г. Краснодар |
|
19 июля 2013 г. |
Дело N А63-6066/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новоалександровский элеватор" (ИНН 2615000320, ОГРН 1022602821284) - Ивановой Л.Б. (доверенность от 17.07.2013), в отсутствие заинтересованных лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2012 (судья Смоляков А.Ю.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 (судьи Фриев А.Л., Казакова Г.В., Марченко О.В.) по делу N А63-6066/2012, установил следующее.
ОАО "Новоалександровский элеватор" (далее - общество, элеватор) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о признании решения, выразившегося в отказе в предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка площадью 37 706 кв. м (кадастровый номер 26:04:171601:11) незаконным, а также о возложении на управление обязанности принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату названного участка и направить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:04:171601:11 площадью 37 706 кв. м, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т. 2, л. д. 63, 71).
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.06.2012 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2012, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение управления от 27.04.2012 незаконным, обязал управление принять решение о предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка площадью 37 706 кв. м с кадастровым номером 26:04:171601:11 и направить проект договора купли-продажи. Судебные акты мотивированы отсутствием препятствий для предоставления обществу в собственность земельного участка.
В кассационной жалобе управление просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что земельные участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, относятся к землям ограниченным в обороте, не подлежат приватизации. В приватизации участка отказано в виду необходимости проведения проверки фактического использования на предмет загрязнения опасными отходами, поскольку на земельном участке с кадастровым номером 26:04:171601:11 расположены 16 объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу, в том числе и цех отходов элеватора N 2.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представитель элеватора возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество на основании плана приватизации, утвержденного распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Ставропольского края от 14.03.1994 N 474, является собственником объектов недвижимости, расположенных в г. Новоалександровске, по ул. Ленина, 26.
За Новоалександровским элеватором (правопредшественником общества) закреплено в бессрочное пользование 44,52 га земли, расположенной по адресу:
г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26 (свидетельство о праве на землю от 23.11.1992 N 3540 выдано Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам на основании постановления главы администрации г. Новоалександровска от 10.08.1992 N 306).
Постановлением главы г. Новоалександровска от 16.04.2003 N 371 утверждены результаты инструментальной съемки земельного участка по ул. Ленина, 26 в г. Новоалександровске и площадь земельного участка, предоставленного акционерному обществу в постоянное пользование из земель поселений, предписано считать равной 40,23 га.
Постановлением главы г. Новоалександровска от 16.02.2004 N 133 обществу разрешено разделить земельный участок площадью 402 300 кв. м, принадлежащий ему на праве постоянного (бессрочного) пользования, на четыре обособленных участка (площадью 148 193 кв. м, 37 706 кв. м, 182 833 кв. м и 14 822 кв. м).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.03.2006 серии 26 АА N 252841 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 1672-р Управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок под промышленные предприятия площадью 37 706 кв. м с кадастровым номером 26:04:171601:11, расположенный по адресу:
г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-12/003/2006-537.
25 октября 2011 года обществу выдан кадастровый паспорт N 26/501/11-203542 на земельный участок общей площадью 37 706 кв. м с кадастровым номером 26:04:171601:11, местоположение: г. Новоалександровск, ул. Ленина, 26, разрешенное использование: под промышленные предприятия, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 16.02.2004.
Общество обратилось в управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка общей площадью 37 706 кв. м с кадастровым номером 26:04: 171601:11, сообщив, что на земельном участке расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости, в том числе корпуса элеватора и цех отходов элеватора.
В ответах на заявление управление уведомило общество о том, что представленные им пакеты документов направлены в Росимущество.
В письме от 27.04.2012 со ссылкой на письмо Росимущества от 29.02.2012 управление отказало обществу в приватизации земельного участка, указав на наличие сведений, дающих основания полагать, что данный объект ограничен в обороте, как участок, подвергнутый загрязнению опасными отходами, радиоактивными веществами, биогенному загрязнению и иной деградации.
Считая отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со - Гражданского кодекса Российской Федерации, -, - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в - постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основанием для признания недействительным ненормативного акта, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В - Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или с приобретением земельных участков в собственность, следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 указанного Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судами установлено и заинтересованными лицами не оспаривается, что к заявлению о приватизации земельного участка общество приложило документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень). Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в обороте не ограничен.
Таким образом, при подаче заявления о приобретении названного земельного участка в собственность общество представило полный комплект документов, предусмотренных Перечнем. Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность покупателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представлять информацию относительно соответствия испрашиваемого в собственность земельного участка санитарным правилам и нормам.
Согласно подпункту 12 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, ограничиваются в обороте.
Ссылка управления на данную норму признана судами неправомерной, поскольку сведения об ограничении испрашиваемого земельного участка в обороте вследствие его загрязнения опасными отходами, радиоактивными веществами, биогенного загрязнения либо иной деградации в материалах дела отсутствуют.
Доводы управления о загрязненности земельного участка имеют предположительный характер, документально не подтверждены (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и основаны только на факте наличия на участке объекта недвижимости с наименованием "цех отходов".
Невыполнение управлением возложенной на него законом обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка на праве собственности в отсутствие законных оснований свидетельствует о допущенном управлением противоправном бездействии, нарушающем права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2012 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу N А63-6066/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и заинтересованными лицами не оспаривается, что к заявлению о приватизации земельного участка общество приложило документы в соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень). Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет и в обороте не ограничен.
Таким образом, при подаче заявления о приобретении названного земельного участка в собственность общество представило полный комплект документов, предусмотренных Перечнем. Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность покупателя земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, представлять информацию относительно соответствия испрашиваемого в собственность земельного участка санитарным правилам и нормам.
Согласно подпункту 12 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли, ограничиваются в обороте."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2013 г. N Ф08-3992/13 по делу N А63-6066/2012