г. Краснодар |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А32-9775/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Самсоновой Ю.С. (доверенность от 16.01.2013), ответчика - крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы - индивидуального предпринимателя Назарова Евгения Ивановича (ИНН 231404618818, ОГРНИП 308231417200039) - Умеренко Ю.А. (до перерыва; доверенность от 01.10.2013), третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) - Кеда Е.В. (доверенность от 17.04.2013), в отсутствие ответчиков: администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края (ИНН 2314010660, ОГРН 1022302347385), Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН 2314005998), общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Кубань"", третьих лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Лабинское", государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Лабинский аграрный техникум", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационные жалобы крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" в лице главы - индивидуального предпринимателя Назарова Е.И. и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А32-9775/2011 (судьи Ковалева Н.В., Кузнецов С.А., Чотчаев Б.Т.), установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Лабинский район (далее - администрация), Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Кубань-Юг" (далее - крестьянское хозяйство) о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, заключенных управлением и крестьянским хозяйством, а также об истребовании из чужого незаконного владения крестьянского хозяйства следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 23:46:0102010:5 площадью 4120 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0101010:7 площадью 453 тыс. кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102006:2 площадью 2896 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102002:2 площадью 4108 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102017:2 площадью 7420 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102014:2 площадью 12 243 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102004:2 площадью 3440 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102019:7 площадью 16150 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0102043:23 площадью 104 400 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок;
- с кадастровым номером 23:46:0000000:0010 площадью 4 100 820 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок, из которого образованы: земельный участок с кадастровым номером 23:46:0000000:13 площадью 883 996 кв. м, имеющий местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, земельный участок с кадастровым номером 23:46:0000000:12 площадью 2 695 859 кв. м, имеющий местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, земельный участок с кадастровым номером 23:46:0000000:14 площадью 520 965 кв. м, имеющий местоположение: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума;
- с кадастровым номером 23:46:0102008:3 площадью 2606 кв. м, с местоположением: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель Лабинского совхоза-техникума, северо-восточная окраина г. Лабинска, прифермерский участок.
Кроме того, департамент просил указать в судебном акте, что удовлетворение иска является основанием для аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве аренды в отношении спорных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.02.2013 (судья Данько М.М.) в удовлетворении иска отказано. Суд указал, что истец не представил доказательств, подтверждающих возникновение права собственности субъекта Российской Федерации на спорные земельные участки в силу закона. В акте от 18.11.2005 отсутствует указание на передачу в собственность Краснодарскому краю данных земельных участков. С учетом положений статей 218 и 300 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности на земельные участки, находящиеся в пользовании учреждения, могло перейти только при условии, что соответствующие участки были включены в утвержденный перечень передаваемого имущества. Такие документы в материалах дела отсутствуют. Кроме того, в силу правил статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) при разграничении государственной собственности на землю Краснодарский край приобретает право собственности исключительно на земельные участки, предоставленные учреждениям, созданным органами государственной власти Краснодарского края. ГОУ СПО "Краснодарский сельскохозяйственный техникум" (как юридическое лицо) возникло не в результате создания субъектом Российской Федерации, а в связи со сменой собственника имущества, находящегося в оперативном управлении данного учреждения. В деле отсутствуют и доказательства, свидетельствующие о том, что Российская Федерации (в лице уполномоченного органа) распорядилась передать спорные земельные участки в собственность Краснодарского края. Факт государственной регистрации в 2010 году права собственности Краснодарского края на земельные участки в отсутствие соответствующего титула не может рассматриваться в качестве доказательства, подтверждающего приобретение субъектом Российской Федерации права на них на дату заключения договоров аренды в 2008 году.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 решение от 28.02.2013 отменено. Апелляционный суд принял по делу новый судебный акт о признании недействительными (ничтожными) договоров аренды земельных участков от 12.08.2008 (N 4600006683, 4600006684, 4600006685, 4600006686, 4600006687, 4600006688, 4600006689, 4600006690, 4600006691, 4600006692) и от 06.08.2008 (N 4600006668), заключенных управлением и крестьянским хозяйством. Из чужого незаконного владения крестьянского хозяйства истребованы земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:46:0102010:5, 23:46:0101010:7, 23:46:0102006:2, 23:46:0102002:2, 23:46:0102017:2, 23:46:0102014:2, 23:46:0102004:2, 23:46:0102019:7, 23:46:0102043:23, 23:46:0102008:3, а также земельные участки с кадастровыми номерами 23:46:0000000:12, 23:46:0000000:13, 23:46:0000000:14, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:46:0000000:0010. В удовлетворении иска к ООО "Агрофирма "Кубань"" отказано. Апелляционный суд указал, что с момента безвозмездной передачи по акту приема-передачи от 18.11.2005 федерального имущества, находящегося в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в собственность Краснодарского края ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения и на дату вступления в силу статьи 3.1 Вводного закона (01.07.2006) являлось таковым. Реорганизация указанного лица, основанная на распоряжениях администрации от 16.05.2006 и 15.06.2006, в результате которой создан техникум, завершена позже названной даты. Наличие у учреждения Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" по состоянию на 01.07.2006 права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земель бывшего сельскохозяйственного предприятия позволяет отнести спорные земельные участки к региональному уровню собственности. Отсутствие у муниципального образования права распоряжения земельными участками влечет признание недействительными (ничтожными) договоров аренды (статьи 168, 209 Гражданского кодекса). Поскольку у крестьянского хозяйства нет установленных законом либо сделкой оснований для владения заявленными объектами, апелляционный суд удовлетворил виндикационные требования департамента (статьи 301 и 302 Гражданского кодекса).
