Во исполнение части 4 статьи 47 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренными подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7, приказываю:
1. Утвердить доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год (прилагается).
2. Настоящий приказ опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (pravo.gov66.ru)".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области В.Ю. Русинову.
Исполняющий обязанности Министра |
А.В. Курьяков |
Утвержден
приказом Министерства
природных ресурсов и экологии
Свердловской области
от 22.02.2023 N 223
Доклад
о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год
Анализ правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство) включает вопросы правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного экологического контроля (надзора) и правоприменительной практики соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В настоящем докладе о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год (далее - Доклад) проанализирована и дана оценка деятельности Министерства при осуществлении данного вида контроля (надзора), исходя из задач, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, водного законодательства.
1. В соответствии со статьей 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле) на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, утвержденного приказом Министерства от 06.12.2021 N 1441 (далее - План), должностными лицами Министерства проведено 13 плановых контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе 2 инспекционных визита.
Составлению ежегодного Плана предшествовала совместная работа отделов регионального государственного контроля (надзора) Министерства по его формированию с учетом риск-ориентированного подхода, анализа предыдущей деятельности субъектов хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой были выявлены экологические нарушения, предусмотренной Законом о государственном контроле периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, возможности проведения совместных КНМ с иными контролирующими органами. Проект Плана был направлен на согласование в прокуратуру Свердловской области в срок до 1 сентября 2021 года. Утвержденный План с корректировками, внесенными по предложению надзорного органа, представлен в прокуратуру Свердловской области до 1 ноября 2021 года для дальнейшего формирования сводного плана, в декабре 2021 года размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для всеобщего обозрения.
В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", приказом Министерства от 11.03.2022 N 264 внесены изменения в план проведения плановых КНМ путем исключения из него мероприятий в отношении контролируемых лиц, начать которые планировалось с 10 марта 2022 года.
2. В анализируемый период проведено 29 внеплановых КНМ. Основаниями для проведения таких мероприятий являлись:
- истечение срока исполнения предписаний, выданных в процессе проведения проверок обязательных требований - 19 случаев;
- поступившие в Министерство жалобы и обращения граждан, юридических лиц, содержащие факты возникновения угрозы или непосредственного причинения вреда окружающей среде - 1 случай;
- требования органов прокуратуры - 9 случаев.
В 2022 году в прокуратуру Свердловской области направлялось 1 заявление о согласовании проведения внепланового выездного КНМ по соблюдению требований в области охраны окружающей среды. В согласовании проверки прокуратурой отказано по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 5 части 8 статьи 66 Закона о государственном контроле.
3. Разработка и издание приказов о проведении КНМ осуществлялись в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - Приказ N 151).
4. При выборе формы проведения КНМ учитывались основания его проведения, целесообразность присутствия при проведении мероприятия на объектах хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, их характеристика, степень негативного воздействия таких объектов на окружающую среду.
5. Срок проведения плановых КНМ, указываемый в решениях об их проведении, составлял по установленным правилам не более 10-ти рабочих дней, инспекционного визита - 1 день и исчислялся должностными лицами Министерства, проводившими КНМ, в соответствии с требованиями главы 4 постановления Правительства Свердловской области от 16.09.2021 N 597-ПП "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре)" (далее - Постановление N 597-ПП).
6. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении КНМ определены положениями статьи 36 Закона о государственном контроле, которые неукоснительно соблюдались должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Свердловской области.
7. Результаты КНМ оформлялись в виде актов КНМ в соответствии с требованиями, установленными статьей 58 Постановления N 597-ПП, по форме, утвержденной Приказом N 151.
В случае выявления при проведении КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды принимались меры по их пресечению в рамках установленной компетенции.
К таким мерам относятся:
1) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
2) направление информации в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, иные правоохранительные органы;
3) возбуждение производств по делам об административных правонарушениях;
4) рассмотрение дел об административных правонарушениях и вынесение в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), процессуальных решений.
