Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители Администрации города Ростова-на-Дону от лица органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону (далее - Администрация), Союза Организаций Профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской Области" от лица Федерации профсоюзов Ростовской области (далее - Профсоюзы) и Ассоциации работодателей "Совет директоров предприятий и организаций города Ростова-на-Дону" от лица Объединения работодателей города Ростова-на-Дону (далее - Работодатели), совместно именуемые "Стороны", руководствуясь законодательством Российской Федерации и Ростовской области, Уставом города Ростова-на-Дону, Стратегией социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года, в пределах своих полномочий заключили Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Объединением работодателей города Ростова-на-Дону на 2023 - 2025 годы (далее - Соглашение) о нижеследующем.
Предметом настоящего Соглашения является установление общих условий труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам на территории города Ростова-на-Дону.
Стороны ставят в числе приоритетных целей на период действия Соглашения создание, в том числе в условиях внешнего санкционного давления, условий, содействующих развитию экономики, обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, снижения уровня бедности населения города Ростова-на-Дону, улучшения инвестиционного климата, стабильной занятости и развития эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовки квалифицированной рабочей силы, безопасных рабочих мест, обеспечения социальной стабильности и социальной защиты населения.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых) и иных соглашений, коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории города Ростова-на-Дону, и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Условия, содержащиеся в настоящем Соглашении, являются минимальными, обязательными к применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Для обеспечения реализации Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций разрабатывают документы, принимают необходимые решения в пределах своих полномочий.
Предусмотренные в Соглашении обязательства, требующие финансирования из бюджета города Ростова-на-Дону, учитываются при подготовке Решений Ростовской-на-Дону городской Думы о бюджете города Ростова-на-Дону на очередной финансовый год и плановый период.
1. Приоритетные направления экономической политики
Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной экономической политики, направленной на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение жизненного уровня населения.
Система целеполагания формируется в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Жилье и городская среда" и Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону до 2035 года (далее - Стратегия Ростова-на-Дону), утвержденной Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 N 603 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на период до 2035 года" в части обеспечения лидерского статуса города на Юге России, статуса одного из важнейших производственных, транспортно-логистических, научно-образовательных, инновационных, управленческих центров, а также центров бизнес-активности Российской Федерации.
Цели, направленные на обеспечение устойчивой экономической политики: обеспечение материального благосостояния и самореализации населения; повышение конкурентоспособности и закрепление лидерских позиций экономических субъектов на отраслевых рынках; обеспечение экономической основы для развития социальной сферы; сбалансированное территориальное экономическое развитие.
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Участвуют в формировании эффективного механизма развития экономики города Ростова-на-Дону на основе реализации мероприятий национальных проектов для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 и Стратегией Ростова-на-Дону.
1.1.2. Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации муниципальных программ города Ростова-на-Дону и государственных программ Ростовской области.
1.1.3. Содействуют реализации инвестиционных проектов и привлечению инвестиций в экономику города Ростова-на-Дону.
1.1.4. Проводят политику, направленную на повышение инвестиционной привлекательности города Ростова-на-Дону, в том числе путем размещения информации в региональных СМИ, в сети Интернет.
1.1.5. Проводят работу по поддержке инновационно активных предприятий, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. Организуют проведение бизнес-форумов, семинаров, мастер-классов, конкурсов для предприятий малого и среднего бизнеса.
1.1.6. Содействуют созданию высокопроизводительных, безопасных, современных рабочих мест, новых высокотехнологичных образцов выпускаемой продукции на основе развития творческой активности работников в области рационализации и изобретательства.
1.1.7. Проводят информационно-разъяснительную работу по созданию профсоюзных организаций в организациях малого и среднего предпринимательства с целью обеспечения социальной защиты работников через коллективно-договорные отношения.
1.1.8. Содействуют внедрению на всех уровнях образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обновлению содержания и совершенствования методов обучения, способствуют развитию инфраструктуры образования при одновременном повышении привлекательности педагогического труда.
1.2. Администрация:
1.2.1. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства, созданию благоприятных условий для его деятельности:
обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к обучающим программам, в том числе форумам, конференциям, круглым столам, мастер-классам, семинарам и др.;
обеспечение консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам правового обеспечения деятельности и налогообложения;
формирование деловых контактов субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.2.2. Содействует созданию благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами.
1.2.3. Продолжает практику программных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках разработанной подпрограммы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону".
1.2.4. Содействует вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность.
1.2.5. Содействует продвижению товаров ростовских производителей на новые рынки и укреплению межрегиональных связей посредством привлечения товаропроизводителей к участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях как на территории города Ростова-на-Дону и Ростовской области, так и за пределами региона.
1.2.6. Осуществляет меры по реализации Стратегии Ростова-на-Дону.
1.2.7. Содействует внедрению современных методов управления в экономику города Ростова-на-Дону на основе новых информационных технологий и развития многофункциональных центров.
1.2.8. Обеспечивает реализацию программ по развитию и модернизации транспортно-дорожного комплекса, совершенствованию внутригородской транспортной системы.
1.2.9. Осуществляет защиту прав потребителей на территории города Ростова-на-Дону: рассматривает обращения потребителей, консультирует их по вопросам защиты прав потребителей, обращается в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), разрабатывает муниципальные программы по защите прав потребителей.
