В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на 2023 год.
2. Ответственным за исполнение настоящего приказа назначить начальника Управления транспорта М.Н. Хисамутдинова.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.Х. Садыкова.
Министр |
Ф.М. Ханифов |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на 2023 год
Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - Программа), разработанная Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство), устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, соблюдение которых оценивается в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси (далее - государственный контроль (надзор)).
I. Анализ текущего состояния осуществления государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Объектом государственного контроля (надзора) является деятельность контролируемых лиц в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования (далее - объекты контроля).
Контролируемыми лицами при осуществлении государственного контроля (надзора) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Общее количество объектов контроля оценивается в 349 ед., из них 346 отнесен к категории низкого риска, 2 к категории умеренного риска и 1 к категории среднего риска.
В соответствии с Положением об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2021 N 929, инспекторы контрольного органа предоставляют контролируемым лицам консультирование по следующим вопросам (в том числе в письменном виде):
а) организация и осуществление государственного контроля (надзора);
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
в) соблюдение обязательных требований;
г) вопросы, содержащиеся в проверочных листах;
д) проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия.
Консультирование предоставляется:
а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты или видео-конференц-связи;
б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;
в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Время для консультирования при личном обращении должно составлять не менее 4 часов в рабочую неделю. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в здании контрольного органа в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет".
Консультирование в письменном виде осуществляется в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) при личном обращении предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
в) для ответа на поставленные вопросы при личном обращении требуется получение дополнительных сведений и информации.
В случае консультирования инспекторами контрольного органа контролируемых лиц в письменном виде ответ контролируемому лицу направляется в течение 20 дней со дня регистрации его обращения.
В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемые лица информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, исходя из их отнесения к соответствующим категориям риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, которые приступили к осуществлению деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в те же сроки, что и профилактический визит.
Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что контролируемые лица представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор контрольного органа незамедлительно направляет информацию об этом министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Главной задачей Министерства при осуществлении государственного контроля (надзора) является переориентация контрольной (надзорной) деятельности на объекты повышенного риска и усиление профилактической работы в отношении всех объектов контроля, обеспечивая приоритет проведения профилактики.
В 2020, 2021 и 2022 годах в рамках государственного контроля (надзора) по результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлены нарушения обязательных требований, приведенных в Таблице N 1:
Таблица N 1
Перечень типовых и массовых нарушений (выявлены при осуществлении государственного контроля (надзора) в 2020-2022 годах)
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
||
КоАП РФ | ||||
1 |
Статья 11.14.1. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси Часть 3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства |
20 |
5 |
0 |
2 |
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля |
1 |
0 |
0 |
3 |
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) |
1 |
1 |
0 |
4 |
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль |
1 |
0 |
0 |
5 |
Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Часть 2. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств |
18 |
25 |
0 |
6 |
Статья 12.31.1. Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Часть 3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств |
17 |
26 |
0 |
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, в сфере государственного контроля (надзора), устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, Министерством осуществлялись мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с программой по профилактике нарушений в 2022 году.
В частности, в 2022 году в целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") обеспечено размещение информации в отношении проведения государственного контроля (надзора), в том числе перечень обязательных требований, обобщение практики, разъяснения, полезная информация.
Разъяснительная работа проводилась путем направления уведомлений об устранении выявленных нарушений с описанием характера выявленных нарушений и требований, установленных законодательством в части сроков и методов устранения нарушений.
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований обеспечено посредством опубликования руководства по соблюдению требований, памяток на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", дважды в год проводились совещания с хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, получивших разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Республики Татарстан (далее - разрешение) по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требуемого перечня документов при проведении проверок подтверждающих исполнение законодательства, акцентировано внимание на необходимость усиления внутреннего контроля организации работы водителей, проведения предрейсового медицинского и технического контроля, По завершению совещаний обеспечено вручение раздаточного материала участникам.
На регулярной основе давались консультации в ходе личных приемов, а также посредством телефонной связи и письменных ответов на обращения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1520 "Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства из ежегодного Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год исключены.
Министерством в текущем году в рамках контрольной (надзорной) деятельности на основании полученных материалов от органов ГИБДД с зафиксированными нарушениями в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований:
1) Требование о наличии на транспортном средстве, эксплуатируемым в качестве легкового такси, опознавательного фонаря оранжевого, установленное подпунктом "г" пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
2) Требование о наличии на транспортном средстве, эксплуатируемым в качестве легкового такси, цветографической схемы, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, установленное подпунктом "б" пункта 1 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
3) Требование о наличии в салоне транспортного средства, эксплуатируемого в качестве легкового такси, информации предусмотренной пунктом 91 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".