8. В рамках статьи 56 Закона о государственном контроле должностными лицами Министерства проводились выездные обследования земельных участков, акваторий водоемов на основании заданий, выданных в порядке, установленном приказом Министерства от 25.04.2017 N 432 "Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и Порядка оформления результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями".
В соответствии с решением Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 21.03.2022 N 12-06-01/18 "Об утверждении графика проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах и в их водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях Свердловской области на II-III кварталы 2022 года" проведено 20 выездных обследований водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, в ходе которых выявлено 64 нарушения водного законодательства.
9. Работа с обращениями граждан, содержащими сведения о нарушениях обязательных требований в области охраны окружающей среды, причинении вреда или угрозе причинения вреда окружающей среде, проводилась в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Отделами регионального государственного контроля (надзора) в 2022 году рассмотрено 657 обращений, из которых 264 обращения послужили основаниями для проведения КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с требованиями Закона N 59-ФЗ сроки рассмотрения обращений граждан не превышали 30-ти дней.
10. В 2022 году юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, граждане привлекались Министерством к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области охраны собственности, охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренных главами 7, 8 КоАП РФ. В отношении лиц, допустивших административные правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, возбуждались производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главами 19, 20 КоАП РФ.
За указанный период возбуждено 91 дело об административном правонарушении, рассмотрено 856 административных дел с учетом материалов, поступивших из правоохранительных органов и прокуратуры, а также дел, рассмотренных мировыми судьями. В 213 случаях вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа. В 364 случаях в порядке, установленном статьей 4.1.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Сумма наложенных административных штрафов составила 3141,0 тыс. рублей, в том числе:
- на юридических лиц - 1766,0 тыс. рублей;
- на должностных лиц - 1210,0 тыс. рублей;
- на граждан - 165,0 тыс. рублей.
Общая сумма взысканных штрафов составила 2777,61 тыс. рублей (88,4%).
11. Степень тяжести совершенных правонарушений в области охраны окружающей среды оценивалась, как правило, по количеству составов административных правонарушений, которые содержит одно совершенное действие (бездействие), возможности наступления негативных последствий для природной среды и нанесения ущерба природным ресурсам.
При выборе вида ответственности должностные лица Министерства, рассматривающие дела об административных правонарушениях, руководствовались:
1) общими правилами назначения административного наказания;
2) возможностью квалифицировать допущенное правонарушение как малозначительное;
3) законодательно урегулированной возможностью замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением;
4) обстоятельствами, смягчающими или отягчающими административную ответственность;
5) количеством совершенных административных правонарушений;
6) иными, предусмотренными КоАП РФ, требованиями.
Предложения по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности
Предложения по результатам осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора):
1) привести статью 23.23 КоАП РФ в соответствие с Водным кодексом Российской Федерации в части наименования надзора;
2) внести изменения в статью 28.3 КоАП РФ в части включения части 2 статьи 8.2 КоАП РФ - повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в перечень статей, по которым должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять протокол, поскольку за повторное правонарушение, выразившееся в выгрузке или сбросе отходов производства и потребления с использованием транспортных средств (части 3.2, 3.4 статьи 8.2), в настоящее время органы полиции вправе составлять протоколы;
3) внести изменения в КоАП РФ в части увеличения срока давности привлечения к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, до одного года по аналогии со статьей 7.3 КоАП РФ;
4) скорректировать существующие ограничения хозяйственной и иной деятельности, установленные для водоохранных зон водных объектов в части запрещения движения и стоянки транспортных средств, за исключением их движения по дорог и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, с учетом фактического повсеместного отсутствия дорог с твердым покрытием в малых городах и сельской местности и плотности размещения в них частных домовладений, попадающих в границы водоохранных зон (часть 15 статьи 65 ВК РФ).
1. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
В 2022 году Министерством проведено 23 КНМ (10 плановых, в том числе 2 инспекционных визита, 7 внеплановых по выполнению предписаний, 6 внеплановых по требованию прокуратуры) и 40 профилактических визитов в области обращения с отходами, рассмотрено 313 обращений граждан, организаций, государственных органов, материалов средств массовой информации (далее - СМИ) о фактах нарушений в области обращения с отходами. При рассмотрении поступивших обращений проведено 132 выездных обследования территорий и земельных участков.
По результатам КНМ выявлено 192 нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, выдано 28 предписаний об устранении нарушений, направлено 190 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области обращения с отходами.
Основное количество нарушений в области обращения с отходами допущено на территории Северного управленческого округа Свердловской области - 28.
В ходе проведения КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований в области обращения с отходами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являлись:
1) осуществление сброса отходов на почву;
2) отсутствие оборудованных в соответствии с требованиями законодательства мест для накопления отходов I-V классов опасности, в том числе жидких коммунальных отходов;
3) отсутствие договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором;
4) отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, либо ведение журналов учета отходов с нарушением установленного порядка;
5) неисполнение обязанности по отнесению отходов к конкретному классу опасности, составлению паспортов отходов I-IV классов опасности;
6) непредставление в установленный срок в государственное казенное учреждение Свердловской области (далее - ГКУСО) "Центр экологического мониторинга и контроля" технического отчета об образовании и обращении с отходами.
За правонарушения в указанной сфере юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и граждане, в том числе по материалам органов полиции, привлекались к административной ответственности по:
1) части 1 статьи 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, в 152 случаях в виде штрафов на общую сумму 1283,5 тыс. рублей и в 291 случае - в виде предупреждений;
2) части 9 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, в 2 случаях в виде предупреждений;
3) части 10 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, в 10 случаях в виде предупреждений;
4) части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, в 1 случае в виде штрафа на сумму 2,0 тыс. рублей и в 1 случае в виде предупреждения;
5) статье 16-1 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закона N 52-ОЗ) - нарушение установленного нормативным правовым актом Свердловской области порядка предоставления сведений, необходимых для ведения Свердловского областного кадастра отходов производства и потребления, в 11 случаях в виде предупреждений.
В 2022 году в прокуратуру Свердловской области направлялось 1 заявление о согласовании проведения внепланового выездного КНМ по соблюдению требований в области охраны окружающей среды, обращения с отходами в отношении ООО "ЖелДорПуть". В согласовании проверки прокуратурой отказано по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 5 части 8 статьи 66 Закона о государственном контроле.
Принято участие в 50 проверках, проводимых органами прокуратуры.
В 2022 году обжаловались следующие постановления о назначении административных наказаний, вынесенные должностными лицами Министерства.
1) В ходе плановой выездной проверки, проведенной в отношении ОАО "Объединенная теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "ОТСК") в 2021 году, выявлено, что ОАО "ОТСК" допущены сброс отходов на почву на территории очистных сооружений пос. Нейво-Рудянка и г. Кировграда, не заключены договоры на транспортирование и очистку сточных вод на очистных сооружениях из выгребных ям от котельных пос. Пелым и пос. Атымья городского округа Пелым. По результатам проверки ОАО "ОТСК" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным ОАО "ОТСК" оспаривало привлечение к административной ответственности в Кировском районном суде г. Екатеринбурга. Жалоба на постановление рассмотрена в 2022 году в Ленинском районном суде г. Нижнего Тагила, решением которого постановление изменено в части снижения размера административного штрафа до 50,0 тыс. рублей.
2) В ходе плановой выездной проверки, проведенной в отношении ОАО "ОТСК" в 2021 году, установлено, что юридическим лицом, осуществляющим деятельность на 9 объектах II категории негативного воздействия на окружающую среду, не исполняется обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По результатам проверки ОАО "ОТСК" привлечено к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным ОАО "ОТСК" оспаривало привлечение к административной ответственности в Кировском районном суде г. Екатеринбурга. Жалоба на постановление рассмотрена в 2022 году в Ленинском районном суде г. Нижнего Тагила, решением которого постановление изменено в части снижения размера административного штрафа до 100,0 тыс. рублей.
