В целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности" - Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 1068, приказываю:
1. Утвердить Доклад о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в Республике Татарстан за 2022 год, согласно приложению к настоящему приказу (далее - Доклад).
2. Заведующей сектора контроля и аналитики (Юшкевич Г.И.) обеспечить размещение Доклада на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан заместителя главного государственного жилищного инспектора - начальника правового управления Саттарова B.C.
Начальник |
С.А. Крайнов |
Доклад
о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в Республике Татарстан за 2022 год
(утв. приказом Государственной жилищной инспекции РТ от 6 марта 2023 г. N 31)
Настоящий доклад разработан Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ, Инспекция) в целях профилактики нарушений обязательных требований установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, и основан на реализации положений:
Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности";
приказа Минстроя России от 30.12.2020 N 912/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами";
Настоящий доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики по отнесенному к компетенции ГЖИ РТ государственному контролю (надзору) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными п. 10 Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2022 г. N 1702.
Источниками сведений для подготовки доклада являются: сбор и анализ данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа обращений, поступивших в ГЖИ РТ.
Информация в докладе предоставлена на основании результатов анализа и обобщения правоприменительной практики ГЖИ РТ по состоянию на 31.12.2022.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Обеспечение единообразных подходов к применению ГЖИ РТ и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Реализация полномочий ГЖИ РТ в сфере контрольной (надзорной) деятельности осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охраны прав и законных интересов, уважения достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранения должностными лицами контрольного (надзорного) органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, готовится ГЖИ РТ в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом". В решении указывается предмет проверки, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.
Единообразность применения обязательных требований ГЖИ РТ и его должностными лицами основана на открытости деятельности ГЖИ РТ, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Стимулирование добросовестного поведения обеспечивалось отнесением объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В отношении контролируемых лиц, не имеющих фактов нарушений обязательных требований и не привлекавшихся к административной ответственности за нарушения обязательных требований, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Проведение ГЖИ РГ профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Фактов поступления в ГЖИ РТ жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну в отчетном периоде не зафиксировано.
3. Информация по государственному контролю (надзору) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 г. N 1068 (ред. от 13.08.2022) "О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан", Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - ГЖИ РТ) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее соответственно - капитальный ремонт, региональные операторы), требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности (далее соответственно - требования, контроль (надзор) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1702.
Объектами контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) регионального оператора, в рамках которых должны соблюдаться требования.
Предметом контроля (надзора) является соблюдение региональным оператором следующих требований:
а) требования к подготовке и направлению собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования капитального ремонта и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта;
б) требования к обеспечению проведения капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - региональная программа капитального ремонта) и конкретизированные в краткосрочном плане реализации региональной программы капитального ремонта;
в) требования к осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе к обеспечению создания соответствующих комиссий с участием представителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
г) требования к контролю качества и сроков оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и соответствия таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
д) требования к качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в течение не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ;
е) требования к представлению своими силами или силами третьих лиц собственнику помещения в многоквартирном доме платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт в котором вносится взнос на капитальный ремонт, и принятию установленных законодательством мер в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт;
ж) требования к размещению информации об исполнении своих обязанностей по организации проведения капитального ремонта в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) требования к обеспечению подготовки задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовки проектной документации на проведение капитального ремонта, утверждению проектной документации и обеспечению ее качества и соответствия требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
и) требования к обеспечению установления фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту, в том числе недопуска собственником, лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подрядной организации к проведению таких работ;
к) требования к осуществлению капитального ремонта в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в случае возникновения таких аварии и ситуаций;
л) требования к передаче лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, в котором проведен капитальный ремонт, копий документов о проведенном капитальном ремонте (в том числе копий проектной, сметной документации, договоров об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту, актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ) и иных документов, связанных с проведением капитального ремонта, за исключением финансовых документов;
м) требования, установленные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
4. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований
Основные направления судебной работы Инспекции, участие в судебных заседаниях:
1. по вопросам обжалования постановлений Инспекции о назначении административного наказания в виде административного штрафа;
2. по вопросам признания недействительными решений, принятых общим собранием собственников помещений МКД;
3. по вопросам понуждения к обеспечению доступа в помещения для проведения проверок на предмет наличия переустройства и (или) перепланировки;
4. в качестве третьего лица по делам:
- о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги;
- об оспаривании решений общих собраний собственников помещений МКД;
- о перепланировке (переоборудовании) помещений в МКД.
