1. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее по тексту - Соглашение) разработано в целях учета и согласования интересов работников и работодателей и заключено в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12.01.96 N 10-ФЗ, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, Трехсторонним соглашением Санкт-Петербурга между Правительством Санкт-Петербурга, Общественной организацией Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов" (ЛФП) и Региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга", ежегодно подписываемыми Обязательствами сторон (приложениями) к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга, Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге и другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, направленными на обеспечение эффективной работы организаций здравоохранения, защиты экономических, социальных и иных законных прав и интересов работников здравоохранения Санкт-Петербурга.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
- работники организаций здравоохранения Санкт-Петербурга, представляемые Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее по тексту - Межрегиональная организация Профсоюза);
- от органов исполнительной власти Санкт-Петербурга - Комитет по здравоохранению (далее по тексту - Комитет по здравоохранению).
1.3. Стороны берут на себя обязательство руководствоваться законодательством, действующим на территории Российской Федерации и Санкт-Петербурга, с целью обеспечения эффективной работы организаций здравоохранения, защиты социальных, экономических и иных законных прав, и интересов работников здравоохранения в установлении условий (норм) оплаты труда, обеспечении занятости, предоставлении социальных льгот, создании безопасных условий труда.
1.4. Настоящее Соглашение является правовым актом, его положения обязательны для всех организаций здравоохранения и служат основой как для заключения коллективных договоров в этих организациях, так и для индивидуальных трудовых договоров.
1.5. Соглашение устанавливает минимальные социальные гарантии и не ограничивает права руководителей организаций здравоохранения в предоставлении дополнительных социально-экономических гарантий, определенных коллективными договорами, за счет собственных средств.
Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, являются недействительными.
1.6. В период действия Соглашения Межрегиональная организация Профсоюза содействует урегулированию возможных трудовых и социальных конфликтов в организациях здравоохранения и не организует акций протеста, в том числе забастовок (с соблюдением ст. 413 Трудового кодекса РФ) по вопросам, включенным в Соглашение, при условии их положительного решения.
1.7. Ни одна из сторон, заключивших Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств, если это не предусмотрено действующим законодательством.
1.8. Межрегиональная организация Профсоюза и Комитет по здравоохранению признают целесообразным заключение коллективных договоров в организациях здравоохранения любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие и поддержку.
1.9. При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем интересы работников представляют первичные организации Профсоюза работников здравоохранения РФ.
2. Оплата труда
2.1. Стороны считают основной задачей обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников отрасли.
В этих целях:
2.1.1. Обеспечивают недопущение снижения показателей оплаты труда, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
2.1.2. Принимают меры:
- по недопущению снижения достигнутого уровня оплаты труда;
- по выполнению условий Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, устанавливаемого Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге.
2.2. Осуществляют постоянный контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы.
Принимают меры по недопущению задолженности заработной платы работникам.
2.3. Устанавливают действенные механизмы оплаты труда работников в зависимости от уровня сложности, объема и качества выполненной работы в рамках перевода работников на эффективный контракт.
2.4. Принимают меры по доведению средней заработной платы в государственных организациях здравоохранения Санкт-Петербурга до уровня не ниже среднеотраслевой заработной платы (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 2, п. 8).
Стороны договорились:
2.5. Проводить согласованную политику в области оплаты труда работников организаций здравоохранения в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
2.6. Проводить анализ применения системы оплаты труда работников государственных организаций здравоохранения в течение срока действия данного соглашения.
В случае необходимости для устранения диспропорций в оплате труда различных категорий работников и усиления стимулирующей роли заработной платы работников организаций здравоохранения подготовить предложения по изменениям и дополнениям к Закону Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" в соответствии со статьями 145 и 147 Трудового Кодекса РФ.
2.7. Разрабатывать и вносить предложения в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга по организации, порядку и условиям оплаты труда работников организаций здравоохранения, добиваясь дифференцированного уровня оплаты труда с учётом их квалификации, специфики и условий профессиональной деятельности, объёмов, качества и затраченного труда.
2.8. Осуществлять контроль за соблюдением требований тарифно-квалификационных характеристик, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС) или квалификационном справочнике (КС), профессиональных стандартах.
2.9. Проводить семинары и круглые столы для финансовых служб и профсоюзного актива по применению действующей системы оплаты труда.
