае размер минимальной месячной ставки 1-го разряда сохраняется не ниже достигнутого уровня.
2.5. В размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях, иные компенсационные и социальные выплаты.
2.6. Минимальный размер месячной тарифной ставки рабочих для рабочих последующих разрядов, занятых на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах, устанавливаются в коллективных договорах на основании нижеприведенных межразрядных тарифных коэффициентов по 8-разрядной сетке.
Тарифные коэффициенты для рабочих, занятых в строительстве и на ремонтно-строительных работах
Тарифные разряды |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифные коэффициенты |
1 |
1,2 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,0 |
2,2 |
2,4 |
(Основание: Приказ Минздравсоцразвития России N 243 от 6 апреля 2007 г. "Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих". Выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы"; Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплату труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС83-1.99), утвержденные Госстроем России.
2.7. На вспомогательных производствах отрасли уровень заработной платы работников рекомендуется устанавливать на 20 - 30% ниже, чем в основных производствах.
2.8. В соответствии со ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации и данным Соглашением подрядчик и заказчик вправе самостоятельно определять размер средств на оплату труда работников в договорных ценах на строительную продукцию (работы, услуги) в любых согласованных размерах, но не ниже предусмотренных настоящим Соглашением.
Аналогично определяется размер средств на оплату труда в ценах на продукцию (услуги) производственно-технического назначения промышленных предприятий.
При этом доля оплаты труда рабочих в себестоимости строительной продукции (работ, услуг) не может быть менее 22%, но не ниже достигнутого уровня.
2.9. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
2.10. В целях устранения крайней дифференциации заработной платы работников разрыв между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников предприятия, не должен превышать 4 - 5 раз.
2.11. Работодатель по согласованию с профсоюзным органом через коллективный договор устанавливает гарантированную величину среднемесячной заработной платы по всем категориям персонала.
2.12. Работодатель обязуется производить работникам доплаты и надбавки к тарифной ставке (окладу):
- занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, докомпенсационные выплаты в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации в размерах:
подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - не менее 12% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - не менее 15% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - не менее 18% оклада (ставки заработной платы) работника;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - не менее 24% оклада (ставки заработной платы) работника;
работникам, занятым на работах с опасными условиями труда (4 класс), - не менее 30% оклада (ставки заработной платы) работника.
Перечни должностей и профессий работников и размеры доплат включаются в коллективные договоры по результатам специальной оценки условий труда.
Доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за работу в многосменном режиме устанавливаются в размере 20 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в вечернее время (с 18-00 до 22-00 часов) и 40 процентов тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время (с 22-00 до 6-00 часов).
2.14. Для работников организаций размеры командировочных расходов регулируются ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, устанавливаются в организациях трудовыми договорами, локальными нормативными актами, коллективными договорами. Рекомендуемый размер суточных 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
Порядок расчета средней заработной платы работникам за дни нахождения в служебной командировке регулируется статьей 139 Трудового кодекса РФ.
2.15. Премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства устанавливается по соглашению сторон (заказчика и подрядчика). При этом могут использоваться показатели, содержащиеся в приложении к письму Минтруда СССР N 1336-ВК и Госстроя СССР N 1-Д от 10.10.91 "О размерах средств на премирование за ввод в действие производственных мощностей и объектов строительства".
2.16. В целях стимулирования роста производительности труда и улучшения качества работы из фонда заработной платы в организации работникам устанавливаются надбавки за профессиональное мастерство к тарифным ставкам в следующих размерах:
для рабочих III разряда - до 12 процентов;
IV разряда - до 16 процентов;
V разряда - до 20 процентов;
VI и более высоких разрядов - до 24 процентов.
2.20. Работодатель с учетом мнения профсоюзного органа выплачивает работникам вознаграждение за выслугу лет ежеквартально или ежемесячно в пределах общих годовых средств, направляемых на эти цели. Конкретные условия устанавливаются коллективным договором.
Размер годового вознаграждения работника составляет: при стаже работы от 1 до 3 лет - 0,6;
от 3 до 5 лет - 0,8;
от 5 до 10 лет - 1,0;
от 10 до 15 лет - 1,2;
свыше 15 лет - 1,5 месячной тарифной ставки (должностного оклада).
Положение о порядке выплаты вознаграждения за выслугу лет является приложением к коллективному договору.
2.21. Формы и системы оплаты труда с указанием условий премирования работников следует закреплять в коллективных договорах.