В Арбитражном суде Республики Татарстан в 2022 году рассмотрено 28 дел с участием ГЖИ РТ, в том числе: в качестве ответчика, по следующим делам: по обжалованию решений ГЖИ РТ о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан сведений о многоквартирных домах - 8, по обжалованию предостережения - 1, по привлечению к административной ответственности - 3.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности ГЖИ РТ в 2022 выявлены наиболее часто нарушаемые подконтрольными субъектами нормативные и правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения";
постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
постановление Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
Наиболее распространенным нарушением является нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением (ст. 7.22 КоАП РФ).
Сложилась следующая судебная практика за 2022 год:
Арбитражный суд Республики Татарстан дело N А65-18602/2021
Некоммерческая организация "Фонд Жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд) обратилась с исковым заявлением, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "К" (далее - Компания) о взыскании 1379170 руб. 81 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2018 по 30.11.2021 и 9927 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за период с 31.01.2019 по 02.12.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее - Жилищная инспекция), муниципальное унитарное предприятие "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Азнакаевского муниципального района" (далее - Муниципальное предприятие), акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - АО "Татэнергосбыт"),
Арбитражный суд Республики Татарстан решением от 21.12.2021 удовлетворил требование о взыскании 9927 руб. 73 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 31.01.2019 по 02.12.2021.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.03.2022 и Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 30.06.2022 решение от 21.12.2021 оставили без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Компания обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, постановления арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела.
В пояснениях на кассационную жалобу Жилищная инспекция поддержала доводы кассационной жалобы, просила направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21.12.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30.06.2022 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим основаниям.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - постановление N 450) установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 год в размере 5,85 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 2020 по 30.06.2021 года - 6,11 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц, с 01.07.2021 - 6,38 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц.
В рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 (далее - постановление N 1146, Региональная программа), Компания и Фонд 10.02.2017 заключили договор о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах N 492 (далее - Договор).
Договор регулирует порядок взаимодействия сторон по вопросам обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, в отношении которого (которых) фонд (фонды капитального ремонта формируется на счете (счетах) Фонда, за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД согласно Приложению N 1 (п. 1.1 Договора).
В обязанности Фонда входит осуществление учета средств, поступивших на счет (счета) Фонда в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в МКД в установленном законодательством порядке (п. 2.2.3 Договора).
П. 3.2.3 Договора предусмотрена обязанность Компании обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Обращаясь в суд за взысканием задолженности, Фонд сослался на установленную п. 3.2.3 Договора обязанность Компании обеспечивать поступление на счет Фонда взносов на капитальный ремонт в размере и в срок, установленные данным пунктом договора. Истец произвел расчет задолженности исходя из общей площади помещений МКД, указанных в договоре, и размеров взносов на капитальный ремонт, установленных постановлением N 450 за период с января 2017 по май 2021 года включительно.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Фонд указал, что расчетная задолженность ответчика по МКД 1 - МКД 26 за указанный период, с учетом уплаченных сумм, составила 2384428 руб. 24 коп. и была погашена АО "Татэнергосбыт" после обращения Фонда с иском к Компании по настоящему делу.
Суд первой инстанции, посчитав, что Фонд по правилам статьи 49 АПК РФ уменьшил размер исковых требований до 9927 руб. 73 коп., составляющих проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 31.01.2019 по 02.12.2021, удовлетворил иск в данной части.
При этом суд руководствовался положениями ст.ст. 309, 310, 395 ГК РФ, ст.ст. 169, 170, 171, 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 8 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ), Региональной программы и исходил из того, что законом субъекта и Договором установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет регионального оператора ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным.
Между тем суды трех инстанций не учли следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.07.2022 N 30-П "По делу о проверке конституционности ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ и статьи 7.1 Закона Смоленской области "О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области" в связи с жалобой гражданина М.А. Стрельцова" (далее - Конституционный Суд, постановление N 30-П), в силу общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания имущества, ему принадлежащего (ст. 210 ГК РФ), ЖК РФ устанавливает для всех собственников помещений в многоквартирном доме обязанность нести расходы на их содержание и участвовать в расходах на содержание общего имущества в доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 158).
В силу ч. 3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В п. 3 постановления N 30-П Конституционный Суд указал, что собственники помещений - в силу таких объективных причин, как их многочисленность, сложность и разнообразие объектов, относящихся к общему имуществу, высокая стоимость капитального ремонта и связанная с этим затруднительность одномоментного сбора средств на его проведение, невозможность его проведения исключительно силами собственников, - несут расходы на капитальный ремонт в соответствии с установленным жилищным законодательством специальным регулированием.
