г. Краснодар |
|
18 сентября 2013 г. |
Дело N А32-20995/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Лаптева Д.А. (доверенность от 02.092.013), от третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае - Марченко А.О. (доверенность от 02.08.2013), в отсутствие заявителя - администрации муниципального образования город-курорт Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 (судьи Смотрова Н.Н., Захарова Л.А., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-20995/2012, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ управления Росреестра в регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006, расположенный по адресу: г. Сочи, в районе пляжа "Чайка" (участок N 1) от реки Мзымта до пляжа санатория "Южное взморье";
- обязать управление Росреестра зарегистрировать право собственности муниципального образования на указанный земельный участок.
Требования мотивированы следующим. Земельный участок, расположенный на территории курорта федерального значения, в силу положений Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ) относится к муниципальной собственности. Поэтому отказ управления Росреестра в регистрации права не соответствует закону и нарушает права муниципального образования.
Определением от 25.10.2012 (л. д. 50) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006 обременен береговой полосой в комплексе с пляжеудерживающими берегозащитными гидротехническими сооружениями и является участком общего пользования (пляж берега Черного моря). Участок предназначен для приема солнечных ванн, аэрарий, аэросолярий и находится в первой зоне горно-санитарной охраны курорта. Разрешая спор, суды руководствовались статьями 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), и исходили из того, что земельные участки в пределах береговой полосы (находящиеся в водоохранной зоне) как неотъемлемая часть водного объекта обладают с ним одинаковым статусом и относятся к федеральной собственности. На основании Закона N 244-ФЗ право собственности на спорный участок у муниципального образования не возникло, поэтому отказ управления Росреестра в государственной регистрации права суды признали соответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Доводы администрации об отнесении участка к землям поселений и нахождении на участке гидротехнических сооружений (бетонных бун) апелляционный суд отклонил как не имеющие правового значения для рассмотрения спора. Нахождение участка в границах береговой полосы исключает возможность его передачи в муниципальную собственность вне зависимости от наличия на нем объектов недвижимости и их принадлежности какому-либо субъекту. Сославшись на часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований (л. д. 65, 104).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации N 337 от 12.04.1993, Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов города Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в границах курортов федерального значения, подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. В границах муниципального образования могут находиться участки различных категорий, при этом Законом N 244-ФЗ предусмотрена передача земельных участков из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность. Согласно кадастровому паспорту спорный участок отнесен к землям населенных пунктов, обременен первой и второй зоной горно-санитарной охраны курорта, расположен в границах красных линий ул. Просвещения. По смыслу статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли водоохраной зоны (в том числе береговой полосы) не входят в состав земель водного фонда. Поэтому согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса земли, расположенные в границах населенных пунктов, относятся к землям поселений, правом распоряжения которыми обладают органы местного самоуправления. Отнесение участка к территории общего пользования (пляж) не препятствует его отнесению к категории земель поселений и к муниципальной собственности (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса). Право собственности Российской Федерации на участок не зарегистрировано, сведений о его переформировании нет. Следовательно, участок подпадает под действие части 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, полномочиями по распоряжению таким земельным участком обладает администрация города Сочи. Отказ управления Росреестра в регистрации права муниципального образования на спорный участок не соответствует Закону о регистрации и нарушает права муниципального образования. Суды также не установили собственника расположенных на участке объектов (бетонных бун), что имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
От управления Росреестра и территориального управления отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представители управления Росреестра и территориального управления возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Администрация, извещенная о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей управления Росреестра и территориального управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006 площадью 1130 кв. м, расположенный по адресу: г. Сочи, в районе пляжа "Чайка" (участок N 1) от реки Мзымта до пляжа санатория "Южное взморье", отнесен к землям населенных пунктов. Участок имеет разрешенное использование - площадка для приема солнечных ванн, аэрарий и аэросолярий и обременен береговой полосой - участком общего пользования (кадастровые паспорта от 17.06.2010 и от 26.07.2011; л. д. 9 - 11, 43 - 46).
30 марта 2012 года администрация обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006.
Ранее (2 августа 2010 года) администрация обращалась в регистрирующий орган с аналогичным заявлением, представив в дело правоустанавливающих документов кадастровый паспорт земельного участка от 17.06.2010, распоряжение Департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 29.07.2010 N 1954-р (о включении участка в реестр муниципальной собственности) и выписку из реестра муниципальной собственности (л. д. 36, 40 - 42).
Проведение государственной регистрации приостанавливалось регистрирующим органом в связи с наличием сомнений в достаточности оснований для проведения государственной регистрации (л. д. 23 - 25).
4 мая 2012 года управление Росреестра на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации сообщило администрации об отказе в государственной регистрации права. Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006 обременен береговой полосой в комплексе с пляжеудерживающими берегозащитными гидротехническими сооружениями и является участком общего пользования (пляж берега Черного моря). Такой участок в силу статей 5 и 8 Водного кодекса не может быть отнесен к муниципальной собственности (л. д. 21, 22).
Полагая, что отказ управления Росреестра не соответствует нормам Закона о регистрации, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 24 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Кодекса решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны судом незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 5 статьи 131 Гражданского кодекса, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных правоустанавливающих документов, проверку законности сделок, действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (статьи 9, 13 и 17 Закона о регистрации).
В государственной регистрации прав может быть отказано, если представленные на государственную регистрацию прав документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ) в муниципальной собственности находятся земельные участки которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
В части 1 статьи 7 Закона N 244-ФЗ закреплено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 данной статьи.
В силу частей 10, 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 статьи 1, расположены в границах курортов федерального значения и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу названного Закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 статьи 1.
Администрация полагает, что право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006 возникло в силу закона. В качестве основания для регистрации за муниципальным образованием права собственности на спорный участок орган местного самоуправления ссылается на нормы Закона N 244-ФЗ.
Судебные инстанции при разрешении спора установили, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006 обременен береговой полосой в комплексе с пляжеудерживающими берегозащитными гидротехническими сооружениями и является участком общего пользования (пляж берега Черного моря). Участок предназначен для приема солнечных ванн, аэрарий, аэросолярий и находится в первой зоне горно-санитарной охраны курорта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Земельного кодекса к землям водного фонда относятся не только, земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, но и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, судебные инстанции пришли к выводам об отсутствии оснований для отнесения спорного участка к муниципальной собственности и о правомерности отказа регистрирующего органа в осуществлении государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402024:1006.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе администрация ссылается на незаконность принятых по делу судебных актов и приводит доводы о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. Однако приведенные заявителем в жалобе доводы были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
По правилам части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанции. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013 по делу N А32-20995/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.