2.22. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2.23. Об изменениях существенных условий труда (систем и размеров его оплаты, льгот, режима работы, установлении или отмене неполного рабочего времени, совмещении профессий, изменении разрядов, наименований должностей и других) работники должны уведомляться работодателями в письменной форме с учетом мнения профсоюзного органа не позднее, чем за два месяца до введения этих изменений.
2.24. Условия трудового договора, не могут ухудшать положение работников в соответствии с условиями Соглашения, коллективного договора.
2.25. Работодатель обязан обеспечить условия для выполнения работниками норм выработки.
2.26. Заработная плата работникам выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и трудовым договором.
2.27. При выдаче заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, о размерах и основаниях произведенных удержаний, об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается в организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
2.28. При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сотой действующей в этом время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
2.29. В случае приостановки работы в порядке, установленном ст. 142 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан произвести работнику оплату за весь период приостановки работы за работником сохраняется средний заработок.
Работникам обеспечивается оплата времени простоя в соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 157 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом размер данной оплаты должен составлять не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, рассчитанного пропорционально времени простоя.
2.30. До погашения имеющейся просроченной задолженности по заработной плате перед работниками работодатель не вправе использовать денежные средства организации на цели, не связанные с производственной деятельностью.
2.31. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более пятнадцати дней работник имеет право, известив об этом работодателя в письменной форме (и для сведения первичную профсоюзную организацию), приостановить работу на период до выплаты, задержанной суммы.
2.32. В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. При этом он обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
2.33. Работодатели обязаны в коллективных договорах предусматривать дополнительное вознаграждение работникам (за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад) за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, не ниже тарифной ставки соответствующего разряда.
2.34. Стороны содействуют, в пределах имеющихся полномочий, ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, придав этому процессу необратимый характер;
проводят целенаправленную работу по легализации заработной платы в хозяйствующих субъектах отрасли строительства и строительных материалов Ставропольского края.
III. Обеспечение занятости и развитие кадрового потенциала
Стороны договорились:
3.1. В целях защиты интересов работников отечественных подрядных организаций:
- участвовать в реализации национальных проектов, разработанных в рамках Указа Президента Российской Федерации N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации";
- Краевой организации профсоюза и Ассоциации рекомендовать государственным заказчикам и генеральным подрядчикам предусматривать при заключении и реализации государственных контрактов максимально использовать производимые Российской Федерацией строительные материалы, изделия и оборудование, отвечающие установленным требованиям по качеству, конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках, за исключением случаев, когда аналогичные виды продукции в Российской Федерации не производятся или их применение экономически нецелесообразно;
- создать в строительстве условия цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и безопасными условиями труда;
- совершенствовать и развивать систему профессиональной ориентации среди обучающихся в образовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования, направленную на подготовку рабочих кадров и специалистов высокой квалификации для отрасли;
- Совместно с учебными заведениями отраслевого направления проводить работу по совершенствованию системы мероприятий по подготовке кадров для строительного комплекса края с учетом потребности организаций.
Краевой организации профсоюза и Ассоциации участвовать в реализации государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения".
Работодатели:
3.2. Работодатели, имеющие намерение привлечь иностранную рабочую силу, уведомляют об этом выборный профсоюзный орган профсоюзной организации.
При выборе квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан работодатели учитывают наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы.
Привлекают иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в своей организации только при условии обеспечения размера заработной платы работников, находящихся с ними в трудовых отношениях, не ниже среднемесячной заработной платы, сложившейся в соответствующем виде экономической деятельности Ставропольского края по итогам прошлого года.
3.3. При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организаций и возможном расторжении трудовых договоров с работниками организаций обязаны:
- производить отбор кандидатур работников организаций, подлежащих высвобождению, а также реализовывать преимущественное право на оставление на работе, с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
- своевременно (не позднее, чем три месяца) предоставлять сведения о массовом увольнении работников организаций в орган государственной службы занятости населения и Краевую организацию профсоюза;
- предупреждать каждого работника организации о предстоящем высвобождении не позднее, чем за два месяца;
- одновременно с предупреждением о предстоящем высвобождении предлагать работнику организации другую имеющуюся работу в той же организации при наличии квалификации, опыта работы и состоянии здоровья.
Критериями массового увольнения работников являются:
а) ликвидация организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
- 10 человек в течение 30 календарных дней при численности занятых от 20 до 100 человек;
- 5 процентов работающих в течение 30 календарных дней при численности занятых от 101 до 300 человек;
- 10 процентов работающих в течение 60 календарных дней при численности занятых от 301 человека и выше.
Более высокие требования к критериям массового высвобождения работников определяются в соглашениях и коллективных договорах.