2.10. Обеспечивать в пределах имеющихся полномочий контроль за использованием средств, выделенных на оплату труда, своевременной выплатой заработной платы в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, принимать меры по устранению выявленных нарушений.
2.11. В соответствии со статьей 136 Трудового Кодекса РФ обеспечивать реализацию права работников самостоятельно выбирать кредитную организацию для перечисления работодателями заработной платы.
2.12. Устанавливать доплаты, надбавки, иные поощрительные выплаты, включая премирование, по согласованию с профсоюзным органом в пределах имеющихся средств на оплату труда, в том числе за счет, полученных средств от предпринимательской деятельности, в соответствии с нормативными документами, регулирующими эти вопросы, и коллективными договорами.
Комитет по здравоохранению рекомендует руководителям организаций здравоохранения:
2.13. Оплачивать в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника время простоя по вине работодателя.
В том же размере (не менее 2/3 средней заработной платы работника) оплачивать период простоя в процессе реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) государственных организаций здравоохранения.
Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивать в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада).
В том же порядке производить оплату времени вынужденного простоя работника в связи с временным закрытием государственных организаций здравоохранения (полностью или частично) на текущий ремонт или санитарную обработку.
О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя.
Время простоя по вине работника не оплачивается.
2.14. Обеспечить выплату заработной платы в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и коллективными договорами, в пределах средств, утверждённых на оплату труда.
В коллективных договорах определять выплату процентов за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчёта включительно.
2.15. Осуществлять повышение размера заработной платы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Санкт-Петербурга, а также с учётом действия коллективных договоров, в пределах средств, утверждённых на оплату труда.
2.16. Установить доплату в рамках наставничества до 10% к окладу за работу с молодыми специалистами - врачами и средним медицинским персоналом согласно локальным нормативным актам.
Межрегиональная организация Профсоюза:
2.17. Осуществляет контроль за выполнением трудового законодательства в части оплаты труда, нормативных положений, коллективных договоров и соглашений.
2.18. Через первичные профсоюзные организации обеспечивает контроль за соблюдением норм и оплаты труда в отношении членов Профсоюза.
3. Трудовые отношения, обеспечение гарантии занятости, Развитие кадрового потенциала
Стороны договорились:
3.1. Регулировать трудовые отношения между работником и работодателем в соответствии с трудовым законодательством РФ, настоящим Соглашением, коллективным договором организации здравоохранения и индивидуальным трудовым договором.
3.2. Заключать трудовые договоры с вновь принимаемыми работниками в письменной форме, предлагать работникам, принятым на работу до вступления в силу положения трудового законодательства об обязательности письменной формы трудового договора, оформить трудовой договор в письменной форме.
3.3. Организовывать в организациях здравоохранения, проводящих мероприятия, которые могут привести к массовому увольнению работников, комиссии по обращению профсоюзной организации, состоящие из представителей работодателя, профсоюзной организации Межрегиональной организации Профсоюза, Комитета по здравоохранению для решения правовых и организационных вопросов, а также оказания помощи в трудоустройстве работников, намеченных к высвобождению.
Стороны договорились, что критериями массового увольнения работников государственных организаций, подведомственных Комитету по здравоохранению, являются показатели численности увольняемых работников в связи ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период, к которому относится:
а) ликвидация организации здравоохранения с численностью работающих 15 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организаций здравоохранения в количестве более 20 человек в течение 30 дней.
3.4. Рекомендовать работодателям включать в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения, следующие льготы и преимущества для работников:
- оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- компенсацию при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством;
- выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за пять (и менее) лет до наступления пенсионного возраста;
- оказание материальной помощи семьям работников, потерявшим работу в связи с ликвидацией организации здравоохранения, сокращением численности (или) штата работников организации и др.
3.5. Рекомендовать руководителям государственных организаций здравоохранения включать в коллективные договоры Правила внутреннего трудового распорядка в качестве приложения.
Комитет по здравоохранению рекомендует руководителям государственных организаций здравоохранения:
3.6. Предоставлять 4 часа в неделю свободного от работы времени для поиска нового места работы с сохранением средней заработной платы лицам, получившим уведомление об увольнении по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, а также возможности приобретения новой специализации до наступления срока расторжения трудового договора.