3) По материалам дела об административном правонарушении, возбужденного межмуниципальным отделением Министерства внутренних дел Российской Федерации "Кировградское", индивидуальный предприниматель за нарушение требований при обращении с отходами в части накопления отходов обрези натуральной чистой древесины вне специально оборудованной площадки с твердым покрытием, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене предприниматель на постановление подал жалобу в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил. Решением суда постановление остановлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
4) По результатам мероприятия по контролю по факту осуществления сброса канализационных стоков без очистки на почву в районе канализационной насосной станции N 8 на пересечении улиц Тимирязева и Геологов в п.г.т. Малышева ООО "АВТ-Плюс" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным ООО "АВТ-Плюс" обратилось с жалобой в Ирбитский районный суд. Жалоба ООО "АВТ-Плюс" передана по подведомственности в Арбитражный суд Свердловской области, решением которого удовлетворена частично, снижен размер административного штрафа до 50,0 тыс. рублей.
5) На основании материалов проверки МО МВД России "Асбестовский" по факту нарушения требований при накоплении отходов производства и их сброса на почву земельного участка, расположенного по ул. Заводская г. Асбеста, индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением, предприниматель оспаривал его во внесудебном порядке вышестоящему должностному лицу. Решением Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области постановление оставлено без изменения, в удовлетворении требований жалобы отказано.
6) По результатам мероприятия по контролю по факту захламления территории отходами деревообработки в районе д. Гилева Белоярского района в отношении ООО "ЖелДорПуть" возбуждено административное дело по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ за нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, которое направлено на рассмотрение в Белоярский районный суд для решения вопроса об административном приостановлении деятельности юридического лица. Постановлением Белоярского районного суда принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением Белоярского районного суда, Министерством подана жалоба в Свердловский областной суд, по результатам рассмотрения которой постановление судьи районного суда отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
При повторном рассмотрении административного дела Белоярским районным судом ООО "ЖелДорПуть" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным с жалобой на постановление в Свердловский областной суд одновременно обратились Министерство и ООО "ЖелДорПуть". Решением Свердловского областного суда постановление районного суда вновь отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении административного дела Белоярским районным судом ООО "ЖелДорПуть" признано виновным в совершении административного правонарушения, назначено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 80 суток. Вновь не согласившись с постановлением Белоярского районного суда ООО "ЖелДорПуть" подана жалоба в Свердловский областной суд, решением которого постановление судьи Белоярского районного суда изменено в части административного наказания, юридическому лицу назначен административный штраф в размере 30,0 тыс. рублей. Решение суда вступило в законную силу.
В 2022 году произведено 2 расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате загрязнения почвы нефтепродуктами, на общую сумму 215,475 тыс. рублей.
1) За загрязнение почвы отходами нефтепродуктов на земельном участке вблизи с. Никольское в Сысертском городском округе в отношении гражданки Ш. произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, который составил 63,375 тыс. рублей. Размер вреда в добровольном порядке не оплачен. Министерством подан иск о взыскании с причинителя вреда суммы ущерба, нанесенного окружающей среде. Рассмотрение иска Савеловским районным судом г. Москвы назначено на февраль 2023 года.
2) В отношении арендатора земельного участка вблизи товарищества собственников жилья "Коттеджный поселок "Полянка" в г. Екатеринбурге, на котором установлен факт разлива отходов нефтепродуктов, произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в сумме 152,0 тыс. рублей. Размер вреда в добровольном порядке не оплачен. Министерством подан иск в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга о взыскании суммы вреда, причиненного почвам. Заочным решением суда исковое требование удовлетворено.
В 2022 году предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами производства и потребления не обжаловались. Возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались.