При выявлении по обращению потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещает об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
1.2.10. Осуществляет совместные мероприятия по продвижению туристского потенциала города, формированию конкурентоспособных туристских продуктов, а также привлекательного образа города Ростова-на-Дону.
1.2.11. Проводит согласованную политику по вопросам формирования тарифов в пределах имеющихся полномочий.
1.3. Работодатели:
1.3.1. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, обеспечивают проведение модернизации оборудования и повышение производительности труда, создание дополнительных высокопроизводительных, безопасных рабочих мест.
1.3.2. Принимают активное участие в формировании делового и инвестиционного климата на территории города.
1.3.3. Принимают меры по сохранению и наращиванию объемов производства продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка и роста продаж на экспорт.
1.3.4. Участвуют в реализации национальных проектов (программ), Стратегии Ростова-на-Дону, осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
1.3.5. Не допускают перепрофилирования при акционировании организаций, осуществляющих социально значимую деятельность.
1.3.6. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3.7. Проводят информационно-разъяснительную работу с работниками организаций города о необходимости своевременной и полной уплаты имущественных налогов.
1.3.8. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящей реорганизацией или ликвидацией организации, своевременно информируют социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих, принимают меры опережающего характера, включая переобучение, профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников, позволяющие перепрофилировать производство или сменить вид экономической деятельности.
1.3.9. Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организацией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями. Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации.
1.4. Профсоюзы:
1.4.1. Способствуют устойчивому социально-экономическому развитию организаций, соблюдению трудовой и технологической дисциплины, повышению качества производимой продукции, росту производительности труда и эффективности производства, повышению профессионализма и деловой активности работников.
1.4.2. Содействуют развитию и реализации целевых комплексных программ развития экономики города Ростова-на-Дону и устранению предпосылок возникновения трудовых конфликтов, укреплению трудовой дисциплины.
1.4.3. Способствуют участию работников в управлении организацией.
1.4.4. Через своих представителей в установленном порядке участвуют в работе комиссий Администрации по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
Через отраслевые областные профсоюзные объединения взаимодействуют с первичными профсоюзными организациями и трудовыми коллективами в решении вопросов социально-экономического развития города Ростова-на-Дону.
2. В области оплаты труда, уровня жизни и социальной защиты населения
На предстоящий период основной задачей является проведение согласованной политики, направленной на социальное благополучие работающего населения. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Способствуют совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, повышение заработной платы и устойчивое развитие производственной деятельности организаций города Ростова-на-Дону.
2.1.2. Обеспечивают дифференциацию заработной платы работников с учетом уровня подготовки и квалификации, сложности, качества и количества труда.
2.1.3. Поощряют работников, добросовестно и с инициативой выполняющих свои обязанности по участию в охране общественного порядка в составе народной дружины города Ростова-на-Дону.
2.1.4. Проводят работу по совершенствованию порядка установления должностных окладов (окладов), ставок заработной платы (тарифных ставок), базовых окладов работников и других частей заработной платы путем перераспределения средств в структуре заработной платы на увеличение доли условно-постоянной части (выплаты по должностным окладам, ставкам заработной платы) путем сбалансирования структуры заработной платы.
2.1.5. Обеспечивают реализацию плана мероприятий ("дорожной карты") по росту благосостояния населения и снижению уровня бедности в два раза до 2030 года в городе Ростове-на-Дону.
2.1.6. Формируют условия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам городской инфраструктуры.
2.1.7. Содействуют в установлении работникам организаций внебюджетного сектора, индивидуальных предпринимателей тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального оклада) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, при заключении городских отраслевых соглашений, коллективных договоров.
2.1.8. Принимают меры по предотвращению практики выплаты заработной платы работникам, не отражаемой в финансовой отчетности организаций.
2.2. Администрация:
2.2.1. Обеспечивает недопущение снижения установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы.
2.2.2. Обеспечивает предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан города Ростова-на-Дону в рамках реализации муниципальной программы "Социальная защита населения города Ростова-на-Дону".
2.2.3. Организует отдых и оздоровление детей, в том числе из малоимущих семей, включая период летней оздоровительной кампании.
Предусматривает частичную компенсацию стоимости путевок, приобретенных работодателями для детей сотрудников в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, в соответствии с заключенными договорами, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели на очередной финансовый год.
2.2.4. Реализует мероприятия, направленные на развитие транспортной системы города Ростова-на-Дону, на основе экономически обоснованной тарифной и финансовой политики, а также с учетом социальной доступности транспортных услуг.
2.2.5. Формирует условия для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам муниципальной собственности, закрепленным за муниципальными учреждениями, и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Ростова-на-Дону.
2.2.6. Проводит информационно-разъяснительную работу по вопросам легализации заработной платы, трудовых отношений и необходимости для работников надлежащего оформления трудовых отношений.
2.2.7. Проводит мониторинг применяемого минимального размера оплаты труда и уровня заработной платы в организациях внебюджетного сектора города Ростова-на-Дону, а также проводит ежегодно анализ уровня оплаты труда в бюджетной сфере города и информирует городскую трехстороннюю комиссию.