3.7. Принимать локальные нормативные акты, касающиеся трудовых прав работников отрасли (Правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности и отпусков, положение о премировании и другие) по согласованию с соответствующим выборным органом первичной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ.
3.8. Создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением работникам, проходящим профессиональное обучение или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от выполняемой работы.
3.9. Организовывать переобучение высвобождаемых работников до расторжения с ними трудовых договоров.
3.10. Предоставлять первичным организациям Профсоюза работников здравоохранения РФ информацию об экономической целесообразности сокращения численности или штата работников организации, перехода на неполное рабочее время, объявление простоя.
Комитет по здравоохранению обязуется:
3.11. Оказывать содействие в переподготовке и трудоустройстве высвобождаемых специалистов при ликвидации или реорганизации государственных организаций здравоохранения.
3.12. Рекомендовать руководителям подведомственных организаций при проведении сокращения численности или штата работников кроме лиц, имеющих преимущественное право оставления на работе, указанных в ст. 179 Трудового кодекса РФ, учитывать также работников, которым осталось пять лет и менее до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста.
3.13. Не менее чем за 3 месяца информировать Межрегиональную организацию Профсоюза о предстоящем массовом высвобождении работников в связи с реорганизацией (ликвидацией) государственных организаций здравоохранения, подведомственных Комитету по здравоохранению, при этом при определении критерия массовости руководствоваться п. 3.3 настоящего Соглашения.
3.14. Не менее чем за 3 месяца предоставлять в Межрегиональную организацию Профсоюза информацию о предстоящих реорганизациях, ликвидациях структур организаций здравоохранения, непосредственно находящихся в ведении Комитета по здравоохранению.
3.15. Проводить совместно с Межрегиональной организацией Профсоюза работу по организации и проведению семинаров для руководителей организаций здравоохранения, специалистов кадровых служб по актуальным вопросам организации здравоохранения, экономики, трудового законодательства РФ и др.
Межрегиональная организация Профсоюза:
3.16. Оказывает консультативную и методическую помощь работодателям и профсоюзным комитетам государственных организаций здравоохранения по вопросам, связанным с высвобождением работников при реорганизации, ликвидации государственных организаций здравоохранения.
3.17. Осуществляет контроль за обоснованностью вынесения работодателями дисциплинарных взысканий членам Профсоюза при осуществлении ими трудовой деятельности.
4. Рабочее время и время отдыха
Стороны договорились:
4.1. Работодатели обеспечивают установленную законодательством Российской Федерации для работников здравоохранения продолжительность рабочего времени и времени отдыха с учетом соблюдения длительности еженедельного (междусменного) отдыха.
4.2. Коллективным договором, при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством:
- при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
- при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов
(часть 3 статьи 94 Трудового кодекса РФ).
4.3. Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней или иной продолжительности, установленной действующим законодательством для некоторых категорий работников.
4.4. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за фактически отработанное в этих условиях время, с учетом действующих законодательных актов.
4.5. Продолжительность ежегодных дополнительных отпусков работников, занятых на работах с вредными условиями труда, определяется в коллективном договоре в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным совместным постановлением Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 2, п. 46).
4.6. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (часть 1 статьи 117 Трудового кодекса РФ).
Коллективным договором, при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые устанавливаются коллективным договором (часть 4 статьи 117 Трудового кодекса РФ).
4.7. Работникам, занимающим должности "воспитатель", "учитель-дефектолог", "логопед" в организациях здравоохранения Санкт-Петербурга, не имеющих лицензии на образовательную деятельность, устанавливается:
сокращенная продолжительность рабочей недели:
- для работников, занимающих должность "воспитатель" - 30 часов;
- для работников, занимающих должность "учитель-дефектолог" - 20 часов;
- для работников, занимающих должность "логопед" - 18 часов.
ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
5. Охрана труда
Стороны договорились:
5.1. Проводить с использованием различных форм, в том числе и на платной основе, обучение работодателей, специалистов, членов комитетов (комиссий), уполномоченных профсоюзных комитетов по охране труда действующему законодательству об охране труда, осуществлению общественного контроля по вопросам возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем, профзаболеванием, связанными с выполнением работниками трудовых обязанностей.
5.2. Рекомендовать руководителям организаций здравоохранения предусматривать финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях в размере не менее 0,3% от суммы затрат на медицинскую деятельность, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями по охране труда (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 2, п. 25).
