Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Прогнозу
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
1. Общая оценка социально-экономической ситуации в муниципальном образовании Ковдорский муниципальный округ за 2021 год
Муниципальный округ расположен на юго-западе Мурманской области. Площадь территории составляет 4 066 кв. км. Расстояние от областного центра 300 км, до границы с Финляндией - 26 км, до границы с Норвегией - 770 км. Расстояние до самого ближнего города Мурманской области - Полярные Зори - 126 км. Из-за удаленности Ковдора от федеральной трассы "Кола" транспортное сообщение, с точки зрения логистики, является стратегически невыгодным, что отрицательно сказывается на обеспеченности населения авто-, авиа- и железнодорожным транспортом.
Ковдорский муниципальный округ - это один из промышленных центров Мурманской области. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 N 1398-р (ред. от 21.01.2020) "Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)" Ковдор включён в список моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций (категория 1).
Основные виды экономической деятельности, представленные в Ковдоре - добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, сельское хозяйство, розничная торговля, общепит и бытовые услуги.
В 2021 году введение ограничений на фоне ухудшения эпидемиологической ситуации, привели к снижению предпринимательской, социальной и экономической активности в г. Ковдор. Данная динамика связана с ухудшением социально-экономической обстановки в России и в мире в целом. Всплеск заболеваемости приходится на сентябрь-декабрь 2021 года.
Социально-экономическая ситуация в Ковдорском муниципальном округе за 2021 год, несмотря на последствия негативного воздействия введения ограничительных мероприятий, свидетельствует о положительной динамике по ряду экономических показателей:
- ростом отгруженных товаров собственного производства, выполнением работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, относящимся к сферам "Добычи полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Водоснабжение; водоотведение и организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений";
- увеличение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций;
- увеличение оборота розничной торговли и объема платных услуг населению.
Объемы промышленного производства и инвестиции в основной капитал в основном были обусловлены политикой градообразующего предприятия АО "Ковдорский ГОК" по организации производственной и инвестиционной деятельности.
Демографическая ситуация, как и в целом по региону, характеризовалась снижением среднегодовой численности населения, сохранением естественной и миграционной убыли населения.
Бюджет Ковдорского округа за 2021 год исполнен с профицитом в сумме 18,5 млн. рублей.
2. Исходные условия формирования параметров прогноза социально-экономического развития
Прогноз социально-экономического развития Ковдорского муниципального округа на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Прогноз СЭР) разработан в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 04.08.2015 N 331-ПП (в ред. постановления Правительства Мурманской области от 24.11.2020 N 823-ПП) "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный и долгосрочный периоды" и руководствуясь требованиями методических рекомендации по разработке основных показателей прогноза социально-экономического развития муниципального образования Мурманской области, утвержденных приказом Министерства экономического развития Мурманской области от 11.07.2013 N ОД-119 (в редакции приказов от 01.08.2017 N ОД-49, от 06.08.2018 N ОД-70), а также параметрами предварительного прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
В ходе разработки Прогноза учтены отчетные показатели социально-экономического развития Ковдорского муниципального округа в 2020-2021 годах, оценка основных показателей до конца 2022 года, обобщены предложения и прогнозы предприятий, организаций и учреждений на 2023-2025 годы, учтены важнейшие макроэкономические показатели, показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года, прогноз индексов-дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности, индексы промышленного производства в 2023-2025 годах, прогноз показателей инфляции и системы цен до 2025 года, индексы-дефляторы, применяемые для расчета индекса физического объема оборота розничной торговли в Мурманской области, а также данные территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области и сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Параметры прогноза сформированы в базовом варианте, где закладывается проактивная экономическая политика, в рамках которой предполагается эффективная реализация комплекса мер по поддержке экономики, сохранение уровня ключевой ставки Банком России, достаточной для поддержания внутреннего спроса, выполнения всех социальных обязательств и инфраструктурных проектов уровень бюджетных расходов.
Базовый вариант предусматривает структурное замедление темпов роста экономики в среднесрочной перспективе с учетом действия санкционных ограничений, переориентации экспортных рынков, ограничения возможности переориентации поставок, необходимости перестройки производственно-логистических цепочек, а также адаптации экономики к новым внутренним и внешним факторам.
Данный вариант характеризуется устойчивым экономическим ростом, сохранением инвестиционной активности и реализацией ключевых инвестиционных проектов в запланированные сроки, ростом реальных денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы.
Приоритетные направления развития Ковдорского муниципального округа направлены на создание комфортных жилищных условий в городе и сельских населенных пунктах, развитие человеческого капитала, эффективного функционирования жилищно-коммунального хозяйства, повышение безопасности населения, а также стимулирование экономического и инвестиционного потенциала.
Основные направления развития Ковдорского муниципального округа будут связаны с реализацией инвестиционных проектов, что позволит к 2025 году:
- стабилизировать положительную динамику промышленного производства;
- стабилизировать среднесписочную численность работников организаций (без учета миграционного оттока населения в трудоспособном возрасте);
- стабилизировать миграционный отток населения посредством реализации программы поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Определены стратегические векторы развития, которые направлены на:
- укрепление финансовой устойчивости градообразующего предприятия АО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат";
- диверсификация экономики Ковдорского муниципального округа и формирование ее сбалансированной структуры;
- создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение всех категорий потребителей надежной и качественной жилищно-коммунальной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения.
3. Основные направления и тенденции развития градообразующего предприятия АО "Ковдорский ГОК"
1) В апреле 2015 года была запущена технологическая линия по переработке апатит-штаффелитовых руд (далее - АШР) по частичной проектной схеме. В марте 2016 года была запущена проектная технологическая схема, в апреле начата пуско-наладка, и запущена в эксплуатацию вторая дробильная линия. По проекту АШР проводится реконструкция 3-й стадии дробления - замена дробилки третьей стадии на конусную с целью снижения крупности материала, подаваемого на измельчение и изменение схемы рудоподготовки перед мелким дроблением: включение операций промывки и мокрого грохочения с целью отмывки глинистой составляющей в руде. Будет внедрена новая схема обесшламливания и новая схема перекачки хвостов АШР. Запланирована также реконструкция секций флотации N 4, 2. Завершение проекта планируется в 2023 году. С 2021 года запланирован выход на переработку 3,65 млн. тонн руды АШР и при достижении проектных технологических показателей будет производиться до 519 тыс. тонн апатитового концентрата (далее - АПК) и 79 тыс. тонн железорудного концентрата (далее - ЖРК) в год до 2029 года;
2) Объемы производства готовой продукции в течение 2021-2023 гг. будут на уровне 2,3 млн. тонн АПК и 5,6 млн. тонн ЖРК за счет добычи и переработки руд апатито-магнетитовых руд (далее - АМР) до 21,0 млн. тонн и переработки АШР до 3,65 млн. тонн;
3) Для реализации проекта по поддержанию объема добычи и переработки руды на уровне 25,0 млн. тонн продолжается проектирование реконструкции дробильной фабрики и обогатительного комплекса по данному направлению.
4) В 2015 году был запущен в промышленную эксплуатацию усреднительный склад мелкодробленой руды. После выхода на проектную мощность в 2016 году работа склада позволяет дополнительно получать 69,0 тыс. тонн АПК и 86,0 тыс. тонн ЖРК в год;
5) Рассматривается вариант по модернизации ТЭЦ и перевод сушек на уголь;
6) Выполняются программы повышения извлечения полезных компонентов из руды, в том числе:
- "Программа реализации мероприятий и проведения исследований по повышению извлечения Р20,5 в апатитовый концентрат";
- "Программа повышения выпуска апатито-штаффелитового концентрата (далее - АШК) при переработке АШР", предусматривающие повышение извлечения Р20,5 из АМР до 68,0% и из АШР до 48,8%;
- "Программа оценки возможности повышения выпуска бадделеита при увеличении переработки маложелезистых апатитовых руд (далее - МЖАР) в составе рудной шихты";
- реализуются запланированные мероприятия по повышению операционной эффективности (далее - ГЮЭ). Налажен процесс постоянного мониторинга и анализа мероприятий по ГЮЭ.