2.2.8. Принимает меры по фактам выплат работникам организаций неучтенной заработной платы, в частности:
- взаимодействует с контрольными и надзорными органами по выявлению и устранению фактов выплат неучтенной заработной платы во внебюджетной сфере;
- проводит в рамках системы социального партнерства работу с руководителями организаций города Ростова-на-Дону в части увеличения заработной платы и недопущения работодателями выплат работникам неучтенной заработной платы;
- рассматривает данные вопросы на заседаниях городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Ростове-на-Дону.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Взаимодействуют с работодателями по выполнению отраслевых соглашений и коллективных договоров. Проводят активную политику по снижению внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет повышения ее уровня в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
2.3.2. Осуществляют общественный контроль за своевременным и полным перечислением работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.
2.3.3. Оказывают консультационную и правовую помощь по вопросам социальной защиты работников и членов их семей.
2.3.4. Добиваются установления в соглашениях и коллективных договорах тарифной ставки рабочего первого разряда (минимального оклада) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Определяют в коллективных договорах, соглашениях, правовых актах виды возможного поощрения работников, принимающих активное участие в охране общественного порядка в составе народной дружины города Ростов-на-Дону.
2.4.2. Принимают меры по недопущению возникновения задолженности по выплате заработной платы работникам организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющих деятельность в городе Ростове-на-Дону, снижению социальной напряженности и предотвращению трудовых конфликтов в организациях города Ростова-на-Дону.
2.4.3. Устанавливают работникам организаций внебюджетного сектора, индивидуальных предпринимателей города Ростова-на-Дону тарифную ставку рабочего первого разряда (минимальный оклад) без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат не ниже установленной в соответствующем отраслевом соглашении.
2.4.4. Принимают меры по увеличению (индексации) заработной платы с целью доведения ее до средней заработной платы по городу Ростову-на-Дону по соответствующему виду экономической деятельности.
2.4.5. Устанавливают работникам организаций внебюджетного сектора, индивидуальных предпринимателей (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги), полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), минимальную заработную плату в размере не ниже 1,2 минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4.6. Заключают коллективные договоры, предусматривая в них включение вопросов, рекомендованных приложением к Соглашению.
2.4.7. Обеспечивают лицам с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и обучения, а также объектам социальной инфраструктуры организаций.
2.4.8. Принимают меры по своевременному и в полном объеме перечислению страховых взносов на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
2.4.9. Учитывают мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при формировании систем и форм оплаты труда.
2.4.10. Оказывают помощь, по мере возможности, нуждающимся гражданам из числа работающих в организациях, членам их семей, бывшим работникам - пенсионерам, инвалидам.
2.4.11. При установлении доплаты до минимального размера оплаты труда в состав заработной платы не включают: доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, определенные как дополнительная работа, не предусмотренная трудовым договором; повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
2.4.12. Обеспечивают ежегодное увеличение реального содержания заработной платы, принимают меры, направленные на опережение темпов роста заработной платы относительно индекса потребительских цен.
Индексацию заработной платы работников организаций внебюджетного сектора проводят ежегодно в первом квартале на коэффициент индекса потребительских цен за предыдущий год, исходя из финансовых возможностей организации.
2.4.13. Предусматривают установление условно-постоянной части заработной платы (доли выплат по должностным окладам (окладам), ставкам заработной платы (тарифным ставкам):
- для работников организаций внебюджетного сектора на уровне не ниже 60 процентов от общего размера заработной платы;
- для работников бюджетной сферы с учетом поэтапного увеличения размеров должностных окладов, ставок заработной платы в структуре заработной платы работников, согласно утвержденным Единым рекомендациям по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
2.4.14. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии с действующим законодательством, соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами, не допускает "серых" схем по выплате заработной платы, образование задолженности по заработной плате и уплате страховых взносов.
2.4.15. Принимают меры по недопущению снижения гарантированной части заработной платы работников (окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного характера, установленных федеральным законодательством, в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами при условии сохранения объема должностных обязанностей (выполняемых работ) работников.
2.4.16. Обеспечивают соблюдение социально-трудовых прав и гарантий работников, включая своевременную и в полном размере выплату заработной платы в ходе проведения процедур по изменению организационно-правовой формы организации, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), перепрофилирования, в случае наличия признаков несостоятельности, банкротства, а также в случаях прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности.
2.4.17. Информируют трудовой коллектив о формировании фонда оплаты труда и расходовании средств, предусмотренных на выплату заработной платы.
2.4.18. Определяют в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации размер дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые работник не привлекался к работе, в размере 2/3 средней заработной платы (за исключением работников, получающих оклад).
2.4.19. Определяют в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время выше минимальных, установленных Правительством Российской Федерации исходя из финансовых возможностей организации.
2.4.20. Предусматривают средства исходя из финансовых возможностей организации на: социальную поддержку работников и членов их семей; предоставление субсидий и займов на строительство или приобретение жилья.
2.5. Работодатели и Профсоюзы:
2.5.1. Содействуют созданию в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Ростова-на-Дону, комиссий по социальному и пенсионному страхованию.
2.5.2. Организуют работу по приобретению путевок для отдыха и оздоровления детей работников предприятий и учреждений (всех форм собственности).
3. В области содействия занятости и кадрового обеспечения
Стороны считают основными задачами на предстоящий период обеспечение прав граждан на достойный труд и защиту от безработицы.
