г. Краснодар |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А32-5021/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческого партнерства "Геологи Кубани" (ИНН 2352046748, ОГРН 1102300008315) - Андреева В.В. (доверенность от 02.04.2012), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Азов-Тур" (ИНН 2352044420, ОГРН 1092362000267) - Хамидовой В.Д. (доверенность от 20.06.2013), в отсутствие заинтересованного лица - администрации муниципального образования Темрюкский район, третьих лиц: Гнездилова И.Н., Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Геологи Кубани" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 (судья Данько М.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-5021/2012, установил следующее.
Некоммерческое партнерство "Геологи Кубани" (далее - партнерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) о признании недействительным распоряжения от 19.01.2012 N 70-р "О проведении торгов по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, г. Темрюк, гора "Гнилая", для строительства и эксплуатации объектов туристического показа" (далее - распоряжение N 70-р), принятого в отношении земельного участка площадью 13 251 кв. м (кадастровый номер 23:30:1111007:7) с видом разрешенного использования: для строительства и эксплуатации объектов туристического показа, а также о признании незаконными действий администрации по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:30:1111007:7 в пределах границ горного отвода лицензии КРД 04189 ПД при отсутствии письменного согласия владельца лицензии (партнерства).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, ООО "Азов-Тур" (далее - общество) и Гнездилов И.Н.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что партнерство не доказало наличие прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:1111007:7. По смыслу Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) пользователь недр, получивший горный отвод, имеет право в границах этого отвода осуществлять пользование недрами, а не земельным участком, под которым они расположены. Апелляционный суд указал, что положения пункта 5 статьи 22 и статьи 25 Закона о недрах, на которые ссылается партнерство, сами по себе не выводят земельные участки из хозяйственного оборота. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (статья 25.1 Закона о недрах). Распоряжением от 20.02.2012 N 213-р администрация отменила торги по продаже спорного земельного участка, распоряжение N 70-р о проведении торгов фактически не реализовано. Данные обстоятельства позволили апелляционному суду сделать вывод об отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов партнерства.
Партнерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствуют рассмотрению по существу заявления о признании такого акта недействительным, если им нарушены права и законные интересы заявителя. Администрация при подготовке распоряжения N 70-р не получила согласования Территориального агентства по недропользованию по Краснодарскому краю. Суды не приняли во внимание правила пункта 5 части 1 статьи 22 и статьи 25 Закона о недрах, в силу которых владелец участка недр вправе ограничивать права владельца земельного участка, если деятельность на земельном участке связана со строительством и застройкой площади горного отвода. Кроме того, заинтересованное лицо в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не представило доказательств, свидетельствующих о соблюдении норм действующего законодательства при принятии распоряжения N 70-р.
В заседании представитель партнерства поддержал доводы жалобы.
Представитель общества указал на отсутствие оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Как видно из материалов дела, Управление недропользования по Краснодарскому краю 24.06.2011 выдало партнерству лицензию серии КРД N 04189 (вид лицензии - ПД) на право пользования недрами в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая"". Лицензия выдана на срок до 24.06.2031.
Согласно пункту 2.4 приложения N 1 к лицензии участку недр придан статус горного отвода (т. 1, л. д. 10 - 18).
Администрация на официальном сайте в разделе "Торги", назначила проведение аукциона на 27.02.2012. Предмет торгов: право на заключение договора купли-продажи земельного участка площадью 13 251 кв. м из земель населенных пунктов, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Темрюкский район, г. Темрюк, гора "Гнилая" (кадастровый номер 23:30:1111007:7), предназначенного для строительства и эксплуатации объектов туристического показа (распоряжение N 70-р; т. 1, л. д. 51, 53, 59, 60).
Распоряжением от 20.02.2012 N 213-р торги в отношении названного земельного участка отменены в связи с изменением условий его предоставления, а также в целях приведения в соответствие с действующим законодательством документации на земельный участок (т. 1, л. д. 52). Информационное сообщение опубликовано в районной газете "Тамань" (т. 1, л. д. 54).
Партнерство, полагая, что действия администрации и распоряжение N 70-р не соответствуют требованиям закона, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Согласно части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Часть 5 статьи 200 Кодекса определяет, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли права применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и законодательством о недрах.
В статье 11 Закона о недрах закреплено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательном. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (статья 25.1 Закона о недрах).
Пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса (введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 311-ФЗ) предусматривает аналогичный порядок предоставления пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что партнерству выдана лицензия на право пользования недрами в целях образования особо охраняемого геологического объекта "Грязевой вулкан "Гора Гнилая"". В пункте 2.6 приложения N 1 к лицензии закреплена обязанность ее владельца оформить земельный отвод под предоставленный участок недр в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Доказательства, свидетельствующие о реализации данной обязанности, партнерство не представило.
В то же время согласно статье 25 Закона о недрах проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
В силу статьи 22 Закона о недрах партнерство (как пользователь недр) имеет право ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Кодекса администрация не представила в дело доказательств, свидетельствующих о том, что при принятии распоряжения N 70-р положения статей 22 и 25 Закона о недрах соблюдены. Данное обстоятельства позволяет суду кассационной инстанции признать правомерными доводы партнерства о том, что оспариваемые действия и ненормативный правовой акт заинтересованного лица не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса предусматривают, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения, действий незаконными и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При применении этих норм необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет о требованиях организационного характера.
Суды установили, что администрация 20.02.2012 отменила торги, назначенные распоряжением N 70-р (самостоятельно устранила допущенные нарушения), доказательства проведения торгов по продаже спорного участка в деле отсутствуют, поэтому права и законные интересы партнерства не могут быть восстановлены в рамках избранного им способа защиты.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя.
С учетом изложенного основания для отмены решения от 12.04.2013 и постановления от 08.07.2013 по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А32-5021/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.