г. Краснодар |
|
30 августа 2013 г. |
Дело N А32-20997/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Кеда Е.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие представителей заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Попов. А.А.) по делу N А32-20997/2012, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным выраженного в письме от 04.06.2012 отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:650, расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, в районе пляжа "Чайка" (участок N 2) от реки Мзымта до пляжа санатория "Южное Взморье", категория земель: земли населенных пунктов (далее - земельный участок), и возложении на управление соответствующей обязанности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы принадлежностью земельного участка к собственности Российской Федерации ввиду его нахождения в границах водоохранной зоны водного объекта, являющейся неотъемлемой частью последнего.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к нахождению земельного участка в границах курорта федерального значения, его отнесению Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) к муниципальной собственности. Кассатор настаивает на том, что земли водоохранной зоны не входят в состав земель водного фонда, в связи с чем отказ регистрирующего орган является неправомерным.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 30.03.2012 администрация обратилась в управление с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок.
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) от 14.03.2011 следует, что земельный участок фактически занят береговой полосой (пляжами) в комплексе с пляжеудерживающими берегозащитными гидротехническими сооружениями.
Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 11.08.2010 N 49/10-0313203.
Отказ управления в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок обоснован нахождением последнего в пределах береговой полосы водного объекта и расположением на нем комплекса пляжеудерживающих берегозащитных гидротехнических сооружений, которые могут быть отнесены исключительно к федеральной собственности.
Полагая названный отказ незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд.
В силу части 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности при условии их занятия зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности, их предоставления федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, их нахождения на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Названное положение является исключением из прописанного в части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ общего правила об отнесении к собственности муниципальных районов или городских округов земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу названного закона.
Пунктами 1, 2 части 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к землям особо охраняемых территорий отнесены как земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, так и земли природоохранного назначения, каковыми являются земли, выполняющие природоохранные функции (пункт 5 части 1 статьи 97 Земельного кодекса).
Земли природоохранного назначения являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ними единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации; далее - Водный кодекс).
Согласно пункту 17 статьи 1 Водного кодекса охрана водных объектов представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
Одним из основных принципов водного законодательства является регулирование водных отношений в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей (пункт 10 статьи 3 Водного кодекса). Режим водного объекта помимо водного режима включает в себя правовой режим (режим охраны), состоящий из ограничений и запретов на те или иные виды водопользования, обязательства осуществления специальных природоохранных мер и т.п.
Поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (статья 5 Водного кодекса).
В целях охраны водных объектов на примыкающих к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ территориях, именуемых водоохранными зонами, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (статья 65 Водного кодекса).
Водное законодательство основывается на принципе взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему, представляющую собой комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (пункт 11 статьи 1, пункт 11 статьи 3 Водного кодекса).
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям отнесены плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, каналы, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Администрацией не представлены доказательства нахождения расположенного на земельном участке комплекса пляжеудерживающих берегозащитных гидротехнических сооружений в муниципальной собственности.
В этой связи, государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок могла привести к нарушению принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, выраженного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 и в статье 36 Земельного кодекса.
Нахождение земельного участка в пределах водоохранной зоны водного объекта, находящегося в федеральной собственности, недоказанность наличия права муниципальной собственности на расположенный на земельном участке комплекс пляжеудерживающих берегозащитных гидротехнических сооружений и отсутствие законодательно установленного основания отнесения к муниципальной собственности земельных участков, относящихся к землям природоохранного назначения, к каковым относится земельный участок, не позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на него на основании положений Закона N 244-ФЗ, что исключает возможность удовлетворения требований администрации.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А32-20997/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.