Комитет по здравоохранению обязуется:
5.3. Ежегодно, в I полугодии, с участием Межрегиональной организации Профсоюза, рассматривать на коллегии Комитета по здравоохранению или совещании руководителей организаций итоги работы по охране труда в организациях здравоохранения на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
5.4. Совместно с государственной инспекцией по труду и технической инспекцией труда ЦК Профсоюза, работодателями (подведомственных организаций), выборными профсоюзными органами проводить совместные обследования состояния охраны труда и соблюдения правил безопасного ведения работ в государственных организациях здравоохранения. Анализировать условия труда и вырабатывать решения и предложения по их улучшению.
5.5. Рекомендовать руководителям организаций здравоохранения:
5.5.1. Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, обеспечении безопасности работников, проведении на их рабочих местах специальной оценки условий труда и производственного контроля, проводимого в организации здравоохранения в соответствии с санитарными правилами.
5.5.2. Разрабатывать и утверждать систему управления охраной труда (СУОТ) в организации и обеспечивать ее функционирование на основании примерного положения, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 N 776н.
5.5.3. При разработке коллективных договоров включать в раздел "Охрана труда" проведение специальной оценки условий труда и производственного контроля.
5.5.3.1. Проводить анализ сопоставимости результатов производственного контроля и специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.5.4. Осуществлять финансирование расходов на проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, в том числе, по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
5.5.5. Обеспечивать за счет средств работодателя работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5.5.6. Коллективным договором выдача работникам по установленным нормам молока на работах с вредными условиями труда, по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока.
5.5.7. Создавать комитеты (комиссии) по охране труда и условия для деятельности членов комитетов (комиссий) по охране труда в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021 года N 650н, а также заключать соглашения по охране труда при принятии коллективных договоров.
5.5.8. Создавать условия и оказывать помощь в работе уполномоченным лицам по охране труда Профсоюза, провести их обучение по охране труда, обеспечить их правилами, инструкциями, нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.
5.5.9. Предоставлять уполномоченным лицам по охране труда для выполнения своих обязанностей 2 часа в неделю с сохранением заработной платы.
5.5.10. Рассматривать представления профсоюзных инспекторов труда и (или) уполномоченных лиц по охране труда Профсоюза о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и информировать о принятых мерах организацию Профсоюза работников здравоохранения РФ.
5.5.11. В рамках разработанной в организации здравоохранения Системы управления охраной труда обеспечивать контроль за обеспечением безопасных условий труда на рабочих местах, безопасной эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования, безопасностью технологических процессов и используемых в работе сырья и материалов.
5.5.12. Проводить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда в установленные сроки.
5.5.13. Поощрять уполномоченных по охране труда за активную и добросовестную работу по улучшению условий труда на рабочих местах, по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний в организациях здравоохранения.
Межрегиональная организация Профсоюза, выборные органы первичных профсоюзных организаций обязуются:
5.6. Содействовать Комитету по здравоохранению, руководителям организаций здравоохранения в реализации настоящего Соглашения, в работе по улучшению условий и охраны труда, создании работникам здоровых и безопасных условий труда.
5.7. Осуществлять контроль и оказывать силами технической инспекции труда, комитетов (комиссий) по охране труда, профсоюзного актива практическую помощь коллективам организаций здравоохранения в создании здоровых и безопасных условий труда.
5.8. Обобщать и распространять передовой опыт работы по охране труда.
Практику работы в области охраны труда и освоения средств на финансовое обеспечение предупредительных мер освещать в средствах массовой информации, в том числе в ежемесячном информационном бюллетене Межрегиональной организации Профсоюза - "ПрофМедИнформ".
5.9. Проводить смотр-конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза". Представлять к поощрению особо отличившихся в деле улучшения условий и охраны труда, снижения производственного травматизма и профзаболеваний, реализации соглашений и коллективных договоров профсоюзными наградами Межрегиональной организации Профсоюза, Профсоюза работников здравоохранения РФ, Ленинградской Федерации Профсоюзов, Федерации Независимых Профсоюзов России.