7) Продолжается реализация ранее принятой программы по повышению операционной эффективности производственной и ремонтной деятельности;
8) Реализуется принятая ранее программа по закупке горной техники, предусматривающая использование технологического автотранспорта большей грузоподъемности (до 180 тонн) и экскаваторов с емкостью ковша до 20 м;
9) Реализуются мероприятия по повышению уровня охраны труда и промышленной безопасности на предприятии, основанные на изменении культуры работников в этом направлении.
В 2020 году АО "Ковдорский ГОК" заключил соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗРФ) и получил статус резидента АЗРФ.
В настоящее время реализуются следующие наиболее значимые для развития АО "Ковдорский ГОК" инвестиционные проекты:
1) "Комплекс по обогащению апатит-штаффелитовых руд". Целью реализации проекта является - вовлечение в добычу и переработку апатит-штаффелитовых руд в объеме 3,65 млн. т/год, которые позволят обеспечить выпуск до 519 тыс. т/год апатитового и 79 тыс. т/год железорудного концентрата. Ожидаемая сумма инвестиционных вложений составит не менее - 5,9 млрд. руб. без учета НДС, источник финансирования - собственные средства предприятия;
2) "Реконструкция мощностей дробильной фабрики и обогатительного комплекса для увеличения объемов переработки руды до 20 млн. т/год". Целью реализации проекта является - увеличение объема переработки руды основного карьера с 18 до 19,5 млн. т/год для дополнительной выработки железорудного и апатитового концентратов. Ожидаемая сумма инвестиционных вложений составит не менее - 6,4 млрд. руб. без учета НДС, источник финансирования - собственные средства предприятия;
3) "Мероприятия для обеспечения переработки МАР в объеме 21 млн. т/год". Целью реализации данного проекта является увеличение, начиная с 2022 года, объема переработки руды с 20 до 21 млн. тонн в год. Ожидаемая сумма инвестиционных вложений составит не менее - 0,9 млрд. руб. без учета НДС, источник финансирования - собственные средства предприятия;
4) "Увеличение производственных мощностей по добыче и переработке магнетитовых и апатитовых руд (далее - МАР) и МЖАР с 21,0 до 22,0 млн. тонн в год". Целью проекта является увеличение объемов переработки руды обогатительным комплексом с 21,0 до 22,0 млн. тонн с проведением реконструкции без остановки производства. Ожидаемая сумма инвестиционных вложений составит не менее - 2 млрд. руб. без учета НДС, источник финансирования - собственные средства предприятия;
5) "Дооснащение опытной фабрики для проведения опытно-промышленных испытаний мельницы полусамоизмельчения для переработки различных типов руд Ковдорского месторождения". Данные, полученные при проведении испытаний, будут применяться для расчёта параметров мельниц полусамоизмельчения в одном из направлений реконструкции схемы рудоподготовки руды и обоснования рациональной технологии для проектирования и строительства нового отделения рудоподготовки, как в сценариях увеличения производительности, так и на перспективу модернизации фабрики АШР и апатит-карбонатовых руд (далее - АКР).
Социальные программы Управляющей компании АО "МХК "ЕвроХим"
Являясь градообразующим предприятием и оказывая значительное влияние на экономику г. Ковдор и Мурманской области, АО "Ковдорский ГОК" и АО "МХК "ЕвроХим" активно взаимодействуют с Правительством Мурманской области и Администрацией Ковдорского муниципального округа. АО "МХК "ЕвроХим" выстраивает отношения в рамках социального партнерства с регионом на основе трехстороннего Соглашения. По результатам совместной работы в рамках трехстороннего соглашения за 2015-2018 годы были реализованы социально значимые проекты в сфере благоустройства и улучшения городской инфраструктуры, культуры и медицины в г. Ковдор на сумму 206,6 млн. рублей (5 млн. руб. на внесение изменений в Генплан города).
В 2021 году в Ковдоре началась масштабная реконструкция городского пространства (сквер около Администрации города и прилегающая территория), в 2022 году на средства Ковдорского ГОКа на 3-х городских зданиях появились красочные изображения - муралы, начато благоустройство сквера с мемориальным комплексом "Защитникам Советского Заполярья". Планируется реконструкция городского Дворца культуры, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, полная реконструкция площади имени Ленина, строительство инфекционного отделения больницы, создание образовательного центра на базе Ковдорского политехнического колледжа в рамках программы "Профессионалитет", создание центра дополнительного образования на базе школы N 1.
В стадии реализации проект "Ковдор - столица Гипербореи", в рамках которого г. Ковдор и близлежащие территории смогут получить для себя новые направления развития инфраструктуры и туризма. Данный проект предусматривает организацию экспедиций, развитие туристических маршрутов, коммуникационные мероприятия по обсуждению наследия Мурманской области, создание сообществ энтузиастов, медийных и сувенирных продуктов.
За четыре года продвижения проект удостоен ряда федеральных наград:
1) "Лидеры корпоративной благотворительности-2019";
2) Лауреат национальной премии "Серебряный лучник" - 2019;
3) Серебряный призер фестиваля "Silver Mercury-2019" в номинации "Лучшее использование PR";
4) "Гиперборейский новый год" - финалист национальной премии Russian Event Awards 2020 в номинации "Лучшее туристическое событие в области культуры";
5) Победитель II международного маркетингового конкурса в сфере туризма PROopena - 2020 Евразийского содружества туриндустрии ЕСОТ;
6) Проект "Легенды столицы Гипербореи" - лидер рейтинга платформы АСИ-2020;
7) Бренд "Ковдор - столица Гипербореи" вошел в число финалистов всероссийского конкурса "Культурный след" - апрель 2021;
8) Победитель конкурса ТОР 1000 общественной интерактивной платформы Живое наследие.рф - июнь 2021;
9) Победитель первого национального рэнкинга "Наш вклад" в номинации "Крупный бизнес", который посвящен участию бизнеса и НКО в национальных проектах в регионах России - май 2022 года;
10) В июле 2022 г. сувенирная продукция проекта "Ковдор - столица Гипербореи" вошла в число победителей областного конкурса "Murmansk. Travel Souvenir" на арктическом фестивале "Териберка".
Энтузиастами проекта, работниками Ковдорского ГОКа, разработаны и проложены маршруты к наиболее ярким достопримечательностям, проводятся экскурсии для федеральных телеканалов и СМИ, блогеров, путешественников. Планируется программа промышленного туризма, связанная с посещением объектов комбината.
В целях улучшения условий труда работников на предприятии, одним из значимых проектов Ковдорского ГОКа и группы ЕвроХим является ремонт и реконструкция социально-бытовых помещений в подразделениях комбината. В данное направление деятельности в 2019-2024 гг. компания планирует направить свыше 300 млн. рублей. За период 2019-2022 отремонтировано более 8 000 кв.м. санитарно-бытовых помещений на сумму более 150 млн. руб.
АО "Ковдорский ГОК" и АО "МХК "ЕвроХим" оказывают активную поддержку развитию здравоохранения в Ковдорском муниципальном округе:
- в 2022 году профинансированы проектные работы по строительству в Ковдоре инфекционного отделения городской больницы;
- приехавшим для работы в Ковдор врачам компания ЕвроХим осуществляет ежемесячные дополнительные выплаты;
- двум иногородним врачам в 2022 году были выделены отремонтированные благоустроенные квартиры из жилого фонда Ковдорского ГОКа, полностью оборудованные бытовой мебелью и техникой;
- достигнута договорённость о ремонте и оснащении мебелью и бытовой техникой за счет компании ЕвроХим муниципальных квартир для предоставления их медицинским работникам, в настоящее время заключается договор на ремонт 4-х квартир (всего в 2022-2023 гг. планируется отремонтировать 11 квартир).
4. Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов
4.1. Демографические показатели
Демографическая ситуация характеризуется снижением численности населения в Ковдорском муниципальном округе. По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее - Мурманскстат) численность населения в 2021 году по сравнению с 2020 годом снизилась на 385 человек и составила 17 332 человека, из них городское население - 15 525 человек, сельское население 1 807 человек.
В 2021 году демографическая ситуация характеризовалась наличием естественной убыли населения, которая обусловлена превышением смертности над рождаемостью.
В 2021 году родилось 124 младенца, что на 6 человек меньше, чем в 2020 году. С учетом ежегодного снижения среднегодовой численности населения, общий коэффициент рождаемости составил 7,3 человек на 1000 населения. Умерло 332 человека, что на 56 человек больше, чем в 2020 году. Общий коэффициент смертности увеличился по сравнению с 2020 годом с 15,4 до 19,1 человек на 1000 населения. Основной причиной смерти являются заболевания системы кровообращения (кардиологические заболевания) и злокачественные новообразования. От болезней системы кровообращения в 2021 году умерло 157 человек или 47,3% от общего числа умерших, 37 человек (11,1%) скончалось от злокачественных новообразований. Также, распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказало влияния на изменение численности населения. Умерло от коронавирусной инфекции в 2021 году - 30 человек.
В 2021 году коэффициент миграционной убыли населения составил 10,2 человека на 1000 населения (прибыло 530 человек, выбыло 709 человек), в 2020 году - 16,2 человек на 1 000 населения. Численность выбывших в 2021 году в возрасте от 0 до 15 лет равна 128 человек, в трудоспособном возрасте уехало 475 человек, старше трудоспособного возраста - 106 человек.
Таким образом, показатели естественной и миграционной убыли населения повлияли на сокращение среднегодовой численности населения.
Среднегодовая численность населения на конец 2021 года составила 17 525 человек (97,7% к уровню 2020 года, на конец 2020 года - 17 936 человек).
В 2022 году демография характеризуется положительными тенденциями снижения естественной убыли населения и миграционного оттока.
На федеральном уровне реализуется национальный проект "Демография", который предполагает следующие шаги по укреплению здорового образа жизни и стимулированию рождаемости: формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, системную поддержку и повышение качества жизни граждан старшего поколения, финансовую поддержку семей при рождении детей.
По данным Мурманскстат показатели рождаемости по Мурманской области за январь-май 2022 года в 1,7 раза ниже показателей смертности, по Ковдорскому муниципальному округу - ниже в 2,1 раза. Так, за указанный период родилось 58 младенцев, а умерло 122 человека.
По оценке тенденций прошедших лет естественной убыли населения, на конец 2022 года сохранится превышение числа умерших над числом родившихся. Естественная убыль населения составит 319 человек, коэффициент смертности - 18,6 человек на 1000 населения, коэффициент рождаемости - 7,3 человек на 1000 населения.
В общем по Мурманской области, учитывая снижение смертности населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2022 году, по оценке, составит 69,3 лет (в 2021 году - 68,3 года). В Ковдорском муниципальном округе коэффициент смертности в 2021 году равен 19,1 человек на 1 000 населения, по оценке 2022 года составит 18,6 человек.
В текущем году отмечено увеличение миграционной убыли населения - 114 человек за январь-май 2022 года (прибыло - 160 человек, выбыло - 274 человека), в отличие от периода январь-май прошлого года, в котором зафиксирован миграционная убыль населения 66 человек.
Основной причиной снижения численности населения Ковдорского муниципального округа останется миграционная убыль, которая складывается за счет переезда молодежи и лиц старше трудоспособного возраста в другие регионы Российской Федерации. Учитывая оценочную численность прибывших и выбывших граждан за предыдущие года, миграционная убыль населения на конец текущего года составит 160 человек, что ниже показателя 2021 года на 19 человек.
Среднегодовая численность населения на конец текущего года составит 17 174 человек и сократится на 351 человек или 2,0% по отношению к уровню 2021 года (2021 год - 17 525 человек).
В 2023-2025 годах демографическая ситуация в Ковдорском муниципальном округе будет характеризоваться продолжающейся динамикой снижения численности населения. К концу 2025 года численность составит 16 110 человек, в том числе городское население - 14 647 человек, сельское население 1 463 человек. Удельный вес численности сельского населения в общей численности на конец 2025 года составит 9,1%, по оценке 2022 года - 10,4%. Данные изменения объясняются возможным расселением и закрытием населенных пунктов Куропта и Риколагва. Из 191 человека, предположительно 90% населения будут постоянно проживать в г. Ковдор - 172 человека и в н.п. Енский оставшиеся 10% - 19 человек.
Стабилизации ситуации с естественной убылью населения будет способствовать реализация мер в рамках национального проекта "Демография", который предполагает поддержку семей, в том числе молодых семей, выплату материнского капитала, выдачу льготной ипотеки, а также мер, направленных на оказание социальной поддержки многодетным семьям по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в рамках муниципальной программы "Обеспечение комфортной среды проживания населения муниципального образования Ковдорский муниципальный округ".
В прогнозном периоде наблюдается постепенное увеличение уровня рождаемости населения, к концу периода коэффициент рождаемости составит 7,9 человек на 1000 населения (2021 год - 7,3).
Коэффициент смертности в 2023-2025 годах будет постепенно снижаться и к 2025 году достигнет 17,5 умерших на 1000 населения (2021 год - 19,1).
Прорабатываемые новации в сфере профилактики заболеваний, популяризации здорового образа жизни и повышения качества оказания медицинской помощи будут стимулировать последующее снижение уровня смертности практически по всем возрастным группам.
Таким образом, естественная убыль населения составит в 2023 году - 10,8 человек на 1000 населения, в 2024 году - 10,1, в 2025 году - 9,6.
В плановый период 2023-2025 годов ожидается незначительное снижение темпов миграционной убыли. В 2023 году миграционная убыль составит 8,4 человек на 1000 населения, в 2024 году - 7,4, в 2025 году - 6,3.
Снижение миграционного оттока и повышение привлекательности района возможно исключительно при соблюдении следующих факторов: повышение уровня заработной платы (в том числе в бюджетной сфере), повышение качества медицинского обслуживания, повышение качества образования, повышение комфортности проживания.
Среднегодовая численность населения Ковдорского муниципального округа ежегодно будет сокращаться в среднем на 302 человека от ожидаемого значения текущего года и на конец 2025 года составит 16 268 человек.
4.2. Производство товаров и услуг
Промышленное производство Ковдорского муниципального округа включает в себя добычу полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, организацию сбора и утилизации отходов.
На протяжении ряда лет организации промышленного комплекса вносят значительный вклад в экономику Ковдорского муниципального округа.
Прогноз развития промышленного комплекса Ковдорского муниципального округа разработан с учетом планов предприятий по дальнейшей модернизации производств и. как следствие, повышению их конкурентоспособности и эффективности, но при сохранении таких сдерживающих факторов как качественное ухудшение состава руд и усложнение условий добычи полезных ископаемых. Прогноз учитывает освоение нового месторождения АО "Ковдорский ГОК" - апатит-штаффелитовых руде целью восполнения выбывающих мощностей.
Акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" является предприятием, обеспечивающим добычу и эффективную переработку минерального сырья с использованием малоотходных технологий. Богатство и уникальность Ковдорского месторождения обусловило возможность производства не только железорудного концентрата, ради которого в 1962 году был создан горно-обогатительный комбинат, но и апатитового и бадделеитового концентратов. Комбинат выпускает около 6 миллионов тонн железорудного концентрата, является вторым в России по объемам производства апатитового концентрата, единственным в России и мире производителем бадделеитового концентрата, используемого в керамической промышленности, для производства огнеупоров, металлического циркония.
В 2001 году предприятие АО "Ковдорский ГОК" вошло в состав АО "Минерально-химический комплекс "ЕвроХим", крупнейшего химического холдинга России, в качестве первого, важнейшего и неотъемлемого звена в технологии производства минеральных удобрений. Апатитовый концентрат производства Комбината, лежит в основе производства фосфорных удобрений на предприятиях группы ЕвроХим. В связи с дефицитом и высокими ценами фосфатного сырья на внутреннем и внешнем рынках перед АО "Ковдорский ГОК" стоит задача обеспечения заводов компании ЕвроХим фосфатами собственного производства, главным образом за счет увеличения объемов выпуска апатитового концентрата. Одновременно, в связи с технологией последовательного производства железорудного, апатитового и бадделеитового концентратов из руд Ковдорского массива, решаются вопросы обеспечения соответствующими объемами продаж железорудного и бадделеитового концентратов на мировом рынке минерального сырья.
К ведущим предприятиям Ковдорского муниципального округа относятся:
1) АО "Ковдорский ГОК" (АО "МХК "ЕвроХим") - производство железорудного, апатитового и бадделеитового концентратов.
В отчетном 2021 году выпущено 5,8 млн. тонн железорудного концентрата, 2,3 млн. тонн апатитового концентрата, 6,6 тыс. тонн бадделеитового концентрата.
В 2022 году планируется выпустить 5,6 млн. тонн железорудного концентрата, 2,3 млн. тонн апатитового концентрата, 6 тыс. тонн бадделеитового концентрата.
На конец 2025 года предприятие планирует увеличить объемы производства апатитового концентрата до 3,1 тыс. тонн в год, сохранить выпуск бадделеитового концентрата на уровне 6,0 тыс. тонн в год, объем выпуска железорудного концентрата, наоборот, снизится до 5,4 тыс. тонн.
Реализация продукции АО "Ковдорский ГОК" осуществляется как российским потребителям, так и на экспорт. География поставок продукции Общества обширна. Потребителями железорудного концентрата в отчетном периоде являлись ПАО "Северсталь", ПАО "Челябинский металлургический комбинат" и потребители Китая. Апатитовый концентрат отгружался предприятиям группы АО "МХК "ЕвроХим" - ООО "ПГ "Фосфорит", ООО "ЕвроХим-БМУ", АО "Лифоса". В связи с политической и экономической ситуацией в стране отгрузка в адрес АО "Лифоса" приостановлена. Рынок сбыта бадделеитового концентрата ориентирован на потребителей дальнего зарубежья. Прямых конкурентов в России не имеется.
2) ООО "Тепловодоканал" - основные виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды.
В 2021 году реализовано конечным потребителям 3,5 млн. м 3 холодной воды, пропущено через очистные сооружения 2,4 млн. м 3 сточных вод.
С 1 августа 2022 года предприятие прекращает оказание услуг потребителям по водоснабжению и водоотведению.
3) МУП "Ковдорводоканал" - основные виды деятельности: сбор, очистка и распределение воды.
В соответствии с постановлением администрации Ковдорского муниципального округа от 28.06.2022 года N 568 "О создании муниципального унитарного предприятия "Ковдорводоканал" создано муниципальное унитарное предприятие "Ковдорводоканал". Основной целью деятельности предприятия является оперативное и качественное решение социальных задач по организации в границах города Ковдор водоснабжения и водоотведения, выполнение работ, производство продукции, оказание услуг, а также удовлетворение общественных потребностей, получение прибыли.
Предполагается, что объемы реализации продукции в 2022 году и прогнозном периоде 2023-2025 годах по водоснабжению и водоотведению останутся на уровне достигнутых количественных значений за отчетный 2021 год ООО "Тепловодоканал".
4) АО "Рема-Кольсксервис" - основной вид деятельности: ремонт машин и оборудования.
АО "РЕМА-Кольсксервис" является официальным представителем фирмы REMA TIP TOP AG. Предприятие в структуре имеет обособленное подразделение в г. Апатиты, филиалы и представительства отсутствуют.
АО "РЕМА-Кольсксервис" занимается поставкой и выполнением услуг по защите оборудования промышленных предприятий от антикоррозийного и абразивного износа. В данный момент предприятие участвует в ряде тендеров на ЭП СУЕК, на поставку и услуги для АО "Ковдорский ГОК". В рамках действующего договора с АО "КГОК" в 2021 году выполнено поставок на более чем 4,5 тыс. единиц готовой продукции производства АО "Рема Кольсксервис". Футеровочные материалы производства REMA TIP TOP AG, Германия, более 10 лет широко используются на обогатительных фабриках Северо-Западного региона и других регионов России.
Рынком сбыта является Северо-Западный Федеральный округ России
В 2022 году предприятие участвует в ряде тендеров на ЭП СУЕК, на поставку и услуги для АО "Ковдорский ГОК".
В прогнозном периоде 2023-2025 годах планируется увеличение объемов производства продукции, освоение новых рынков сбыта.
5) ГОУСП "Тулома" (обособленное подразделение в н.п. Лейпи) основные виды деятельности: - производство, переработка и реализация мясомолочной продукции; разведение, выращивание крупного рогатого скота с выращиванием молодняка для воспроизводства стада; выращивание однолетних и многолетних трав, заготовка силоса и сенажа на корм скоту; птицеводство; свиноводство.
Животноводческий комплекс н.п. Лейпи является обособленным подразделением ГОУСП "Тулома".
На производственной площадке животноводческого комплекса н.п. Лейпи расположены: молочно-товарная ферма, свинотоварная ферма, птичник, мясоперерабатывающий цех. Поголовье крупного рогатого скота составляет более 700 голов, из них 340 коров (дойное стадо). Поголовье свиней - 958 голов. В связи с окончанием производственного срока использования кур-несушек в конце 2020 года произведен плановый забой птицы. В июле 2021 года приобретено 10 тысяч суточных цыплят, которые были переведены в основное стадо в конце ноября 2021 года. В декабре 2021 года началось производство яйца куриного от обновленного поголовья.
ГОУСП "Тулома" (животноводческий комплекс н.п. Лейпи) выпускает расширенный ассортимент молочной и мясной продукции.
В 2021 году производство молока увеличено на 10% и составило 2 163 тонны. Это стало возможным благодаря сбалансированному и полноценному рациону кормления.
За 2021 год предприятием реализовано (по площадке Лейпи):
- молочной продукции в пересчете на молоко в зачетном весе - 2 246 тонны (115% к уровню 2020 года);
- 174 тонны мяса всех видов в живом весе (72% к уровню 2020 года), в том числе: мяса крупного рогатого скота - 67 тонн (116% к уровню 2020 года), мяса свиней - 107 тонн (65% к уровню 2020 года).
За 2021 год произведено и реализовано 213 тыс. штук яиц куриных. В 2022 году объем производства ожидается в количестве 2 600 тыс. штук.
В 2022 году ожидается увеличение выручки в связи с увеличением объемов производства и реализации мясной продукции и яйца куриного. В последующие годы планируется наращивание производства сельскохозяйственной продукции.
С целью сохранения тенденции повышения объемов продаж молочной продукции и увеличения размера выручки, специалистами предприятия продолжена работа по увеличению точек реализации и расширению географии продаж в торговых сетях. Также, предприятие имеет и собственную торговую сеть, которая включает в себя 16 торговых точек, расположенных в городах и поселках Мурманской области.