2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
В 2022 году Министерством проведено 25 КНМ в области охраны атмосферного воздуха: в том числе 9 - плановых, из них 1 инспекционный визит, 14 - внеплановых (в том числе: 10 проверок по выполнению предписаний, 4 проверки по обращениям граждан). Рассмотрено 144 обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц с информацией о нарушениях в области охраны атмосферного воздуха, из которых 64 направлены для рассмотрения по подведомственности в части установленных полномочий в другие государственные органы. В ходе рассмотрения обращений проведено 25 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде выездных обследований.
По результатам КНМ выявлено 36 нарушений требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, выдано 33 предписания об устранении нарушений, направлено 16 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха.
За 2022 год проведено 40 профилактических мероприятий в виде профилактических визитов.
Основное количество нарушений в области охраны атмосферного воздуха выявлено на территориях Южного и Восточного управленческих округов Свердловской области - 17.
По результатам КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха являлись:
1) отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух либо её корректировки;
2) отсутствие расчета нормативов выбросов загрязняющих веществ 1-2 класса опасности;
3) осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, либо с превышением установленных выбросов;
4) отсутствие разработанных и согласованных Министерством мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ);
5) непроведение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период действия НМУ;
6) проведение не в полном объеме производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденным планом-графиком, включенным в программу производственного экологического контроля;
7) осуществление эксплуатации пылегазоулавливающих установок (далее - ПГУ) с нарушением Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.09.2017 N 498.
За указанные нарушения юридические лица и их должностные лица привлекались к административной ответственности по:
1) статье 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в 1 случае на сумму 20 тыс. рублей, в 19 случаях назначено наказание в виде предупреждения;
2) части 3 статьи 8.21 КоАП РФ - нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, в 1 случае назначено наказание в виде предупреждения.
В отчетном периоде 2022 года возражения на акты проверок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не подавались. Вместе с этим обжаловались предписания об устранении выявленных нарушений.
1) При проведении внепланового выездного КНМ по выполнению ранее выданного предписания в сфере охраны атмосферного воздуха с привлечением ГКУСО "Центр экологического мониторинга и контроля" в отношении ООО "Артемовский шпалопропиточный завод" установлено его невыполнение. Юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100,0 тыс. рублей. В соответствии с представлением прокуратуры Свердловской области о нарушении требований статьи 91 Закона о государственном контроле решением Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области результаты внеплановой выездной проверки в отношении ООО "Артемовский шпалопропиточный завод" признаны недействительными, решения (предписание, постановление), принятые по результатам КНМ, отменены.
2) По итогам проведения КНМ по требованию прокуратуры в отношении ООО "Промрезерв" выявлены 3 нарушения: выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источнике; не соблюдение Правил эксплуатации установок очистки газа; точки отбора проб на источниках промышленных выбросов не соответствовали требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения". Выданы 3 обязательных для исполнения предписания. В рамках досудебного обжалования предприятием подана жалоба о незаконности 2 предписаний, которые на основании Решения Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области отменены. Предписание "Осуществлять производственный экологический контроль в части инструментального замера выбросов в точках отбора проб, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения" со сроком исполнения 01.07.2022 - выполнено в установленный срок.
В 2022 году оспаривались постановления о назначении административных наказаний.
1) В ходе проведения в 2021 году плановой выездной проверки в отношении ОАО "ОТСК" выявлено, что предприятием не разработаны и не согласованы с Министерством мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ для стационарных источников выбросов, расположенных на 4 объектах негативного воздействия, не проводились указанные выше мероприятия на стационарных источниках выбросов 16 объектов контроля. По результатам проверки юридическое лицо привлечено к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, предприятие оспаривало привлечение к административной ответственности в Кировском районном суде г. Екатеринбурга в связи с отсутствием вины в действиях юридического лица, наличием оснований признания правонарушения малозначительным. Решением судьи Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила в 2022 году постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
2) По материалам Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении ООО "Белокопи" по статье 8.1 КоАП РФ должностным лицом Министерства вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и необоснованным прокурором внесен протест в Кировский районный суд. Решением Кировского районного суда, подтвержденным Свердловским областным судом, постановление должностного лица Министерства оставлено в силе, протест прокурора - без удовлетворения.