5.10. Оказывать помощь профсоюзному активу организаций здравоохранения в изучении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
6. Социальные гарантии и льготы для работников отрасли
Стороны договорились:
6.1. Обеспечивать своевременную уплату страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
6.2. Обеспечивать своевременную выплату единовременных пособий работникам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из суммы, установленной законодательством, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Организации здравоохранения, с учетом финансовых возможностей, вправе устанавливать повышенные размеры указанных выплат.
6.3. Осуществлять меры, направленные на реализацию Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный Кодекс Санкт-Петербурга".
6.4. Продолжить совместную разработку дополнительных мер социальной поддержки работников государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, для внесения в установленном порядке дополнений в Закон Санкт-Петербурга "Социальный кодекс Санкт-Петербурга".
6.5. Выплачивать при наличии финансовых средств работнику, воспитывающему двух и более детей в неполной семье компенсацию за оплату услуг в дошкольной образовательной организации на условиях, устанавливаемых коллективным договором.
6.6. Разрабатывать совместные предложения по дополнительным мерам улучшения жилищных условий работников государственных организаций здравоохранения (включая молодых специалистов), находящихся в ведении органов исполнительной власти Санкт-Петербурга.
6.7. Содействовать организации реабилитации и санаторно-курортного лечения работников здравоохранения, в том числе, после перенесенного заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
6.8. Рекомендовать включать в коллективные договоры вопросы создания комиссий с обязательным участием представителей Межрегиональной организации Профсоюза по пенсионным вопросам и по социальному страхованию.
6.9. Содействовать организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, в том числе льготного для членов профсоюза. Организовать проведение совместного мониторинга организации детского отдыха.
Комитет по здравоохранению:
6.10. Рекомендует руководителям государственных организаций здравоохранения:
6.10.1. Обеспечивать на основании ст. 377 Трудового кодекса РФ финансирование культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы за счёт средств работодателя, направляя на эти цели, предусмотренные коллективным договором, не менее 0,3% от фонда оплаты труда работников (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему Соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 7, п. 2).
6.10.2. Осуществлять частичное финансирование летнего оздоровительного отдыха детей работников организаций здравоохранения за счет доходов от внебюджетной деятельности.
6.10.3. Предусматривать в коллективных договорах мероприятия по профессиональной переподготовке и повышению квалификации для женщин, вышедших из отпуска по уходу за ребенком, с сохранением средней заработной платы (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему Соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 3, п. 13).
6.10.4. Оказывать помощь в оформлении правоустанавливающих документов медицинским работникам организаций здравоохранения, обратившимся за назначением пенсии.
Обеспечивать сохранность архивных документов, дающих право работникам на оформление пенсии, инвалидности, получение дополнительных льгот.
6.10.5. Предусматривать в коллективных договорах возможность безналичного удержания ежемесячных взносов из зарплаты у работников по личным заявлениям, являющихся пайщиками профсоюзного кредитного потребительского кооператива.
Межрегиональная организация Профсоюза:
6.11. Оказывает консультативную помощь профсоюзным органам, работникам кадров и бухгалтерий организаций здравоохранения по вопросам трудового и пенсионного законодательства.
7. Гарантии социально - экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи
Стороны договорились:
7.1. Считать молодыми работниками организаций здравоохранения - граждан Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (далее - молодые работники).
7.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в организациях здравоохранения являются:
7.2.1. Работа по пропаганде здорового образа жизни (борьба с наркоманией, табакокурением, профилактика ВИЧ-инфекции и т.д.), проведение с этой целью различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, спартакиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).
7.2.2. Работа по совершенствованию законодательства, затрагивающего социально-трудовые отношения (права) молодых работников и обучающихся.
7.2.3. Работа по формированию и обучению резерва на руководящие должности из числа высококвалифицированных молодых работников организаций здравоохранения.
7.2.4. Проведение разъяснительной работы с обучающимися в организациях профессионального образования и молодыми работниками в целях закрепления их в организациях здравоохранения.
7.2.5. Проведение совместного мониторинга трудоустройства выпускников ВУЗов и ССУЗов, находящихся на территории Санкт-Петербурга, в организации здравоохранения Санкт-Петербурга.
7.2.6. Содействие привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных мероприятиях, форумах, спортивных соревнованиях, а также организация региональных форумов, слетов, спортивных соревнований для молодежи. Создание условий для развития молодежного туризма.