6) МУП "Ена" - основные виды деятельности: производство и распределение пара и горячей воды самостоятельными котельными для отопления и горячего водоснабжения в н.п. Куропта, село Ена; распределение воды для н.п. Ёнский, Риколатва, Куропта, Лейпи и с. Ёна.
В 2021 году реализовано конечным потребителям тепловой энергии в количестве 3,3 тыс. Гкал, воды - 149,9 тыс. м 3, пропущено через очистные сооружения 124,0 тыс.м 3 сточных вод.
В текущем 2022 году и прогнозном периоде 2023-2025 годах значительных колебаний объемов готовой продукции не наблюдается: тепловая энергия - 3,2 тыс.Гкал, водоснабжение - 137,8 тыс. м 3, водоотведение - 118,1 тыс.м 3.
7) АО "Мурманэнергосбыт" - производство тепловой энергии в н.п. Енский, Лейпи. Передачу электрической энергии осуществляет филиал АО "МЭС" "Ковдорская электросеть".
Основную долю отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, представляют организации-производители, относящиеся к добывающим, обрабатывающим и перерабатывающим производствам, а также осуществляющим деятельность в производстве, транспортировке и распределении электроэнергии, газа и воды.
В 2021 году темп роста промышленного производства составил 170,9% к уровню предыдущего года и достиг 77 710,3 млн. рублей, что обусловлено существенным увеличением объемов добывающей промышленности.
Объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составил 77680,0 млн. рублей, доля в структуре промышленного производства - 99,96%.
Объем отгруженных товаров собственного производства по видам деятельности "Обрабатывающие производства" равен 1 272,2 млн. рублей, рост к предыдущему году 162,1%. Увеличение обусловлено изменением объема заказов.
По виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" не наблюдается роста объемов производства. В 2020 году произведено продукции на сумму 947,9 млн. рублей, в 2021 году - 743,9 млн. рублей, снижение на 204,0 млн. рублей. Снижение показателя объясняется тем, что с 1 ноября 2021 года ООО "Тепловодоканал" не оказывает услуги по техническому обслуживанию тепловых сетей, а именно, услуги по передаче тепловой энергии (2021 год - 74,7 млн. рублей, 2020 год - 282,3 млн. рублей). С 1 ноября 2021 года и по настоящее время услуги оказывает АО "Ковдорский ГОК".
Объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" составил 243,6 млн. рублей, темп роста производства 107,8% к уровню 2020 года. Рост показателя объясняется повышением тарифов на оказываемые услуги.
В 2022 году темп снижения промышленного производства равен 89,6% к уровню 2021 года и составит 69 518,4 млн. рублей.
Объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" составит 67 265,0 млн. рублей, что на 10 415,0 млн. рублей меньше объема за 2021 год. Доля в структуре промышленного производства - 96,76%.
В текущем году АО "Ковдорский ГОК" планирует выпустить 5,6 млн. тонн железорудного концентрата, в 2021 году реализовано 5,8 млн. тонн. Уменьшение объемов выпуска на 0,6 тыс. тонн, так же наблюдается по бадделеитовому концентрату (2021 год - 6,6 тыс. тонн. 2022 год - 6,0 тыс. тонн). Объемы реализации апатитового концентрата останутся на уровне фактически достигнутых в 2021 году - 2,3 млн. тонн. По оценке АО "Ковдорский ГОК" объем отгруженных товаров в 2022 году снизится на 10 415,0 млн. рублей (13,4%) и составит 67 265,0 млн. рублей (в 2021 году - 77 680,0 млн. рублей). Снижение мировых цен на железо на 44% также оказывает влияние на показатель выручки.
На предприятиях, осуществляющих деятельность в сферах "Обрабатывающих производств" и "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" по оценке 2022 года ожидается незначительное снижение объемов отгруженных товаров собственного производства. Объем выручки составит 1 288,4 и 706,6 млн. рублей соответственно.
Наращивание темпов производства по "Водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в основном связано с заложенной индексацией тарифов в прогнозном периоде: по оценке 2022 года - 258,4 млн. рублей, 2021 год - 243,6 млн. рублей.
В соответствии с основными показателями социально-экономического положения муниципальных образований Мурманской области, представленными территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области, экономическая ситуация в Ковдорском муниципальном округе за 6 месяцев 2022 года характеризуется увеличением объемов продукции собственного производства по сравнению с периодом январь-июнь 2021 года.
Фактический объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по всем видам экономической деятельности за 6 месяцев 2022 года составляет 39 214,0 млн. рублей, за аналогичный период прошлого года 38 321,8 млн. руб., рост 892,2 млн. руб. или 102,3%. В том числе:
- по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" рост в 101,7%:
- по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" объем отгрузки организаций составил 644,2 млн. руб., рост на 16,3%. Доля объема отгрузки организаций Ковдорского муниципального округа в областном показателе не снизилась - 0,1%.
- по виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" объем отгрузки организаций составил 353,3 млн. руб., снижение показателя на 11,9%. Доля объема отгрузки организаций Ковдорского муниципального округа в областном показателе снизилась на 0,2% в сумме 47,9 млн. руб.;
- по виду экономической деятельности "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" объем отгрузки увеличился на 127,4%. Рост выручки обусловлен реализацией Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым ресурсоснабжающие организации предъявляют к оплате счета потребителям:
- за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод;
- плата за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения.
- по виду экономической деятельности "Строительство" уменьшение объемов выполненных работ на 22,5% по причине изменения объема работ на объектах горнопромышленного комплекса;
- введено в эксплуатацию 155 кв.м. общей площади жилых помещений с учётом индивидуальных жилых домов, построенных населением за счёт собственных и заёмных средств и введённых в эксплуатацию в установленном порядке. Доля общей площади в областном показателе составляет 0,1%.
- изменение объемов производства продукции животноводства в сельскохозяйственных организаций: объем производства молока и молочных продуктов снизился на 0,7%, производство скота и птицы на убой (в живом весе), наоборот, выросло на 20,6%. Объем отгруженной (реализованной) продукции молока и молочных продуктов снизился на 0,5%, объем реализации мясной продукции увеличился на 125,7%.
- объём перевозок грузов автомобильным транспортом организациями Ковдорского муниципального округа составляет 1,6 тыс. тонн, что в 2,1 раза выше показателя предшествующего года. Доля объемов перевозки грузов в областном показателе увеличилась с 0,2 до 0,3%.
В 2023-2025 годах наблюдается устойчивый рост объемов отгруженных товаров собственного производства по всем видам экономической деятельности:
- в 2023 году увеличение до 82 685,5 млн. руб., темп роста промышленного производства 119,0% к уровню предыдущего года, в том числе по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" рост объемов реализации до 80 369,0 млн. руб. в связи с увеличением цен на продукцию.
- в 2024 году увеличение до 97 769,5 млн. руб., темп роста промышленного производства 118,3% к уровню 2023 года. Рост объемов отгруженных товаров по добыче полезных ископаемых до 95 390,0 млн. руб. объясняется наращиваем объемов производства апагит-штафелитовых руд с 2635,0 тыс. тонн в 2023 году до 3 270,0 тыс. тонн в 2024 году, и бадделеитового концентрата с 6 до 7 тыс. тонн. Наблюдается незначительное снижение объемов выпуска железорудного концентрата с 5 743,0 тыс. тонн в 2023 году до 5 407,0 тыс. тонн в 2024 году.
- в 2025 году объем отгрузки вырастет на 1 745,9 млн. рублей и составит 99 515,4 млн. рублей, темп роста промышленного производства 101,9% к уровню 2024 года. Объемы реализации по добыче полезных ископаемых увеличатся до 96 919,0 млн. руб., в натуральном выражении выпуск железорудного концентрата вырастет до 5 431,0 тыс. тонн, производство апатит-штафелитовых руд и бадделеитового концентрата, наоборот, снизится до 3 148,0 и 6,0 тыс. тонн соответственно. Изменение объемов отгрузки в натуральном выражении объясняется спросом готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также прогнозируемым ростом цен на реализуемую продукцию.