3.4. Проводит с профсоюзными комитетами консультации по проблеме занятости высвобождаемых работников, возможности предоставления им социальных гарантий в зависимости от стажа работы в данной организации, источников их финансирования, определяя это коллективным договором.
Работникам, уволенным по сокращению численности или штата организации за два года до назначения пенсии, состоящим на учете в органе службы занятости, за счет средств соответствующих организаций производятся ежемесячные выплаты пособий, размер которых соответствует разнице между пособием по безработице и средним заработком уволенного работника.
3.5. Работникам, увольняемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы.
3.6. В случае принятия соответствующим органом решения о проведении процедуры банкротства организации своевременно информирует стороны Соглашения (Краевую организацию профсоюза, Ассоциацию и Министерство).
3.7. Удовлетворяет в соответствии со ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации претензии работников по коллективному договору на определенную часть имущества ликвидируемой организации до осуществления ими расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзным органом работников, подписавшим коллективный договор.
3.8. Определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд.
Проводит профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего, профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Совместно с учебными заведениями отраслевого направления проводить работу по совершенствованию системы мероприятий по подготовке кадров для строительного комплекса края с учетом потребности организаций.
Предусматривает затраты на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров средства в размере не менее 2,0% от фонда оплаты труда организации.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяет с учетом мнения представительного органа работников.
Обязаны в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов работ. Проводит с участием профсоюзной организации конкурсы профессионального мастерства среди работников основных специальностей.
3.9. Осуществляет, по согласованию с соответствующими профсоюзными организациями, прием иностранных рабочих и специалистов при наличии свободных рабочих мест на предприятии. Конкретные условия использования иностранной рабочей силы регулируются федеральными законами, отражаются в коллективных договорах и соглашениях.
3.10. Обязан возместить работнику не полученную им заработную плату во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработная плата не получена в результате:
- незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
- отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
- задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;
- других случаев, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и коллективным договором.
3.11. Соблюдает требования, установленные законодательством, при обработке персональных данных работников и гарантии сохранения и защиты от разглашения этих данных.
3.12. Обязуется ежемесячно представлять органам государственной службы занятости населения:
- сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
- информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации инвалидов и содействию занятости инвалидов;
- информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
- информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
IV. Охрана труда
Стороны договорились:
4.1. Проводить совместную отраслевую политику в области охраны труда, направленную на улучшение условий труда и охраны труда, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.
4.2. Краевой отраслевой организации профсоюза и Ассоциации принимать меры по реализации подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" государственной программы Ставропольского края "Развитие сферы труда и занятости населения".
4.3. Осуществлять регулярный мониторинг уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и состояния условий и охраны труда с последующим его обсуждением на заседаниях Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по строительству и промышленности строительных материалов, коллегии министерства. Проводить информационно-разъяснительную работу среди населения, в трудовых коллективах по профилактике ВИЧ-инфекции, других социально значимых заболеваний. Проводить в организациях "Дни охраны труда".
Работодатели:
4.4. Обеспечивают безопасные условия труда для работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, правилами, инструкциями по охране труда, федеральными и отраслевыми целевыми и другими программами, Соглашением.
4.5. Обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
Обеспечивают проведение специальной оценки условий труда в составе комиссии в соответствии с Методикой проведения, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
Если по результатам СОУТ условия труда не соответствуют гигиеническим требованиям, результаты СОУТ используют для разработки плана мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда, а также предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая их как приложение к коллективному договору.
4.6. Разрабатывают и внедряют системы управления охраной труда, оценки управления профессиональными рисками, программы "нулевого травматизма".
Осуществляют мероприятия по оценке уровней профессиональных рисков и их снижению, улучшению условий и охраны труда на основании заключаемых с представительным органом работников соглашений в соответствии с Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 771н "Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней".
4.7. Финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,3 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Фактические затраты, которые необходимо выделять на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, должны обеспечивать выполнение нормативных требований охраны труда в строительстве.
4.8. Создает службы охраны труда в соответствии с Рекомендациями по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденными Приказом Минтруда России от 31.01.2022 N 37 "Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда".
4.9. Информирует работников о нормативно-правовых требованиях к условиям труда на рабочих местах, фактическом их состоянии, режиме труда и отдыха, о существующем риске повреждения здоровья и существующих льготах и компенсациях, а также средствах индивидуальной защиты.
4.10. Обучает безопасным методам и приемам выполнения работ (в т.ч. повышение квалификации), проводит инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте работников и проверку знаний требований охраны труда, не допускает к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанное обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
4.11. Обеспечивает в соответствии с установленными нормами работников, занятых на работах с опасными и вредными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ), витаминами, лечебным питанием, смывающими и обезжиривающими средствами. Нормативы обеспечения, перечни работ и профессий, дающие право на подобное обеспечение, согласовывают с первичной профсоюзной организацией.
