Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" (ИНН 0917001661, ОГРН 1050900973177) - Голуб И.В. (доверенность от 09.03.2013), от заинтересованных лиц - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000772, ОГРН 1040900967722) - Каракотова Х.А. (доверенность от 10.01.2013), Шмытова А.А. (доверенность от 12.03.2013), Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000677, ОГРН 1040900966930) - Каракотова Х.А. (доверенность от 12.03.2013), Шмытова А.А. (доверенность от 12.03.2013), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - открытого акционерного общества "РусГидро" (ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494) - Галыгина Н.П. (доверенность от 13.01.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А25-594/2012 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.), установил следующее.
ОАО "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 3 по Карачаево-Черкесской Республике (далее - налоговая инспекция) от 10.01.2012 N 66 в части отказа в возмещении 10 052 154 рублей НДС;
- признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) от 07.03.2012 N 22;
- обязать налоговую инспекцию принять решение о возврате обществу 10 052 154 рублей НДС за II квартал 2011 года и направить соответствующее поручение на возврат суммы НДС за II квартал 2011 года в территориальный орган Федерального казначейства.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро" (далее - ОАО "РусГидро").
Решением суда от 09.08.2012 (судья Боташев А.П.) признаны незаконными решения налоговой инспекции от 10.01.2012 N 66 и управления от 07.03.2012 N 22. Суд указал, что представленные в материалы дела доказательства без учета фактически сложившихся финансово-хозяйственных отношений не являются основанием для вывода о наличии у общества статуса застройщика. Сводная инвестиционная программа ОАО "РусГидро" не свидетельствует о невозможности инвестирования проектов со стороны дочерних и зависимых предприятий. Право общества на осуществление капитальных вложений в строительство Зеленчукской ГЭС-ГАЭС подтверждается приказом Минэнерго России от 28.04.2012 N 201. Инвестиционный договор или договор о совместной деятельности между обществом и ОАО "РусГидро" не заключался. Отчеты о движении инвестиционных средств регулируют лишь отношения между ОАО "РусГидро" и его дочерним обществом. ОАО "РусГидро" предоставило обществу займы путем заключения договоров купли-продажи векселей. Право собственности общества на результат инвестиционной деятельности (объект незавершенного строительства) подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2012 серии 09-АА 409202, поэтому право на возмещение НДС возникло у общества. Результаты оперативно-розыскных мероприятий не являются доказательствами по делу. Отсутствие разрешения на строительство не может служить основанием для отказа в возмещении НДС. Общество выполнило все условия, предусмотренные статьями 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации для возмещения НДС.
Дополнительным решением от 06.09.2012 суд удовлетворил требования общества в части обязания налоговой инспекции принять решение о возврате обществу 10 052 154 рублей НДС за II квартал 2011 года и направить соответствующее поручение на возврат суммы НДС за II квартал 2011 года в территориальный орган Федерального казначейства.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.11.2012 отменены решение суда первой инстанции от 09.08.2012 и дополнительное решение от 06.09.2012. В удовлетворении требований общества отказано.