Наращивание темпов производства по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" в основном связано с заложенной индексацией тарифов в прогнозном периоде.
В рамках предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции системообразующие предприятия Ковдорского муниципального округа предпринимают необходимые меры по защите своих сотрудников и сохраняют производственные процессы в штатном режиме.
4.3. Рынок товаров и услуг
Потребительский рынок призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, а также качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Ковдорского муниципального округа.
В 2021 году оборот розничной торговли равен 2 086,1 млн. руб., что на 95,6 млн. руб. или 104,8% выше показателя за 2020 год, индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах к 2020 году составил 98,5%. Потребительский спрос в отчетном году формируется под влиянием популярности тренда на приобретение товаров через онлайн-сервисы по доставке, а также сохраняющий популярность приобретение товаров на интернет-площадках, обороты по которым не отражаются в региональной статистике. Данный факт будет наблюдаться и в прогнозном периоде до 2025 года.
Объем платных услуг населению в 2021 году составил 725,5 млн. руб., увеличение в сопоставимых ценах 18,1% к 2020 году, индекс физического объема составил 105,4%.
Обеспеченность населения торговыми площадями в 2021 году составила 1 616,5 кв.м. на 1 000 жителей, в 2020 году - 1 579,4 кв.м. Увеличение показателя объясняется снижением численности населения Ковдорского муниципального округа.
В целях повышения качества обслуживания населения, развития конкуренции, популяризации предпринимательства в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг в Ковдорском муниципальном округе ежегодно проводится смотр-конкурс "Новогодняя фантазия".
Особое внимание уделяется развитию форматов мелкорозничной и нестационарной торговли: организуется уличная и выездная торговля, а в рамках праздничных мероприятий - ярмарочная торговля.
В 2022 году на фоне внешнего санкционного давления, слабой динамики потребительского спроса и высокого уровня инфляции (119,0%) ожидается снижение оборота розничной торговли на 9,1%. Индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах равен 90,9% к предыдущему году.
Предполагается увеличение потребительской активности на розничном рынке товаров и услуг на 8,2% относительно 2021 года. Оборот розничной торговли за январь - июнь 2022 года составил 1204,6 млн. рублей, по оценке 2022 года составит 2 257,2 млн. рублей.
Индекс физического объема платных услуг населению к концу 2022 года оценочно составит 102,9%, индекс-дефлятор 108,1%, объем платных услуг - 807,0 млн. руб.
В структуре объема платных услуг населению Ковдорского муниципального округа преобладают коммунальные и жилищные услуги, транспортные услуги и бытовые услуги.
Обеспеченность населения торговыми площадями оценочно увеличится до 1 649,5 кв.м, на 1 000 человек в связи с прогнозируемым уменьшением численности населения на конец отчетного 2022 года.
В 2023 - 2025 годах прогнозируется оживление роста емкости потребительского рынка. Этому будут способствовать снижение инфляции, увеличение денежной массы у населения, позитивные потребительские ожидания на фоне общей стабилизации. По оценке инфляция на конец 2023 года составит 106,1%. К ценовому диапазону в 4% инфляция вернется с 2024 года.
В прогнозном периоде оборот розничной торговли будет ежегодно увеличиваться и составит в 2023 году 2 516,8 тыс. рублей, в 2024 году - 2 760,9 тыс. рублей, в 2025 году - 2 956,9 млн. рублей при индексе физического объема оборота розничной торговли в 2023 году оценивается 101,5%, в 2024 году - 103,9%, в 2025 году - 102,8%.
На рынке платных услуг населению сохранится тенденция прироста физических объемов. С учетом индексов физического объема в 2023 году 101,9%, в 2024 году - 102,0%. в 2025 году - 101,7%, к концу прогнозного периода объем платных услуг населению увеличится на 145,7 млн. рублей или 18,1% к 2022 году и составит 952,7 млн. руб. Объем платных услуг населению в расчете на 1 жителя в 2021 году составил 41,4 тысяч рублей, ожидается в 2022 году - 47,0 тысяч рублей. В прогнозном периоде наблюдается ежегодное увеличение показателя: 2023 год - 51,1 тыс. рублей, 2024 год - 54,8 тыс. рублей, 2025 год - 58,6 тыс. рублей.
В структуре объема платных услуг населению Ковдорского муниципального округа традиционно также будут преобладать жилищные и коммунальные услуги, транспортные услуги и бытовые услуги.
Развитие торговли, сферы услуг и общественного питания является одним из основных направлений деятельности в прогнозном периоде до 2025 года, так как потребительский рынок является важнейшей областью экономики, выступающей индикатором уровня социального развития, обеспечивающей финансовую стабильность и создание новых рабочих мест в Ковдорском муниципальном округе.
4.4. Малое и среднее предпринимательство
В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФПС России по состоянию на 10.01.2022 количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Ковдорском муниципальном округе (далее - СМСП, МСП) составило 449 единиц, что на 6,9% выше уровня 2020 года (2020 год - 420 единиц). При этом количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 6,8% и составило 363 человек (среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей увеличилась с 524 до 559 человек), а количество юридических лиц, включая малые, микропредприятия и средние предприятия, увеличилось на 7,5% и составило 86 единиц (среднесписочная численность работников юридических лиц выросла с 1 080 до 1 151 человека).
В целом среднесписочная численность занятых в сфере МСП по состоянию на 10.01.2022 года составила 1 710 человек, что на 106 человек больше, чем в отчетном 2021 году (2021 год - 1 604 человека).
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых по итогам 2021 года составила 12,1%, что на 71 человек больше относительно 2020 года.
Основным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства является отток населения, в частности молодых людей до 35 лет, которые имеют больший предпринимательский потенциал относительно старшего поколения. По данным Мурманскстат выбыло в 2020 году 286 человек в возрасте от 20 до 34 лет, в 2021 году 193 человека.
С 01.07.2020 года введен специальный налоговый режим для самозанятых - налог на профессиональный доход. По состоянию на 10.07.2022 года в Ковдорском муниципальном округе был зарегистрирован 471 самозанятый гражданин.
В ноябре 2020 года внесены изменения в решение Совета депутатов Ковдорского района от 24.10.2005 N 67 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ковдорский район" в части установления с 01 января 2021 года льготы по уплате земельного налога для индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) заключивших в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации и включенных в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты на территории Ковдорского района в отношении земельных участков расположенных на территории Ковдорского района и используемых ими в целях выполнения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, на первые три года с начала действия инвестиционного соглашения, заключаемого в целях реализации инвестиционного проекта (решение Совета депутатов Ковдорского района от 26.11.2020 N 92).
В июне 2021 года внесены изменения в решение Совета депутатов Ковдорского района от 25.11.2016 N 121 "Об установлении на территории муниципального образования Ковдорский район налога на имущество физических лиц" в части установления с 01 января 2021 года льгот по налогу на имущество физических лиц для резидентов Арктической зоны Российской Федерации - индивидуальных предпринимателей в рамках соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности. Принятым решением Совета депутатов предусмотрено:
- предоставление налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности резидента Арктической зоны Российской Федерации - индивидуального предпринимателя, на срок, составляющий пять лет, с 1-го числа месяца, в котором произошло возникновение права собственности на созданное, приобретенное в собственность имущество;
- предоставление налоговой льготы резидентам Арктической зоны Российской Федерации - индивидуальным предпринимателям в размере 50 процентов от суммы налога, подлежащей уплате, в течение последующих пяти лет.
