Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Прогнозу
Предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ за 1 полугодие 2022 года и ожидаемые итоги социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ за 2022 год
1. Демографические показатели
Демографическая ситуация в муниципальном образовании Ковдорский муниципальный округ (далее - Ковдорский муниципальный округ) характеризуется снижением естественной и миграционной убыли населения. При этом население сельских населенных пунктов практически не изменилось.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области (далее - Мурманскстат) за период с 2017 по 2021 года численность населения Ковдорского муниципального округа снизилась с 18 609 до 17 332 человек, в среднем за год на 316 человек, в том числе в г. Ковдор - на 273 человека, в сельских населенных пунктах - на 43 человека.
Согласно статистическим данным в 2021 году в Ковдорском муниципальном округе родилось 124 человека, что на 6 младенцев меньше, чем в 2020 году (130 человек). Коэффициент рождаемости остался на уровне 2020 года и составил 7,1 родившихся на 1000 населения.
За январь-июнь 2022 года родилось 68 младенцев. На динамику рождаемости по-прежнему влияет сокращение численности женщин основного репродуктивного возраста 25-34 года. В 2020 году численность женщин уменьшилась на 95 человек, в 2021 году - снизилась на 22 человека.
Учитывая статистические данные прошлых лет и проводимую на федеральном уровне политику стимулирования рождаемости, по оценке 2022 года в Ковдорском муниципальном округе родится 125 младенцев, коэффициент рождаемости на 1000 населения составит 7,3 человек с учетом тенденции снижения среднегодовой численности населения.
Уровень смертности в Ковдорском муниципальном округе остается на высоком уровне. В 2017 году умерло 258 человек, в 2018 году - 231 человек, в 2019 году - 254 человека, в 2020 году - 276 человек, в 2021 году - 332 человека. Общий коэффициент смертности в прошлом году составил 18,9 человек на 1000 населения. Основной причиной смерти являются заболевания системы кровообращения (кардиологические заболевания) и злокачественные новообразования. Также, распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказало влияния на изменение численности населения. Умерло в 2020 году 2 человека, в 2021 году - 30 человек.
За январь-июнь 2022 года умерло 138 человек. В регионе, как и в Ковдорском муниципальном округе, зафиксировано снижение эпидемиологической ситуации. В Ковдорском муниципальном округе по состоянию на 1 января 2021 года количество выявленных заболевших COVID-19 составляет 615 человек, на 30 декабря 2021 года - 2 212 человек, на 1 апреля 2022 года - 3 560 человек (+ 1348 за 3 месяца), на 1 июля 2022 года - 3 603 человека (+ 43 за 3 месяца), 27 августа - 3 611 человек (+ 8 за 2 месяца). Данные представлены нарастающим итогом.
Умерло от новой коронавирусной инфекции с 2020 года нарастающим итогом по состоянию на 30 августа 2022 года - 96 человек.
Прогнозируется к концу года количество умерших достигнет 319 человек, коэффициент смертности составит 18,6 человек на 1000 человек населения муниципального образования.
В итоге коэффициент естественной убыли населения по оценке 2022 года составит 11,3 человек на 1000 населения (2021 год - 11,9 человек).
В текущем 2022 году отмечено увеличение миграционной убыли населения: 81 человек за январь-июнь, против 33 человек за январь-июнь 2021 года. Учитывая миграционное снижение на протяжении длительного времени, предполагается, что коэффициент миграционной убыли населения в текущем году составит 9,3 человека на 1000 населения при миграционном снижении в количестве 160 человек.
Численность населения по статистическим данным на 01,01,2022 составляет 17 332 человек, по оценке на 01.07.2022 - 17 118 человек, на 01.01.2023 - 17 016 человек. Среднегодовая численность населения в 2022 году ожидается на уровне 17 174 человек.
2. Промышленное производство
Основным видом промышленного производства в Ковдорском муниципальном округе является добыча полезных ископаемых. Данный вид производства осуществляет градообразующее предприятие АО "Ковдорский ГОК", основными видами продукции являются железорудный и апатитовый концентрат.
По данным АО "Ковдорский ГОК" объем отгруженных товаров собственного производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" за 2021 год составил 77 680,0 млн. руб. или 8 039 тыс. тонн в натуральном выражении, за 1 полугодие 2022 года - 37 458,8 тыс. руб. (3 780 тыс. тонн), в целом за год ожидается в сумме 67 265,0 тыс. руб. (7 673 тыс. тонн). Доля в структуре промышленного производства в 2021 году - 99,96%.