4.12. Организует санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание, вакцинацию от гриппа работников за счет предприятия, предусмотрев расходы в соглашении по охране труда; список должностей и профессий, подлежащих вакцинации, определяется коллективным договором по согласованию с выборным органом работников. Обеспечивают комплектацию аптечек первой медицинской помощи на рабочих местах.
4.13. Обеспечивать за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников в соответствии с действующим законодательством, а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров. Перечень должностей (профессий) работников, которым проводятся обязательные медицинские осмотры, является приложением к коллективным договорам.
Обеспечить работникам условия для прохождения диспансеризации за счет средств ОМС с периодичностью, установленной Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, Порядком проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Работник освобождается от работы для прохождения диспансеризации на основании его письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с работодателем (его представителем).
Сведения о работниках предпенсионного возраста и пенсионерах Работодатель уточняет в органе ПФР на основании заключаемого между Работодателем и органом ПФР Соглашения.
4.14. Обеспечивает расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации и при обязательном участии технических инспекторов труда и представителей профсоюзной организации. Извещает в соответствии с действующим законодательством о каждом групповом и тяжелом несчастном случаях, а также о случаях со смертельным исходом.
4.15. Обеспечивает беспрепятственный допуск представителей Краевой организации Профсоюза (правовых и технических инспекторов труда и других представителей объединений организаций профсоюза) при наличии соответствующего удостоверения для проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.16. Предоставляет органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства информацию и иные документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий.
4.17. Обеспечивает необходимые условия уполномоченным лицам по охране труда профсоюза для осуществления общественного контроля за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда, а также организацию их обучения с освобождением от основной работы и сохранением средней заработной платы. Обучение производят как за счет средств Фонда социального страхования, так и за счет собственных средств.
Осуществляет доплату уполномоченным лицам профсоюза по охране труда в размере 20% от размера тарифной ставки (оклада), а также предоставляют им не менее 2-х часов в неделю для осуществления возложенных на них функций контроля и надзора с сохранением заработной платы. Увольнение уполномоченных лиц профсоюза по охране труда по инициативе работодателя возможно только с согласия первичной профсоюзной организации. В коллективных договорах может быть предусмотрен иной размер доплат и продолжительность времени освобождения от работы.
Совместно с профсоюзной организацией проводит ежегодный смотр-конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда профсоюза" с выделением необходимых средств для поощрения победителей.
4.18. Проводит профессиональную переподготовку работников в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда.
4.19. Сохраняет за работником место работы (должности) и среднего заработка на время приостановления работ органами государственного надзора и контроля над соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника.
4.20. Обеспечивает обязательное исполнение постановлений по вопросам охраны труда и здоровья работников, принятых соответствующим органом Профсоюза.
4.21. Организует на строительных объектах горячее питание для работников.
Краевая организация профсоюза:
4.23. Осуществляет силами Правовой и Технической инспекций труда общественный контроль за состоянием охраны труда в отрасли, в том числе выполнение условий соглашения, коллективных договоров, мероприятий по улучшению условий и охраны труда, устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий на опасных производственных объектах.
4.24. Участвует в проведении различных конкурсов по улучшению условий труда в организациях на отраслевом уровне.
4.25. В установленном порядке согласовывает правила и инструкции по охране труда, контролирует их исполнение.
4.26. Оказывает практическую помощь членам профсоюза в реализации их права на безопасные и здоровые условия труда, социальные льготы и компенсации за работу в особых условиях труда, представляет их интересы в органах государственной власти, в суде и правоохранительных органах.
4.27. Организует обучение технических инспекторов труда профсоюза, уполномоченных (доверенных) лиц, по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций отрасли.
V. Рабочее время и время отдыха
Работодатели:
5.1. Устанавливают в организации в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, которые являются приложением к коллективному договору, нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность ежедневной работы (смены), работа в ночное время, а также работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени устанавливаются с учетом норм Трудового кодекса Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.
На основании настоящего соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, условия труда на рабочем месте которого по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в размере, не менее 100% к часовой тарифной ставке (должностного оклада, сдельной расценки) за каждый час работы сверх нормы рабочего времени исходя из 36-часовой рабочей недели, а также всех видов компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда.
Если работник имеет право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени по нескольким основаниям, то работодатель должен предоставить более благоприятные для работника условия.