7.2.7. Организация мероприятий для выпускников и обучающихся на факультетах последипломного образования в ВУЗах и ССУЗах (ежегодных ярмарок вакансий, семинаров, факультативов, форумов, выставок и т.д.) в целях обеспечения преемственности профсоюзного членства при переходе обучающихся из ВУЗов и ССУЗов на работу в организации здравоохранения Санкт-Петербурга.
7.3. Рекомендовать работодателям в целях сохранения и развития кадрового потенциала, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, закрепления их в организациях здравоохранения, обеспечения преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности молодых работников:
7.3.1. При заключении коллективных договоров включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников.
7.3.2. Предоставлять гарантии и компенсации молодым работникам для обучения в образовательных и научных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и коллективным договором.
7.3.3. Обеспечивать молодым работникам возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (в т.ч., используя наставничество).
7.3.4. Содействовать созданию и работе Молодежной комиссии первичной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности организации здравоохранения.
7.4. Межрегиональная организация Профсоюза:
7.4.1. Вовлекает молодых работников и обучающихся в организациях профессионального образования в ряды членов Профсоюза и содействует созданию условий для реализации их профессиональных потребностей.
7.4.2. Оказывает молодым работникам и обучающимся в организациях профессионального образования необходимую помощь в защите своих трудовых, экономических и социальных прав.
7.4.3. Проводит в целях повышения правовых и экономических знаний обучение профсоюзных активистов - молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства, охраны труда и других социально-экономических вопросов.
7.4.4. Вырабатывает и реализует меры поощрения молодежи из числа членов Профсоюза, добившихся высоких показателей в труде, в работе профсоюзных организаций.
7.4.5. Участвует в реализации программы развития студенческого самоуправления на базе первичных профсоюзных организаций обучающихся.
7.4.6. Оказывает финансовую поддержку профсоюзным комитетам первичных профсоюзных организаций учащихся средних медицинских учебных организаций Санкт-Петербурга на уставные цели и для проведения культурно-массовых и оздоровительных мероприятий, повышение профессиональной солидарности среди учащейся молодёжи, поощрение профсоюзных активистов и организацию единовременных выплат председателям первичных профсоюзных организаций обучающихся.
7.5. Работодатели и первичные профсоюзные организации:
7.5.1. Обобщают и распространяют опыт работы с молодыми работниками, направленный на их привлечение к активной производственной и социальной деятельности.
7.5.2. Поощряют молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности первичной профсоюзной организации.
7.5.3. Проводят конкурсы профессионального мастерства по различным профессиям среди молодых работников. Организуют и проводят региональные форумы, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, слеты и спартакиады.
8. Социальное партнерство
8.1. Стороны определили, что обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, являются минимальными и не могут быть снижены при включении аналогичных обязательств и гарантий в коллективные договоры и соглашения, заключаемые между работодателями и профсоюзными органами Межрегиональной организации Профсоюза.
Стороны обязуются:
8.2. Информировать друг друга о принимаемых решениях и нормативных актах по вопросам здравоохранения и развития отрасли.
8.3. Проводить взаимные консультации по важнейшим вопросам социально-трудовых отношений до принятия решений, затрагивающих интересы Сторон.
8.4. Взаимно обеспечивать представителям сторон возможность принимать участие в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
8.5. В целях совершенствования подготовки резерва руководителей организаций здравоохранения организовать его обучение по вопросам социального партнерства и трудового законодательства с участием специалистов Межрегиональной организации Профсоюза.
Принимать к рассмотрению предложения Межрегиональной организации Профсоюза о включении в резерв руководящих кадров кандидатур из числа высококвалифицированных специалистов организаций здравоохранения.
8.6. Содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений (Обязательства сторон на 2023 год к Трехстороннему Соглашению Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы, приложение N 9, п. 14).
8.7. Проводить взаимные консультации, осуществлять мониторинг эффективности совместной работы по развитию социального партнерства, выполнению Отраслевого соглашения; не реже одного раза в год обобщать опыт работы организаций здравоохранения по заключению коллективных договоров.
8.8. Принимать участие (по согласованию) в проведении ведомственного и профсоюзного контроля. При необходимости совместно рассматривать письма, жалобы и обращения работников.