Цели, направленные на развитие рынка труда и обеспечения занятости населения:
- содействие занятости населения;
- повышение конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан;
- сохранение и модернизация существующих и создание новых эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда и достойной заработной платой, в том числе ориентированных на граждан предпенсионного возраста и молодежь;
- обеспечение прав граждан на достойный труд и защиту от безработицы;
- обеспечение организаций города Ростова-на-Дону профессиональными, высококвалифицированными рабочими кадрами.
В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Участвуют в реализации мероприятий государственной программы Ростовской области "Содействие занятости населения".
3.1.2. Осуществляют комплекс мер по снижению неформальной занятости на территории города Ростова-на-Дону.
3.1.3. Содействуют трудоустройству инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, молодежь в возрасте до 35 лет. Организуют в средствах массовой информации, сети Интернет информирование граждан о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
3.1.4. Содействуют трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций всех уровней на созданные и вакантные рабочие места.
3.1.5. Не допускают превышение уровня регистрируемой безработицы выше 0,9 процентов от числа экономически активного населения города Ростова-на-Дону.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда города Ростова-на-Дону, угрозы массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер, направленных на содействие занятости высвобождаемых работников, социальную поддержку, повышение их конкурентоспособности посредством обучения востребованным профессиям и специальностям. Содействуют организации общественных работ для граждан, находящихся под риском увольнения, зарегистрированных в центрах занятости населения в целях поиска подходящей работы.
3.1.6. Содействуют организации общественных работ для граждан, предполагаемых к высвобождению, зарегистрированных в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы.
3.1.7. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан и персонала предприятий и организаций города Ростова-на-Дону.
3.1.8. Участвуют в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" в организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в целях создания адаптационных условий для возвращения к трудовой деятельности.
3.1.9. Оказывают содействие в реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
3.1.10. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации для граждан, в первую очередь молодежи, проводят профориентационные мероприятия по повышению престижности рабочих профессий, в том числе конкурсы профессионального мастерства, с привлечением молодежи, на звание "Лучший по профессии" в различных номинациях, а также содействуют участию молодежи в чемпионатах по профессиональному мастерству Worldskills Russia.
3.1.11. Содействуют развитию института наставничества в организациях города. Разрабатывают и реализуют любые формы стимулирования наставничества (материальное поощрение, дополнительный отпуск и др.).
3.1.12. Участвуют в развитии региональной модели национальной системы квалификаций.
3.2. Администрация:
3.2.1. Совместно с органами службы занятости и другими заинтересованными структурами осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда, в пределах предоставленных полномочий принимает участие в реализации мер по содействию занятости населения на территории города Ростова-на-Дону.
3.2.2. Содействует созданию новых рабочих мест, в том числе на предприятиях, реализующих инвестиционные проекты, и в организациях малого предпринимательства, с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития.
3.3. Администрация и Работодатели:
3.3.1. Организуют временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, занятость на общественно полезных для города Ростова-на-Дону работах граждан, испытывающих трудности в поиске постоянного места работы.
3.3.2. Создают условия для работы выездных консультационных пунктов и мобильных центров занятости населения города Ростова-на-Дону в организации, планирующие высвобождение работников.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по формированию эффективного кадрового потенциала, систем мотивации и стимулирования персонала к высокопроизводительному труду.
3.4.2. Организуют в производственных подразделениях организаций трудовые соревнования и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.3. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.4. При проведении финансового оздоровления предприятия используют меры, способствующие максимальному сохранению имущественного комплекса, трудового коллектива и социальных гарантий работников.
3.4.5. Привлекают высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.
Формируют заявки на подготовку кадров на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения практического обучения и производственной практики, применяют различные формы социальной поддержки обучающихся и выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций, осуществляющих профессиональное обучение, в целях их закрепления на предприятиях.
3.4.6. Обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3.4.7. Содействует расширению возможностей трудоустройства граждан пенсионного возраста и граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов через механизм квотирования рабочих мест в организациях города Ростова-на-Дону.
Оборудуют (оснащают) рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов с учетом индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.
3.4.8. Создают условия для продолжения трудовой деятельности граждан предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе на условиях надомной и дистанционной занятости.
3.4.9. Предусматривают возможность выплаты единовременного пособия (вознаграждения) при уходе на пенсию (по возрасту или за выслугу лет) в зависимости от стажа работы в организации и трудового вклада работника, исходя из финансовых возможностей организации и в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом.
3.4.10. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций города Ростова-на-Дону по вопросам внедрения систем качества, регулируемым международными нормами и правилами.
3.4.11. Формируют заявки в центры занятости населения на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан с целью комплектования рабочими кадрами и специалистами организаций, в том числе вводимых в действие в рамках реализации инвестиционных проектов.
3.4.12. Содействуют трудоустройству, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию молодежи, граждан в возрасте 50 лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и других отдельных категорий граждан.
3.4.13. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах молодым специалистам гарантии от увольнения в связи с сокращением численности или штата работников организации в первые 2 года работы после окончания обучения.
3.4.14. Предусматривают при заключении коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов гарантии работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, пользование ведомственными дошкольными образовательными учреждениями на срок не менее двух лет.