Судебный акт мотивирован наличием документальных доказательств того, что ОАО "РусГидро" является инвестором проекта по строительству и реконструкции Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 30.11.2012, решение суда от 09.08.2012 и дополнительное решение от 06.09.2012 оставить в силе. Податель жалобы указывает, что инвестиционная составляющая - это прибыль ОАО "РусГидро", полученная от сбытовых организаций и крупных потребителей за произведенную мощность. Полученные средства являются собственностью ОАО "РусГидро", а не государства. В соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" общество создано для реализации инвестиционного проекта, ОАО "РусГидро" осуществляет лишь корпоративное управление своим дочерним предприятием. Инвестиционная программа ОАО "РусГидро" предусматривает возможность инвестирования проектов со стороны дочерних и зависимых предприятий. Право общества на осуществление капитальных вложений в строительство Зеленчукской ГЭС-ГАЭС подтверждается приказом Минэнерго России от 28.04.2012 N 201. Инвестиционный договор или договор о совместной деятельности между обществом и ОАО "РусГидро" не заключался. Общество инвестировало строительство Зеленчукской ГЭС-ГАЭС за счет заемных средств. Представленные в материалы дела документальные доказательства свидетельствуют о том, что общество является и инвестором и заказчиком-застройщиком объекта строительства. Суд апелляционной инстанции не отразил мотивы, по которым отверг вывод суда первой инстанции о том, что отчеты о движении потоков наличности субъектов инвестиций регулируют лишь отношения между ОАО "РусГидро" и дочерними обществами. Суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права при квалификации правового статуса общества. Право собственности общества на объект незавершенного строительства не оспорено. Договоры купли-продажи векселей не содержат условия о переходе права собственности, также отсутствует соглашение сторон об установлении гражданских прав и обязанностей при строительстве объекта Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. Вывод суда апелляционной инстанции о необходимости передачи "входного НДС" ОАО "РусГидро" основан на письме Министерства финансов Российской Федерации от 07.09.2009 3 3-1-11/708@, которое не отвечает критериям нормативного правового акта, а потому не может иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Отказ в возмещении сумм НДС приводит к двойному налогообложению, поскольку на данный момент все имущество и имущественные права на Зеленчукскую ГЭС-ГАЭС проданы ОАО "РусГидро". Общество на основании выставленных счетов-фактур приняло к учету строительно-монтажные работы, выполненные подрядными организациями. Источник финансирования, право собственности на строящийся объект, проектная документация, разрешение на строительство, заключение государственной экспертизы, землеотводные документы, дальнейшее использование результатов строительных работ не могут влиять на право применения налогового вычета. Выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция и управление считают обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просят кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В письменных пояснениях ОАО "РусГидро" поддерживает доводы кассационной жалобы, полагает, что статус общества необходимо определять не только на основании документов, но фактически сложившихся финансово-хозяйственных отношений. Инвестиционный договор или договор о совместной деятельности между обществом и ОАО "РусГидро" не заключался, денежные средства предоставлены обществу на возвратной основе, основания для передачи обществом результатов проекта отсутствуют.
В судебном заседании представители общества и ОАО "РусГидро" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители налоговой инспекции в судебном заседании просили постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов и письменных пояснений, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации общества за II квартал 2011 года, по результатам которой составила акт от 02.11.2011 N 20109 и приняла решение от 10.01.2012 N 66 об отказе в возмещении 10 052 154 рублей НДС.
Решением управления от 07.03.2012 N 22 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса российской Федерации (далее - Кодекс) общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно положениям Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ) субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
На основании абзаца 1 пункта 6 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 5 статьи 172 Кодекса вычеты вышеуказанных сумм налога производятся в порядке, установленном абзацем 1 и 2 пунктом 1 статьи 172 Кодекса.
Абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии соответствующих первичных документов.
Учитывая изложенное, суммы налога, предъявленные заказчиком-застройщиком налогоплательщику-инвестору, принимаются к вычету у налогоплательщика-инвестора на основании счета-фактуры заказчика-застройщика, составленного в адрес налогоплательщика-инвестора, при условии принятия налогоплательщиком-инвестором к учету, в том числе на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", результата инвестиционного проекта при наличии соответствующих первичных документов и использования объекта для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, для применения инвесторами данных налоговых вычетов по объекту (его части), который после окончания строительства будет принадлежать инвестору, осуществляющими финансирование строительства путем перечисления денежных средств на расчетный счет застройщика, застройщику следует выставлять счета-фактуры по передаваемой ему объекту (его части) в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 168 Кодекса, то есть не позднее пяти календарных дней после передачи в установленном порядке на баланс инвестора объекта (его части), законченного капитальным строительством.
Следовательно, при соблюдении указанных требований Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении налога на добавленную стоимость.
Предоставление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных Кодексом, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В подтверждение правомерности применения вычетов по НДС общество представило в налоговую инспекцию счета-фактуры, договоры, заключенные с подрядными организациями, акты выполненных работ, документы, подтверждающие принятие на учет товаров (работ, услуг).
