г. Краснодар |
|
09 августа 2013 г. |
Дело N А32-28138/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 9 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Ромащенко Елены Ивановны (ИНН 233001297330, ОГРНИП 305233011100022) - Фалевича С.Л. (доверенность от 06.02.2012), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Краснодарскому краю - Абрамовой Е.И. (доверенность от 01.02.2013) и Мироненко А.А. (доверенность от 01.02.2013), в отсутствие третьих лиц: Администрации муниципального образования Динской район, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, государственного учреждения Краснодарского края "Краснодаравтодор", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (судьи Тимченко О.Х., Ильина М.В., Фахретдинов Т.Р.) по делу N А32-28138/2011, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ромащенко Е.И. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд к ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю" (заменено на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю; далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ кадастровой палаты во внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, ст. Нововеличковская, ул. Ленина, 7б;
- обязать кадастровую палату внести в ГКН изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка в соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Динской район (далее - администрация) от 02.12.2009 N 2227.
Требования мотивированы следующим. Постановлением администрации от 02.12.2009 N 2227 изменен вид разрешенного использования принадлежащего предпринимателю на праве собственности земельного участка (для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада) на вид разрешенного использования - для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин. Отказ органа кадастрового учета во внесении изменений в сведения ГКН (письмо от 16.06.2011 N 08554/01-13) не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определениями от 02.05.2012 и от 28.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУ Краснодарского края "Краснодаравтодор" (далее - учреждение), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра) и администрация (т. 1, л. д. 58, 167).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, требования удовлетворены. Признан незаконным отказ кадастровой палаты во внесении в ГКН сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м, изложенный в письме от 16.06.2011 N 08554/01-13. На орган кадастрового учета возложена обязанность внести в ГКН изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с "для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада" на "для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин". С кадастровой палаты в пользу предпринимателя взыскано 200 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Судебные инстанции установили, что предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м по адресу: ст. Нововеличковская, ул. Ленина, 7б. Участок имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада, на нем расположены объекты недвижимости (свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2009 и от 30.05.2009). Постановлениями администрации от 08.09.2009 N 1674 и от 02.12.2009 N 2227 вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид разрешенного использования - для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин. Предпринимателю выдано разрешение на реконструкцию нежилых помещений под магазин, а впоследствии - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. По обращению предпринимателя орган кадастрового учета отказал во внесении в ГКН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка (письмо от 16.06.2011 N 08554/01-13). Суды при разрешении спора исходили из того, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в ГКН в заявительном порядке на основании градостроительного регламента либо акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости), статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"). Доказательств того, что предпринимателем не соблюдена установленная форма обращения, заинтересованным лицом не представлено. Суды также установили, что постановлением администрации от 20.08.2009 N 1552 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование под автомобильную дорогу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 863 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, Нововеличковское сельское поселение, ст. Нововеличковская, автомобильная дорога "Нововеличковская-Воронцовская". В связи с выявленными в ГКН противоречиями органом кадастрового учета проводилась служебная проверка, в ходе которой подтвердился факт выдачи предпринимателю кадастрового паспорта земельного участка от 14.01.2009. Участок, выделенный учреждению, поставлен на государственный кадастровый учет 28.01.2009 (позднее даты постановки на учет участка предпринимателя) под тем же кадастровым номером, что не соответствует положениям статьи 5 Закона о кадастре недвижимости. Кроме того, сведения о земельном участке площадью 863 кв. м, предназначенном для автомобильной дороги, следовало исключить из ГКН в 2011 году на основании пункта 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости (как носящие временный характер). Поскольку орган кадастрового учета не доказал невозможность внесения в ГКН изменений в сведения о виде разрешенного использования участка предпринимателя, судебные инстанции пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (статьи 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс). Довод кадастровой палаты о том, что ответ от 16.06.2011 не является решением об отказе в осуществлении кадастрового учета, апелляционный суд отклонил в связи с необоснованностью (буквальное содержание письма органа кадастрового учета свидетельствует об ином). В соответствии со статьей 110 Кодекса понесенные предпринимателем судебные расходы по уплате государственной пошлины возложены на орган кадастрового учета (т. 1, л. д. 229; т. 2, л. д. 114).