5.2. Привлекает для производства сверхурочных работ во вредных и (или) опасных условиях труда преимущественно работников, имеющих стаж работы по данной специальности не менее одного года.
5.3. Утверждает по согласованию с профсоюзным комитетом перечень работ, на которых допускается разделение рабочего дня на части, в случаях особого характера труда.
5.4. Осуществляет доставку работников к месту работы и обратно при отсутствии общественного транспорта служебным транспортом организации в соответствии с коллективным договором.
5.5. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Все дополнительные отпуска присоединяются к этой продолжительности отпуска.
Ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются по графику, утвержденному работодателем в порядке, установленном законодательством, и учитывающему особенности производства и, по возможности, пожелания работников.
Устанавливают в соответствии со статьей 117 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью:
подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - не менее 7 календарных дней;
подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - не менее 10 календарных дней;
подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - не менее 13 календарных дней;
работникам, занятым на работах с опасными условиями труда (4 класс), - не менее 15 календарных дней.
На основании настоящего Соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда производится замена части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающей 7 календарных дней, в размере не менее полуторного размера среднего заработка. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми по согласованию с представительным органом работников, трудовым договором.
5.6. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются работникам на основании перечней профессий и должностей, утверждаемых коллективным договором или локальным нормативным актом организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Продолжительность таких отпусков не может составлять менее 3 календарных дней.
5.7. Предоставляет, по необходимости, работникам в течение календарного года 3 дня отпуска без сохранения заработной платы в случае болезни по письменному заявлению работника.
5.8. Предоставляет дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы в организации продолжительностью и в порядке, установленном коллективным договором.
VI. Социальные гарантии
6.1. Работодатели:
- своевременно и в полном объеме производит уплату в государственные внебюджетные фонды;
- обеспечивает работников всеми видами страхования в соответствии с действующим законодательством;
- принимает меры по сохранению и содержанию находящихся на балансе организаций объектов социально-культурного назначения;
- обеспечивают выделение денежных средств для оснащения здравпунктов и проведения оздоровительных мероприятий;
- оказывает материальную помощь за счет средств организации при уходе работника в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размеры и условия оказания материальной помощи определяются в коллективном договоре;
- совместно с профсоюзом осуществляет контроль за правильностью расходования средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
В случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работодатель предоставляет сверх установленной законодательством материальной помощи:
единовременную денежную компенсацию в размере 1 миллиона рублей семье погибшего (супруге (супругу), детям, родителям в равных долях);
единовременную денежную компенсацию в размере годового заработка погибшего за календарный год, предшествующий году гибели работника, на каждого иждивенца работника.
При установлении работнику в период работы у данного работодателя инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания работодатель предоставляет ему сверх установленной законодательством материальной помощи единовременную денежную компенсацию в размерах:
- при установлении 1 группы инвалидности - не менее 75% годового заработка;
- при установлении 2 группы инвалидности - не менее 50% годового заработка;
- при установлении 3 группы инвалидности - не менее 30% годового заработка.
Ежемесячная доплата к трудовой пенсии по случаю потери кормильца, выплачиваемая нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении (при смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания), и ежемесячная доплата к трудовой пенсии по инвалидности, выплачиваемая неработающему инвалиду (при установлении инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания), определяются коллективными договорами, но не могут составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Ежемесячные доплаты устанавливаются на срок выплаты соответствующих пенсий, определяемый в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Союз работодателей и Краевая организация профсоюза
6.2. Предусматривают в коллективных договорах следующие дополнительные по сравнению с законодательством льготы и социальные гарантии.
6.2.1. Компенсацию работникам и пенсионерам расходов на лечение, протезирование зубов и другие виды медицинского обслуживания, оплату путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей.
6.2.3. Выделение финансовых средств из фондов предприятий (организаций) в размере не менее 1,4% от фонда заработной платы для приобретения и оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
6.2.4. Выделение финансовых средств, на приобретение жилой площади работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
6.2.5. Частичная или полная оплата жилья и коммунальных услуг.
6.2.6. Выплата единовременной материальной помощи работникам за многолетний и добросовестный труд в связи с уходом на пенсию по старости или инвалидности и прекращением трудовой деятельности в следующих размерах при стаже работы в отрасли:
до 10 лет - месячный заработок;
с 10 до 15 лет - 2-месячный заработок;
с 15 до 20 лет - 3-месячный заработок;
с 20 до 25 лет - 4-месячный заработок;
с 25 до 30 лет - 5-месячный заработок;
свыше 30 лет - 6-месячный заработок.