Стороны договорились:
8.9. Оказывать методическую и консультативную помощь заинтересованной стороне при формировании коллективных договоров в организациях здравоохранения.
8.10. Готовить материалы, освещающие практику социального партнёрства в организациях здравоохранения города и актуальные темы социально-экономического положения работников отрасли, для публикации в газете "Социальная политика. Медицинское обозрение" и других СМИ.
8.11. Проводить совместные консультации по конфликтным ситуациям в организациях здравоохранения.
8.12. Обеспечить совместное ежегодное проведение профессионального праздника - Дня медицинского работника, городских профессиональных конкурсов, форумов, спартакиад и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
8.13. Включать представителей Профсоюза в конкурсную комиссию по проведению конкурса "Лучший по профессии".
8.14. Обращаться в адрес глав администраций районов Санкт-Петербурга по вопросу обеспечения районных организаций Профсоюза необходимыми для их деятельности условиями в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
8.15. При рассмотрении вопроса о премировании руководителей государственных организаций здравоохранения по результатам годовых показателей, в целях развития социального партнерства, учитывать такие критерии, как наличие коллективного договора, первичной профсоюзной организации, объединяющей более 50% от общего числа работников организации.
Комитет по здравоохранению рекомендует руководителям государственных организаций здравоохранения:
8.16. Заключать в соответствии с Трудовым кодексом РФ коллективные договоры в организациях здравоохранения с обязательным привлечением первичных организаций Профсоюза работников здравоохранения РФ.
8.17. Осуществлять в соответствии с Трудовым кодексом РФ уведомительную регистрацию коллективных договоров в течение 7 дней со дня подписания в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга и в Межрегиональной организации Профсоюза.
8.18. Представлять до 15 февраля ежегодно в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга сведения о наличии в организации действующего коллективного договора.
8.19. Признавать права организации Профсоюза, действующей на основании Устава Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
8.20. Принимать к рассмотрению предложения Межрегиональной организации Профсоюза о награждении ведомственными и государственными наградами кандидатур из числа руководителей и высококвалифицированных специалистов организаций здравоохранения с учетом положений действующего законодательства о наградной политике.
8.21. Поддерживать развитие социального партнерства и коллективно-договорного регулирования в организациях здравоохранения. Не препятствовать созданию и функционированию первичных организаций Профсоюза работников здравоохранения РФ в организациях здравоохранения, оказывать содействие вступлению работников в Профсоюз.
8.22. Знакомить вновь поступающих на работу в организацию здравоохранения с информацией первичной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ.
8.23. Обеспечивать постоянное функционирование на web-сайте каждой организации здравоохранения, где действуют первичные профсоюзные организации Межрегиональной организации Профсоюза, "Страницы Профсоюза" для размещения оперативной информации о работе по защите законных прав и интересов работников здравоохранения на федеральном, региональном и локальном уровне с целью постоянного информирования всех работников организаций здравоохранения Санкт-Петербурга.
8.24. Представлять выборному органу Профсоюза работников здравоохранения РФ, действующему в государственных организациях здравоохранения с численностью свыше 100 работников, безвозмездно в пользование необходимые для его деятельности отапливаемое, электрифицированное помещение, оборудованное средствами связи (телефон, интернет, факс), оргтехнику, необходимые нормативные правовые документы, а также возможность размещения информации на профсоюзном стенде в доступном для всех работников месте.
Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности Профсоюза работников здравоохранения РФ могут быть предусмотрены коллективным договором.
8.25. Освобождать от основной работы членов Профсоюза работников здравоохранения РФ, входящих в состав выборных органов Профсоюза, уполномоченных Профсоюза по охране труда, членов постоянных и временных комиссий, создаваемых выборным профсоюзным органом организации для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива работников и для участия в постоянно действующих семинарах, слетах, форумах, фестивалях, конкурсах, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы и других профсоюзных мероприятий с сохранением заработной платы на основании информационного письма вышестоящего профсоюзного органа.
8.26. Соблюдать предоставленные действующим законодательством гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов Межрегиональной организации Профсоюза, и не освобожденным от основной работы.
8.27. Перечислять при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, ежемесячно безвозмездно на счета Профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление членских профсоюзных взносов.