Существенное снижение наблюдается в сфере деятельности по добыче полезных ископаемых. В текущем году АО "Ковдорский ГОК" планирует выпустить 5,6 млн. тонн железорудного концентрата, в 2021 году реализовано 5,8 млн. тонн. Уменьшение объемов выпуска на 0,6 тыс. тонн, так же наблюдается по бадделеитовому концентрату (2021 год - 6,6 тыс. тонн, 2022 год - 6,0 тыс. тонн). Объемы реализации апатитового концентрата останутся на уровне фактически достигнутых в 2021 году - 2,3 млн. тонн. Основной причиной уменьшения объемов отгрузки в денежном выражении является снижение мировых цен на железо на 44%.
По виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" объем отгрузки организаций составил за 2021 год 1 272,2 млн. руб., за 1 полугодие 2022 года 644,2 млн. руб. В текущем году ожидается отгрузить товаров собственного производства конечным потребителям на сумму 1 288,4 млн. руб. Увеличение объемов производства в 2022 году на 16,2 млн. руб. по сравнению с 2021 годом обусловлено плановым ведением производственной деятельности и изменением объема заказов.
По виду экономической деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" объем отгруженных товаров в 2022 году составит 706,6 млн. руб., что меньше на 37,3 млн. руб. или 5,0% по сравнению с 2021 годом (743,9 млн. руб.). Снижение объемов объясняется уменьшением субсидирования из областного бюджета АО "МЭС" в части финансового обеспечения затрат организациям, осуществляющим производство и передачу тепловой энергии потребителям по регулируемым тарифам. В конце 2021 года в н. п. Енский завершено строительство автоматизированной угольной котельной, обслуживанием которой занимается АО "МЭС". Новый источник теплоснабжения включен в систему диспетчеризации и полностью автоматизирован. Экономия затрат на топливно-энергетические ресурсы и снижение избыточной мощности привели к снижению экономически обоснованного тарифа на тепловую энергию, и соответственно, к уменьшению субсидирования из областного бюджета. В отчетных периодах 2022 года наблюдается плавное увеличение объемов отгрузки.
Объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" по оценке 2022 года по сравнению с 2021 годом увеличится на 14,8 млн. руб. (или на 6%) и составит 258,4 млн. рублей (2021 год - 243,6 млн. руб.). Увеличение выручки производителей услуг прогнозируется в связи с ростом тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений с 01.07.2022 для коммерческих потребителей.
Общий объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в сфере промышленного производства по итогам 2022 года составит 69 518,4 млн. руб., что на 8 191,9 млн. руб. или 10,5% меньше показателя за 2021 года (77 710,3 млн. руб.).
3. Рынок товаров и услуг
На территории Ковдорского муниципального округа субъектами малого и среднего предпринимательства в основном осуществляются следующие виды деятельности: торговля продовольственными и непродовольственными товарами, бытовые, гостиничные и коммунальные услуги, услуги общественного питания и транспортные услуги. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства направлена на удовлетворение потребностей населения и напрямую зависит от уровня доходов жителей округа.
В 2021 году оборот розничной торговли составил 2 086,1 млн. руб., что на 95,6 млн. руб. выше показателя за 2020 год. Темп роста показателя 104,8% объясняется изменением круга респондентов, предоставляющих первичные статистические данные. Объем платных услуг населению составил 725,5 млн. руб., в сопоставимых ценах увеличился на 18,1% к 2020 году.
В 2022 году на фоне внешнего санкционного давления, слабой динамики потребительского спроса и высокого уровня инфляции (119,0%) ожидается снижение оборота розничной торговли на 9,1%. Индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах равен 90,9% к предыдущему году.
Предполагается увеличение потребительской активности на розничном рынке товаров и услуг на 8,2 % относительно 2021 года. Оборот розничной торговли за 1 полугодие 2022 года составил 1 204,6 млн. руб., по оценке 2022 года составит 2 257,2 млн. руб.
Объем платных услуг населению за 2022 год оценочно составит 807,0 млн. руб., что на 81,5 млн. руб. (11,2%) выше показателя 2021 года. В I полугодии текущего года оказано услуг населению на сумму 251,6 млн. руб. Жилищно-коммунальные услуги преобладают в структуре оказания услуг, поэтому в связи с началом отопительного сезона 2022-2023 объем оказания услуг достигнет прогнозируемого значения в сумме 807,0 млн. руб.
Обеспеченность населения торговыми площадями на конец 2022 года оценочно увеличится с 1 616,5 до 1 649,5 кв.м. на 1 000 человек в связи с прогнозируемым уменьшением численности населения. В 1 полугодии текущего года показатель составляет 1 644,6 кв.м. на 1 000 населения, общая площадь торгового зала 28 328,7 кв.м., среднегодовая численность населения 17 225 человек.