6.2.7. Предоставление различных видов социальной помощи неработающим пенсионерам - ветеранам отрасли: надбавок к пенсиям, единовременных пособий, бесплатного обеспечения топливом и других льгот и гарантий.
6.2.8. В случае смерти работника на производстве его семье полагаются:
- оплата расходов, связанных с погребением;
- выплата единовременного пособия в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка погибшего;
- выплата каждому члену семьи, находившемуся на иждивении погибшего, единовременного пособия в размере годового заработка;
- выплата ежемесячной материальной помощи в размере 1 прожиточного минимума в Ставропольском крае на каждого ребенка до окончания обучения его в учебном заведении на очном отделении, но не более чем до 23 лет.
Единовременное пособие выплачивается родным и близким в зависимости от финансовых возможностей организации.
6.2.9. В случае смерти работника, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, производится:
- выплата семье умершего, проживавшей с ним, единовременного пособия в размере среднемесячного заработка умершего.
VII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников
Труд женщин, лиц с семейными обязанностями:
Стороны договорились:
7.1. Предусматривать в коллективных договорах меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и другие.
7.2. В коллективных договорах определять критерии малообеспеченности семьи для установления размера помощи по бесплатному или льготному содержанию детей в детских дошкольных организациях и оздоровительных лагерях.
Работодатели:
7.3. Организует женщинам, приступившим к работе после отпуска по уходу за ребенком, с их согласия обучение с целью повышения квалификации или переподготовку при условии перевода на другое место работы. На время повышения квалификации (переподготовки) им сохраняется их среднемесячная заработная плата.
7.4. Выплачивает женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, матерям-одиночкам, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, другим лицам, воспитывающим указанных детей без матери, ежемесячные компенсационные выплаты, конкретный размер которых установлен в коллективном договоре.
7.5. Предоставляет одному из родителей детей, обучающихся в младших классах (1 - 4 классы), в День знаний дополнительный оплачиваемый день отдыха. Конкретные условия регулируются коллективным договором.
7.6. Предоставляет один рабочий день в течение года с оплатой по среднему заработку для прохождения медицинского осмотра в женской консультации (по согласованию с непосредственным руководителем работника) женщинам на основании подтверждающего документа.
7.7. Предоставляет женщинам, занятым на тяжелых, вредных и (или) опасных работах, а также на подземных работах и работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, по их желанию с момента установления беременности дополнительный оплачиваемый отпуск до наступления срока предоставления отпуска по беременности и родам.
Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска определяется коллективным договором.
7.8. Накануне нерабочих праздничных дней (Новый год, 8 Марта) женщинам предоставляет дополнительные выходные дни с сохранением заработной платы.
7.9. Выплачивает беременным женщинам единовременную компенсацию стоимости приобретения медикаментов и витаминных препаратов в размере одного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Труд молодежи:
Стороны договорились:
7.10 Молодыми работниками считаются молодые рабочие и специалисты в возрасте до 35 лет включительно.
7.11. Краевой организации и Ассоциации в коллективных договорах предусматривать обязательства по обеспечению жильем молодых работников за счет средств из прибыли организаций с последующим предоставлением кредита (рассрочки) на льготных условиях.
7.12. Содействовать созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций.
7.13. Проводить конкурсы профессионального мастерства среди молодых рабочих и специалистов в возрасте до 35 лет включительно.
7.14. Краевой организации и Ассоциации на условиях, предусмотренных в коллективном договоре, предоставлять финансовую помощь молодым рабочим и специалистам в возрасте до 35 лет включительно при создании семьи, рождении ребенка, содействие в решении первичных жилищных и бытовых проблем.
7.15. Обеспечивать молодым рабочим и специалистам в возрасте до 35 лет включительно доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством, активным отдыхом.
Работодатели:
7.16. Устанавливает с учетом мнения профсоюзного органа пониженные нормы выработки работникам в возрасте до 18 лет, молодым работникам, поступившим на работу после окончания общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедшим профессиональное обучение на производстве.
7.17. Не применяет труд работников в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями, на подземных работах, при переноске и передвижении тяжестей, превышающих установленные нормы, а также не привлекают к ночным и сверхурочным работам.
7.18. Гарантирует трудоустройство по специальности молодым специалистам, направленным в отрасль по заявкам организаций, а также выпускникам учреждений начального профессионального образования.
7.19. Обеспечивает ежегодное квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также для возвращающихся в организацию после прохождения ими военной службы по призыву.
7.20. Заключает договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования по подготовке специалистов и кадров.
7.21. Производит ежемесячную доплату к стипендии работникам, обучающимся в образовательных учреждениях профессионального образования по целевому направлению организации, в зависимости от успеваемости.
