город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2018 г. |
дело N А32-45943/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2018 по делу N А32-45943/2017, принятое в составе судьи Ермоловой Н.А. по заявлению департамента имущественных отношений Краснодарского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьих лиц: государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"; администрации города Сочи; Министерства труда и социального развития Краснодарского края о признании недействительным отказа в государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным и отмене отказа в государственной регистрации права от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2115; об обязании осуществить государственную регистрацию права государственной собственности Краснодарского края на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А:
- здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 128,3 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1008;
- здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 104,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007;
- здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 142,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", администрация города Сочи, а также Министерство труда и социального развития Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано отсутствием у департамента права на обжалование отказов управления от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2115, от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2114, от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2113 в государственной регистрации права собственности на спорные объекты, поскольку с соответствующими заявлениями обращалось муниципальное образование город-курорт Сочи, а не департамент. Рассмотрев спор по существу, суд указал, что представленными для регистрации права документами право собственности Краснодарского края на спорные объекты недвижимого имущества не подтверждены.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил его отменить, ссылаясь на то, что представленные на регистрацию документы содержали всю необходимую информацию для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные объекты недвижимого имущества. Ранее право собственности на спорные объекты было зарегистрировано за муниципальным образованием город-курорт Сочи. Полагает ошибочным вывод суда об отсутствии прав у департамента на обжалование решений управления об отказе, поскольку представитель по доверенности Телелейко Р.А. был наделен полномочиями на представление интересов департамента.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю указало на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации устранены не были. Пояснил, что с заявлением о государственной регистрацией права собственности в отношении спорных объектов, действительно, обратился гр. Телелейко Р.А. на основании доверенности, выданной департаментом, однако, просил зарегистрировать право собственности за муниципальным образованием г. Сочи.
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" в возражениях на апелляционную жалобу указало на обоснованность доводов департамента. Полагает, что управление само должно было устранить выявленную ошибку.
От Департамента имущественных отношений Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, не установил процессуальных препятствий к рассмотрению апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН от 16.02.2018 N N 23/050/002/2018-020, 23/050/002/2018-022, 23/050/002/2018-018 в муниципальной собственности город-курорт Сочи с 20.01.2005 находится следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А:
- нежилое здание - детский сад, площадью 98,2 кв.м., кадастровый номер: 23:49:0117001:1039;
- нежилое здание - кухня, площадью 57,2 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1040;
- нежилое здание - котельная, площадью 99 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1038.
Указанные объекты закреплены на праве оперативного управления за Государственным казенным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
На основании распоряжения комитета по управлению имуществом г. Сочи от 22.09.2003 N 229-р "О закреплении имущества за Муниципальным учреждением системы социальной защиты населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" (г. Сочи)" (т.1. л.д. 24) договором от 22.09.2003 N 497 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением г. Сочи- "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" (г. Сочи)" (далее-муниципальное учреждение) (т.1 л.д. 25-27) и акта приема-передачи имущества муниципального учреждения системы социальной защиты населения от 22.09.2003 (т.1 л.д. 28-29) за муниципальным учреждением закреплены основные средства, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Л-202, ул. Центральная, д. 80А, в том числе и спорные объекты.
Решением городского собрания г. Сочи от 15.11.2004 N 238 в срок до 01.01.2005 имущество муниципальных учреждений соцзащиты населения города Сочи и имущество органов социальной защиты населения города, которое учтено на балансах по состоянию на 01.10.2004 передано в государственную собственность Краснодарского края, за исключением имущества, которое необходимо передать в оперативное управление, согласно перечню (т.1 л.д. 32-35).
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 30.12.2004 N 1537-р "Об утверждении перечня муниципальных учреждений социальной защиты населения, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" в собственность Краснодарского края со всем находящимся у него на балансе имуществом было принято муниципальное учреждение системы социальной защиты населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник".
Согласно изменениям от 29.03.2011 (т.2 л.д. 19-22) в акт приема- передачи муниципального учреждения системы социальной защиты населения "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе внесены изменения, согласно которым в государственную собственность Краснодарского края переданы объекты: здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 128,3 кв.м.; здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 104,0 кв.м.; здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 142,0 кв.м.
Указанное имущество было поставлено на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров 23:49:0117001:1008; 23:49:0117001:1007; 23:49:0117001:1006 соответственно.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в управление с заявлением от 03.04.2017 о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:49:0117001:1008; 23:49:0117001:1007; 23:49:0117001:1006.
