Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2017 г. N Ф08-9462/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о понуждении заключить договор купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
05 октября 2016 г. |
Дело N А63-3513/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Самариной К.К., в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации муниципального образования города Михайловска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2016 по делу N А63-3513/2016,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Пензева Наталья Ивановна (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковыми заявлением к администрации муниципального образования города Михайловска (далее - администрация) об обязании заключить с предпринимателем договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247, общей площадью 657 кв.м, находящегося по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Гагарина N 3-а, на условиях протокола разногласий от 11.03.2016, в следующей редакции: - пункт 2.1. договора: "Цена продажи участка определена на основании законодательства, действующего на момент подачи заявления от 08.04.2015, и составляет 208 510, 10 рублей (двести восемь тысяч пятьсот десять рублей десять копеек); расчет цены продажи участка произведен в Приложении N 1 и является неотъемлемой частью настоящего договора"; приложение N 1 "Определение цены земельного участка" "Цена земельного участка определяется на основании постановления правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п "Об утверждении Порядка определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края или государственная собственность на которые не разграничена, в целях их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках", приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов", решения думы города Михайловска от 30.10.2014 N 335 и составляет: Пензева Наталья Ивановна, Местоположение земельного участка: г. Михайловск, ул. Гагарина, 3-а, Категория земель: земли населенных пунктов, Разрешенное использование: под объектом торговли, Кадастровый номер земельного участка 26:11:020121:247, Площадь земельного участка 657 кв.м, Кадастровая стоимость 1 кв.м в кадастровом квартале 2:11:020121 - 2 115,78 руб/кв.м, Цена земельного участка 2 115,78 х 657х 1,5% х10 = 208 510,10 рублей".
Решением от 14.07.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просила его отменить. Заявитель полагает, что обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка за плату без проведения торгов предприниматель должен уплатить цену, рассчитанную по кадастровой стоимости земельного участка.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Пензева Н.И. является собственником нежилого одноэтажного здания, лит. М, площадью 160,3 кв.м, имеющего инвентарный номер 20563, расположенного по адресу: ул. Гагарина, 3а, г. Михайловск, Шпаковский район, Ставропольский край, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации от 06.12.2013 N 26-26-33/039/2013-486 и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.12.2013 серии 26-АИ N 446999, а также выпиской из Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП) от 06.05.2015 N 26/033/400/2015-1514.
Земельный участок сформирован предпринимателем площадью 675 кв.м и поставлен на кадастровый учет 30.07.2014 с присвоением кадастрового номера 26:11:020121:247, с разрешенным использованием - под объектом торговли.
08 апреля 2015 года Пензева Н.И. обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату под объектом недвижимого имущества (строением), принадлежащим ей на праве собственности.
Администрация в письме от 17.04.2015 исх. N 2094-05-09/2-517 отказала предпринимателю в предоставлении в собственность земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 17.07.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.01.2016, требования удовлетворены и решение администрации от 17.04.2015 N 2094-05-09/2-517 об отказе в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247, признано незаконным. Суд обязал администрацию подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247 в трех экземплярах, подписать их и направить (выдать для подписания) предпринимателю.
25 января 2016 года предприниматель обратилась в администрацию с заявлением, просила подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247.
01 марта 2016 года администрацией представителю предпринимателя выдан проект договора купли-продажи земельного участка от 15.02.2016 N 3, предметом которого является передача в собственность земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247, общей площадью 657 кв.м, находящегося по адресу: Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Гагарина, 3 А, по категории (назначению) земель: "земли населенных пунктов", по виду разрешенного использования: "под объектом торговли". Согласно пункту 2.1 проекта договора цена продажи земельного участка определена администрацией на основании действующего законодательства и составила 1 057 034,16 рубля.
Не согласившись с расчетом цены выкупа земельного участка, предприниматель обратилась в администрацию с заявлением, к которому приложила проект договора купли-продажи земельного участка от 15.02.2016 N 3 с Приложением N 1 в иной редакции, предусматривающей выкупную цену земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247 в размере 208 510,1 рубль (2 115,78 х 657х 1,5% х10), рассчитанную с применением норм, предусмотренных в постановлениях правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п и от 08.12.2015 N 521-п, а также исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка, установленного в приказе министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203.
В письме от 24.03.2016 N 567-0707/5-552 администрация указала, что в настоящее время порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов определен постановлением правительства Ставропольского края от 04.09.2015 N 381-п. Согласно пункту 2 названного Порядка, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, если иное не установлено федеральными законами и законами Ставропольского края.
Не урегулировав разногласия по условиям договора купли-продажи в досудебном порядке, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
Статьей 445 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта. Если сторона, для которой в соответствии с указанным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.1, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) допускается продажа без проведения торгов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьи 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпункте 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
При этом характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель, например, при реализации статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 39.20 ЗК РФ, статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, позволяет утверждать, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (статья 39.14 ЗК РФ), поэтому выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
Как видно из материалов дела, с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность Пензева Н.И. обратилась в администрацию 08.04.2015.
На дату обращения предпринимателя с заявлением о выкупе земельного участка на территории Ставропольского края действовало постановление правительства Ставропольского края от 27.12.2012 N 516-п, которым утвержден Порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края или государственная собственность на которые не разграничена, в целях их продажи собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка при продаже земельного участка, находящегося в собственности Ставропольского края, или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, собственнику здания, строения, сооружения, расположенному на таком земельном участке, его цена определяется в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, установленной на день заключения договора купли-продажи земельного участка. В случае если цена земельного участка, определенная в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка, превышает кадастровую стоимость земельного участка, то цена земельного участка устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 3 Порядка).
Основания для определения стоимости выкупа земельного участка по состоянию на 08.04.2015 на основании Порядка определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Ставропольского края, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории Ставропольского края, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 04.09.2015 N 381-п, вступившего в силу 08.09.2015, отсутствуют.
Кадастровая стоимость, утвержденная приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 N 1380, вступившим в силу 29.11.2015, не может быть применена при расчете выкупной стоимости земельного участка, поскольку утверждена позднее, чем у ответчика наступила обязанность заключить договор купли-продажи.
На момент подачи заявления предпринимателя кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247 составляла 1 390 067,46 рубля, которая определена на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012 и утверждена приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае".
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований истца и обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:11:020121:247 в редакции протокола разногласий от 11.03.2016, исходя из расчета цены выкупа в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, от кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 N 203, что составляет 208 510,10 рубля (2 115,78 х 657х 1,5% х10), является верным, и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14.07.2016 по делу N А63-3513/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3513/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 января 2017 г. N Ф08-9462/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Пензева Наталья Ивановна
Ответчик: Администрация муниципального образования города Михайловска
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МИХАЙЛОВСКА, ФГБУ "ФКП Росреестра" филиал по СК