Данные меры налогового регулирования направлены на стимулирование инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, поддержку и снижение налогового бремени индивидуальных предпринимателей, создание равных условий осуществления деятельности инвесторов и обеспечение единообразного подхода к налогообложению имущества. Так же, данные меры направлены на сохранение и увеличение количества субъектов МСП, среднесписочной численности работников в субъектах МСП, на снижение теневой занятости и легализацию трудовых отношений.
Численность занятых в секторе малого и среднего бизнеса на территории Ковдорского муниципального округа (с учетом количества индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан) на 01.01.2022 составила 2 105 человек, что на 19,9% больше значения показателя за 2021 год (1 756 человек), количество действующих самозанятых - 395 человек, или 213,8% к уровню 2021 года (на 01.01.2021 количество самозанятых граждан - 152 человека).
По итогам 2021 года количество субъектов МСП, учитывая самозанятых граждан, составило 844 единицы (449 субъектов СМСП и 395 субъектов самозанятых), что больше на 47,6% по сравнению с 2020 годом (2020 год; 420 субъектов СМСП и 152 субъекта самозанятых).
С целью оказания предпринимателям государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна", в Ковдорском муниципальном округе действует многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг "Мои документы".
В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательства в Ковдорском муниципальном округе проводятся мероприятия, направленные на поддержку деятельности СМСП и самозанятых граждан:
- разработана и реализуется муниципальная программа "Развитие экономического потенциала Ковдорского муниципального округа на 2019-2024 годы", целью которой и является повышение экономической активности, развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ковдорского муниципального округа;
- с 2021 года принимается участие в государственной программе Мурманской области "Экономический потенциал", в рамках которой в 2021 году была оказана финансовая поддержка 3 начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса в общем размере 1000 тыс. рублей.
В 2022 году Ковдорский муниципальный округ также принимает участие в реализации государственной программы Мурманской области "Экономический потенциал", в рамках которой в 2022 году планируется оказание финансовой поддержки в части возмещения понесенных затрат СМСП, деятельность которых направлена на решение социальных проблем;
- межтерриториальное государственное областное бюджетное учреждение Центр занятости населения Ковдорского муниципального округа (далее - МГОБУ ЦЗН) оказывает единовременную финансовую помощь на открытие собственного дела безработным гражданам, состоящим на учете в МГОБУ ЦЗН, которые разработали и успешно защитили бизнес-план своего проекта. В 2021 году финансовую помощь в размере 360,0 тыс. рублей получили 3 гражданина; в 2022 году финансовую помощь в размере 360,0 тыс. рублей получили тоже 3 гражданина:
- работает Совет по вопросам предпринимательства и улучшению инвестиционного климата (далее - Инвестиционный Совет). Деятельность Инвестиционного Совета направлена на координацию действий предпринимательского сообщества и органов местного самоуправления по вопросам улучшения инвестиционного климата и реализации государственной и муниципальной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании. В 2021 году было проведено 2 заседания. В 2022 проведено 3 заседания и планируется к проведению 1 заседание;
- проводятся заседания Рабочей группы по содействию развития конкуренции, в целях анализа мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных и социально значимых рынках товаров, работ, услуг муниципального образования Ковдорский муниципальный округ. В 2021 году было проведено одно заседание рабочей группы. В 2022 году проведено 1 заседание рабочей группы и планируется к проведению ещё 1 рабочей группы;
- начинающим и действующим предпринимателям оказывается информационная, консультационная и финансовая поддержка в виде грантов и субсидий на конкурсной основе;
- оказывается имущественная поддержка: сформирован перечень имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; установлена льготная базовая ставка арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда.
В 2021 году имущественную поддержку получили 2 предпринимателя, по состоянию на 01.07.2022 года имущественную поддержку получили 2 предпринимателя;
- ежегодно организуется обучающий тренинг-курс для субъектов МСП "Шаг за шагом".
В 2021 году в тренинг-курсе приняло участие 8 человек.
В 2022 году данный тренинг-курс организуется Центром поддержки предпринимательства Мурманской области в онлайн формате;
- в целях популяризации предпринимательства в Ковдорском муниципальном округе ежегодно проводится конкурс среди СМСП "Лучший предприниматель года" в различных номинациях.
В 2021 году участие приняло 6 СМСП, в 2022 году участие приняло 3 СМСП.
В Ковдорском муниципальном округе ежегодно проводится смотр-конкурс "Новогодняя фантазия". В 2020 году в конкурсе приняло участие 9 СМСП, представлено 11 объектов. В 2021 году в конкурсе приняло участие 15 СМСП, представлено 19 объектов. В 2022 году конкурс запланирован к проведению в декабре месяце.
В 2022 году по состоянию на 10.07.2022 количество СМСП в Ковдорском муниципальном округе составило 430 единиц, на 10.07.2021 - 412 единиц.
По состоянию на 10.07.2022 года в Ковдорском муниципальном округе было зарегистрировано 471 субъект самозанятых, на 10.07.2021 года - 266 самозанятых. По состоянию на 10.07.2022 количество субъектов МСГ1, учитывая самозанятых граждан, составило 901 субъект (430 субъекты МСГ1 + 471 самозанятые), что больше на 6,8% по сравнению с 2021 годом (2021 год - 844 субъекта, в т.ч. 395 самозанятых и 449 субъектов МСП).
Учитывая, что в 2022 году внешние и внутренние условия развития российской экономики существенно изменились, прогнозные значения развития сектора МСП характеризуются повышенной степенью неопределенности, а оценка показателей МСП осуществляется с учетом:
- негативных последствий, связанных с беспрецедентным экономическим давлением в условиях антироссийских санкций;
- эффективности мер государственной поддержки СМСП, в том числе антикризисных мер, реализуемых в период санкционного давления.
Количество малых предприятий на конец текущего года составит 81 единица со среднесписочной численностью 853 человека, количество индивидуальных предпринимателей - 364 человека со среднесписочной численностью 561 человек, количество средних предприятий, включая обособленные подразделения юридических лиц, по формам федерального статистического наблюдения NN П-1, П-5 (м) - по состоянию на 01.01.2023 год составит 6 единицы со среднесписочной численностью 309 единиц (по сравнению с 2021 годом отсутствует динамика). В 2020 году количество средних предприятий, включая обособленные подразделения юридических лиц составило 4 единицы со среднесписочной численностью 320 единиц.
По итогам 2022 года прогнозируется увеличение численности СМСП с 449 до 451 единиц (2021 год - 449 ед.), увеличение среднесписочной численности с 1 710 человек (2021 год) до 1 723 человек, численность самозанятых граждан составит 547 человек.
В прогнозном периоде 2023-2025 механизмы поддержки предпринимателей будут формироваться с учетом решения приоритетной задачи по снижению негативных последствий, связанных с беспрецедентным санкционным давлением, созданию условий для последующего возвращения бизнеса в нормальный режим работы, а также мероприятий, направленных на развитие МСП в рамках программы "Развитие экономического потенциала Ковдорского муниципального округа".
В прогнозном периоде продолжится предоставление традиционных форм финансовой поддержки, а также налоговой поддержки СМСП, решение по которым были приняты в 2020 - 2022 годах в целях восстановления предпринимательской активности.
Усилия органов местного самоуправления будут направлены на:
- оказание информационно-консультационной и образовательной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам;
- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам;
- создание условий для развития конкурентоспособности и стимулирования деятельности предприятий потребительского рынка;
- выполнение государственных полномочий по сбору сведений для формирования и ведения торгового реестра;
- популяризацию предпринимательства, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, развитие форм и методов взаимодействия органов власти и представителей бизнеса.
На фоне стабилизации экономических процессов ожидается умеренно положительная динамика показателей развития МСП.