4. Малое и среднее предпринимательство
В соответствии с данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России по состоянию на 10.01.2022 количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП, МСП) в Ковдорском муниципальном округе составило 449 единиц, что на 6,9% выше уровня 2020 года (2020 год - 420 единиц).
Среднесписочная численность занятых в сфере МСП по состоянию на 10.01.2022 составила 1 710 человек, в том числе по малым предприятиям, включая микропредприятия, - 842 человека, индивидуальных предпринимателей - 559 человек, по средним предприятиям - 309 человек.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общей численности занятых по итогам 2021 года составила 12,1%, что на 71 человек больше относительно 2020 года.
Основным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства является отток населения, в частности молодых людей до 35 лет, которые имеют больший предпринимательский потенциал относительно старшего поколения.
С 01.07.2020 года введен специальный налоговый режим для самозанятых граждан "Налог на профессиональный доход". Введенный режим является одним из факторов увеличения численности занятых в секторе МСП. По состоянию на 01.01.2022 года в Ковдорском муниципальном округе было зарегистрировано 395 самозанятых граждан, что на 243 человека больше по сравнению с 2021 годом (на 01.01.2021 количество самозанятых граждан - 152 человека). Количество самозанятых граждан по состоянию на 10.07.2022 года достигло 471 человек.
В ноябре 2020 года внесены изменения в решение Совета депутатов Ковдорского района от 24.10.2005 N 67 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ковдорский район" в части установления с 01 января 2021 года льготы по уплате земельного налога для индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) заключивших в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации и включенных в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты на территории Ковдорского района в отношении земельных участков расположенных на территории Ковдорского района и используемых ими в целях выполнения соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности, на первые три года с начала действия инвестиционного соглашения, заключаемого в целях реализации инвестиционного проекта (решение Совета депутатов Ковдорского района от 26.11.2020 N 92).
В июне 2021 года внесены изменения в решение Совета депутатов Ковдорского района от 25.11.2016 N 121 "Об установлении на территории муниципального образования Ковдорский район" в части установления с 01 января 2021 года льгот по налогу на имущество физических лиц для резидентов Арктической зоны Российской Федерации - индивидуальных предпринимателей в рамках соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности. Принятым решением Совета депутатов предусмотрено:
- предоставление налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности резидента Арктической зоны Российской Федерации - индивидуального предпринимателя, на срок, составляющий пять лет, с 1-го числа месяца, в котором произошло возникновение права собственности на созданное, приобретенное в собственность имущество;
- предоставление налоговой льготы резидентам Арктической зоны Российской Федерации - индивидуальным предпринимателям в размере 50 процентов от суммы налога, подлежащей уплате, в течение последующих пяти лет.
Данные меры налогового регулирования направлены на стимулирование инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, поддержку и снижение налогового бремени индивидуальных предпринимателей, создание равных условий осуществления деятельности инвесторов и обеспечение единообразного подхода к налогообложению имущества. Так же, данные меры направлены на сохранение и увеличение количества субъектов МСП, среднесписочной численности работников в субъектах МСП, на снижение теневой занятости и легализацию трудовых отношений.
На 2022 год для СМСП, включая самозанятых граждан и социально ориентированные некоммерческие организации, введен мораторий на увеличение арендной платы на имущество и земли в государственной собственности, что также является мерой сохранения и увеличения численности субъектов МСП и занятых в секторе МСП, снижения теневой занятости. Принято решение об установлении льготной аренды за пользование земельными участками, находящимися в собственности Мурманской области и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для осуществления строительства, в отношении которых выдано разрешение на строительство до 1 января 2023.
В Ковдорском муниципальном округе по состоянию на 10.07.2022 количество СМСП составило 430 единиц, что на 14 единиц больше предыдущего периода (по состоянию на 10.07.2021 количество СМСП - 416 единиц), количество зарегистрированных самозанятых граждан составило 471 единицу, что на 174 единицы больше предыдущего периода (по состоянию на 10.07.2021 количество самозанятых - 297 единиц). Количество субъектов СМСП, учитывая самозанятых граждан, по состоянию на 10.07.2022 года составило 901 субъект, что на 188 субъектов больше предыдущего периода (по состоянию на 10.07.2021 года - 713 субъектов).