7.22. Производит оплату труда работников в возрасте до 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы на уровне оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы, с закреплением указанных доплат в коллективном договоре.
7.23. Предоставляет льготы молодым работникам для обучения в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования в соответствии с законодательством, трудовым договором и коллективным договором.
7.24. Предоставляет гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы и принятым на прежнее место работы, материальную помощь в размерах, определяемых коллективным договором.
Труд мигрантов:
Стороны договорились:
7.25. Краевой организации профсоюза и Ассоциации при подготовке заявок работодателями по привлечению иностранной рабочей силы предварительно согласовывать их с первичной профсоюзной организацией, а в случае ее отсутствия - с Краевой организацией профсоюза.
7.26. Союз строителей совместно с Краевой организацией профсоюза ведет мониторинг привлечения, использования иностранной рабочей силы.
7.27. При заключении трудового договора с работником (мигрантом) работодатель обязуется:
- обеспечить его работой;
- создать безопасные условия и охрану труда;
- оплату труда осуществлять в соответствии с трудовым договором, коллективным договором и настоящим Соглашением.
7.28. Работники (мигранты), не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях данной первичной профсоюзной организации.
7.29. По заявлению работника (мигранта) работодатель обязан перечислять денежные средства на расчетный счет Краевой организации профсоюза на условиях, установленных коллективным договором (Соглашением).
7.30. В случае возникновения спорных вопросов по заявлению работника (мигранта) или по своей инициативе профсоюз представляет его интересы в соответствующем органе для их решения.
7.31. Привлекать иностранных работников для осуществления трудовой деятельности в своей организации только при условии обеспечения размера заработной платы работников, находящихся с ними в трудовых отношениях, не ниже среднемесячной заработной платы, сложившейся в соответствующем виде экономической деятельности Ставропольского края по итогам прошлого года".
VIII. Развитие социального партнерства
Стороны договорились:
8.1. Проводить взаимные консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики в строительном комплексе края, а также нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
8.2. Краевой организации и Ассоциации участвовать в работе комиссий по вопросам приватизации и осуществления процедуры банкротства предприятий отрасли, реструктуризации долгов и решения других проблем, затрагивающих социально-трудовые интересы работников.
8.3. Оказывать практическую помощь организациям отрасли в реализации Соглашения и коллективных договоров.
8.4. Краевая организация профсоюза совместно с Союзом строителей организуют проведение отраслевого конкурса на лучший коллективный договор организации по развитию настоящего Соглашения, обеспечивают участие организаций отрасли в конкурсах всех уровней на лучшую коллективно-договорную работу.
8.5. При подведении ежегодных итогов Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию, отраслевой комиссии учитывать наличие в организации коллективного договора, зарегистрированного в установленном порядке и наличие в нем норм настоящего Соглашения.
8.6. При подготовке материалов к награждению работодателей правительственными и ведомственными наградами учитывать наличие коллективного договора, его успешное выполнение и соблюдения условий Соглашения.
8.7. Совершенствовать механизм обеспечения социальных гарантий работников строительства и промышленности строительных материалов в ходе процесса саморегулирования в строительстве, учитывая, что документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации, а основными целями саморегулируемых организаций является предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, а также повышения качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов строительства.
8.8. По итогам года рассматривать на совместных заседаниях коллегиальных органов сторон, краевой отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ход выполнения Соглашения на основе Примерного перечня основных показателей, характеризующих выполнение Соглашения.
8.9. Проводить работу по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности в отрасли, вовлечению организаций всех организационно-правовых форм собственности, в том числе саморегулируемых организаций, в систему социального партнерства.
8.11. Представлять друг другу в установленные законодательством Российской Федерации сроки необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также предложения для подготовки изменений и дополнений в действующее Соглашение.
8.12. Каждая из сторон после подписания Соглашения разрабатывает план мероприятий по реализации принятых обязательств.
Министерство обязуется:
Содействовать вовлечению наибольшего количества организаций строительства и промышленности строительных материалов в социальный диалог;
- содействовать Краевой организации профсоюза по созданию первичных профсоюзных организаций в организациях строительства и промышленности строительных материалов, как правомочных представителей работников.
IX. Профсоюзные права и гарантии
Работодатели:
9.1. Содействует деятельности выборных профсоюзных органов в организациях любой организационно-правовой формы.
9.2. Обязан безвозмездно предоставлять выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.
9.3. Безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.
9.4. Представляет профсоюзным органам необходимую информацию о ходе выполнения соглашений и коллективных договоров.
