г. Краснодар |
|
13 августа 2013 г. |
Дело N А63-17304/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Шестнадцатым арбитражным апелляционным судом, от заявителя - территориального отдела государственного надзора по Ставропольскому краю Южного межрегионального территориального управления (ИНН 7706406291, ОГРН 1046163010244) - Жилинского А.С. (доверенность от 11.01.2013 N 38), от заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" (ИНН 2626033550, ОГРН 1052600222927) - Семиглазовой Л.С. (доверенность от 29.12.2012), от третьего лица - филиала открытого акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" - Бекетова Ю.Ю. (доверенность от 01.01.2013), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2013 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (судьи Цигельников И.А., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А63-17304/2012, установил следующее.
Территориальный отдел государственного надзора по Ставропольскому краю Южного межрегионального территориального управления (далее - отдел, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к ООО "Ставропольэнергосбыт" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Определением от 18.12.2012 филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2013, суд привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса в виде 101 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, за совершение которого общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса. Судебные инстанции указали на отсутствие доказательств о принятии обществом всех зависящих от него мер для подачи абонентам электроэнергии, соответствующей ГОСТу 13109-97.
В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что протокол об административном правонарушении не отражает обстоятельства совершенного правонарушения. Общество является сбытовой организацией, осуществляет продажу электрической энергии, не являясь ее производителем и сетевой организацией. У энергосбытовых компаний отсутствует объективная возможность воздействовать на качество электроэнергии.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" не обеспечило передачу принятой электроэнергии надлежащего качества.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе внеплановой проверки от 08.11.2012, проведенной на основании обращений граждан, отобраны пробы электрической энергии при реализации продукции, что зафиксировано в акте от 08.11.2012.
Аккредитованная испытательная лаборатория по качеству электроэнергии ФБУ "Ставропольский ЦСМ" составила протоколы от 21.11.2012 N 86 и 87, в которых отразила, что качество электрической энергии не соответствует предельно допустимым значениям ГОСТа 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 13109-97), введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.08.1998 N 338.
Административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении от 23.11.2012 N 08-28/313/113 и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса, правомерно привлекли его к административной ответственности. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
ГОСТом 13109-97 установлены показатели и нормы качества электрической энергии в электрических сетях систем электроснабжения общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц в точках, к которым присоединяются электрические сети, находящиеся в собственности различных потребителей электрической энергии, или приемники электрической энергии (точки общего присоединения).
Судебные инстанции установили, что общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Довод общества о том, что субъектом ответственности в данном случае является сетевая организация, подлежит отклонению. Судебные инстанции установили, что общество (заказчик) и ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" (исполнитель) заключили договор от 01.12.2011 N СЭ04454 на оказание услуг по передаче электрической энергии для потребителей заказчика через сети филиала исполнителя. Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что заказчик действует в интересах потребителей, которым в соответствии с ранее заключенным договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) обязан организовать передачу электроэнергии. Согласно представленным договорам энергоснабжения электрической энергии (для бытовых потребителей) от 22.09.2006 N 6006 и от 16.04.2012 N 6159/1111 на обществе лежит обязанность по подаче абоненту электрической энергии. Пунктом 2.1.1. договоров предусмотрено, что качество поставляемой энергии должно соответствовать требованиям ГОСТа 13109-97.
В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 30 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
Вывод судебных инстанций о том, что общество обязано поставлять потребителям электроэнергию, соответствующую требованиям ГОСТа 13109-97, является правильным. Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что отсутствие на балансе общества сетевого хозяйства не освобождает его от ответственности за ненадлежащее качество поставляемой им энергии, поскольку проверяемые объекты находятся в границах зоны деятельности общества как гарантирующего поставщика.
Суды установили, что общество не приняло все зависящие от него меры по обеспечению поставки электрической энергии надлежащего качества, направленные на осуществление надлежащего контроля за качеством электрической энергии, передаваемой посредством сетей филиала ОАО "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго" конечным потребителям в соответствии с условиями договора.
Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении не отражает обстоятельств совершенного правонарушения, подлежит отклонению. Протокол от 23.11.2012 N 08-28/313/113 содержит сведения о нарушении обществом требований ГОСТа 13109-97 с указанием технических показателей отклонения напряжения в период с 09.11.2012 по 15.11.2012. На протоколе об административном правонарушении отсутствуют замечания представителя общества Подвашецкого Ю.А. (заместитель директора по техническим и общим вопросам), присутствовавшего при его составлении, о наличии неясностей в тексте протокола, а также о недостоверности отраженных в нем данных. Акт проверки от 23.11.2012 подписан указанным представителем общества без замечаний.
Ссылка суда апелляционной инстанции на подпункт "в" пункта 3.2.2.2. договора от 01.12.2011 N СЭ04454, исключенного сторонами протоколом разногласий от 19.03.2012, не повлияла на принятие правильного по существу судебного акта.
Установив в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса, суд первой инстанции обоснованного привлек его к административной ответственности, а суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения..
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А63-17304/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.