Так, в ЖК РФ установлены основные правила организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядок его финансирования (раздел IX, глава 15), в том числе способы и источники формирования фонда капитального ремонта за счет обязательных взносов собственников помещений, которые могут принять решение о формировании фонда на специальном счете либо на счете регионального оператора, создаваемого на основании нормативного акта субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 158, п. 3 ч. 1 ст. 167, ч. 1 ст. 169, чч. 1 и 3 ст. 170).
Судами установлено, что фонд капитального ремонта общего имущества в спорных МКД формируется за счет обязательных взносов собственников помещений на счете регионального оператора.
Собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (за исключением ряда случаев) в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса). Согласно части 3 статьи 169 данного Кодекса обязанность по уплате взносов возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации и составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, за исключением случая, предусмотренного ч. 5.1 его ст. 170.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 данного Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).
Ч. 2 ст. 8 Закона N 52-ЗРТ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном доме, не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Собственники жилых помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Перечисление взносов на капитальный ремонт осуществляется на счет регионального оператора, указанный в платежных документах.
Из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, в том числе данных ими в судебном заседании Судебной коллегии, отзыва Жилищной инспекции на кассационную жалобу следует, что организацией, осуществляющей начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе взносов на капитальный ремонт, в спорных МКД является АО "Татэнергосбыт" на основании договора, заключенного с Компанией.
Оформленные платежные документы АО "Татэнергосбыт" передает ответчику, который обязан передать их собственникам помещений. В свою очередь собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт на счет АО "Татэнергосбыт", аккумулирующего денежные средства собственников и в дальнейшем перечисляющего их истцу. Денежные средства собственников помещений в МКД на счет ответчика не поступают. Взыскание в судебном порядке с собственников помещений задолженности по взносам на капитальный ремонт и пеней по ч.14.1 ст. 155 ЖК РФ осуществляет Муниципальное предприятие на основании договора с Компанией.
Между тем указанные договоры Компании с АО "Татэнергосбыт" и с Муниципальным предприятием судами исследованы не были, не определены обязанности сторон по договорам и нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Из представленных в материалы дела расчетов усматривается, лицами, участвующими в деле подтверждается, что сумма задолженности по взносам на капитальный ремонт в размере 1379170 руб. 81 коп. за период с 01.08.2018 по 30.11.2021, первоначально заявленная к взысканию с ответчика, составляет неуплаченные собственниками помещений взносы на капитальный ремонт.
Размер данного требования был исчислен Фондом расчетным путем исходя из площади общего имущества всех МКД, управление которыми осуществляет Компания, и минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан в период с 2017 по 2019 годы, установленного постановлением N 450, за вычетом перечисленных Фонду АО "Татэнергосбыт" текущих платежей, уплаченных собственниками помещений.
Удовлетворяя требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, суды сослались на неисполнение обязательства Компанией, предусмотренного пунктом 3.2.3 Договора, обеспечивать поступление взносов на капитальный ремонт от собственников помещений на счет Фонда ежемесячно в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным в размере не ниже установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан размера минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД.
Однако поскольку как в законе, так и в договоре отсутствует обязательство Компании уплачивать взносы на капитальный ремонт вместо собственников помещений, не исполнивших возложенную на них законом обязанность, иск о взыскании таких сумм с управляющей компании является необоснованным.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда кассационной инстанции подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 291.11 АПК РФ как принятые при существенном нарушении норм материального и процессуального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, рассмотреть ходатайство истца об отказе от требования о взыскании основного долга, исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определить закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, принять законный и обоснованный судебный акт.
Арбитражный суд Республики Татарстан дело N А65-19380/2022
Товарищество собственников жилья "Жилищно-строительный кооператив Т" (далее - ТСЖ "ЖСК Т", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее по тексту - ГЖИ Республики Татарстан, инспекция) от ДАТА N .., выразившегося в отказе во включении в реестр специальных счетов сведений по многоквартирному дому N ... по ул. ... в г. Казани, в соответствии с решением общего собрания собственников от 16.03.2014, выбравших способ формирования фонда капитального ремонта - на специальном счете N ... в ПAO "Сбербанк"; об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Решением от 13.10.2022 по делу N А65-19380/2022 Арбитражный суд Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований отказал.