На конец 2022 года прогнозируется увеличение численности СМСП до 451 единиц (2021 год - 449 ед.), увеличение среднесписочной численности с 1710 работников (2021 год) до 1723 работников, численность самозанятых граждан составит 547 человек. Количество малых предприятий на конец текущего года составит 81 единицу со среднесписочной численностью работников 853 человек, количество индивидуальных предпринимателей - 364 человека со среднесписочной численностью работников 561 человек. Количество средних предприятий, включая обособленные подразделения юридических лиц, по формам федерального статистического наблюдения NN П-1, П-5 (м) - по состоянию на 01.01.2023 год составит 6 единицы со среднесписочной численностью 309 единиц (по сравнению с 2021 годом отсутствует динамика). В 2020 году количество средних предприятий, включая обособленные подразделения юридических лиц составило 4 единицы со среднесписочной численностью 320 единиц.
В 2022 году малый бизнес месяц испытывает новые трудности, связанные с закрытием зарубежных рынков, изменением поведения потребителей и резкими ценовыми скачками.
Несмотря на сложившуюся геополитическую ситуацию в мире и санкционное давление, в Ковдорском муниципальном округе наблюдается рост субъектов малого и среднего предпринимательства.
Рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства можно объяснить действием следующих факторов:
- малый и средний бизнес получает государственную поддержку через различные федеральные, региональные, муниципальные программы поддержки (финансовая поддержка в виде субсидий и грантов, льготы и отсрочки по уплате налогов, льготы по арендной плате, льготное кредитование, кредитные каникулы, обучающие программы и мероприятия и т.д.);
- высвободившиеся после ухода иностранных компаний с российского рынка бизнес-ниши открывают новые возможности для развития малого и среднего предпринимательства.
Развитие предпринимательства и самозанятости в прогнозном периоде станет возможным благодаря реализации мероприятий, направленных на регулирование механизмов поддержки бизнеса со стороны государства, региона, институтов инфраструктуры поддержки и банковского сектора, таких как совершенствование налоговой политики, финансирования путем субсидирования и доступности кредитных продуктов, расширения доступа СМСП к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, доступности имущественной, информационно-консультационной и образовательной поддержки.
На фоне стабилизации экономических процессов ожидается умеренно положительная динамика показателей развития MCП.
5. Инвестиции и строительство
Особенностью инвестиционных вложений Ковдорского муниципального округа является формирование 98-99% объема инвестиций в основной капитал за счет собственных средств АО "Ковдорский ГОК" и акционерного капитала ОАО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим".
В 2020 году на территории Ковдорского муниципального округа резиденты Арктической зоны Российской Федерации АО "Ковдорский ГОК" и ООО "Флогопит" приступили к реализации новых инвестиционных проектов:
- модернизация собственных производств;
- возрождение переработки слюды и флогопита.
В августе 2021 года было заключено концессионное соглашение на период 2021-2030 гг. по модернизации объектов теплоснабжения муниципалитета между АО "Ковдорский ГОК", Правительством Мурманской области и администрацией Ковдорского муниципального округа. Объем инвестиций в муниципальные инженерные сети теплоснабжения составит 22,8 млн. руб. (в ценах 2020 года).
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций за 2021 год составил 11 681,8 млн. рублей, что на 2 696,4 млн. рублей меньше, чем за 2020 год, в том числе за счет собственных средств предприятий 11 663,3 млн. руб., средств бюджетов - 36,9 млн. руб.
В августе 2022 года заключено Соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Мурманской области и АО "Ковдорский ГОК" до 31 декабря 2025 года на общую сумму порядка 1 млрд. руб., в том числе за счёт средств АО "Ковдорский ГОК" не менее 34% от указанного объема финансирования.
В 2022 году АО "Ковдорский ГОК" планирует выполнять работы по реконструкции мощностей дробильной фабрики и обогащения руд для обеспечения объемов переработки руды не менее 19,5 млн. тонн в год, по проведению вскрышных работ, складированию хвостов второго поля, реализации программ повышения извлечения полезных компонентов из руды, расширению карьера магнетитовых и апатитовых руд, реконструкции береговой насосной станции производственного водопровода, замене горной техники, приобретению горной техники на развитие, переносу инфраструктуры, реконструкции и модернизации дробильной фабрики и обогащения руд, замене изношенного оборудования основных цехов комбината, формированию фонда непредвиденных инвестиционных расходов, осуществлению проектов, направленных на повышение уровня промышленной и пожарной безопасности, охраны труда и экологии, поддержание зданий и сооружений, проекты структурных подразделений и прочие проектно-изыскательские работы, научно-исследовательские и опытно-конструкторских работы общей стоимостью 6 982,0 млн. руб.
Инвестиционная деятельность остальных предприятий направлена на замену оборудования и поддержку производства, цель дальнейшего расширения отсутствует.
