г. Краснодар |
|
02 сентября 2013 г. |
Дело N А32-9861/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Назаренко И.П., в отсутствие в судебном заседании представителя истца - администрации города Сочи, ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, третьих лиц: Торосян Сусанны Артемовны, Подлисной Евдокии Ильиничны, Черкезян Каринэ Грачевны, извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А32-9861/2012 (судьи Глазунова И.Н., Тимченко О.Х., Фахретдинов Т.Р.), установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление) с требованиями о признании незаконным отказа в передаче в муниципальную собственность земельных участков: кадастровый номер 23:49:0204007:1 площадью 370 кв. м по адресу: г. Сочи, Центральный район, ул. Московская, 15; 23:49:0402040:612 площадью 1468 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Нижнеимеретинская, 129, относительно ориентира жилой дом; 23:49:0402039:51 площадью 574 кв. м по адресу:
г. Сочи, Адлерский район, ул. Суздальская, 17а; 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 9а; 23:49:0404006:826 площадью 804 кв. м по адресу: г. Сочи, Адлерский район, с. Высокое, ул. Ивановская, 38; обязании управления передать земельные участки в собственность муниципального образования город-курорт Сочи (далее - муниципальное образование).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Торосян С.А., Подлисная Е.И., Черкезян К.Г.
Решением от 07.03.2013 заявленные требования удовлетворены в части. Отказ управления признан незаконным в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204007:1; 23:49:0402040:612; 23:49:0402039:51. На управление возложена обязанность в течение месяца, с даты вступления в силу решения суда, принять решение о передаче в муниципальную собственность указанных земельных участков.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд первой инстанции отметил, что единственным критерием применения Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244) для целей решения вопроса о передаче (разграничении) права на земельный участок является критерий нахождения земельного участка в границах курорта федерального значения. Согласно сведениям кадастровых паспортов земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204007:1, 23:49:0402040:612, 23:49:0402039:51 расположены в границах муниципального образования, во второй зоне округа санитарной охраны курорта, ввиду чего к порядку передачи данных участков применимы положения Закона N 244. Право федеральной собственности зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244. Предоставление администрацией спорных земельных участков в аренду до передачи ей полномочий по распоряжению земельными участками в границах курорта федерального значения, не препятствует передаче земельных участков в порядке, предусмотренном Законом N 244. Отказ управления в передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204007:1, 23:49:0402040:612, 23:49:0402039:51, незаконен. В части отказа в удовлетворении требований, касающихся земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402020:0022 и 23:49:0404006:826 суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств нахождения их в границах курортного региона и зоне округа санитарной охраны курорта.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.05.2013 решение суда отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В данной части по делу принят новый судебный акт: признан незаконным отказ управления в передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402020:0022 и 23:49:0404006:826, на управление возложена обязанность в течение месяца, с даты вынесения постановления, принять решение о передаче в муниципальную собственность названных земельных участков. В остальной части решение суда оставлено без изменения. Апелляционный суд указал на то, что суд первой инстанции не истребовал сведения о кадастровом учете в отношении всех земельных участков, тогда как все они расположены в черте муниципального образования, находятся на территории курорта федерального значения. Сведения кадастровых паспортов подтверждают особый режим использования земли и нахождение спорных земельных участков в границах второй зоны округа санитарной охраны курорта. Следовательно, к порядку передачи названных участков применимы положения Закона N 244. Наличие договоров аренды земель курорта федерального значения, заключенных администрацией с арендаторами до вступления в силу Закона N 244, не является препятствием для реализации предусмотренной данным законом процедуры передачи земельных участков, расположенных в границах курортов федерального значения. Доказательств, свидетельствующих о рассмотрении вопросов об изъятии земельных участков для федеральных нужд и предоставления их для строительства олимпийского объекта, не представлено. Сведений о резервировании спорных участков для размещения олимпийских объектов, осуществленного в соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 310), в материалы дела не представлено. Законом не исключена возможность предоставления для строительства объекта федерального значения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.