Заинтересованными лицами не оспаривается реальность и документальное подтверждение осуществленных обществом хозяйственных операций, по которым заявлен налоговый вычет.
Основанием для отказа в возмещении налога и принятия оспариваемых решений послужил вывод инспекции о неправомерном принятии обществом к вычету НДС, предъявленного обществу подрядными организациями в ходе осуществления строительства Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, поскольку оно, не являясь инвестором данного строительства, не вправе пользоваться налоговым вычетом по счетам-фактурам, предъявленным подрядными организациями и поставщиками товаров (работ, услуг) в связи со строительством, а должно составить сводный счет-фактуру и передать его инвестору.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что в материалы дела не представлены достаточные доказательства, опровергающие право общества на осуществление капитальных вложений при строительстве Зеленчукской ГЭС-ГАЭС в качестве инвестора. При определении статуса общества необходимо учитывать фактически сложившиеся финансово-хозяйственные отношения с ОАО "РусГидро", которое предоставило обществу займы, а не бюджетные инвестиции. Сводная инвестиционная программа ОАО "РусГидро" не свидетельствует о невозможности инвестирования проектов со стороны дочерних и зависимых предприятий. Право общества на осуществление капитальных вложений в строительство Зеленчукской ГЭС-ГАЭС подтверждается приказом Минэнерго России от 28.04.2012 N 201. Приказ ОАО "РусГидро" от 29.12.2007 N 503 обозначает только отдельные, но не все функции, имеющиеся у общества, и не может свидетельствовать об отсутствии у общества права на осуществление капитальных вложений в качестве инвестора. Инвестиционный договор или договор о совместной деятельности между обществом и ОАО "РусГидро" не заключался. Отчеты о движении инвестиционных средств регулируют лишь отношения между ОАО "РусГидро" и его дочерним обществом. Право собственности общества на результат инвестиционной деятельности (объект незавершенного строительства) подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.02.2012 серии 09-АА 409202, поэтому у общества, выполнившего все условия, предусмотренные статьями 169, 171 и 172 Кодекса для применения налогового вычета, возникло право на возмещение НДС.
Отменяя решение суда и дополнительное решение, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Право собственности на объект "Зеленчукская ГЭС" принадлежит на праве собственности ОАО "РусГидро".
В соответствии с технической документацией "ТЭО проект Зеленчукской ГЭС-ГАЭС", подготовленной ОАО "Мособлгидропроект", инвестором проекта является ОАО "ГидроОГК" (правопредшественник ОАО "РусГидро"), заказчик проекта - ОАО "Зеленчукская ГЭС", правопреемником которого является также ОАО "РусГидро".
Приказом ОАО "ГидроОГК" от 29.12.2007 N 503 на общество возложены функции заказчика-застройщика по проектированию и строительству (достройки) Зеленчукской ГЭС-ГАЭС.
По результатам проведения государственной экспертизы "ТЭО проект Зеленчукской ГЭС-ГАЭС" выдано положительное заключение ФГУ "Главное управление государственной экспертизы" от 07.02.2008, где в графе источники финансирования указано - инвестиционные средства ОАО "ГидроОГК". Согласно бизнес-плану "Зеленчукская ГЭС-ГАЭС" инициатором проекта является ОАО "РусГидро", а инфляционные процессы в финансовых расчетах рассчитаны по методике из расчета единых сценарных условий ОАО "РусГидро" на 2010 - 2035 годы.
