г. Краснодар |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А61-2983/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рассказова О.Л., судей Афониной Е.И. и Фефеловой И.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426), заинтересованных лиц: Управления муниципальным имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1502010822, ОГРН 1021500579088), Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.02.2013 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (судьи Фриев А.Л., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А61-2983/2012, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) в государственной регистрации права собственности Республики Северная Осетия - Алания на объект недвижимости - нежилое помещение (литера ЖК) общей площадью 368 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, пр. Коста, 281/5 (далее - спорное имущество), а также возложить на управление обязанность произвести государственную регистрацию права собственности Республики Северная Осетия - Алания на указанный объект недвижимости.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу, что выписка из реестра государственной собственности не является правоустанавливающим документом. Спорное имущество внесено в реестр 27.10.2011, то есть позже принятия постановления Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 29.11.2001 N 476/36 "О разграничении собственности на территории Республики Северная Осетия - Алания на государственную собственность Российской Федерации, государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания и муниципальную собственность районов и г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания" (далее - постановление от 29.11.2001). Государственной собственностью Республики Северная Осетия - Алания считаются предприятия, учреждения, здания, помещения и иные объекты имущественных прав, не указанные в приложениях N 3 - 10 к постановлению, а также здания, помещения и строения, занимаемые на момент принятия постановления органами государственной власти Республики Северная Осетия - Алания, их подразделениями и иными государственными (не муниципальными) органами. Спорное имущество не указанно в приложениях N 3 - 10 к постановлению, однако не представлены доказательства, отнесения спорного имущества к собственности Республики Северная Осетия - Алания, соответственно, основания для регистрации права отсутствовали.
В кассационной жалобе министерство просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявленные требования - удовлетворить. По мнению заявителя, законодатель в пункте 5 постановления от 29.11.2001 не установил необходимость совокупности условий (отсутствие объекта в приложениях N 3 - 10 и занятие помещений и строений на момент принятия постановления органом государственной власти), а сделал каждое условие основанием отнесения объекта к собственности Республики Северная Осетия - Алания. Спор о праве в отношении спорного имущества отсутствует. На момент принятия постановления от 29.11.2001 спорное имущество находилось на балансе государственного учреждения Комитета топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания, что свидетельствует об отнесении имущества к собственности Республики Северная Осетия - Алания. Судебные акты нарушают имущественные права Республики Северная Осетия - Алания в отношении объекта недвижимости, отнесенного актами (постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.01.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность"; далее - постановление от 27.01.1991 N 3020-1, соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.1995, постановление от 29.11.2001) органов государственной власти к государственной собственности Республики Северная Осетия - Алания.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 11.08.2012 министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Сверенная Осетия - Алания на спорное имущество (т. 1, л. д. 177, 178), к заявлению приложены следующие документы:
- распоряжение министерства от 23.06.2011 N 153 (т. 1, л. д. 20, 21);
- акт инвентаризации казны Республики Северная Осетия - Алания от 01.07.2011 (т. 1, л. д. 23);
- акт приема-передачи имущества от 07.09.2009 (т. 1, л. д. 22);
- карта реестра недвижимого имущества от 16.07.2012 N 239/2012-07;
- распоряжение министерства от 07.09.2009 N 326 (т. 1, л. д. 17, 18).
Сообщением от 27.08.2012 N 09/077/2012074 управление отказало в государственной регистрации спорного имущества на основании абзацев 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закона N 122-ФЗ). Основаниями для отказа послужило отсутствие документов, подтверждающих закрепление спорного имущества на момент принятия постановления от 29.11.2001 за министерством; наличие названного постановления исключает основания включения спорного имущества в реестр государственной собственности, поскольку предложенное в качестве правоустанавливающего документа (постановление от 29.11.2001) не подтверждает право Республики Северная Осетия-Алания (т. 1, л. д. 27 - 29).
Полагая данный отказ незаконным, министерство обратилось в суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статей 9, 13 и 17 Закона N 122-ФЗ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 20 названного Закона предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
- правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие названного Закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Пункт 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ определяет, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной указанным Федеральным законом.
В качестве правоустанавливающего документа министерство сослалось на постановление от 29.11.2001, в котором установлено, что государственной собственностью считаются предприятия, учреждения, здания, помещения иные объекты имущественных прав, не указанные в приложениях N 3 - 10 к постановлению, а также здания, помещения и строения, занимаемые на момент принятия постановления органами государственной власти Республики Северная Осетия - Алания, их подразделениями и иными государственными (не муниципальными) органами.
Отказывая в удовлетворении требований суды оценили положение постановления от 29.11.2001 и установили, что представленные документы на государственную регистрацию не подтверждают отнесение спорного объекта к государственной собственности Республики Северная Осетия - Алания. Названый объект не значится в приложениях 3-10 указанного постановления (сторонами не оспаривается). Однако отсутствуют доказательства нахождения государственных органов в данном помещении.
В данном случае подлежат установлению нарушения прав и законных интересов министерства со стороны управления, а также законность его акта, изданного в связи с осуществлением конкретных регистрационных действий, то есть оценка достаточности для регистрации права собственности тех документов, которые были представлены управлению.
Довод заявителя об установлении судами факта нахождения спорного имущества на балансе учреждения с 1999 года противоречит содержанию обжалуемых судебных актов и не свидетельствует о предоставлении подтверждающих документов на государственную регистрацию.
Довод заявителя жалобы о том, что судами оставлено без внимания результаты рассмотрения спора по делу N А61-323/2012 ошибочен. Вместе с тем не лишает право управления на повторное обращение в регистрирующий орган с предоставлением необходимого пакета документов, подтверждающих право собственности министерства.
Доводы заявителя жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как они, не опровергают выводов судов. Каких-либо новых доводов со ссылками на находящиеся в деле и не исследованные судами материалы заявитель не привел и не указал на нарушения при принятии обжалуемых судебных актов.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 18.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А61-2983/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Л. Рассказов |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.