г. Краснодар |
|
06 августа 2018 г. |
Дело N А32-45943/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Аваряскина В.В. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от третьего лица - государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (ИНН 2318029502, ОГРН 1032310485217) - Телелейко Р.А. (доверенность от 18.12.2017), в отсутствие заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьих лиц: администрации города Сочи, Министерства труда и социального развития Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2018 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Соловьева М.В.) по делу N А32-45943/2017, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным и отмене отказа в государственной регистрации права от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2115; о возложении обязанности осуществить регистрацию права государственной собственности Краснодарского края на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А:
- здание детского сада площадью 128,3 кв. м, литеры И, И1, И2, с кадастровым номером 23:49:0117001:1008;
- здание котельной площадью 104 кв. м, литеры Х, Х1, с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007;
- здание кухни площадью 142 кв. м, литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3, с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" (далее - учреждение), администрация города Сочи, Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Решением от 26.02.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. Заявитель указывает на то, что в целях уточнения состава имущества учреждения с данными технического паспорта, изготовленного филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по г. Сочи по состоянию на 11.09.2008, в акт приема-передачи муниципального учреждения социальной защиты населения г. Сочи "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник"" в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе 29.03.2011 внесены изменения, в соответствии с которыми в государственную собственность Краснодарского края переданы объекты недвижимости: детский сад площадью 128,3 кв. м (литеры И, И1, И2); котельная площадью 104 кв. м (литеры X, XI); кухня площадью 142 кв. м (литеры Ж, Ж1, Ж2, ЖЗ). Ранее право собственности на спорные объекты зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи. Представленные документы содержали всю необходимую для государственной регистрации права собственности Краснодарского края информацию и соответствовали действующему законодательству. В порядке устранения замечаний регистрирующего органа об изменении площадей объектов управлению представлено техническое заключение специалиста, из которого следует, что пристроенные объекты под литерами И2, XI, Ж1, Ж2, ЖЗ имеют вспомогательное значение и на их возведение не требовалось получение разрешений на строительство. Департамент полагает ошибочным вывод судов об отсутствии у него прав на обжалование решений управления, поскольку представитель по доверенности Телелейко Р.А. наделен соответствующими полномочиями.
В отзыве на жалобу учреждение поддержало доводы департамента.
Управление в отзыве на жалобу указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя учреждения, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности город-курорт Сочи с 20.01.2005 находится следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А:
- нежилое здание - детский сад площадью 98,2 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1039;
- нежилое здание - кухня площадью 57,2 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1040;
- нежилое здание - котельная площадью 99 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1038.
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Сочи от 22.09.2003 N 229-р в соответствии с договором от 22.09.2003 N 497 и актом приема-передачи имущества от 22.09.2003 за муниципальным учреждением г. Сочи "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" (г. Сочи)" закреплены основные средства, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Л-202, ул. Центральная, д. 80А, в том числе и спорные объекты.
Решением городского собрания г. Сочи от 15.11.2004 N 238 в срок до 01.01.2005 имущество муниципальных учреждений соцзащиты населения города Сочи и имущество органов социальной защиты населения города, которое учтено на балансах по состоянию на 01.10.2004 передано в государственную собственность Краснодарского края, за исключением имущества, которое необходимо передать в оперативное управление, согласно перечню.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.12.2004 N 1537-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений социальной защиты населения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" в собственность Краснодарского края с находящимся у него на балансе имуществом принято муниципальное учреждение системы социальной защиты населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник"".
В акт приема-передачи муниципального учреждения системы социальной защиты населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник"" внесены изменения от 29.03.2011, согласно которым в государственную собственность Краснодарского края переданы следующие объекты: здание детского сада площадью 128,3 кв. м, литеры И, И1, И2; здание котельной площадью 104 кв. м, литеры Х, Х1; здание кухни площадью 142 кв. м, литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3.
Указанное имущество поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 23:49:0117001:1008, 23:49:0117001:1007 и 23:49:0117001:1006 соответственно.
Департамент обратился в управление с заявлением от 03.04.2017 о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:49:0117001:1008, 23:49:0117001:1007, 23:49:0117001:1006.
Управление 10.04.2017 приостановило государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на объекты недвижимости. Заявителю разъяснено право на представление дополнительных доказательств наличия оснований для государственной регистрации права, а также указано на необходимость устранения выявленных дублей кадастровых номеров указанных объектов недвижимого имущества, площади которых изменились за счет самовольного переоборудования помещений, а именно:
- здание детского сада площадью 98,2 кв. м, литеры И, И1, И2, с кадастровым номером 23:49:0117001:1039 идентично объекту площадью 128,3 кв. м с кадастровым номером 23:49:0117001:1008;
- здание котельной площадью 99 кв. м, литеры Х, Х1, кадастровый номер 23:49:0117001:1038, идентично объекту площадью 104 кв. м с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007;
- здание кухни площадью 57,2 кв. м, литеры Ж, Ж1, Ж2, Ж3, кадастровый номер 23:49:0117001:1040, идентично объекту площадью 142 кв. м с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006.
Поскольку заявитель не устранил препятствия в регистрации, решениями от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2115, N 23/046/001/801/2017-2113-2114, N 23/046/001/801/2017-2113-2113 в совершении регистрационных действий отказано.
Считая отказы управления незаконными, департамент оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона N 218-ФЗ.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона N 218-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных указанным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суды установили, что объекты недвижимости имеют следующие характеристики: здание детского сада - площадь 128,3 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1008; здание котельной - площадь 104 кв. м, кадастровый номер 23:49:011:7001:1007; здание кухни - площадь 142 кв. м, кадастровый номер 23:49:011:7001:1006.
Согласно сведениям из ЕГРН право собственности муниципального образования город-курорт Сочи и право оперативного управления Государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" зарегистрировано на объекты со следующими характеристиками: здание детского сада - площадь 98,2 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1039; здание котельной - площадь 99 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1038; здание кухни - площадь 57,2 кв. м, кадастровый номер 23:49:0117001:1040.
В силу пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) реконструкция объектов капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Как указано в части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В силу специального правила, установленного статьей 51 Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (пункт 6 разъяснений по применению Градостроительного кодекса в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации").
Сопоставление имеющихся в материалах дела сведений в отношении регистрируемых объектов свидетельствует об увеличении в результате реконструкции площади нежилых зданий детского сада, котельной и кухни.
Таким образом, данные виды работ должны выполняться на основании разрешения на строительство (реконструкцию).
Технический паспорт ГУП КК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 11.09.2008 и техническое заключение специалиста не являются достаточными и допустимыми доказательствами законности увеличения площади спорных объектов, поскольку данные организации не являются уполномоченными органами в области градостроительной деятельности.
При отсутствии у регистрирующего органа документов, подтверждающих согласование в установленном порядке совершения переустройства и (или) перепланировки помещения, разрешения на реконструкцию отказ в осуществлении регистрационных действий в отношении измененных объектов недвижимости является законным (подобный правовой подход отражен в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Поскольку для государственной регистрации перехода права собственности заявитель не представил документы, подтверждающие правомерность увеличения площади объектов недвижимости, у управления отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2018 по делу N А32-45943/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу специального правила, установленного статьей 51 Градостроительного кодекса, выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (пункт 6 разъяснений по применению Градостроительного кодекса в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2018 г. N Ф08-5765/18 по делу N А32-45943/2017