г. Краснодар |
|
30 августа 2013 г. |
Дело N А32-36904/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - закрытого акционерного общества "Кубаньстройпроект" (ИНН 2308071880, ОГРН 1022301196004) - Аверина П.А. (доверенность от 01.04.2013), от заинтересованного лица - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310095359, ОГРН 1042305701954) - Маслова В.В. (доверенность от 22.05.2013), рассмотрев кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А32-36904/2012 (судьи Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.), установил следующее.
ЗАО "Кубаньстройпроект" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в уклонении утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 1891 кв. м по адресу: г. Краснодар, ул. Кореновская, 5, на кадастровом плане соответствующей территории для эксплуатации отопительно-производственной котельной общей площадью 614 кв. м, инвентарный номер 03:401:055:015577530:0029 (литеры В, под/В, В1, в, в1); возложении на департамент обязанности устранить допущенное нарушение утвердить схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 1891 кв. м по адресу: г. Краснодар, ул. Кореновская, 5 на кадастровом плане соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2013 суд отказал обществу в удовлетворении заявления, сославшись на ненадлежащий способ защиты, поскольку общество заявило требование о признании незаконным бездействия департамента, в то время как департамент не бездействовал, о чем свидетельствует письмо от 13.11.2012 N 29/6030-1, направленное в адрес заявителя. По мнению суда, в данном случае надлежащим способом защиты нарушенного права заявителя могло быть признание незаконным отказа департамента в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 14.05.2013, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.03.2013 изменено. Суд признал незаконным произведенное департаментом и оформленное письмом от 13.11.2012 N 29/6030-1 снятие с рассмотрения обращение общества "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", обязал департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества, рассмотреть обращение и принять по нему решение в месячный срок с даты вступления постановления апелляционного суда по настоящему делу в законную силу. В остальной части заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что действие департамента по снятию с рассмотрения обращения общества не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 "Административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории"".
В кассационной жалобе департамент просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, считая его незаконным, указывая, что спорный участок относится к ведению Российской Федерации, в связи с чем администрация не имеет полномочий распоряжаться им.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель общества возражал против них.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что общество является собственником объекта недвижимости - отопительно-производственной котельной (литеры В, под/В, В1, в, в1) общей площадью 614 кв. м, расположенной по адресу:
г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Кореновская, 3, что подтверждается договором купли-продажи от 24.11.2010 и свидетельством о государственной регистрации права от 01.02.2011 (т. 1, л. д. 14 - 17).
В целях выкупа земельного участка, расположенного под отопительно-производственной котельной кадастровый инженер Чепикова Д.Б. изготовила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и материалы аналитических (инструментальных) измерений по установлению границы земельного участка для межевого плана (т. 1, л. д. 18 - 95). Муниципальным учреждением "Градинформ" определен адрес испрашиваемого земельного участка - г. Краснодар, ул. Кореновская, 5 (письмо от 30.08.2011 N 23/3-6734; т. 1, л. д. 97).
8 ноября 2012 года общество подало через многофункциональный центр документы на утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Согласно расписке от 08.11.2012 дата получения заявителем испрашиваемых документов - 08.12.2012 (т. 1, л. д. 98 - 99).
13 ноября 2012 года в письме N 29/6030-1 департамент сообщил обществу о том, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории снято с рассмотрения. Департамент также сообщил обществу о необходимости предоставления поручения собственника земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:225 (земельный участок, из которого формируется испрашиваемый заявителем земельный участок) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о согласии на формирование обществом земельного участка площадью 1891 кв. м, для эксплуатации отопительно-производственной котельной. Обществу рекомендовано представить в уполномоченный орган свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 312 603 кв. м с кадастровым номером 23:43:0000000:225 (т. 1, л. д. 96).
Получив указанный ответ, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых действий (бездействия) нормам законодательства и нарушение ими прав и интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем, а также представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Законом о кадастре.