Орган кадастрового учета обжаловал решение от 05.12.2012 и апелляционное постановление от 01.04.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка не относятся к уникальным сведениям об объекте недвижимости. Кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов (статьи 7, 16, 22 Закона о кадастре недвижимости). Для внесения сведений об изменении вида разрешенного использования представляется документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета принимается в соответствии со статьей 27 Закона о кадастре недвижимости. Письмо от 16.06.2011, направленное предпринимателю в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не является решением об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89. Поэтому названное письмо (ответ на обращение) не может проверяться на соответствие требованиям Закона о кадастре недвижимости. Кроме того, возможность внесения в ГКН изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89 отсутствует в связи с несовпадением сведений об уникальных и дополнительных характеристиках участка, внесенных в ГКН, и указанных в резолютивной части решения. По смыслу Закона о государственном кадастре недвижимости присвоение одного и того же кадастрового номера разным земельным участкам невозможно. Соответствующий вывод судов ошибочен. Земельный участок с кадастровым номером 23:07:0101042:89 площадью 863 кв. м (образованный в результате выдела из участка с кадастровым номером 23:07:0000000:25) поставлен на учет 28.01.2009 с видом разрешенного использования - под автомобильную дорогу. Исходный земельный участок имеет такой же вид разрешенного использования. Участок внесен в ГКН на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 06.11.2008, документов о межевании и постановления от 25.12.2007 N 2797. Вид разрешенного использования земельного участка определяется на основании правоустанавливающих документов о его предоставлении, градостроительных регламентов. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых участков должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка. Следовательно, участку с кадастровым номером 23:07:0101042:89 правомерно установлен вид разрешенного использования - под автомобильную дорогу. Однако в кадастровом паспорте от 14.01.2009 указано иное разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89 (для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада). Документы, подтверждающие изменение вида разрешенного использования участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89 не представлены (судом не исследовались). По сведениям ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89 заявления об учете изменений в орган кадастрового учета не поступали, какие-либо изменения в характеристики этого участка не вносились. Следовательно, предприниматель не имеет отношения к формированию (постановке на кадастровый учет) земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:89. Однако в порядке информационного взаимодействия в ГКН внесены сведения о государственной регистрации за предпринимателем права на земельный участок с кадастровым номером 23:07:0101042:89. Ссылки на выданный заявителю кадастровый паспорт от 14.01.2009 несостоятельны, поскольку на указанную дату земельный участок сформирован не был. Сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:07:0101042:89 внесены в ГКН 28.01.2009. Как установлено в ходе проведенной служебной проверки, орган кадастрового учета не мог выдать заявителю кадастровый паспорт от 14.01.2009. Факт выдачи предпринимателю кадастрового паспорта от 14.01.2009 кадастровая палата не подтвердила (под указанным учетным номером выдавался иной кадастровый паспорт). Представленный в дело заявителем кадастровый паспорт утвержден начальником территориального отдела по Динскому и Усть-Лабинскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю. Таким образом, органом кадастрового учета кадастровый паспорт от 14.01.2009 не выдавался. Кроме того, суд не принял во внимание, что ранее ГКН содержал сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:07:0101042:90 площадью 625 кв. м с разрешенным использованием - для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада, расположенном по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская, ул. Ленина, 7б. Участок образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:24 и поставлен на кадастровый учет 29.01.2009 по заявлению предпринимателя. Внесенные в ГКН характеристики земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:90 соответствуют постановлению главы муниципального образования Динской район от 15.09.2008 N 2019 об утверждении проекта границ земельного участка и материалам межевания. Следовательно, предприниматель на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 14.01.2009 получила кадастровый паспорт от 29.01.2009 земельного участка с кадастровым номером 23:07:0101042:90. На основании пункта 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером 23:07:0101042:90 (со статусом "временный") снят с государственного кадастрового учета 10.05.2011.