В соответствии с приказом Минэнерго России от 16.09.2010 N 447 утверждена инвестиционная программа ОАО "РусГидро" на 2011 - 2013 годы, в перечень инвестиционных проектов которого входит и Зеленчукская ГЭС-ГАЭС с запланированным финансированием в 2011 году в размере 1 606 млн рублей.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики", приказом Минэнерго России от 24.03.2010 N 114, суд апелляционной инстанции признал необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что участие общества в строительстве Зеленчукской ГЭС-ГАЭС в качестве инвестора подтверждено приказом Минэнерго России от 28.04.2012 N 201 и фактически сложившимися финансово-хозяйственными отношениями между обществом и ОАО "РусГидро". В конкретном календарном и налоговом периоде инвестиционные средства на строительство и модернизацию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС выделены именно инвестору ОАО "РусГидро" как субъекту электроэнергетики в соответствии с приказом Минэнерго России от 16.09.2010 N 447, для чего приказом Федеральной службы по тарифам от 31.05.2011 определены размеры денежных средств, необходимых для финансирования инвестиционной программы ОАО "РусГидро", утверждена составляющая цены на мощность, поставляемую в 2011 году на оптовый рынок электрической энергии (мощности) с использованием генерирующих объектов гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций) ОАО "РусГидро".
Суд апелляционной инстанции учел выделение инвестиционных средств на строительство и модернизацию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС именно ОАО "РусГидро", а не обществу. Именно ОАО "РусГидро" направило 15.06.2011 в Минэнерго России (орган, уполномоченный на контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики) отчет о выполнении инвестиционной программы за I полугодие 2011 года, в котором указало, что является инвестором, а общество - заказчиком-застройщиком, и подтвердило направление на реконструкцию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС 1 220,5 млн рублей. Аналогичные сведения отражены в отчете ОАО "РусГидро" за 2011 год.
Общество направило в ОАО "РусГидро" отчеты о движении потоков наличности субъектов инвестиций, где подробно изложило доходную и расходную части инвестируемых средств при том, что инвестиционный договор или договор о совместной деятельности между обществом и ОАО "РусГидро" не заключался. Вывод суда первой инстанции о том, что отчет о движении потоков наличности субъектов инвестиций является информацией (отчетностью), обычно предусмотренной в отношениях ОАО "РусГидро" со своей дочерней организацией, сделан без учета статьи 1, пунктов 1 - 3 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (описан механизм утверждения инвестиционных проектов, прежде чем они попадут в инвестиционную программу и будут финансироваться за счет целевой инвестиционной составляющей в тарифе (далее - ЦИС), приказа Минэнерго России от 16.09.2010 N 447 (утверждена инвестиционная программа ОАО "РусГидро", а не общества).
Оформление обществом землеотводных документов и разрешения на строительство само по себе не подтверждает его статус как инвестора, поскольку в силу пункта 6 части 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации с заявлением о выдаче разрешения обращается именно застройщик (наличие у него при этом статуса инвестора не признано обязательным), а само разрешение на строительство представляет собой документ, дающий застройщику (а не инвестору) право осуществлять на принадлежащем ему земельном участке, в частности, строительство объектов капитального строительства.
Привлечение обществом денежных средств путем предоставления ОАО "РусГидро" займа обществу, оформленного передачей собственных векселей общества, в данном случае не признано судом апелляционной инстанции доказательством финансирования строительства за счет собственных и заемных средств общества, поскольку призвано скрыть фактические финансовые отношения между ОАО "РусГидро" и обществом - отношения между участниками (соответственно инвестором и заказчиком-застройщиком) инвестиционной программы, утвержденной приказом Минэнерго России от 16.09.2010 N 447.
Передача застройщиком в установленном порядке на баланс инвестора части объекта, законченного капитальным строительством, не является операцией по реализации застройщиком товара или строительно-монтажных работ, и, соответственно, не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость у застройщика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.06.2012 N 1784/12). При этом услуги по организации строительства объекта, оказываемые застройщиком инвесторам, с учетом подпункта 2 пункта 1 статьи 162, пункта 3 статьи 168 Кодекса являются объектом налогообложения и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Авансируемые суммы денежных средств, получаемые заказчиком-застройщиком на оплату его услуг по организации строительства, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Фактически, получение в заем целевых инвестиционных средств путем заключения договора купли-продажи векселей, направлено на уклонение общества от исполнения данной обязанности.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суд апелляционной инстанции оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 данного Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации") обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 21.01.2012 N 2.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2012 по делу N А25-594/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Карачаево-Черкесская гидрогенерирующая компания" из федерального бюджета 1 тыс. рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 21.01.2012 N 2.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.