Обязанность изготовить схему расположения земельного участка на кадастровой карте территории лежит на лицах, претендующих на ее утверждение в порядке пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 06.07.2012 N 5634 в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", в целях повышения качества и доступности оказания муниципальных услуг (функций) Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и Департаментом муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар утвержден "Административный регламент предоставления Администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории"" (далее - административный регламент).
В соответствии с пунктом 1, предметом регулирования административного регламента является определение стандарта предоставления указанной услуги и порядка выполнения административных процедур при подготовке и издании постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории муниципального образования город Краснодар (далее - муниципальная услуга).
Пунктом 10 административного регламента установлено, что органами администрации муниципального образования город Краснодар, предоставляющими муниципальную услугу "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории", в случае утверждения схем земельных участков различного целевого назначения является Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, утвержденный решением городской Думы Краснодара (пункт 11 административного регламента).
В силу пункта 12 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является постановление администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка или отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 27 административного регламента муниципальная услуга предоставляется путем выполнения административных процедур, в состав которых входят: прием заявления и прилагаемых к нему документов, передача документов из МКУ "МФЦ" в орган, предоставляющий муниципальную услугу; рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов органом, предоставляющим муниципальную услугу, принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении муниципальной услуги, передача документов в МКУ "МФЦ"; выдача результата муниципальной услуги заявителю в МКУ "МФЦ".
Основанием для начала административной процедуры является получение органом, предоставляющим муниципальную услугу, заявления и пакета документов из МКУ "МФЦ" (пункт 27.2 административного регламента).
В случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 17 регламента, работником органа, предоставляющего муниципальную услугу, в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления подготавливаются межведомственные запросы в соответствующие органы (организации). (пункт 27.2.1 названного регламента).
Согласно пункту 27.2.2 административного регламента при наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги принимается руководителем органа, предоставляющего муниципальную услугу, не позднее 10 календарных дней с момента выявления обстоятельств, являющихся основанием для отказа.
При принятии такого решения в адрес заявителя готовится соответствующее письмо с указанием причин отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Пунктом 27.2.3 административного регламента установлено, что при наличии оснований для предоставления муниципальной услуги работник органа, предоставляющего муниципальную услугу, готовит проект постановления администрации муниципального образования город Краснодар об утверждении схемы размещения земельного участка (далее - проект постановления) и передает его в органы администрации муниципального образования город Краснодар для согласования.
В материалах дела имеется расписка в получении документа с датой регистрации 08.11.2012, регистрационный номер 08112012-987366-01, согласно которой общество представило в МКУ "МФЦ" пакет документов, необходимых для получения муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка", в соответствии с требованиями административного регламента (т. 1, л. д. 98 - 99).
Таким образом, общество в установленном Земельным кодексом Российской Федерации и административным регламентом порядке инициировало начало процедуры получения муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка".
Департамент не исполнил обязанность, не утвердил схему расположения земельного участка и не принял решения об отказе в его согласовании.
В нарушение определенной административным регламентом процедуры, департамент в письме от 13.11.2012 N 29/6030-1 сообщил обществу о снятии обращения об утверждении схемы расположения земельного участка, предложив обществу представить дополнительные документы (т. 1, л. д. 96).
Оценив в совокупности все доказательства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о то, что департамент фактически уклонился от рассмотрения по существу поданного обществом заявления, не принял мотивированного решения о его удовлетворении или об отказе. Уклонение департамента от исполнения возложенной на него обязанности по оказанию муниципальной услуги утверждения схем расположения земельных участков противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и административного регламента.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правильно удовлетворил требование общества о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в неутверждении (уклонении от утверждения) схемы расположения земельного участка и обязал устранить допущенное нарушение путем рассмотрения снятого с рассмотрения письмом от 13.11.2012 N 29/6030-2 обращения общества и принять по нему решение в месячный срок с даты вступления судебного акта в законную силу.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2013 по делу N А32-36904/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.