г. Краснодар |
|
13 сентября 2013 г. |
Дело N А25-2524/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Рыжкова Ю.В. и Чесняк Н.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (ИНН 5260095934, ОГРН 1025203041710), заинтересованного лица - управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0901023652, ОГРН 1030900721840) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0901006128, ОГРН 1020900511818), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике и Правительства Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.03.2013 (судья Дышекова В.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А25-2524/2012, установил следующее.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (далее - казначейство) по возврату без исполнения исполнительного листа от 17.07.2012 серии АС N 003090737, выданного Арбитражным судом Нижегородской области по делу N А43-2621/2012, и возложении обязанности на казначейство принять указанный исполнительный лист к исполнению.
Решением суда от 15.03.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.2013, заявленные требования удовлетворены. Суд, указав на отсутствие оснований для возврата исполнительного документа, предусмотренных частью 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязал управление казначейства принять исполнительный лист к исполнению.
В кассационных жалобах казначейство и Правительство просят отменить судебные акты. Казначейство ссылается на невозможность исполнения исполнительного листа в связи с отсутствием в органах Федерального казначейства лицевого счета должника. В дополнение к доводам казначейства Правительство ссылается на пункты 4 и 14 "Административного регламента исполнения Федеральным казначейством функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н. Правительство указывает, что в соответствии с названными пунктами Регламента орган Федерального казначейства при организации исполнения судебных актов возвращает исполнительный документ взыскателю без исполнения в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 07.09.2012 управление направило в казначейство заявление о принятии к исполнению исполнительного листа от 17.07.2012 серии АС N 003090737 по делу N А43-2621/2012 о взыскании с Правительства в его пользу 6 339 522 рублей 20 копеек.
Казначейство возвратило управлению исполнительный документ без исполнения, сославшись на отсутствие у него лицевого счета должника.
Возвращение без исполнения исполнительного листа послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу статьи 91 Конституции Карачаево - Черкесской Республики, статей 1, 34 Закона Карачаево - Черкесской Республики от 06.01.1998 N 371-ХХ11 "О Правительстве Карачаево - Черкесской Республики" должник является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево - Черкесской Республики. Расходы на содержание должника определяются в республиканском бюджете отдельной строкой. Финансирование должника осуществляется через Финансово-хозяйственное управление Президента Карачаево-Черкесской Республики и Правительства Карачаево-Черкесской Республики (образовано Указом Президента Карачаево - Черкесской Республики от 23.05.2007 N 99), являющееся самостоятельным юридическим лицом, которому открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, на эти лицевые счета поступают денежные средства, предназначенные должнику.
Судом установлено, что должник в рассматриваемом случае выступает в качестве юридического лица и обладает правами и обязанностями, соответствующими статусу юридического лица, что подтверждается свидетельством инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Черкесску от 25.11.2002 N 000202871.
Таким образом, в целях осуществления взыскания по исполнительным листам должник выступает в качестве юридического лица - бюджетного учреждения.
На основании пунктов 1, 2 и 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями Кодекса. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Согласно пункту 6 статьи 151 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения, установленные названным Кодексом применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о незаконности действий казначейства по возврату исполнительного листа без исполнения.
Казначейством заявлен довод о том, что в соответствии с пунктом 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" одним из оснований для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является отсутствие лицевого счета.
Действительно, в соответствии с подпунктом "в" подпункта 3 пункта 20 статьи 30 указанного Закона основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение в отношении бюджетного учреждения, является отсутствие лицевого счета федерального бюджетного учреждения, бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в который предъявлен исполнительный документ.
Вместе с тем суд кассационной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию, в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
На основании пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 названной статьи; несоответствие документов, названных в пунктах 1 и 2 названной статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Законом N 119-ФЗ; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа.
Таким образом, суды, удовлетворяя заявление взыскателя, правильно исходили из того, что отсутствие в органе федерального казначейства лицевых счетов должника не относится к числу оснований для возврата исполнительного документа (часть 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Данный вывод судов соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.10.2008 N 6758/08. Из постановления следует, что по смыслу главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе федерального казначейства. Орган федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
Учитывая, что действия казначейства нарушают права и законные интересы управления, а также не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили требования, признав обжалуемые действия незаконными (статья 198, пункт 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15.03.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу N А25-2524/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.