Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Приказу
N 59-од от 28.02.2023 г.
Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год
Доклад о правоприменительной практике по итогам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Адыгея за 2022 год подготовлен во исполнение ст. 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Управление по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея (далее - Управление) в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 122 от 22.05.2012 "Вопросы Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея", Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 271 от 16.12.2021 "О некоторых вопросах осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)" осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Республики Адыгея.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году введен мораторий на проведение контрольно-надзорных мероприятий, в связи с чем, правоприменительная практика по названому виду контроля за 2022 год существенно снизилась.
Постановление N 336 ввело категорический и полный запрет на все плановые проверки и КНМ в 2022 году в отношении всех контролируемых лиц (независимо от размера бизнеса), за некоторым исключением (их перечень можно уточнить в ч. 3 ст. 1, ч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле и в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ).
Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в сложных экономических условиях, аналогичные меры государственной поддержки уже предпринимались во время пандемии.
Поэтому именно сейчас природопользователям важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятия (перестроить внутренние процессы, провести качественный аудит и т.д.).
Учитывая требования моратория, контрольно-надзорная деятельность Управления направлена на профилактику нарушений обязательных требований законодательства и стимулирование добросовестного отношения к соблюдению обязательных требований.
Конкретно вместо плановых проверок надзорным органом проводились профилактические визиты.
Указанные особенности применяются при государственном контроле вне зависимости от организационно-правовой формы контролируемого лица и распространяются, в том числе, в отношении физических лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды и нарушению обязательных требований в области регионального государственного экологического контроля (надзора) Приказ N 342-ОД от 17.12.2021 г., размещен:
- на официальном сайте Управления;
- в Едином реестре видов контроля (далее - ЕРВК).
Перечень объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) внесен в ЕРВК.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охране окружающей среды направлена на достижение следующих основных целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охране окружающей среды;
- создание условий для доведения обязательных требований до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Положением об Управлении по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея с целью предотвращения нарушений природоохранного законодательства и Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 403 от 12.07.2017 "Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды".
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея N 283-ОД от 14.11.2022 "О присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды" статус общественных инспекторов присвоен 11 гражданам.
Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея N 289-ОД от 22.11.2022 "О присвоении статуса общественного инспектора по охране окружающей среды" статус общественных инспекторов присвоены 2 гражданам.
В 2022 году Управлением плановых проверок в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), проведено не было, проведена одна внеплановая проверка по требованию прокуратуры в отношении индивидуального предпринимателя.
По результатам проверки было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения, нарушение было устранено.
Должностные лица Управления 27 раз привлекались органами прокуратуры в качестве специалистов при проведении проверок соблюдения действующего законодательства, в том числе, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по изготовлению древесного угля.
В результате совместных проверочных мероприятий совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, Администрацией муниципального района "Майкопский район", было выявлено 40 объектов (мест размещения), на которых расположены бочки, печи для осуществления деятельности по производству древесного угля.
Из 40 эксплуатируемых объектов на учете, как объект негативного воздействия на окружающую среду (далее - ОНВОС), в региональный реестр ОНВОС внесен 21, 8 объектов на учете не стоят, выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, 11 объектов являются физическими и неустановленными лицами, при этом осуществляют деятельность.
На момент проведения выездных обследований деятельность осуществлялась на 30 объектах, при этом на 27 объектах деятельность осуществляют юридические лица, на 3 - физические лица.
Направлены запросы и информация в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, Администрацию муниципального района "Майкопский район", Министерство внутренних дел по Республике Адыгея, Управление Росреестра по Республике Адыгея, Прокуратуру Республики Адыгея.
По информации, полученной из Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, по зафиксированному осуществлению предпринимательской деятельности без образования юридического лица в отношении 3 физических лиц проводятся мероприятия налогового контроля в соответствии с нормами действующего законодательства.
В отношении Росреестра по недопустимости законодательства правообладателей 17 земельных участков, Управлением Республике Адыгея выданы предостережения о нарушения обязательных требований земельного Российской Федерации, а также приведению данных земельных участков в состояние, пригодное для использования их по целевому назначению.
Отделом МВД РФ по Майкопскому району в отношении 3 физических лиц осуществляющих деятельность по производству древесного угля было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, на основании, предусмотренном п. 2 ст. 24 УПК РФ.
Управлением в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности в 2022 году рассмотрено 319 обращений граждан, организаций и должностных лиц, в т.ч. 95 обращений по сливу жидких бытовых отходов на рельеф местности и в водные объекты, 83 обращения по несанкционированному размещению отходов строительства, производства и потребления.
В рамках проведения оценки достоверности сведений, поступивших в рамках обращений, в условиях моратория на проведение контрольно-надзорной деятельности, сотрудниками Управления направлены информационные письма в адрес субъектов контроля с разъяснением требований законодательства,
В 2022 году осуществлено 342 выездных обследования территории Республики Адыгея, в т.ч. 262 в рамках рассмотрения поступивших обращений, 54 повторных выездных обследований по ранее выявленным нарушениям. Информация о выявленных нарушениях природоохранного законодательства доведена до виновных лиц, предприняты меры к устранению выявленных правонарушений.
В 2022 году выявлено 128 несанкционированных мест захламления, из них, по результатам предпринятых Управлением мер принуждедения (постановление о наложении административном взыскании, предостережения, информационные письма) ликвидировано 92 места захламления.
Выявленные в 2022 году места несанкционированного размещения отходов в количестве 36 точек продолжают оставаться на контроле Управления до полной ликвидации.
Кроме того на контроле Управления находятся 4 несанкционированные свалки ТКО, не внесенные в реестр:
- х. Новый Сад Тахтамукайского района Республики Адыгея,
- земли колхоза "Россия" бригада N 1 Гиагинского района Республики Адыгея,
- с. Белое Красногвардейского района Республики Адыгея,
- а. Кошехабль, Кошехабльского района Республики Адыгея.
Наибольшее количество нарушений выявлено в области обращения с отходами производства и потребления:
- сброс отходов производства и потребления ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (выявлено 178 нарушений, составлено 29 протоколов об административных правонарушениях, в том числе на юридических лиц - 1, на должностных лиц - 5, индивидуальных предпринимателей - 4, физических лиц - 19) на сумму 210 000 руб., в т.ч. числе 4 предупреждения;
В целом в ходе осуществления контрольно-надзорной деятельнос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.