В кассационной жалобе управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Из жалобы следует, что оспариваемый отказ мотивирован тем, что в перечень земельных участков, предлагаемых к передаче в собственность муниципального образования, включены участки, не соответствующие требованиям части 4 статьи 1 Закона N 244. Особо охраняемые природные территории и земельные участки в границах курортов г. Анапа, г. Геленджик, г. Сочи до их передачи в порядке, установленном Законом N 244, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, являются федеральной собственностью. Договоры аренды, заключенные администрацией и третьими лицами, являются ничтожными сделками с момента совершения ввиду отсутствия у органа местного самоуправления соответствующих полномочий. Передача земельных участков в муниципальную собственность может привести к легализации ничтожных договоров аренды. На момент принятия решения суда первой инстанции заявитель не доказал факт вхождения земельных участков 23:49:0402020:0022 и 23:49:0404006:826 в зону округа санитарной охраны курорта.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили. Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом с учетом статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено на основании статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204007:1 площадью 370 кв. м; 23:49:0402040:612 площадью 1468 кв. м; 23:49:0402039:51 площадью 574 кв. м; 23:49:0402020:0022 площадью 800 кв. м; 23:49:0404006:826 площадью 804 кв. м; о чем свидетельствуют записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). В отношении участков имеются записи о государственной регистрации аренды в пользу третьих лиц (т. 1, л. д. 39 - 43, 71).
Согласно кадастровым паспортам рассматриваемые земельные участки расположены в границах муниципального образования во второй зоне округа санитарной охраны курорта.
Администрация в лице департамента имущественных отношений в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 19.03.2009 N 4007-ИМ/Д23 в рамках реализации Закона N 244 направила в Росимущество обращения от 25.08.2009 N 6683/01-02-11, 04.03.2010 N 02-05-14/1856, 04.08.2010 N 02-05-14/7533, 29.09.2011 N 02-05-14/12796 с перечнями земельных участков для принятия решения об их передаче из федеральной собственности в муниципальную (т. 1, л. д. 59 - 70).
В письме управления от 17.01.2012 N 10-10/284 администрации в передаче земельных участков в муниципальную собственность отказано. Отказ мотивирован тем, что в перечень земельных участков, предлагаемых к передаче в собственность муниципального образования, включены участки, не соответствующие требованиям части 4 статьи 1 Закона N 244. Передача земельных участков, являющихся предметом ничтожных сделок, в собственность муниципального образования может привести к легализации ничтожных договоров аренды. Ряд земельных участков включен в границы размещения олимпийских объектов (т. 1, л. д. 10 - 12).
Считая отказ управления незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав представленные в дело документы, дав им оценку по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о том, что оспариваемый отказ управления противоречит закону и нарушает права муниципального образования. При этом суд апелляционной инстанции, отменив в части решение суда первой инстанции, признал отказ незаконным в отношении всех земельных участков (23:49:0204007:1; 23:49:0402040:612; 23:49:0402039:51; 23:49:0402020:0022; 23:49:0404006:826).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Пункт 4 статьи 1 Закона N 244 устанавливает, что из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 данной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244, на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
Порядок передачи земельных участков закреплен в пункте 6 статьи 1 Закона N 244, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион признан курортом федерального значения.
Право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки подтверждено выписками из ЕГРП (т. 1, л. д. 39 - 43, 71). Предусмотренная пунктом 6 статьи 1 Закона N 244, процедура передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность соблюдена.
Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки, отказ в регистрации прав на которые явился предметом судебного разбирательства, расположены во второй зоне санитарной охраны курорта. Сведения кадастровых паспортов подтверждают особый режим использования земли.
Управление не представило доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в передаче спорных земельных участков в муниципальную собственность, в том числе, в связи с необходимостью передачи их в собственность субъекта Российской Федерации (части 2, 9 статьи 1 Закона N 244) или сохранения земельных участков в федеральной собственности (часть 8 статьи 1 Закона N 244).
Доказательства того, что истребуемые земельные участки предназначены для размещения олимпийского объекта федерального значения, отсутствуют (решение об изъятии участков либо резервирования для строительства (размещения) олимпийского объекта не представлено). В то же время законом не исключена возможность предоставления земельного участка для строительства объекта федерального значения, находящегося в муниципальной собственности.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела по существу, им дана правильная оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Кодекса. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Кодекса переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено в части, - оставлению в силе подлежит апелляционное постановление. Нормы права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2013 по делу N А32-9861/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.