4) Требование об обеспечении прохождения водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра, установленное подпунктом "в" пункта 3 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
5) Требование о проведении контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию, установленное подпунктом "б" пункта 3 части 16 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ.
II. Цели и задачи реализации Программы
1. Целями реализации Программы являются:
- предупреждение нарушений обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси;
- предотвращение угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушений обязательных требований;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и угрозе причинения, либо причинения вреда;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;
- повышение прозрачности системы контрольной (надзорной) деятельности;
- иные цели.
2. Задачами реализации Программы являются:
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда (ущерба), причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам категорий риска;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на подконтрольную сферу комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет государственного контроля (надзора);
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольной (надзорной) деятельности;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики; повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
1. В соответствии с Положением об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2021 N 929, проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
2. Перечень профилактических мероприятий с указанием сроков (периодичности) их проведения, ответственных за их осуществление указаны в приложении к Программе.
IV. Показатели результативности и эффективности Программы
Основными критериями оценки результативности и эффективности Программы являются:
- недопущение проведения проверок, результаты которых будут признаны недействительными.
Ожидаемый результат от реализации Программы:
- повышение уровня просвещенности контролируемых лиц;
- повышений компетенций держателей разрешений в области обязательных требований, процедуры, порядка, условий осуществления контроля;
- повышений компетенций должностных лиц Министерства, эффективности и результативности контрольной деятельности.
Оценка результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) производится по показателям, установленным положением об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2021 N 929.
1. Для ключевого показателя государственного контроля (надзора) является значение "Количество людей, погибших по вине водителей, управлявших легковыми такси, в результате нарушения Правил дорожного движения, на 100 тыс. населения.
2. Индикативными показателями государственного контроля (надзора) являются:
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых контрольным органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного органа, либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Приложение
к Программе
Перечень
профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
N п/п |
Вид мероприятия |
Форма мероприятия |
Ответственные за реализацию мероприятия |
Сроки (периодичность) их проведения |
1 |
Информирование |
Проведение публичных мероприятий (собраний, совещаний, семинаров) с контролируемыми лицами в целях их информирования |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта |
Не реже 2 раза в год (июль, декабрь) |
Публикация на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" руководств и разъяснительных материалов по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта |
По мере принятия или внесения изменений |
||
Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах. |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта |
По мере принятия или внесения изменений |
||
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси с классификацией причин возникновения типовых нарушений обязательных требований и размещение утвержденного доклада о правоприменительной практике на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в срок, до 30 марта года, следующего за отчетным |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта) |
Ежегодно (не позднее 30 марта года, следующего за отчетным |
3 |
Объявление предостережения |
Объявление предостережений контролируемым лицам для целей принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта |
В течение года (при наличии оснований) |
4 |
Консультирование |
Проведение должностными лицами Министерства консультаций по вопросам: а) организация и осуществление государственного контроля (надзора); б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий; в) соблюдение обязательных требований; г) вопросы, содержащиеся в проверочных листах; д) проведенные контрольные (надзорные) мероприятия и проводимые профилактические мероприятия. Консультирование предоставляется: а) при личном обращении - посредством телефонной связи, электронной почты или видео-конференц-связи; б) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан; в) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта) |
В течение года (при наличии оснований) |
5 |
Профилактический визит |
Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемые лица информируются об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, исходя из их отнесения к соответствующим категориям риска. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска. Срок проведения обязательного профилактического визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один календарный день. При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер |
Сектор выдачи разрешений и контроля в сфере автомобильного транспорта |
В течение года (при наличии оснований) |
6 |
Повышение квалификации должностных лиц Министерства, осуществляющих контрольную деятельность в подконтрольной сфере |
Обучение на курсах повышения квалификации, изучение опыта субъектов Российской Федерации, изучение судебных практик и комментариев к профильным нормативным правовым актам |
Органы и должностные лица, организующие и проводящие мероприятия по повышению квалификации |
Постоянно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан от 16 декабря 2022 г. N 379 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на 2023 год"
Текст приказа опубликован не был