Предприниматель в отзыве указала на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Материалы дела подтверждают, что предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м, а также размещенных на нем объектов недвижимости по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская, ул. Ленина 7б. Постановлением администрации от 08.09.2009 N 1674 вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид разрешенного использования - для эксплуатации магазина промышленных товаров и эксплуатации нежилых помещений N 2-5 нежилого здания с пристройками - продовольственного склада. Постановлением администрации от 02.12.2009 N 2227 вид разрешенного использования этого же участка (площадью 625 кв. м) изменен на вид разрешенного использования - для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин. На обращение предпринимателя в орган кадастрового учета о внесении изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка (с приложением постановления от 02.12.2009 N 2227) кадастровая палата ответила отказом (письмо от 16.06.2011 N 08554/01-13 о невозможности внесения изменений в связи с наличием противоречий в сведениях о земельном участке в ГКН). Отказ органа кадастрового учета не соответствует требования Закона о кадастре недвижимости и нарушает интересы предпринимателя в имущественной сфере, поэтому правомерно признан судебными инстанциями незаконным (статьи 198, 200 и 201 Кодекса). Кроме того, обжалуемые судебные акты исполнены кадастровой палатой, в сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:070101042:89 внесены соответствующие изменения.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители органа кадастрового учета поддержали доводы жалобы, просил решение и апелляционное постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам действующего законодательства и представленным в дело доказательствам.
От управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Иные лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, в судебное заседание кассационной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей предпринимателя и кадастровой палаты, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, по договорам купли-продажи от 15.04.2005 и от 06.09.2007 предприниматель приобрела недвижимое имущество (нежилые помещения, в совокупности составляющие нежилое здание с пристройками - продовольственный склад), расположенное по адресу: Динской район, ст. Нововеличковская, ул. Божко, 18 (т. 1, л. д. 191 - 197).
Постановлением Главы Нововеличковского сельского поселения Динского района от 22.07.2008 N 259 земельному участку с расположенными на нем объектами недвижимости изменен (присвоен новый) почтовый адрес: ст. Нововеличковская, ул. Ленина, 7б (т. 1, л. д. 135).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N 00/09ДВД-12253 в ГКН 14 января 2009 года внесены сведения о земельном участке площадью 625 кв. м, расположенном по адресу: ст. Нововеличковская, ул. Ленина 7б. Участку присвоен кадастровый номер 23:070101042:89, установлено разрешенное использование - для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада (т. 1, л. д. 14, 15).
Постановлением Главы муниципального образования Динской район от 03.03.20199 N 299 (т. 1, л. д. 12, 13) предпринимателю в собственность за плату предоставлен земельный участок площадью 625 кв. м с кадастровым номером 23:070101042:89 (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: ст. Нововеличковская, ул. Ленина 7б (пункт 1). Цена выкупа земельного участка составляет 79 620 рублей и определена на основании Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" и решения Совета Нововеличковского сельского поселения от 14.08.2008 N 40.5 (пункт 2).
25 марта 2009 года управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Динской район (продавец) и предпринимателем (покупатель) заключен договор купли-продажи N 63 земельного участка из земель населенных пунктов площадью 625 кв. м с кадастровым номером 23:070101042:89, расположенного по адресу: ст. Нововеличковская, ул. Ленина 7б. Кадастровый паспорт земельного участка является неотъемлемым приложением к договору. Участок приобретен для эксплуатации нежилых помещений N 2-5, нежилого здания с пристройками - продовольственного склада (т. 1, л. д. 8 - 11).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесены записи о государственной регистрации права собственности предпринимателя на нежилые помещения N 2-5 здания продовольственного склада (литеры Е, е, е1), нежилые помещения продовольственного склада (литеры Е, е), а также земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м, расположенные в ст. Нововеличковской Динского района по ул. Ленина 7б. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 21.05.2009, от 30.05.2009 и выписками из ЕГРП от 20.04.2012 (т. 1, л. д. 19 - 21, 40 - 42).
Постановлением администрации от 08.09.2009 N 1674 вид разрешенного использования земельного участка площадью 625 кв. м изменен на вид разрешенного использования - для эксплуатации магазина промышленных товаров на площади 305,3 кв. м и эксплуатации нежилых помещений N 2-5 нежилого здания с пристройками - продовольственного склада на площади 319,7 кв. м (т. 1, л. д. 17).