ТСЖ "ЖСК Т" подало апелляционную жалобу: просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд 21.12.2022 в удовлетворении жалобы отказал, указав следующее:
Согласно п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников отнесено принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении двух календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которую включен этот многоквартирный дом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, в которую включены все многоквартирные дома, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, предложенных в ч. 3 ст. 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
ГЖИ Республики Татарстан указала на то, что решение о способе формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в МКД N ... по ул. ... в г. Казани должно было быть принято не позднее 18.04.2014.
В том случае, когда в качестве способа формирования фонда капитального ремонта собственники выбирают специальный счет, они должны определить в соответствии с ч. 4 ст. 170 ЖК РФ размер взноса, перечень необходимых дому работ, сроки их проведения, владельца специального счета и кредитную организацию.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 170 данного Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 172 ЖК РФ).
Специальный счет в ОАО "Сбербанк" открыт товариществом 03.06.2014.
Однако уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта (заявление о включении в реестр специальных счетов) с приложением копии протокола общего собрания от 16.03.2014 товарищество направило в ГЖИ Республики Татарстан только 14.06.2022, то есть спустя 8 лет по истечении срока, установленного ч. 1 ст. 172 ЖК РФ.
При этом справку ПАО "Сбербанк" об открытии специального счета товарищество в нарушение ч. 1 ст. 172 ЖК РФ к указанному заявлению не приложило; уведомление об открытии счета, изготовленное и подписанное самим товариществом 14.06.2022, справкой банка об открытии специального счета не является.
Довод ТСЖ "ЖСК Т" о том, что уведомление об избрании способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и об открытии специального счета в кредитной организации оно направило в ГЖИ Республики Татарстан 10.06.2014, является бездоказательным. Представленная в подтверждение этого довода копия описи вложения в ценное письмо (с отметкой отделения почтовой связи, датированной 10.06.2014) не может быть принята в качестве надлежащего доказательства, поскольку не содержит почтовый идентификатор, позволяющий достоверно установить факт направления в ГЖИ Республики Татарстан такого уведомления. Кроме того, в описи указано на протокол ТСЖ "ЖСК Т" от 18.03.2014, тогда как решение об избрании способа формирования фонда капитального ремонта оформлено протоколом от 16.03.2014.
ГЖИ Республики Татарстан получение от товарищества почтовой корреспонденции в 2014 году отрицает, в подтверждение чего представила скриншот из журнала документооборота.
Каких-либо иных доказательств своевременного направления в ГЖИ Республики Татарстан уведомления о выбранном собственниками помещений в МКД способе формирования фонда капитального ремонта (с приложением предусмотренных ч. 1 ст. 172 ЖК РФ документов) ТСЖ "ЖСК Т" по настоящему делу не представило.
Кроме того, следует отметить, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262 многоквартирный дом N ... по ул. ... в г. Казани включен в перечень многоквартирных домов, собственники которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта; в отношении этих домов принято решение формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Таким образом, учитывая, что ТСЖ "ЖСК Т" в рассматриваемом случае допущены существенные нарушения порядка и срока направления в инспекцию уведомления о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта, установленных ЖК РФ, у ГЖИ Республики Татарстан отсутствовали правовые основания для включения в реестр специальных счетов сведений по многоквартирному дому N ... по ул. ... в г. Казани.
Анализ работы с обращениями граждан, поступившими в Государственную жилищную инспекцию Республики Татарстан за 2022 год
В 2022 году в инспекцию поступило 15096 обращений (в 2021 году - 16478, т.е. снижение на 8,4%), в том числе 424 - устных, 14672 - письменных (из них 2791 - через Интернет-приемную). Всего обращений в электронном виде поступило - 7147. Из общего числа обращений перенаправлено по подведомственности - 453, повторных обращений - 120. Всего рассмотрено 14160 обращений, в стадии рассмотрения находится 936 обращений. Информация о местах, днях и часах приема граждан, а также об уполномоченных лицах и личному приему граждан размещена на официальном сайте инспекции.
В обращениях затронуто 30115 вопросов (за 2021 г. - 26137 вопросов), т.е. наблюдается рост количества поставленных в обращениях вопросов на 15,2%.