Согласно статистическим данным за 1 полугодие 2022 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций составил 4 326,5 млн. руб., в том числе за счет средств бюджетов разных уровней 46,9 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по полному кругу организаций за 2022 год составит 7 176,6 млн. рублей, в том числе за счет собственных средств предприятий 7 037,9 млн. руб., средств бюджетов - 138,4 млн. руб.
Инвестиционные вложения в основной капитал за счет бюджетных средств представлены в разрезе бюджетов: из федерального бюджета 11,5 млн. руб., из областного бюджета 115,5 млн. руб., из бюджета муниципального образования 11,4 млн. руб.
6. Труд и занятость
По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области численность населения в трудоспособном возрасте на конец 2020 года составила 9 727 человек, на конец 2021 года - 9 759 человек. На конец 2020 года к населению трудоспособного возраста отнесены женщины в возрасте 16-55 лет, мужчины 16-60 лет, на конец 2021 года - женщины 16-56 лет, мужчины 16-61 год. На конец 2022 года численность населения в трудоспособном возрасте снизится на 59 человек и составит 9 700 человек.
Численность зарегистрированных безработных граждан в течение 2021 года уменьшалась с 243 до 168 человек. Уровень зарегистрированной безработицы снизился на 0,8 единиц по сравнению с началом года, составив 1,7% к трудоспособному населению.
На местном рынке труда отмечается восстановительный тренд. Отмечено снижение обращений незанятых граждан в профильные службы за содействием в поиске работы и числа зарегистрированных безработных: в январе 162 чел., в феврале 167 чел., в марте 173 чел., в апреле 183 чел., в мае 153 чел., в июне 130 чел., в июле 116 чел.
По оценке 2022 года, учитывая динамику прошлых лет, количество безработных граждан, по сравнению с 2021 годом, увеличится до 194 человек, уровень зарегистрированной безработицы составит 2,0% к трудоспособному населению.
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2021 году увеличилась на 9 человек и составила 6 831 человека (2020 год - 6 822 человека), по оценке 2022 года - 6 895 человек.
Увеличение численности объясняется привлечением рабочей силы градообразующим предприятием АО "Ковдорский ГОК" из других районов Мурманской области и других регионов России по причине отсутствия трудовых ресурсов соответствующей квалификации на территории Ковдорского муниципального округа. Потребность в рабочей силе возникла для выполнения работ на следующих участках: рудник железный, цех технологического транспорта, обогатительный комплекс, автотранспортный цех, цех хвостового хозяйства, цеха централизованного ремонта и технического обслуживания механического и электрического оборудования.
Размер среднемесячной заработной платы работников организаций в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличился на 7,2 % и достиг 73 509,5 рублей. Рост среднемесячной начисленной заработной платы отмечен по всем видам экономической деятельности.
Среднемесячная заработная плата одного работника за январь-июнь 2022 года увеличилась на 114,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 87 692,7 рублей (1 полугодие 2021 года - 76 875 рублей). Рост среднемесячной заработной платы объясняется увеличением оплаты труда работников организаций. На градообразующем предприятии АО "Ковдорский ГОК" в 2022 году заработная плата была проиндексирована с 1 января на 4%, с 1 апреля на 2,5%.
По оценке 2022 года среднемесячная заработная плата вырастет на 6,6% и составит 78 366,6 рублей к уровню 2021 года.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в крупных и средних организациях по статистическим данным за 2021 год составила 73 512 рублей и увеличилась по сравнению с 2020 годом на 7,2 % (2020 год - 68 559 руб.).
Просроченная задолженность по заработной плате в организациях, фактически осуществлявших деятельность на территории муниципального образования, по состоянию на 1 сентября 2022 года отсутствует.
7. Развитие социальной сферы
По состоянию на 01.09.2022 года численность детей в дошкольных образовательных учреждениях составила 1 001 человек (по состоянию на 01.09.2021 - 1 069 человек), численность учащихся в общеобразовательных учреждениях - 2 044 человека (по состоянию на 01.09.2021 - 2 133 человека), в учреждениях среднего профессионального образования - 336 человек (по состоянию на 01.09.2021 - 324 человека). Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составляет 117,7 мест на 100 детей дошкольного возраста. В образовательных учреждениях дети занимаются в одну (первую) смену.
По итогам 2022 года численность детей в дошкольных образовательных учреждениях составит 1 019 человек, численность учащихся в общеобразовательных учреждениях - 2 014 человек, в учреждениях среднего профессионального образования - 336 человек. Существенных изменений численности детей не наблюдается. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составляет 117,7 мест на 100 детей дошкольного возраста.
Количество библиотек и учреждений культурно-досугового типа по сравнению с 2021 годом не изменилось и составило 6 и 4 соответственно.