9.5. Предоставляет профсоюзным органам статистическую отчетность, в том числе данные о размерах прибыли, рентабельности, количестве работающих, средней зарплате за отчетный период по категориям работающих, а также любую другую информацию, затрагивающую интересы работников по социально-экономическим вопросам.
9.6. Обеспечивает финансирование расходов по содержанию и эксплуатации оздоровительно-профилактических, культурно-спортивных учреждений, находящихся на балансе организаций, включая содержание штатного персонала.
9.7. Предоставляет в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
9.8. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы одновременно с выплатой заработной платы работникам. Согласно коллективному договору работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.
9.9. По письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляет на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.
9.10. Перечисляет в случаях, предусмотренных коллективным договором, на расчетные счета первичной профсоюзной организации денежные средства для организации физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы в размере не менее 0,3% фонда оплаты труда.
9.11. Производит перечисление членских профсоюзных взносов на счета профсоюзной организации в случае банкротства организации.
9.12. Обеспечивает работникам, освобожденным от основной работы в связи с избранием их в выборный орган первичной профсоюзной организации, такие же трудовые права, гарантии и льготы, как и другим работникам организации в соответствии с коллективным договором.
9.13. Распространяет на работников, занятых на объектах соцкультбыта (клубы, стадионы, профилактории, спорткомплексы и др.), финансируемых полностью или частично за счет профсоюзного бюджета, социально-бытовые и трудовые льготы, все виды материального стимулирования труда соответствующего трудового коллектива.
9.14. Обеспечивает в случаях, предусмотренных коллективным договором, участие представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления предприятия (советов директоров, правлении и т.д.).
9.15. Предусматривает участие представителей профсоюзных органов в работе общих собраний (конференций) трудового коллектива по вопросам экономического и социального развития, выполнения условий коллективных договоров, в работе трудовых арбитражей, при разрешении трудовых споров, конфликтов, возможность их доступа ко всем рабочим местам, на которых работают члены профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных законом прав.
9.16. Обеспечивает членам профсоюзных органов, не освобожденным от основной работы, участие в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также в работе выборных органов предприятия. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени их участия в указанных мероприятиях за счет средств работодателя определяются коллективным договором.
9.17. Гарантирует при смене собственника организации или ее реорганизации (слиянии, разделении, преобразовании) осуществление полномочий выборного профсоюзного органа до его переизбрания. Продолжение полномочий подтверждается протоколом собрания (конференции) трудового коллектива.
X. Порядок отношений и ответственность сторон за выполнение принятых обязательств
10.1. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения самостоятельно, краевой отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Формы, методы, порядок осуществления контроля устанавливается указанной комиссией.
Соглашение подлежит официальному опубликованию.
Стороны договорились после опубликования соглашения обратиться к руководителю органа исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере труда, предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, не участвовавшие в заключении соответствующего соглашения, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили органу, внесшему это предложение, мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель органа, направившего предложение о присоединении к соглашению, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения и выработки окончательного решения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Стороны договорились считать отказ от присоединения к настоящему Соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, мотивированным при предоставлении ими соответствующих документов, отражающих финансово-экономическое положение данного хозяйствующего субъекта, а также перечня мероприятий по поэтапному выполнению обязательств Соглашения.
В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.
Стороны договорились:
10.2. Выполнение условий Краевого Отраслевого соглашения рассматривать на совместном заседании коллегиальных органов Ставропольской краевой организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации, Союза строителей (работодателей) Ставропольского края и министерства строительства и архитектуры Ставропольского края совместно с заинтересованными организациями за год (февраль - март).
10.4. Работодатели обязаны по запросу представителей работников представлять полную и достоверную информацию необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
10.6. Все вопросы, связанные с выполнением условий Соглашения, стороны рассматривают в краевой отраслевой комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
10.7. При выявлении нарушений выполнения настоящего Соглашения Комиссия в письменной форме делает представление лицам, подписавшим данное Соглашение. Стороны обязаны, не позднее чем в двухнедельный срок, провести взаимные консультации по существу представления Комиссии и принять решение в письменном виде.
При условии выполнения обязательств настоящего соглашения Ставропольский краевой профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов обязуется воздерживаться от объявления забастовок и вовлечения в них членов профсоюза.
Исполняющий обязанности министра строительства и архитектуры Ставропольского края |
В.А. Савченко |
Президент Ассоциация "Союз строителей (работодателей) Ставропольского края" |
А.В. Тимофеев |
Председатель Ставропольской краевой организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации |
Т.Н. Плякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.