3.4.15. Предусматривают при заключении отраслевых соглашений, коллективных договоров, локальных нормативных актов предоставление работникам, получившим уведомление о предстоящем расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, нескольких часов в день или одного дня в неделю с сохранением заработной платы для поиска нового места работы.
3.4.16. Заключают договоры о сотрудничестве с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, по прохождению учебной, производственной, преддипломной практики и стажировки обучающихся, мастеров производственного обучения; предоставлению рабочих мест для трудоустройства выпускников; развитию материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования.
3.4.17. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками, не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера, нелегальной и теневой занятости.
3.4.18. В целях развития системы профессиональных квалификаций участвуют в разработке профессиональных стандартов, способствуют созданию центров оценки квалификации, экзаменационных центров и экзаменационных площадок.
3.4.19. Содействуют трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обратившихся в службу занятости, на созданные и вакантные рабочие места.
3.5. Профсоюзы:
3.5.1. Осуществляют контроль соблюдения трудового законодательства при заключении трудовых договоров, изменении их существенных условий, увольнении, в том числе при сокращении численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.5.2. Добиваются включения в коллективные договоры:
- обязательств по сохранению и развитию рабочих мест;
- увеличению средств на развитие материально-технической базы обучения, формирование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- мероприятий по созданию условий для трудовой деятельности молодежи, инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, совмещающих воспитание детей с трудовой занятостью, возможности применения дистанционных и гибких форм занятости (неполный рабочий день, неделя) к данной категории работников;
- обязательств по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, чей уровень квалификации не соответствует требованиям профессиональных стандартов, за счет средств работодателей.
4. В области охраны труда и экологической безопасности
В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также улучшения экологической ситуации в качестве приоритетных направлений сотрудничества на предстоящий период:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Оказывают содействие в реализации на территории города Ростова-на-Дону государственной политики в области охраны труда, охраны окружающей среды и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.1.2. Оказывают содействие в проведении работодателями специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, распространении в организациях передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок, прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
4.1.3. Способствуют повышению квалификации специалистов по охране труда.
4.1.4. Обеспечивают финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4.1.5. Проводят конкурсы, семинары, выставки и иные мероприятия в сфере охраны труда, окружающей среды и экологической безопасности, дни охраны труда и дни защиты от экологической опасности, мероприятия по озеленению и благоустройству города.
4.1.6. Способствуют внедрению в организациях города Ростова-на-Дону концепции "Нулевой травматизм", а также участвуют в реализации проектов: "Государственный патронаж в сфере охраны труда - развитие малого и среднего бизнеса Дона", "Безопасно трудиться нужно с детства учиться", "Я - инспектор".
4.1.7. Содействуют включению в коллективные договоры обязательств сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда, разработке и внедрению программы "Нулевой травматизм" либо актуализации действующих мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также включение в режим рабочего дня производственной гимнастики для поддержания умственной и физической работоспособности работников.
4.1.8. Осуществляют взаимодействие с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны труда, охраны окружающей среды и экологической безопасности в организациях.
4.1.9. Обеспечивают проведение диспансеризации работников организаций в соответствии с законодательством.
4.1.10. Содействуют разработке и внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов, обезвреживанию отходов, переработке их для вторичного использования, изменению подхода к принципам размещения различных производств.
4.1.11. Содействуют развитию института уполномоченных лиц по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Ростова-на-Дону.
4.2. Администрация:
4.2.1. Организует участие представителей органов местного самоуправления города Ростова-на-Дону в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве, в результате которых один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
4.2.2. Обеспечивает ежеквартальный сбор информации о состоянии условий и охраны труда в городе Ростове-на-Дону.
4.2.3. Содействует в осуществлении учреждениями бюджетной сферы расходов на мероприятия по охране труда, в том числе на проведение специальной оценки условий труда.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Повышают эффективность общественного контроля соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда, принимают меры по увеличению числа избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
4.3.2. Содействуют формированию в трудовых коллективах культуры безопасного труда и ответственности за нарушение норм охраны труда, на получение полной информации работником об условиях и охраны труда на рабочем месте.
4.3.3. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение специальной оценки условий труда, сокращение использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и других мероприятий по улучшению условий и охраны труда, охраны окружающий среды и экологической безопасности.
4.3.4. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.5. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев, микротравм на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.3.6. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в области охраны труда, невыполнением обязательств по охране труда, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами.
4.3.7. Участвуют в организации, проведении обучения и проверки знаний по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзных организаций, членов комитетов (комиссий) по охране труда предприятий.
4.3.8. Обеспечивают участие представителей профсоюзной организации в проведении специальной оценки условий труда.
4.3.9. Принимают участие в организации и проведении Всемирного Дня охраны труда, научно-практических конференций, семинаров, совещаний, выставок в области охраны труда, окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
4.3.10. Предъявляют работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников при условии отнесения рабочих мест к опасному классу условий труда по результатам специальной оценки условий труда.
4.3.11. Способствуют разработке и внедрению системы управления охраной труда в организации с учетом системных мероприятий по управлению профессиональными рисками на рабочих местах.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами специальной оценки условий труда. Принимают меры по сокращению числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.2. Формируют комиссии по расследованию обстоятельств и причин микротравм, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4.3. Создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
4.4.4. Учитывают результаты расследования с участием выборного органа первичной профсоюзной организации несчастного случая на производстве для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и предупреждение аналогичного травматизма.