3) По материалам Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении должностного лица - инженера-эколога ООО "Белокопи" по статье 8.1 КоАП РФ должностным лицом Министерства вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и необоснованным прокурором внесен протест в Кировский районный суд. Решением Кировского районного суда, подтвержденным Свердловским областным судом, постановление должностного лица Министерства оставлено в силе, протест прокурора - без удовлетворения.
4) По материалам Свердловской межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении должностного лица - инженера-эколога ООО "Белокопи" по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ должностным лицом Министерства вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и необоснованным прокурором внесен протест в Кировский районный суд. Решением Кировского районного суда, подтвержденным
Свердловским областным судом, постановление должностного лица Министерства оставлено в силе, протест прокурора - без удовлетворения.
В части соблюдения законодательства в области охраны атмосферного воздуха на основании требований Заместителя прокурора Свердловской области проведено 3 КНМ в виде внеплановых выездных проверок в отношении ООО "Промрезерв", ООО "Капитал-Строй" и ООО "Режевской металлургический завод".
Результаты указанных проверок показали следующее.
1) По итогам проведения проверки в отношении ООО "Промрезерв" выявлены следующие нарушения: выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на источнике; не соблюдение Правил эксплуатации установок очистки газа; точки отбора проб на источниках промышленных выбросов не соответствовали требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения". Выданы 3 обязательных для исполнения предписания. В рамках досудебного обжалования предприятием подана жалоба на незаконность выдачи 2 предписаний, которые на основании Решения Заместителя Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области отменены. Предписание "Осуществлять производственный экологический контроль в части инструментального замера выбросов в точках отбора проб, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.4.06-90 "Методы определения скорости и расхода газопылевых потоков, отходящих от стационарных источников загрязнения" со сроком исполнения 01.07.2022 - выполнено в установленный срок.
2) По требованию Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Капитал-Строй" по соблюдению обязательных требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В результате проведенного КНМ выявлены следующие нарушения: не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не разработаны и не согласованы в Министерстве мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов НМУ. Выдано 2 предписания для их устранения.
Возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, юридическому лицу и должностному лицу - директору ООО "Капитал-Строй" по статье 8.1 КоАП РФ назначены административные наказания в виде предупреждений.
3) По результатам проведенного КНМ в отношении ООО "Режевской металлургический завод" нарушения не выявлены, обязательные для исполнения предписания не выдавались.
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований водного законодательства
В 2022 году проведено 14 КНМ по соблюдению водного законодательства, в том числе 11 плановых и 3 внеплановых, 40 профилактических визитов. Рассмотрено 227 обращений граждан, государственных органов и юридических лиц с информацией о нарушениях обязательных требований в области водного законодательства. При рассмотрении поступивших обращений проведено 106 выездных обследований.
По результатам КНМ выявлено 108 нарушений требований водного законодательства, выдано 3 предписания об устранении нарушений, направлено 120 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований водного законодательства.
По результатам КНМ, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлено, что типичными нарушениями обязательных требований являлись:
1) сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты и показателей, установленных в решениях о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод;
2) самовольное занятие водного объекта, пользование водным объектом без соответствующих разрешительных документов (решения о предоставлении водного объекта в пользование и договора водопользования) либо использование водного объекта с нарушением установленных условий;
3) эксплуатация хозяйствующим субъектом сооружений и иных объектов капитального строительства с несоблюдением экологических требований (эксплуатация водопроводных и канализационных сетей с нарушением требований нормативно-технических документов);
4) пользование водохозяйственными сооружениями с нарушением правил их эксплуатации (сброс неочищенных канализационных вод с очистных сооружений, канализационной насосной станции на рельеф местности);
5) осуществление хозяйственной деятельности в границах прибрежных защитных полос водных объектов и стоянка транспортных средств в границах водоохранных зон водных объектов с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности при использовании данных территорий;
6) размещение отвалов размываемых грунтов в границах прибрежных защитных полос водных объектов;
7) несанкционированное размещение отходов производства и потребления в водоохранной зоне водного объекта;
8) ограничение свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
9) непредоставление отчетности при осуществлении пользования водными объектами в уполномоченные органы в установленном порядке.