Обеспеченность данными учреждениями на 100 тыс. населения увеличилась по причине снижения численности населения в Ковдорском муниципальном округе до 34,29 (библиотеки) и 22,86 (учреждения культуры). По состоянию на 01.01.2023 года наблюдается увеличение показателей до 34,88 (библиотеки) и 23,26 (учреждения культуры).
Доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения по сравнению с 2021 годом, снизилась с 45,2 до 41,3% по причине отпускного периода, на конец 2022 года достигнет уровня прошлого года и составит 45,2 %. Рост показателя наблюдался в 2021 году с 40,7 до 45,2 %, что объясняется проведением мероприятий по модернизации, текущему ремонту, техническому оснащению спортивных объектов (спортивные залы, площадки и т.д.), как следствие, улучшение технического состояния данных объектов до приведения в нормативное состояние, что способствует улучшению пропускной способности и эксплуатационной характеристики спортивных объектов.
По состоянию на 01.09.2022 в Ковдорском муниципальном округе введено в эксплуатацию 0,155 тыс. кв.м. общей площади жилых помещений с учётом индивидуальных жилых домов, построенных населением за счёт собственных и заёмных средств. До конца текущего года предполагается, что будет введено в эксплуатацию 0,276 тыс. кв.м. жилых помещений, на 01.01.2023 года показатель составит 0,431 тыс. кв.м.
Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир на 01.09.2022 года по сравнению с 2021 годом увеличилась с 31,4 до 31,9 кв.м. на 1 человека, что объясняется снижением численности населения под влиянием миграционного оттока и естественной убыли населения. По состоянию на 01.01.2023 года составит 32,0 кв.м.
Общая площадь жилого фонда в текущем 2022 году равна 544 590 кв.м., площадь ветхого и аварийного фонда - 25 516 кв.м. Отношение площади ветхого и аварийного фонда к общей площади жилого фонда составляет 4,7%. Только на территории г. Ковдор расположены 149 жилых домов, 50 из которых построены в 1950-1970 годах, имеют 100% износ.
В 2021 году в рамках федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда" из аварийного жилищного фонда было расселено 16 жилых помещений. По состоянию на 01.09.2022 года расселено 21 жилое помещение. До конца текущего года предполагается работа по расселению 6 жилых помещений.
Фактический уровень платежей населения за жилье и коммунальные услуги на 01.09.2022 года составит 89,9% и до конца текущего года не изменится.
8. Доходы бюджета
По состоянию на 01.07.2022 поступление налоговых и неналоговых доходов равно 259 242,3 тыс. руб., что составляет 50,1% от суммы поступления за 2021 год.
Ожидаемая оценка исполнения доходной части бюджета Ковдорского муниципального округа по поступлениям налоговых и неналоговых доходов за 2022 год по состоянию на 01.09.2022 г. составит 514 833,3 тыс. руб., что на 2 522,1 тыс. руб. или на 0,5% меньше по сравнению с 2021 годом.
Причины уменьшения поступлений доходов в местный бюджет в 2022 году по сравнению с 2021 годом заключаются в следующем:
- поступления по земельному налогу с организаций спрогнозированы с учётом освобождения АО "Ковдорский ГОК" от уплаты земельного налога как резидента Арктической зоны, осуществляющего инвестиционную деятельность на территории Ковдорского муниципального округа (соглашение N АЗРФ-16/20 от 19.11.2020 года), в соответствии с абзацем 8 пункта 7 решения Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Мурманской области от 23.12.2021 N 104 "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области";
- прогнозные значения показателя "платежи при пользовании природными ресурсами" запланированы с учётом увеличения объемов выбросов вредных веществ в окружающую среду, связанных с проведением вскрышных работ, и изменения требований законодательства в части применения коэффициентов расчёта платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации N 274 от 01.03.2022 г. "О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду". Снижение показателя по сравнению с 2021 годом объясняется тем, что по итогам 2020 года АО "Ковдорский ГОК", основной плательщик данного вида поступлений в бюджет муниципального образования, превысил нормативы допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов и за негативное воздействие на окружающую среду с временно разрешенными выбросами и сбросами. Таким образом, в 2021 году поступили суммы, дополнительно начисленные за 2020 год.