Заявления об удержании членских профсоюзных взносов хранятся в бухгалтерии организации здравоохранения до момента увольнения работника, выхода его из профсоюза по собственному желанию или исключения из Профсоюза по решению профсоюзной организации. Основанием для прекращения удержания членских профсоюзных взносов является выписка из протокола заседания профсоюзного комитета с указанием лиц, с которых прекращается удержание профсоюзных взносов и даты выхода из Профсоюза.
8.28. Не препятствовать представителям Межрегиональной организации Профсоюза посещать с целью проверки соблюдения трудового законодательства подведомственные организации, где работают члены Профсоюза, а также представлять им информацию о деятельности организации для реализации уставных целей и задач Профсоюза по социально-трудовым вопросам.
Межрегиональная организация Профсоюза
8.29. Обязуется представлять в Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга информацию о действующих коллективных договорах не реже двух раз в год.
8.30. В целях контроля за состоянием и эффективностью договорного регулирования социально-трудовых отношений, а также обобщения опыта коллективно-договорного регулирования, осуществляет анализ коллективных договоров и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, принятых в организации здравоохранения.
8.31 Использует возможности переговорного процесса с целью учета интересов сторон и предотвращения социальной напряженности в коллективах организаций здравоохранения.
8.32. Обращается в органы законодательной и исполнительной власти с предложением о принятии законодательных нормативных правовых актов по вопросам защиты экономических, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов работников организаций здравоохранения.
8.33. Направляет своих представителей для участия в работе комиссий по аттестации медицинских работников, в состав рабочих групп по подготовке нормативно-правовых актов, программ, относящихся к сфере социально-экономических и трудовых отношений.
8.34. Высказывает в установленные сроки мотивированное мнение по проектам законов Санкт-Петербурга по вопросам, затрагивающим социально-трудовые права работников организаций здравоохранения.
9. Заключительные положения
9.1. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами. Срок действия Соглашения - 3 (три) года.
9.2. Стороны договорились, что Комитет по здравоохранению доводит текст Соглашения до сведения руководителей учреждений здравоохранения, а Межрегиональная организация Профсоюза до первичных и районных профсоюзных организаций в течение 2 (двух) недель с момента уведомительной регистрации Соглашения в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, а также размещает его на официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
9.3. Стороны обязуются вносить вопрос о заключении нового Соглашения или продлении срока действия Соглашения не позднее, чем за 3 месяца до окончания действия настоящего Соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
9.4. В течение срока действия Соглашения стороны по взаимной договоренности могут вносить изменения и дополнения, улучшающие положение работников. При наступлении условий, требующих дополнения настоящего Соглашения, заинтересованная сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с действующим законодательством.
9.5. Для ведения коллективных переговоров по подготовке проекта Соглашения, изменений и дополнений в настоящее Соглашение, а также для организации контроля за его выполнением на всех уровнях, на равноправной основе по решению Сторон создается постоянно действующая комиссия по разработке, заключению и контролю за выполнением Соглашения между Комитетом по здравоохранению и Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ (далее по тексту - Комиссия).
Состав Комиссии утверждается по договоренности сторон (приложение N 1 к настоящему Соглашению).
9.6. При невыполнении Соглашения заинтересованные лица письменно информируют Комиссию. Стороны Соглашения проводят консультации по существу представленной информации и принимают соответствующее решение.
9.7. Лица, по вине которых нарушаются или не выполняются обязательства, предусмотренные настоящим Соглашением, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9.8. Стороны Соглашения освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если неисполнение явилось следствием наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. При этом сроки исполнения обязательств по настоящему Соглашению отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали упомянутые обстоятельства.
9.9. Итоги выполнения Соглашения рассматриваются Сторонами на совместных совещаниях не реже двух в год с последующим информированием о результатах работы руководителей организаций здравоохранения и профсоюзных организаций.
От Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга |
От Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Профсоюза работников здравоохранения РФ |
||||||||
|
|
||||||||
Председатель комитета |
Председатель |
||||||||
|
Д.Г. Лисовец |
|
И.Г. Элиович |
||||||
" |
|
" |
|
2023 г. |
" |
|
" |
|
2023 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое соглашение между Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга и Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организацией Профсоюза работников здравоохранения РФ по основным направлениям социально-экономической политики и развитию социального партнерства в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга на 2023 - 2025 годы
Вступает в силу с 31 января 2023 г. и действует 3 (три) года
Опубликование:
-