4.4.5. Предусматривают включение в договоры гражданско-правового характера добровольного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4.6. Внедряют новые технологии и оборудование, направленные на снижение производственных рисков, предотвращение несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
4.4.7. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов для выполнения в организациях возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.4.8. Обеспечивают организацию и проведение углубленных медосмотров, обследований и освидетельствований работающих граждан, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
4.4.9. Предусматривают в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах повышенные по сравнению с установленными законодательством размерами компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, при наличии финансовых возможностей организации.
4.4.10. Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом.
4.4.11. В установленные сроки рассматривают представления органов общественного контроля за соблюдением требований охраны труда.
4.4.12. Обеспечивают работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также смывающими и (или) обезвреживающими средствами. По предложениям профсоюзов и работников обеспечивают дополнительными (не установленными нормами) более эффективными средствами индивидуальной защиты работников.
4.4.13. Обеспечивают условия для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательных и других правовых актов по труду техническими инспекциями труда профсоюзов, уполномоченными (доверенными) лицами первичных профсоюзных организаций:
- обеспечивают правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации;
- предоставляют оплачиваемое рабочее время для выполнения возложенных на них функций по контролю за состоянием условий и охраны труда (не менее 4-х часов в неделю), на период их участия в работе комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве, а также на период их обучения по охране труда с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
4.4.14. Осуществляют добровольное дополнительное страхование работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии финансовых возможностей.
4.4.15. Предусматривают средства на профилактическое лечение работников, в том числе приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда при наличии финансовых возможностей.
4.4.16. Принимают меры по разработке и внедрению безотходных или малоотходных технологических процессов, обезвреживанию отходов, переработке их для вторичного использования, изменению подхода к принципам размещения различных производств.
4.4.17. Обеспечивают прохождение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей, профсоюзного актива и содействуют прохождению обучения уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране труда в обучающих организациях, аккредитованных в установленном порядке. Обеспечивают обучение ответственных лиц по охране труда по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами".
4.4.18. Разрабатывают и обеспечивают выполнение программ и мероприятий по охране труда, по экологической безопасности хозяйственной деятельности предприятий, в которых предусмотрены следующие меры:
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при организации технологических процессов, при применении в производстве инструментов, сырья и материалов;
- приобретение и выдачу за счет собственных финансовых средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия;
- проведение специальной оценки условий труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
4.4.19. В случае гибели работника в результате несчастного случая на производстве по вине работодателя (его представителя) выплачивают семье погибшего дополнительное, сверх норм, предусмотренных обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременное пособие в сумме не менее 20 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день фактической выплаты.
4.4.20. Формируют комиссии по расследованию обстоятельств и причин микротравм, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.4.21. Обеспечивают создание в организациях системы управления охраной труда, в том числе оценки профессиональных рисков и минимизации их последствий.
4.4.22. Содействуют профсоюзным организациям в проведении ежегодных смотров-конкурсов на звание "Лучший уполномоченный по охране труда", "Лучший внештатный технический инспектор труда".
4.5. Работодатели и Профсоюзы:
4.5.1. Обеспечивают включение в коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты мероприятий по созданию условий для подготовки и выполнения требований ВФСК ГТО, а также включению в режим рабочего дня производственной гимнастики. Разрабатывают и внедряют системы мер поощрения работников, выполнивших нормативы ВФСК ГТО на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия.
4.5.2. Принимают меры по созданию условий для реализации программ по профилактике ВИЧ/СПИДа на рабочих местах и недопущению дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
5. В области молодежной политики, культуры и спорта
Основной задачей на предстоящий период стороны считают:
- обеспечение равных условий для духовного, культурного, интеллектуального, профессионального, социального и физического развития и самореализации молодежи;
- создание условий для участия молодежи в политической, социально-экономической, научной, спортивной и культурной жизни общества;
повышение вовлеченности молодежи в инновационную, научную и творческую деятельность;
- повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде;
- формирование культуры семейных отношений, способствующей улучшению демографической ситуации, поддержку молодых семей.
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов на территории города Ростова-на-Дону. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства, поддержку молодых семей.
5.1.2. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей, проводят работу по формированию ценностей института семьи. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.3. Развивают систему профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций.
5.1.4. Проводят дни открытых дверей, профориентационные экскурсии в организации с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.1.5. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют с этой целью проведению и участию работников, в том числе молодежи в различных мероприятиях (спортивных и физкультурных соревнованиях, олимпиадах, фестивалях, конференциях и других мероприятиях).
5.1.6. Содействуют поддержке физкультурно-спортивных команд по месту работы граждан и проведению соревнований между такими командами.
5.1.7. Оказывают содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности для укрепления роли добровольчества (волонтерства) на территории города Ростова-на-Дону.
5.1.8. Обеспечивают организацию оздоровления и занятости подростков в каникулярное время, поддерживают движение студенческих отрядов и трудовых бригад молодежи.
5.2. Администрация:
5.2.1. Обеспечивает реализацию мероприятий государственной программы Ростовской области "Молодежная политика и социальная активность".