Тематика поставленных в обращениях вопросов |
Количество вопросов 2022 года |
% от общего количества вопросов |
Количество вопросов 2021 года |
Снижение (-), рост (+), % 2022 к 2021 гг. |
|||
о содержании общедомового имущества |
11870 |
39,4 |
10520 |
+12,8 |
|||
о качестве предоставления жилищно-коммунальных услуг |
7211 |
24.0 |
6289 |
+14,7 |
|||
о работе управляющих организаций |
6120 |
20,3 |
3484 |
Рост в 1,8 раза |
|||
о начислении платы за жилищно-коммунальные услуги |
3020 |
10,0 |
3105 |
-2,7 |
|||
информационные системы (вопросы по ГИС МЖФ) |
1123 |
3,7 |
1046 |
+7,4 |
|||
о необходимости проведения капитального ремонта, замечаниях после капитального ремонта |
450 |
1,5 |
1031 |
Снижение в 2,3 раза |
|||
о перепланировке жилых помещений |
269 |
0.9 |
571 |
-52,9 |
|||
о строительных недоделках |
52 |
0.2 |
91 |
Снижение в 1,75 раза |
|||
Итого: |
30115 |
100 |
26137 |
+15,2 |
Увеличение количества затронутых в обращениях вопросов связано с ростом активности граждан по управлению общедомовым имуществом, требовательности к качеству предоставления жилищно-коммунальных услуг, при этом недостаточной разъяснительной работой УК с жителями по наиболее актуальным вопросам, в том числе о своей деятельности, о порядке проведения общих собраний, правилах и нормах содержания общего имущества, об обязанностях собственников помещений в МКД, начислениях за жилищно-коммунальные услуги.
В ходе рассмотрения обращений граждан, по установленным фактам нарушений в содержании общедомового имущества за отчетный период выдано 359 предписаний (за 2021 г. - 1223), оформлено 117 протоколов (за 2021 г. - 420), направлено 3003 предостережения (за 2021 г. - 2303).
За допущенные нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и невыполнение предписаний инспекции в установленные сроки нарушители привлечены к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 2674,5 тыс. руб. (в 2021 году - 7203,1 тыс. руб.).
За 2022 год в ходе мониторинга капитального ремонта и по результатам рассмотрения и анализа выписок банков о расходовании средств владельцами специальных счетов Инспекцией выдано 354 предостережений.
Нарушения, выявленные в соответствии со статьями КоАП РФ, КоАП РТ за 2021-2022 гг.
Наименование сведений |
2021 |
2022 |
||
Количество проведенных плановых проверок |
19 |
0 |
||
Количество проведенных внеплановых проверок |
860 |
57 |
||
Количество проведенных мероприятий в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
3 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
1 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
10 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
1 |
|
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
11 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
1 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
9 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
12 |
|
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
2 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
2 |
|
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
5 |
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
6 |
|
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
29 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
2 |
|
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
3 |
Итого |
25 |
|
ст. 19.7 КоАП РФ |
7 |
|
|
|
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
2 |
|
|
|
ст. 7.22 КоАП РФ |
8 |
|
|
|
ст. 7.23 КоАП РФ |
64 |
|
|
|
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
12 |
|
|
|
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
1 |
|
|
|
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
45 |
|
|
|
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
22 |
|
|
|
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
64 |
|
|
|
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
1 |
|
|
|
Итого |
286 |
|
|
|
ч.1 ст. 6.24 КоАП РФ |
535 |
|
|
Информация по административным взысканиям
Наименование сведений |
2021 |
2022 |
|||
Штрафы в рамках проведения плановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
230 |
0 |
||
взысканные, тыс. руб. |
130 |
0 |
|||
Штрафы в рамках проведения внеплановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
6397,5 |
72 |
||
взысканные, тыс. руб. |
2802 |
68 |
|||
Штрафы по статьям КоАП РФ |
наложенные, тыс. руб. |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
30 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
35 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
||
ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ |
60 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
0 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
6 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
66 |
||
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
15 |
ст. 7.23 КоАП РФ 1 |
|
||
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
255 |
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
2485 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
30 |
Итого |
72 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
6 |
|
|
||
ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ |
45 |
|
|
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
30 |
|
|
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
233,5 |
|
|
||
ст. 7.23.3 КоАП РФ |
650 |
|
|
||
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
28 |
|
|
||
ст. 14.1.3 КоАП РФ |
350 |
|
|
||
ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
2275 |
|
|
||
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
75 |
|
|
||
Итого |
6572,5 |
|
|
||
взысканные, тыс. руб. |
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
0 |
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
5 |
|
ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ |
35 |
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
||
ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ |
50 |
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
0 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
ст. 7.22 КоАП РФ |
62 |
||
ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ |
15 |
ст. 7.23 КоАП РФ |
1 |
||
ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ |
200 |
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||
ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ |
400 |
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
Итого |
68 |
||
ст. 19.4.1 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
ч. 1 ст. 7.21 КоАП РФ |
5 |
|
|
||
ст. 7.22 КоАП РФ |
30 |
|
|
||
ст. 7.23 КоАП РФ |
211 |
|
|
||
ст. 7.23. 3 КоАП РФ |
625 |
|
|
||
ст. 19.7 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ |
10 |
|
|
||
14.1.3 КоАП РФ |
300 |
|
|
||
ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ |
1200 |
|
|
||
ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
0 |
|
|
||
Итого |
3081 |
|
|
Основные статистические показатели результатов контрольно-надзорной деятельности:
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество поступивших обращений |
1765 |
3378 |
3080 |
4808 |
15096 |
Количество проведенных проверок |
2304 |
1212 |
125 |
879 |
57 |
Количество выявленных нарушений |
2202 |
1945 |
313 |
1186 |
24 |
|
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество выданных предписаний |
954 |
601 |
211 |
576 |
11 |
Количество исполненных предписаний |
827 |
478 |
92 |
523 |
11 |
Доля неисполненных предписаний, % |
13,3 |
20,5 |
56,4 |
9,5 |
0 |
В рамках осуществления информационно-методической работы, направленной на предотвращение нарушений обязательных требований жилищного законодательства, повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц ГЖИ РТ принято участие в 165 учебно-методических семинарах, круглых столах, выступлениях. Проведено 12 выездных мероприятий в муниципальный район. Кроме того, на официальном сайте ГЖИ РТ размещено 149 новостных сообщений.
Типовые и массовые нарушения обязательных требований к формированию фондов капитального ремонта
Типовые и массовые нарушения обязательных требований к формированию фондов капитального ремонта | ||||
Описание нарушения |
Нарушенный нормативный правовой акт |
Последствия нарушения |
Возможные мероприятия по устранению |
|
Неразмещение информации региональным оператором и владельцами специальных счетов в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Федеральный закон N 209-ФЗ, приказ Минстроя РФ N 74/114/пр, постановления Правительства РФ N 1702 от 28.09.2022 |
Неразмещение или неполное размещение информации региональным оператором и владельцами специальных счетов влечет отсутствие сведений для собственников МКД и возможности предоставления информации на обращения граждан ОГВ. Рост обращений граждан. Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицом, являющимся администратором общего собрания, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, (ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ). Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, (ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ). Применение мер административного воздействия, выдача предостережения |
Информационные письма |
|
Непредоставление в ГЖИ РТ владельцами специальных счетов уведомления о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола, справки банка |
ч. 1 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие проверки документов при выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете со стороны ГЖИ РТ. Проверка протокола ОСС на ничтожность, справка банка на целевое назначение открытого счета (специальный счет). Выдача предостережения |
Информационные письма |
|
Непредоставление региональным оператором сведений о многоквартирных домах, которые формируют фонды капитального ремонта на счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирных домах |
ч. 2 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие предоставления сведений о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. Недосбор в фонд капитального ремонта РО. Выдача предостережения |
Информационные письма региональному оператору |
|
Непредоставление владельцами специальных счетов сведений о размере начисленных, поступивших средств, об остатке средств капитального ремонта в ГЖИ РТ |
ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, ч. 2.1 ст. 12 N 52-ЗРТ |
Отсутствие предоставления сведений о формировании фонда капитального ремонта владельцами специальных счетов. Недосбор в фонд капитального ремонта дома на специальных счетах. Нецелевое расходование средств собственников. Выдача предостережения |
Информационные письма. Направление материалов в МВД |
|
Отсутствие постановлений органами местного самоуправления о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его |
ч. 4 ст. 172 ЖК РФ |
Отсутствие постановлений ИК МО о формировании фонда капитального ремонта с включением многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его. Выдача предостережения |
Информационные письма |
|
Несоблюдение региональным оператором обязательных требований законодательства |
ч. 6 постановления Правительства РФ N 1702 от 28.09.2022 |
Отсутствие открытости и доступности данных о деятельности регионального оператора собственникам помещений, увеличение обращений. Выдача предостережения |
Информационные письма |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 6 марта 2023 г. N 31 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан по итогам осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности в Республике Татарстан за 2022 год"
Текст приказа опубликован не был