Предварительные итоги социально-экономического развития муниципального образования Ковдорский муниципальный округ и ожидаемые итоги за 2022 год
Показатели |
Единица измерения |
Отчет |
Оценка |
|||||||
2020 |
2021 |
1 полугодие 2022 г. |
2022 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||||
1. Демографические показатели |
|
|
|
|
|
|||||
Численность населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
17,9 |
17,5 |
17,225 |
17,174 |
|||||
|
в % к предыдущему году |
98,2 |
97,7 |
98,3 |
98,0 |
|||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
городского |
тыс. человек |
16,0 |
15,7 |
15,429 |
15,389 |
|||||
|
в % к предыдущему году |
98,2 |
97,8 |
98,3 |
98,1 |
|||||
сельского |
тыс. человек |
1,9 |
1,8 |
1,796 |
1,785 |
|||||
|
в % к предыдущему году |
98,3 |
97,2 |
97,8 |
97,3 |
|||||
Количество родившихся |
тыс. человек |
0,130 |
0,124 |
0,068 |
0,125 |
|||||
Общий коэффициент рождаемости |
человек на 1 000 населения |
7,1 |
7,3 |
3,9 |
7,3 |
|||||
Количество умерших |
тыс. человек |
0,276 |
0,332 |
0,138 |
0,319 |
|||||
Общий коэффициент смертности |
человек на 1 000 населения |
15,4 |
19,1 |
8,0 |
18,6 |
|||||
Коэффициент естественного прироста (убыли) |
человек на 1 000 населения |
-8,3 |
-11,8 |
-4,1 |
-11,3 |
|||||
Миграционный прирост (+), снижение (-) |
тыс. человек |
-0,285 |
-0,179 |
-0,081 |
-0,160 |
|||||
прибыло |
0,546 |
0,530 |
0,234 |
0,546 |
||||||
выбыло |
0,831 |
0,709 |
0,315 |
0,706 |
||||||
Коэффициент миграционного прироста (убыли) |
человек на 1000 населения |
-16,2 |
-10,2 |
-4,7 |
-9,3 |
|||||
2. Производство товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|||||
2.1 Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|||||
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
45 468,0 |
77 710,3 |
39 214,0 |
69 518,4 |
|||||
Темп роста промышленного производства |
в % к предыдущему году |
107,0 |
170,9 |
50,5 |
89,5 |
|||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
Раздел В: Добыча полезных ископаемых |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
44 937,0 |
77 680,0 |
37 458,8 |
67 265,0 |
|||||
Темп роста производства - Раздел В: Добыча полезных ископаемых |
в % к предыдущему году |
107,9 |
173,4 |
48,2 |
86,6 |
|||||
Раздел С: Обрабатывающие производства |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
785,0 |
1 272,2 |
644,2 |
1 288,4 |
|||||
Темп роста производства - Раздел С: Обрабатывающие производства |
в % к предыдущему году |
96,8 |
162,1 |
50,6 |
101,3 |
|||||
Раздел D: Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
947,9 |
743,9 |
353,3 |
706,6 |
|||||
Темп роста производства - Раздел D: Обеспечение электрической энергией, газом и паром: кондиционирование воздуха |
в % к предыдущему году |
81,4 |
78,5 |
47,5 |
95,0 |
|||||
Раздел Е: Водоснабжение: водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
226,0 |
243,6 |
129,2 |
258,4 |
|||||
Темп роста производства - Раздел Е: Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
в % к предыдущему году |
116,7 |
107,8 |
53,0 |
106,1 |
|||||
3. Рынок товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|||||
Оборот розничной торговли |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
1 990,5 |
2 086,1 |
1 204,6 |
2 257,2 |
|||||
Объем платных услуг населению |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
614,3 |
725,5 |
251,6 |
807,0 |
|||||
Обеспеченность населения торговыми площадями |
кв.м на тыс. человек |
1 579,4 |
1 616,5 |
1 644,6 |
1 649,5 |
|||||
4. Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|||||
Количество малых предприятий - всего по состоянию на конец года |
единиц |
76,0 |
80,0 |
81,0 |
81,0 |
|||||
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по малым предприятиям - всего |
человек |
760,0 |
842,0 |
853,0 |
853,0 |
|||||
Численность индивидуальных предпринимателей [ii] - по состоянию на конец года |
человек |
340,0 |
363,0 |
343,0 |
364,0 |
|||||
Среднесписочная численность работников индивидуальных предпринимателей |
человек |
524,0 |
559,0 |
529,0 |
561,0 |
|||||
Количество средних предприятий - всего |
единиц |
4,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|||||
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по средним предприятиям - всего |
человек |
320,0 |
309,0 |
309,0 |
309,0 |
|||||
5. Инвестиции и строительство |
|
|
|
|
|
|||||
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
14 378,2 |
11 681,8 |
4 279,6 |
7 038,2 |
|||||
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет всех источников финансирования - всего |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
14 426,9 |
11 718,7 |
4 326,5 |
