Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Краснодар |
|
16 января 2017 г. |
Дело N А63-3513/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие истца -индивидуального предпринимателя Пензевой Натальи Ивановны (ИНН 262300332124, ОГРНИП 304264525200026), от ответчика - администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (ИНН 2623005593, ОГРН 1022603020550), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2016 (судья Карпель В.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Сомов Е.Г.) по делу N А63-3513/2016, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Пензева Н.И. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края (далее - администрация) о возложении на администрацию обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 657 кв. м с кадастровым номером 26:11:020121:247, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Гагарина, 3а, на условиях протокола разногласий, изложив пункт 2.1 договора в следующей редакции: "Цена продажи участка определена на основании законодательства, действующего на момент подачи заявления от 08.04.2015, и составляет 208 510 рублей 10 копеек; расчет цены продажи участка произведен в приложении N 1 и является неотъемлемой частью настоящего договора"; приложение N 1 "Определение цены земельного участка" изложить в следующей редакции: "Цена земельного участка определяется на основании постановления правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края или государственная собственность на которые не разграничена, в целях их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", решения думы города Михайловска от 30.10.2014 N 335 и составляет 208 510,10 рублей".
Решением от 14.07.2016, оставленным без изменения постановлением от 05.10.2016, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что на дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка (08.04.2015) на территории Ставропольского края действовало постановление правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п. Данным постановлением утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края или государственная собственность на которые не разграничена, в целях их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (далее - Порядок, утвержденный постановлением N 516-п). Основания для определения стоимости выкупа земельного участка на основании Порядка, утвержденного постановлением правительства Ставропольского края от 04.09.2015 N 381-п (далее - Порядок, утвержденный постановлением N 381-п), вступившего в силу 08.09.2015, отсутствуют. Кадастровая стоимость, утвержденная приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380, вступившим в силу 29.11.2015, не может быть применена при расчете выкупной стоимости земельного участка, поскольку утверждена позднее, чем у ответчика наступила обязанность заключить договор купли-продажи.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт, которым отказать в иске. Податель жалобы указывает, что истец заявление о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка направил 25.01.2016, ввиду чего стоимость земельного участка должна определяться на основании Порядка, утвержденного постановлением N 381-п, и рассчитываться по кадастровой стоимости, установленной приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судами, администрация является собственником нежилого одноэтажного здания площадью 160,3 кв. м, литера М (инвентарный номер 20563), расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, ул. Гагарина, 3а, о чем в ЕГРП сделана запись от 06.12.2013 N 26-26-33/039/2013- 486.
Под объектом недвижимости сформирован земельный участок площадью 657 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Гагарина, 3а. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30.07.2014 и ему присвоен кадастровый номер 26:11:020121:247. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - под объект торговли.
08 апреля 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность.
В письме от 17.04.2015 N 2094-05-09/2-517 администрация отказала предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность ввиду несоответствия заявления статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2015 по делу N А63-4443/2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2016, отказ администрации в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247, содержащийся в письме от 17.04.2015 N 2094-05-09/2-517, признан незаконным. Суд возложил на администрацию обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать для подписания) предпринимателю.
На основании вступивших в законную силу судебных актов 25.01.2016 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка.
01 марта 2016 года администрация направила предпринимателю проект договора купли-продажи земельного участка. Согласно пункту 2.1 проекта договора цена продажи земельного участка определена в сумме 1 057 034 рублей 16 копеек.
Не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка, предприниматель обратился в администрацию с заявлением, к которому приложил проект договора купли-продажи земельного участка от 15.02.2016 N 3 с приложением N 1 в иной редакции, предусматривающей выкупную цену в сумме 208 510 рублей 10 копеек, рассчитанную с применением норм, предусмотренных постановлениями правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п и от 08.12.2015 N 521-п, а также исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, установленного в приказе министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203.
В письме от 24.03.2016 N 567-0707/5-552 администрация указала, что в настоящее время цена выкупа земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определяется на основании Порядка, утвержденного постановлением N 381-п. Согласно пункту 2 названного Порядка при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, если иное не установлено федеральными законами и законами Ставропольского края.
Несогласие предпринимателя с расчетом цены выкупа испрашиваемого земельного участка послужило основанием для обращения с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 Земельного кодекса.
Пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса.
По условиям пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 рассматриваемого Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпункте 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Проанализировав изложенные нормы, суды обоснованно заключили следующее: характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель, позволяет утверждать, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (статья 39.14 Земельного кодекса), поэтому выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание судебные акты по делу N 63-4443/2015, судебные инстанции установили, что предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247 в собственность 08.04.2015 (т. 1, л. д. 38 - 43), ввиду чего выкупная стоимость испрашиваемого земельного участка должна рассчитываться в соответствии законодательством, действовавшим 08.04.2015. На дату обращения действовал Порядок, утвержденный постановлением N 516-п. Согласно пункту 2 названного Порядка при продаже земельного участка, находящегося в собственности Ставропольского края, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, собственнику здания, строения, сооружения, расположенному на таком земельном участке, его цена определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка. В случае если цена земельного участка, определенная в соответствии с пунктом 2 указанного Порядка, превышает кадастровую стоимость земельного участка, то цена земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 3 Порядка).
Доводы жалобы признаются судом округа несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании администрацией норм материального и процессуального права.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения и постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 14.07.2016 и постановления от 29.09.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2016 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2016 по делу N А63-3513/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.