В 2022 году в Арбитражном суде Свердловской области оспаривались акт и предписание, выданное по результатам внеплановой выездной проверки по выполнению предписания АО "Акватех". Решением суда заявление юридического лица об оспаривании результатов проверки удовлетворено частично, производство по делу в части признания недействительным акта проведения внепланового КНМ прекращено. Предписание, выданное Министерством в отношении АО "Акватех", признано незаконным и отменено. Не согласившись с решением Арбитражного суда Свердловской области Министерством подана апелляционная жалоба в Семнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, решением которого отменено решение Арбитражного суда Свердловской области в части признания незаконным и отмены предписания, выданного Министерством. Юридическим лицом подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Уральского округа. Кассационная жалоба АО "Акватех" находится на рассмотрении в суде.
За указанные нарушения юридические лица, их должностные лица и граждане привлекались к административной ответственности по:
1) статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, в 3 случаях в виде предупреждения.
2) статье 7.7 КоАП РФ - повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения, в 2 случаях в виде штрафа на общую сумму 2,0 тыс. рублей, в 1 случае в виде предупреждения.
3) статье 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в 1 случае в виде штрафа на сумму 2,0 тыс. рублей.
4) статье 8.12.1 КоАП РФ - несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, в 2 случаях в виде административных штрафов на общую сумму 6,0 тыс. рублей.
5) части 4 статьи 8.13 КоАП РФ - нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, в 1 случае в виде штрафа на сумму 1,5 тыс. рублей.
6) части 1 статьи 8.14 КоАП РФ - нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, в 1 случае в виде предупреждения и в 2 случаях в виде административного штрафа на общую сумму 35,5 тыс. рублей.
7) части 1 статьи 8.42 КоАП РФ - использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, в 11 случаях в виде административных штрафов на общую сумму 21,0 тыс. рублей, в 3 случаях в виде предупреждения.
В 2022 году обжаловались постановления о назначении административных наказаний.
1) За сброс сточных вод с превышением нормативов допустимого воздействия на водный объект ООО "Тепловодоканал" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ на сумму 80,0 тыс. рублей. Юридическое лицо обжаловало постановление о назначении административного наказания в Кировском районном суде г. Екатеринбурга.
Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга постановление оставлено без изменений, в удовлетворении жалобы - отказано. Не согласившись с решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга юридическое лицо обжаловало вышеуказанное решение в Свердловском областном суде, решением которого жалоба удовлетворена частично, постановление изменено в части снижения размера штрафа до 25,0 тыс. рублей.
2) За загрязнение водного объекта - р. Старка неочищенными канализационными водами ООО "АВТ-Плюс" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 150 тыс. рублей. Не согласившись с вынесенным постановлением юридическое лицо направило жалобу в Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского, решением которого постановление отменено, направлено на новое рассмотрение в Министерство.
Должностным лицом Министерства в Свердловский областной суд подана жалоба на решение Красногорского районного суда г. Каменск-Уральского. Решением Свердловского областного суда решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. При повторном рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания, вынесенное Министерством в отношении ООО "АВТ-Плюс", Красногорским районным судом г. Каменска-Уральского постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Вновь не согласившись с решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского, юридическое лицо обжаловало решение в Свердловский областной суд. Решением Свердловского областного суда постановление Министерства и решение судьи Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского оставлены без изменения, жалоба - без удовлетворения.