7 176,6 |
|||||
Объем инвестиций (в основной капитал) за счет субъектов малого и среднего предпринимательства - всего |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
289,0 |
309,8 |
184,4 |
368,7 |
|||||
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|||||
собственные средства предприятий |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
14 360,7 |
11 663,3 |
4 275,1 |
7 037,9 |
|||||
привлеченные средства: из них |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
68,3 |
55,4 |
51,4 |
138,7 |
|||||
бюджетные средства |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
48,7 |
36,9 |
46,9 |
138,4 |
|||||
из них: |
|
|
|
|
|
|||||
средства федерального бюджета |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
14,4 |
0,1 |
5,0 |
11,5 |
|||||
средства бюджета субъекта Федерации |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
26,4 |
26,8 |
37,7 |
115,5 |
|||||
средства муниципального бюджета |
млн. рублей в ценах соответствующих лет |
7,9 |
10,0 |
4,2 |
11,4 |
|||||
6. Труд и занятость |
|
|
|
|
|
|||||
Численность населения в трудоспособном возрасте |
тыс. человек |
9,73 |
9,76 |
9,70 |
9,70 |
|||||
Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, в среднем за год |
тыс. человек |
0,243 |
0,168 |
0,194 |
0,194 |
|||||
Уровень зарегистрированной безработицы (к трудоспособному населению) |
% |
2,5 |
1,7 |
2,0 |
2,0 |
|||||
Среднесписочная численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) |
тыс. человек |
6,822 |
6,831 |
6,802 |
6,895 |
|||||
Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (без субъектов малого |
рублей |
68 548,1 |
73 509,5 |
87 692,7 |
78 366,6 |
|||||
% к предыдущему году |
107,3 |
107,2 |
119,3 |
106,6 |
||||||
предпринимательства) |
|
|
|
|
|
|||||
7. Развитие социальной сферы |
|
|
|
|
|
|||||
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
человек |
1 048,0 |
1 039,0 |
1 001,0 |
1 019,0 |
|||||
Численность учащихся в учреждениях: |
|
|
|
|
|
|||||
общеобразовательных |
человек |
2 164,0 |
2 059,0 |
2 044,0 |
2 014,0 |
|||||
среднего профессионального образования |
человек |
299,0 |
347,0 |
336,0 |
336,0 |
|||||
высшего профессионального образования |
человек |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Обеспеченность |
|
|
|
|
|
|||||
общедоступными библиотеками |
количество учреждений |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
|||||
учреждений на 100 тыс. населения |
33,52 |
34,29 |
34,88 |
34,88 |
||||||
учреждениями культурно-досугового типа |
количество учреждений |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
|||||
учреждений на 100 тыс. населения |
22,35 |
22,86 |
23,26 |
23,26 |
||||||
дошкольными образовательными учреждениями |
мест на 100 детей дошкольного возраста |
114,5 |
115,5 |
117,7 |
117,7 |
|||||
Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения |
% |
40,7 |
45,2 |
41,3 |
45,2 |
|||||
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв.м общей плошали |
0,3 |
0,7 |
0,2 |
0,4 |
|||||
Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир |
кв.м на человека |
31,1 |
31,8 |
31,9 |
32,0 |
|||||
Площадь ветхого и аварийного фонда в % к общей площади жилого фонда |
% |
4,4 |
4,4 |
4,7 |
4,7 |
|||||
Фактический уровень платежей населения за жилье и коммунальные услуги |
% |
87,2 |
94,2 |
89,9 |
89,9 |
|||||
8. Доходы бюджета |
|
|
|
|
|
|||||
Объём собственных доходов бюджета муниципального образования от налоговых и неналоговых поступлений |
тыс. рублей |
461 943,5 |
517 355,4 |
259 242,3 |
514 833,3 |
|||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
Налог па доходы физических лиц с доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации |
тыс.рублей |
481,4 |
639,8 |
672,7 |
1 200,0 |
|||||
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества |
тыс.рублей |
129 681,3 |
134 542,8 |
68 504,7 |
138 343,0 |
|||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
за земельные участки, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
тыс.рублей |
118 989,9 |
121 940,9 |
62 840,1 |
125 818,0 |
|||||
от сдачи в аренду имущества |
тыс. рублей |
10 691,4 |
12 601,9 |
5 664,6 |
12 525,0 |
|||||
Налоги на совокупный доход |
|
37 651,7 |
22 117,2 |
26 879,1 |
39 070,0 |
|||||
в том числе: |
|
|
|
|
|
|||||
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
тыс. рублей |
31 246,7 |
18 883,9 |
26 736,9 |
37 850,0 |
|||||
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
тыс. рублей |
4 548,6 |
1 636,3 |
-68,3 |
50,0 |
|||||
налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
тыс. рублей |
1 876,4 |
1 597,0 |
210,4 |
1 170,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.