Постановлением администрации от 02.12.2009 N 2227 вид разрешенного использования земельного участка площадью 625 кв. м изменен на вид разрешенного использования - для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин (т. 1, л. д. 18).
Предприниматель обратилась в орган кадастрового учета для внесения изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка, приложив к заявлению постановление от 02.12.2009 N 2227.
Письмом от 16.06.2011 N 08554/01-13 кадастровая палата указала на невозможность внесения изменений в сведения ГКН в связи с наличием противоречий в сведениях о земельном участке, поступившим в порядке информационного взаимодействия, и сведений о земельном участке в ГКН (т. 1, л. д. 7).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка N 2343/12/09-203317, 28 января 2009 года в ГКН внесены сведения о земельном участке площадью 863 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Динской район, Нововеличковское сельское поселение, ст. Нововеличковская, автомобильная дорога "Нововеличковская-Воронцовская". Участку присвоен кадастровый номер 23:070101042:89, установлено разрешенное использование - под автомобильную дорогу (т. 1, л. д. 67).
Постановлением администрации от 20.08.2009 N 1552 учреждению в постоянное (бессрочное) пользование под автомобильную дорогу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 863 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Динской район, Нововеличковское сельское поселение, ст. Нововеличковская, автомобильная дорога "Нововеличковская-Воронцовская" (т. 1, л. д. 69, 70). Доказательства государственной регистрации за учреждением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 (площадью 863 кв. м) не представлены.
Полагая, что отказ органа кадастрового учета во внесения изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка не соответствует закону и нарушает интересы предпринимателя в имущественной сфере, последний обратился с заявлением в арбитражный суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса для признания решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). К уникальным характеристикам такого объекта недвижимости как земельный участок относятся кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в ГКН (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости).
Часть 1 статьи 5 Закона о кадастре недвижимости устанавливает, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ГКН, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер.
Согласно пункту 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660 (действовали в период постановки на государственный кадастровый учет земельных участков площадью 625 кв. м. и 863 кв. м), кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в ЕГРП.
Разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости как земельный участок, включаемых в ГКН (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости). Указанные сведения не свидетельствуют о формировании земельного участка как объекта прав, а указывают на необходимость его использования в соответствии с определенными целями (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Часть 1 статьи 16 Закона о кадастре недвижимости определяет, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета. К числу необходимых для кадастрового учета документов при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости сведений отнесен документ (его копия), подтверждающий в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (пункт 9 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости в редакции, действовавшей на момент обращения предпринимателя).
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Решение вопроса об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки входит в компетенцию главы местной администрации (подпункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
При разрешении спора судебные инстанции установили, что вид разрешенного использования участка предпринимателя изменен постановлениями администрации от 08.09.2009 N 1674 и от 02.12.2009 N 2227 на вид разрешенного использования - для реконструкции нежилых помещений здания продовольственного склада под промышленный магазин.
Согласно части 1 статьи 65, частям 4 и 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган.
Доказательства несоблюдения предпринимателем процедуры обращения за внесением изменений в сведения ГКН о виде разрешенного использования земельного участка площадью 625 кв. м кадастровая палата не представила. В обоснование отказа орган кадастрового учета сослался на наличие противоречий в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:070101042:89, поступившим в порядке информационного взаимодействия, и сведений о земельном участке в ГКН.
В силу части 1 статьи 4 Закона о кадастре недвижимости ведение ГКН осуществляется на основе принципов единства технологии, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, а также сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктом 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) выполнение кадастровых процедур, указанных в пункте 4 Порядка (в том числе постановка на государственный кадастровый учет, учет изменений объекта недвижимости и внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН), сопровождается принятием соответствующего решения. Указанное решение, принимаемое уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета, подготавливается с использованием специального бланка, подписывается должностным лицом и регистрируется в регистрационно-контрольной форме.
В предусмотренных Законом о кадастре недвижимости случаях решение о внесении кадастровых сведений в ГКН принимается на основании документов, поступающих в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия (пункт 28 Порядка).
Согласно пункту 4 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618, сведения, полученные в процессе информационного взаимодействия, подлежат отражению в ГКН при условии соответствия их содержания и способа их представления Положению.
При выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия, в соответствии с пунктом 34 Порядка принимается решение об отказе во внесении соответствующих сведений в случае противоречия сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости).
Как установили суды и видно из материалов дела, в ЕГРП внесена запись от 30.05.2009 N 23-23-31/030/2009-137 о государственной регистрации права собственности предпринимателя на земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м, расположенный в ст. Нововеличковской Динского района по ул. Ленина 7б.
Из дела правоустанавливающих документов (т. 1, л. д. 107 - 126) следует, что для государственной регистрации права собственности на участок с кадастровым номером 23:070101042:89 предприниматель представила договор купли-продажи от 25.03.2009 N 63 и кадастровый паспорт земельного участка от 14.01.2009 N 00/09ДВД-12253. Участок приобретен для целей эксплуатации принадлежащего предпринимателю недвижимого имущества (нежилого здания с пристройками - продовольственного склада). Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 (площадью 625 кв. м) и нежилое здание (с пристройками) подтверждено документально (свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2009, от 30.05.2009, а также выписки из ЕГРП от 20.04.2012).
Наличие у заявителя кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 23:070101042:89 (площадью 625 кв. м) предполагает, что государственный кадастровый учет такого участка произведен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, на основании надлежаще оформленных документов и после их проверки в установленном порядке. Выдача заинтересованному лицу удостоверенного в установленном порядке кадастрового паспорта является результатом (подтверждением) осуществления государственного кадастрового учета земельного участка уполномоченным органом. С учетом кадастрового паспорта от 14.01.2009 N 00/09ДВД-12253 в ЕГРП внесена запись о праве собственности предпринимателя на земельный участок площадью 625 кв. м с кадастровым номером 23:070101042:89. При наличии у заявителя указанных документов на него не должны возлагаться какие-либо риски (обременения), вызванные организационно-техническими недостатками в работе органов, осуществляющих деятельность по ведению ГКН (Управлением Роснедвижимости по Краснодарскому краю, либо кадастровой палатой).
Часть 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости определяет, что внесенные в ГКН сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в ЕГРП. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной нормы случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Суды при разрешении спора установили, что государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 863 кв. м с разрешенным использованием под автомобильную дорогу не осуществлена по истечении двух лет со дня постановки его на государственный кадастровый учет (28.01.2009). Решение об исключении сведений об указанном земельном участке из ГКН на основании части 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости кадастровой палатой не принято. Поскольку наличие противоречий в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:070101042:89 связано с бездействием органа кадастрового учета (невыполнением им обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 24 Закона о кадастре недвижимости), он не вправе ссылаться на указанное обстоятельство в обоснование отказа заявителю.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа кадастровой палаты Закону о кадастре недвижимости и нарушении им прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса на орган кадастрового учета возложена обязанность по внесению в ГКН изменений в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:070101042:89 площадью 625 кв. м.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Довод кассационной жалобы органа кадастрового учета о необоснованной квалификации письма от 16.06.2011 как решения об отказе в осуществлении кадастрового учета проверялся апелляционным судом. Несоответствие отказа утвержденной в пункте 18 Порядка форме (подготовлено без использования специального бланка) не признано существенным с учетом буквального содержания письма от 16.06.2011 (принято уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета и содержит обоснование отказа в осуществлении действий по внесению изменений в сведения ГКН).
Довод кадастровой палаты о недостоверности сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка от 14.01.2009 N 00/09ДВД-12253, кассационным судом не принимается.
Общедоступные сведения, внесенные в ГКН, предоставляются органом кадастрового учета в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из ГКН, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (части 1 и 4 статьи 14 Закона о кадастре недвижимости).
Ссылаясь на результаты служебной проверки, согласно которой орган кадастрового учета не мог выдать заявителю кадастровый паспорт от 14.01.2009 N 00/09ДВД-12253 (полагая, что в него незаконно внесены изменения), орган кадастрового учета в судах первой и апелляционной инстанций о фальсификации названного доказательства в порядке статьи 161 Кодекса не заявлял.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции информационного письма от 11.05.2010 N 139).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А32-28138/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.