3) По итогам проведения плановой выездной проверки в 2021 году за самовольное пользование водными объектами ОАО "ОТСК" привлечено к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50,0 тыс. рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, ОАО "ОТСК" обратилось с жалобой в Кировский районный суд г. Екатеринбурга, которым жалоба перенаправлена в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила. Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Тагила постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
4) В 2021 году ОАО "ОТСК" оспаривало привлечение к административной ответственности по части 4 статье 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150,0 тыс. рублей в связи с отсутствием вины в действиях юридического лица, наличием оснований для признания правонарушения малозначительным. Жалоба на постановление рассмотрена в 2022 году в
Ленинском районном суде г. Нижнего Тагила, решением суда постановление изменено со снижением размера административного штрафа до 75,0 тыс. рублей.
5) По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в 2021 году в отношении ООО "Корпорация Р-Индустрия", за самовольное пользование водным объектом предприятие привлечено к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50,0 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным административным наказанием, юридическое лицо обжаловало постановление в Ленинском районном суде г. Нижнего Тагила. Жалоба на постановление Ленинским районным судом г. Нижнего Тагила с материалами дела перенаправлена по подведомственности в Верхнесалдинский районный суд, который постановление о назначении административного наказания оставил без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения. Свердловский областной суд решение Верхнесалдинского районного суда отменил в связи с нарушением процессуальных требований, дело направил на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила. Жалоба на постановление была рассмотрена в 2022 году в Ленинском районном суде г. Нижнего Тагила. Решением суда постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба юридического лица - без удовлетворения.
6) За пользование водным объектом в отсутствие договора водопользования индивидуальный предприниматель В. привлечен к административной ответственности по статье 7.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10,0 тыс. рублей. Не согласившись с вынесенным административным наказанием, индивидуальный предприниматель обжаловал постановление в Красногорском районном суде г. Каменска-Уральского, решением которого постановление о назначении административного наказания отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Министерство. При повторном рассмотрении административного дела в отношении индивидуального предпринимателя вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В 2022 году в прокуратуру Свердловской области не направлялись заявления о согласовании проведения внеплановых выездных КНМ по соблюдению требований водного законодательства.
В отчетном периоде 2022 года произведено 2 расчета размера вреда, причиненного водным объектам, на общую сумму 167 210,153 тыс. рублей.
1) На основании данных, полученных в ходе внеплановых выездных проверок в 2021 году, и сведений, представленных Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой, Министерством, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика), проведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту действиями ООО "Чистая вода", который составил 8 238,619 тыс. рублей.
В добровольном порядке в установленный срок вред, причиненный водному объекту, ООО "Чистая вода" не возмещен, в связи с чем Министерством в Арбитражный суд Свердловской области подано исковое заявление о компенсации вреда, причиненного водному объекту вышеуказанным юридическим лицом. Иск находится на рассмотрении.
2) В 2022 году при рассмотрении обращения, поступившего в Министерство, установлено, что ООО "Тепловодоканал" в период с 2021 по 2022 годы осуществляло сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Министерством, в соответствии с Методикой, с учетом представленных данных произведен расчет размера вреда, причиненного водному объекту вышеуказанным предприятием, который составил 158 971,534 тыс. рублей.
В добровольном порядке в установленный срок вред, причиненный водному объекту, ООО "Тепловодоканал" не возмещен, в связи с чем Министерством заявлены исковые требования о компенсации вреда, причиненного водному объекту, в Арбитражном суде Свердловской области. Иск находится на рассмотрении.
В 2022 году жалобы о несоблюдении должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) по соблюдению обязательных требований в области использования и охраны водных объектов, не поступали.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 22 февраля 2023 г. N 223 "Об утверждении доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) за 2022 год"
Вступает в силу с 30 марта 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (http://mprso.midural.ru)
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 22 марта 2023 г.