Управление 10.04.2017 приостановило государственную регистрацию права собственности Краснодарского края на спорные объекты недвижимости, в соответствии с возникновением у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для совершения регистрационных действий. Заявителю разъяснено право на представление дополнительных доказательств наличия оснований для государственной регистрации права, а также указано на необходимость устранения выявленных дублей кадастровых номеров указанных объектов недвижимого имущества, площади которых изменились за счет самовольного переоборудования помещений, а именно:
- здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 98,2 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1039 идентичен объекту площадью 128,3 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1008;
- здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 99 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1038 идентичен объекту площадью 104,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007;
- здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 57,2 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1040 идентичен объекту площадью 142,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006.
Поскольку к установленному сроку препятствия в государственной регистрации устранены не были, решениями регистрирующего органа, формализованным в сообщениях от 10.07.2017 N 23/046/001/801/2017-2113-2115, N 23/046/001/801/2017-2113-2114, N 23/046/001/801/2017-2113-2113 в совершении испрашиваемых регистрационных действий было отказано.
Считая отказы управления незаконными, департамент оспорил их в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Основания для государственной регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в статье 14 Закона о государственной регистрации.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона о государственной регистрации осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно статье 27 указанного закона является не устранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий.
Отказывая департаменту в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные объекты недвижимости, регистрирующий орган исходил из того, что в отношении спорных объектов осуществлен двойной кадастровый учет (присвоено по два кадастровых номера), а также не представлены документы, подтверждающие правомерность увеличения площади спорных объектов по отношению к тем, на которые зарегистрировано право муниципальной собственности.
Представленными материалами дела подтверждается, что спорные объекты, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А, имеют следующие характеристики:
- здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 128,3 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1008;
- здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 104,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007;
- здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 142,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006.
Однако, согласно сведениям из ЕГРН право собственности муниципального образования город-курорт Сочи и право оперативного управления Государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" зарегистрировано на следующие объекты по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, ул. Центральная, д. 80А:
- здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 98,2 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1039;
- здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 99 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1038;
- здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 57,2 кв.м., кадастровый номер 23:49:0117001:1040.
Поскольку в качестве документов для государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорные объекты на государственную регистрацию заявителем были представлены акт приема-передачи муниципального учреждения г. Сочи "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Родник" и изменения к акту приема-передачи от 29.03.2011 и не представлены документы, устанавливающие право собственности муниципального образования г. Сочи на спорные объекты недвижимости с измененной (увеличенной) площадью (здание детского сада, лит. "И", "И1", "И2", площадью 128,3 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0117001:1008; здание котельной, лит. "Х", "Х1", площадью 104,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1007; здание кухни, лит. "Ж", "Ж1", "Ж2", "Ж3", площадью 142,0 кв.м. с кадастровым номером 23:49:011:7001:1006), также как и документы, подтверждающие правомерность такого увеличения площади, при наличии противоречивых сведений в реестре прав на недвижимое имущество и в отсутствие иных правоустанавливающих документов, у управления отсутствовали основания для осуществления регистрационных действий, поскольку государственная регистрация производится при наличии правоустанавливающих документов, подтверждающих бесспорное право заявителя в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации (статья 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При правовой экспертизе документов, устанавливается, в том числе, отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, что является основанием для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Согласно статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие; подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Исходя из понятия государственной регистрации, определенного ст. 1 Закона о регистрации, а также анализа положений ст. ст. 14, 18, 21 Закона о регистрации, регистрирующий орган уполномочен принимать решения только на основании документов, бесспорно удостоверяющих наличие, возникновение, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество. Учитывая изложенное, суд считает, что государственная регистрация может быть произведена, только в том случае, когда регистратором не установлено противоречий между заявленными правами на земельный участок и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости. Если в ходе правовой экспертизы документов будут выявлены противоречия между сведениями уже содержащимися в реестре и правами, за регистрацией которых обращается правообладатель, то в государственной регистрации права должно быть отказано.
Судом также верно указано, что в заявлениях в качестве лица, в отношении которого необходимо осуществить регистрационные действия указано было муниципальное образование город-курорт Сочи, в связи с чем управлением верно оспариваемые отказы адресованы муниципальному образованию, а не департаменту, который лишен формальных оснований на оспаривание данных действий.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2018 по делу А32-45943/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45943/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 августа 2018 г. N Ф08-5765/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчик: Управление Федеральной службы гос. регистрации, кадастра и картографии по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация г. Сочи, гос. казенное учреждение социального обслуживания КК Лазаревский реабилитационный центр для дтей и подростков с ограниченными возможностями, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Лазаревский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", Министерство труда и социального развития Краснодарского края