5.2.2. Обеспечивает организацию проведения мероприятий в сфере молодежной политики, направленных на патриотическое воспитание молодежи, формирование правовых, культурных и нравственных ценностей, толерантности и культуры межэтнического общения, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, развитие гражданской активности молодежи, формирование здорового образа жизни, а также формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, развитие ее творческого, профессионального и интеллектуального потенциалов.
5.2.3. Обеспечивает организацию массового отдыха и досуга в целях удовлетворения социальных и духовных потребностей ростовчан.
5.2.4. Внедряет новые информационные технологии в деятельность учреждений культуры и искусства.
5.2.5. Обеспечивает расширение сети объектов спортивной инфраструктуры и беспрепятственного доступа к ним.
5.2.6. Формирует условия для развития сферы досуга молодых ростовчан, молодежного добровольческого (волонтерского) движения, патриотического воспитания молодежи.
5.2.7. Проводит работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для сохранения медицинских организаций и их эффективного функционирования. Способствуют формированию у населения культуры здорового образа жизни, совершенствуют профилактические меры противодействия распространению ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма, осуществлению комплекса мер по повышению качества образования граждан, созданию условий для обеспечения доступности жилья.
5.2.8. Создает условия, стимулирующие молодежь к осуществлению предпринимательской деятельности, профессиональному росту и социальной ответственности.
5.2.9. Осуществляет информационно - методическую поддержку общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
5.2.10. Создает условия, стимулирующие молодежь к участию во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования города Ростова-на-Дону, а также среди физических лиц.
5.2.11. Осуществляет стимулирование и поддержку молодых граждан, проявляющих интерес к управленческой деятельности, содействие их карьерному и личностному росту; формирование и пополнение банка данных талантливых молодых специалистов и управленцев, рекомендуемых для включения в муниципальный резерв управленческих кадров в рамках Городского молодежного клуба "Молодые кадры - будущее Ростова".
5.2.12. Внедряет потенциал молодежи в интересах инновационного развития города Ростова-на-Дону.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей. Оказывают помощь в разработке коллективных договоров и соглашений, в том числе разделов, отражающих работу с молодежью и социальные гарантии.
Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения мероприятий по выделению рабочих мест с неполной занятостью, с гибкими формами работы, со свободным графиком, с надомным видом труда для обеспечения совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
5.3.2. Создают в организациях, где имеются первичные профсоюзные организации, советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
5.3.3. Участвуют в создании и развитии институтов наставничества.
5.3.4. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и по другим социально-экономическим вопросам в организациях, имеющих государственную аккредитацию.
5.3.5. Способствуют вовлечению молодежи в ряды членов профсоюза.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют возможность использования производственной базы для практики учащимся, студентам образовательных организаций профессионального образования в целях приобретения опыта работы.
5.4.3. Принимают меры, направленные на популяризацию среди молодежи рабочих профессий, востребованных на рынке труда.
5.4.4. Организуют временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-18 лет в свободное от учебы время, в том числе в период летней оздоровительной кампании.
5.4.5. Предусматривают при заключении коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. Внедряют корпоративные программы укрепления здоровья на рабочих местах.
5.4.6. Создают сообщества активной работающей молодежи через взаимодействие молодых лидеров предприятий, профсоюзных лидеров, для создания и развития молодежных организаций и реализации стратегии государственной молодежной политики на предприятиях и в организациях города Ростова-на-Дону.
5.4.7. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы студенческой молодежи в трудовых отрядах с учетом специфики организации.
5.4.8. Предусматривают возможность поощрения (нематериального/ материального) сотрудников предприятий (организаций), занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью на территории города Ростова-на-Дону, отражая данную деятельность в коллективном договоре.
5.4.9. Оказывают помощь первичным профсоюзным организациям в проведении массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
6. В области развития социального партнерства
Основной задачей на предстоящий период стороны считают дальнейшее развитие социального партнерства, направленного на регулирование социально-трудовых отношений, повышение эффективности соглашений, коллективных договоров, согласование интересов сторон социального партнерства.
6.1. В целях повышения эффективности взаимодействия Стороны:
6.1.1. Обеспечивают взаимную возможность принятия участия на всех уровнях социального партнерства в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов, в том числе не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
6.1.2. Проводят трехсторонние консультации по вопросам реализации социально-экономической политики в сфере социально-трудовых отношений.
6.1.3. Содействуют в проведении в организациях переговоров по заключению коллективных договоров, а также повышению их качества.
6.1.4. Принимают на себя в пределах своих полномочий обязательства, закрепленные действующим Ростовским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов "Федерация Профсоюзов Ростовской Области" и Союзом работодателей Ростовской области.
6.1.5. Организуют освещение вопросов социального партнерства в средствах массовой информации, на своих официальных сайтах.
6.1.6. Содействуют участию организаций города Ростова-на-Дону в муниципальном конкурсе "Коллективный договор - основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников".
Обеспечивают организацию деятельности рабочей группы по подготовке и проведению конкурса "Коллективный договор - основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников" утвержденной городской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в городе Ростове-на-Дону.
6.1.7. Содействуют участию организаций города Ростова-на-Дону в выставочно-ярмарочных, конгрессных мероприятиях, в проводимых конкурсах социальной направленности, в том числе во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности" (региональный этап).