К концу 2023 года среднесписочная численность работников, занятых в сфере малого и среднего бизнеса в количестве 453 единиц, составит 1 735 человек, к концу 2024 года - 1 748 человек при количестве СМСП - 455 единиц.
В результате к 2025 году прогнозируется увеличение численности индивидуальных предпринимателей до 367 человек (101,1% к уровню 2021 года), а также, рост количества СМСП юридических лиц до 90 единиц (104,7% к уровню 2021 года). Среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей в конце прогнозного периода составит 566 человек (101,3% к уровню 2021 года). Среднесписочная численность работников малых, включая микропредприятия, и средних предприятий увеличится до 1 195 человек или 103,8% к уровню 2021 года. В целом, к концу 2025 года осуществлять деятельность будут 457 единиц СМСП со среднесписочной численностью 1 761 человек.
Специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" станет решающим фактором увеличения численности самозанятых граждан в прогнозном периоде до 2025 года.
Развитие предпринимательства и самозанятости в прогнозном периоде станет возможным благодаря реализации мероприятий, направленных на регулирование механизмов поддержки бизнеса со стороны государства, региона, институтов инфраструктуры поддержки и банковского сектора, таких как совершенствование налоговой политики, финансирования путем субсидирования и доступности кредитных продуктов, расширения доступа СМСП к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, доступности имущественной, информационно-консультационной и образовательной поддержки.
4.5. Инвестиции и строительство
Особенностью инвестиционных вложений Ковдорского муниципального округа является формирование 98-99% объема инвестиций в основной капитал за счет собственных средств АО "Ковдорский ГОК" и акционерного капитала ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим".
В 2020 году на территории Ковдорского муниципального округа резиденты Арктической зоны Российской Федерации АО "Ковдорский ГОК" и ООО "Флогопит" приступили к реализации новых инвестиционных проектов:
1) Модернизация собственных производств:
Период инвестиционной стадии проекта: 2019-2027 гг. Планируемый объем инвестиций за весь период реализации 20,6 млрд. руб. Количество новых рабочих мест - 131. Продукция предприятия является премиальным фосфорным сырьем для российских производителей минеральных удобрений. Реализация инвестиционного проекта необходима для жителей Ковдорского муниципального округа, так как от эффективной деятельности градообразующего предприятия АО "Ковдорский ГОК" зависит социально-экономическое развитие муниципального образования.
2) Возрождение переработки слюды и флогопита:
Период инвестиционной стадии проекта: 2020-2023 гг. Проектом предусмотрено вложение инвестиций порядка 54,6 млн. рублей, а также создание 39 новых рабочих мест, что позволит повысить уровень занятости населения и снизить уровень безработицы. Рост переработки слюды и флогопита стимулирует дополнительный спрос на сервисные услуги по сборке и ремонту горного оборудования.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2021 год составил 11 718,7 млн. рублей, что меньше на 2 708,2 млн. рублей (18,8%) по сравнению с 2020 годом. Из них инвестиционные вложения за счет собственных средств предприятий в сумме 11 663,3 млн. руб., средства бюджетов - 36,9 млн. руб.
В 2022 году АО "Ковдорский ГОК" планирует выполнять работы по реконструкции мощностей дробильной фабрики и обогащения руд для обеспечения объемов переработки руды не менее 19,5 млн. тонн в год, по проведению вскрышных работ, складированию хвостов второго поля, реализация программ повышения извлечения полезных компонентов из руды, расширение карьера магнетитовых и апатитовых руд, реконструкции береговой насосной станции производственного водопровода, замене горной техники, приобретение горной техники на развитие, переносу инфраструктуры, реконструкции и модернизации дробильной фабрики и обогащения руд, замене изношенного оборудования основных цехов комбината, формированию фонда непредвиденных инвестиционных расходов, разработке проектов, направленных на повышение уровня промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и экологии, поддержание зданий и сооружений, реализации проектов Департамента развития логистики, проектов Департамента системотехники, проектов административного департамента и прочих проектно-изыскательских работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общей стоимостью 6 982,0 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций за 2022 год составит 7 176,6 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств предприятий 7 037,9 млн. руб., средств бюджетов - 138,4 млн. руб.
В 2023 - 2025 годах реализация намеченных инвестиционных проектов градообразующим предприятием АО "Ковдорский ГОК" продолжится. С учетом планируемых работ инвестиции в модернизацию производства прогнозируются в 2023 году в размере 26 171,0 млн. руб., в 2024 году - 19 593,0 млн/руб., в 2025 году - 17 249,0 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций на 2023 год составит 26 515,7 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств предприятий 26 240,8 млн. руб., средств бюджетов - 274,9 млн. руб.
В 2024 году наблюдается снижение инвестиционных вложений до 20 003,5 млн. руб. Наибольший удельный вес приходится на собственные средства предприятий - 98,3% в сумме 19 664,3 млн. руб., 1,7% - бюджетные средства 339,2 млн. руб.
В 2025 году снижение инвестиционных вложений продолжится и составит 17 326,6 млн. руб., в том числе за счет собственных средств предприятий 17 311,0 млн. руб., средств бюджетов - 15,6 млн. руб.
Расходы муниципального образования Ковдорском муниципальном округе по инвестициям за счет бюджетных средств в 2022-2025 годах представлены в разрезе источников финансирования и направлений использования:
В 2022 году:
Инвестиционные вложения в основной капитал за счет бюджетных средств составят 138,4 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета 11,5 млн. руб., из областного бюджета 115,5 млн. руб., из бюджета муниципального образования 11,4 млн. руб.
Средства Федерального бюджета:
За счет средств федерального бюджета планируются ассигнования в сумме 11,48 млн. руб. в том числе:
- за счет ИМБТ на создание модельных муниципальных библиотек (создание модельной библиотеки на базе детской библиотеки МБУК ЦБС - приобретение техники, мебели, робота, книжного фонда) - 4,16 млн. руб.;
- за счет субсидии на поддержку отрасли культуры (капитальный ремонт здания МАУ ДО ДШИ) - 7,32 млн. руб.
Средства областного бюджета:
За счет средств областного бюджета планируются ассигнования в сумме 115,52 млн. руб. в том числе:
- за счет субсидии бюджетам муниципальных образований на подготовку к отопительному периоду (за счет средств резервного фонда Правительства Мурманской области) (новый участок сети горячего водоснабжения) - 0,48 млн. руб.;
- за счет субсидии на планировку территорий, формирование (образование) земельных участков, обеспечению их объектами коммунальной и дорожной инфраструктуры, в т.ч. для предоставления их на безвозмездной основе многодетным) - 1,80 млн. руб.;
- за счет субсидии муниципальным образованиям на обеспечение условий доступности входных групп многоквартирных домов с учетом потребностей инвалидов (лестничный гусеничный подъемник "БАРС УГП-130") - 1,14 млн. руб.;
- за счет субсидии на приобретение коммунальной техники для уборки территорий муниципальных образований Мурманской области (вакуумная подметально-уборочная машина) - 19,79 млн. руб.;
- за счет субсидии бюджетам муниципальных образований на мероприятия по созданию, брендированию и укреплению материально-технической базы открытых пространств для поддержки и развития молодежных инициатив: укрепление материально-технической базы молодежного центра Arctic Space - приобретение интерактивных панелей, степ-платформы, бодибары, ролик для йоги, полки - 0,43 млн. руб.;
- за счет субсидии на проведение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, образования в сфере культуры и искусства и архивов: разработка ПСД для капитального ремонта Центральной библиотеки - 1,54 млн. руб.;
- за счет субсидии на проведение ремонтных работ и укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, образования в сфере культуры и искусства и архивов: разработка концепции экспозиции для МАУК "Ковдорский краеведческий музей" - 2,31 млн. руб.;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.