6.1.8. Принимают меры по вовлечению организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности в систему социального партнерства.
6.1.9. Принимают превентивные меры с целью предотвращения возникновения коллективных трудовых споров.
6.1.10. Способствуют созданию в организациях города комиссий по трудовым спорам в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.
6.2. Администрация:
6.2.1. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.2.2. Обеспечивает организацию и проведение в рамках городской трехсторонней комиссии муниципального конкурса "Коллективный договор - основа эффективности производства и защиты социально-трудовых прав работников".
6.2.3. Проводит встречи и консультации с Профсоюзами и Работодателями для проведения совместных мероприятий по развитию социального партнерства.
6.2.4. Содействует участию представителей профсоюзов и работодателей в работе формируемых постоянно действующих совещательных органов, рассматривающих вопросы, связанные с реализацией социально-экономических интересов работников и жителей города Ростова-на-Дону.
6.2.5. Проводит ежеквартальный мониторинг развития социального партнерства на территории города Ростова-на-Дону и размещает соответствующую информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют подготовку и проведение коллективно-договорной кампании, осуществляют контроль выполнения коллективных договоров и соглашений.
Предусматривают включение в коллективные договоры предложений по реализации прав работников на участие в управлении организацией. Осуществляют мониторинг социально-экономической ситуации на производстве для принятия совместных решений.
6.3.2. Оказывают практическую помощь работодателям при заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
6.3.3. Принимают меры по включению в коллективные договоры организаций города Ростова-на-Дону положений, рекомендованных приложением к Соглашению.
6.3.4. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены профсоюза. Оказывают методическую и организационную помощь в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций.
6.3.5. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования трудовых споров.
6.3.6. Принимают меры по предотвращению развития социально-трудовых конфликтов. Своевременно информируют Стороны в случае возникновения социальной напряженности в трудовых коллективах.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях.
6.4.2. Представляют по запросу профсоюзной организации полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения итогов выполнения коллективных договоров и соглашений, своевременности перечисления профсоюзных взносов.
6.4.3. Принимают меры по увеличению членства объединения работодателей, регулярно рассматривают ход выполнения принятых обязательств Соглашения его членами, информируют стороны социального партнерства.
6.4.4. Информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
6.4.5. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников одновременно с выдачей основной части их заработной платы.
6.4.6. Обеспечивают возможность создания производственных советов и содействуют их работе.
6.4.7. Обеспечивают разработку и заключение в организациях всех форм собственности коллективных договоров и соглашений, направляют их на уведомительную регистрацию в соответствии с нормами трудового законодательства. При заключении коллективных договоров в организациях не допускают снижения уровня мер и преференций социальной поддержки, зафиксированных в территориальном и отраслевых региональных соглашениях.
7. Ответственность сторон
Стороны Соглашения в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств Соглашения, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением Соглашения.
При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
8. Заключительные положения
8.1. Администрация города Ростова-на-Дону в течение семи дней со дня подписания Соглашения направляет его на уведомительную регистрацию в министерство труда и социального развития Ростовской области согласно Областному закону Ростовской области от 24.12.2012 N 1013-ЗС "О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области".
8.2. Администрация обеспечивает в двухнедельный срок с момента регистрации публикацию Соглашения в городской газете "Ростов официальный" и размещение на официальном портале городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону.
8.3. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган) избранный работниками, вправе обратиться в письменной форме к координатору городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны комиссии рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.
8.4. Соглашение открыто для присоединения всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории города Ростова-на-Дону.
Работодатели, не являющиеся членами Объединения работодателей города Ростова-на-Дону, вправе присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия.
8.5. Работодатели в течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
8.6. Профсоюзы в течение срока действия Соглашения при выполнении его условий не выступают организаторами забастовок.
8.7. Стороны, подписавшие Соглашение, в установленном действующим законодательством порядке и в соответствии с положениями, предусмотренными Соглашением, в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства и обеспечивают их исполнение. Ни одна из Сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.
8.8. Контроль за исполнением Соглашения осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в городе Ростове-на-Дону в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Ростовской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
8.9. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон после предварительного обсуждения и одобрения трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений города Ростова-на-Дону.
8.10. Стороны договорились в IV квартале 2025 года заключить Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Объединением работодателей города Ростова-на-Дону на последующий период или о продлении действия настоящего Соглашения.
8.11. Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
8.12. Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 года и действует до вступления в силу нового Городского трехстороннего соглашения между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Объединением работодателей города Ростова-на-Дону.
Соглашение подписано Сторонами:
От Администрации города Ростова-на-Дону
Глава Администрации города Ростова-на-Дону |
А.В. Логвиненко |
От Федерации профсоюзов Ростовской области
Председатель Союза Организаций Профсоюзов |
А.В. Лозыченко |
От Объединения работодателей города Ростова-на-Дону
Председатель Ассоциации работодателей |
С.Л. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Объединением работодателей города Ростова-на-Дону на 2023 - 2025 годы от 14 февраля 2023 г. N 347/23-27Т
Вступает в силу с 1 января 2023 г. и действует до вступления в силу нового Городского трехстороннего соглашения между Администрацией города Ростова-на-Дону, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Объединением работодателей города Ростова-на-Дону
Опубликование:
-