Территориальное управление обжаловало апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы указывает, что спорные участки в силу закона относятся к федеральной собственности (абзац 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона). Поскольку совхоз-техникум создан приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 18.03.1975 N 98, основания для отнесения земельных участков к собственности Краснодарского края отсутствовали. Регистрация субъектом Российской Федерации права собственности на спорные земельные участки является недействительной (ничтожной) и нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
В кассационной жалобе глава крестьянского хозяйства, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие сделанных судом апелляционной инстанции выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить постановление от 16.08.2013. Ответчик полагает, что вывод апелляционного суда о приобретении учреждением права постоянного (бессрочного) пользования в рамках универсального правопреемства не соответствует редакции пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ), действовавшей на момент передачи имущества учреждения. В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Российская Федерация выразила волю на передачу Краснодарскому краю прав на спорный участок. Поскольку в собственность субъекта Российской Федерации передавалось исключительно имущество, закрепленное за ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" на праве оперативного управления, основания для применения к возникшим правоотношениям правил статьи 300 Гражданского кодекса у суда апелляционной инстанции отсутствовали. Анализ положений статьи 3.1 Вводного закона позволяет заключить, что при разграничении государственной собственности на земельные участки, предоставленные учреждениям, форма собственности определяется в зависимости от того, орган государственной власти какого уровня создал учреждение на момент предоставления ему права постоянного (бессрочного) пользования в отношении разграничиваемых земель. Кроме того, истец не представил доказательств государственной регистрации до 01.07.2006 права собственности на переданное ему из федеральной собственности имущество, находящееся в оперативном управлении техникума.
В судебном заседании представители территориального управления и крестьянского хозяйства поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель департамента указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Кассационный суд объявлял перерыв в заседании до 16 часов 35 минут 16 октября 2013 года.
В заседание 16.10.2013 поступило ходатайство крестьянского хозяйства об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью участия в процессе его представителя.
Изучив доводы ходатайства, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии условий для его удовлетворения, поскольку представитель ответчика дал пояснения по жалобе в заседании 10.10.2013, из текста ходатайства не следует, что заявитель намерен представить новую информацию относительно существа рассматриваемого вопроса.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев кассационные жалобы ответчика и третьего лица, полагает, что постановление от 16.08.2013 надлежит оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции установил, что на основании постановления Совета Министров РСФСР от 28.02.1975 N 153 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия" на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района создан совхоз-техникум.
Приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 18.03.1975 N 98 "О преобразовании части колхозов РСФСР в совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия", принятым во исполнение постановления от 28.02.1975 N 153, управлению сельского хозяйства Краснодарского крайисполкома предписано обеспечить передачу организуемому на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района совхозу-техникуму 8250 га земли, в том числе 6707 га пашни (пункт 1 приложения к приказу).
В соответствии с приказом Краснодарского краевого управления сельского хозяйства от 27.03.1975 N 109 Лабинский совхоз-техникум организован на базе Лабинского сельскохозяйственного техникума, его учебно-производственного хозяйства и колхоза имени Ленина Лабинского района с общей площадью земли 8250 га, в том числе 6707 га пашни (пункт 2).
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 14.06.1975 N 300 утверждено решение общего собрания колхозников колхоза имени Ленина о преобразовании в совхоз-техникум, директору совхоза-техникума предписано принять земли, ранее закрепленные за колхозом.
Решением исполнительного комитета Лабинского районного совета депутатов трудящихся от 18.03.1977 N 105/10 "О выдаче государственного акта на право пользования землей Лабинскому совхозу-техникуму" предписано выдать государственный акт серии А-I N 178932 в отношении земель площадью 8131 га.
По состоянию на 13.09.1983 право бессрочного пользования совхоза-техникума на 6994,44 га земель сельскохозяйственного назначения подтверждено государственным актом серии А-I N 247081.
Согласно свидетельству о праве пользования землей от 01.07.1994 N 15, выданному во исполнение постановления администрации г. Лабинска от 09.10.1992 N 1061, совхозу-техникуму принадлежало право бессрочного пользования в отношении 6755 га земель, в том числе 6019 га сельхозугодий.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 совхоз-техникум "Лабинский" реорганизован в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" с учебно-производственным хозяйством, общей земельной площадью пашни 5691 га. В уставе Лабинского сельскохозяйственного техникума 1995 года отражены сведения о преемстве в правах в том числе с Лабинским сельскохозяйственным техникумом, колхозом им. Ленина и совхозом-техникумом (пункты 1 и 4).
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.02.2001 N 107 учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в Федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования (ФГОУ СПО) "Лабинский сельскохозяйственный техникум", находящееся в ведении Департамента кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р Россельхозу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Росимуществом предписано оформить в установленном порядке документы о передаче федеральных государственных учреждений, в числе которых указан Лабинский сельскохозяйственный техникум, а также имущества передаваемых учреждений, находящегося в федеральной собственности, и обеспечить переход права в трехнедельный срок с момента подписания передаточного акта.
Распоряжением территориального управления от 21.10.2005 N 412-р федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", передано в собственность Краснодарского края.
Согласно акту приема-передачи от 18.11.2005 федеральное имущество, находящееся в оперативном управлении ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", передано в собственность Краснодарского края. В акте указано на передачу активов и пассивов баланса учреждения по состоянию на 01.01.2005 (т. 6, л. д. 9 - 50).
В 2006 году ФГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственных техникум", в настоящее время - государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснодарского края "Лабинский аграрный техникум".
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 06.05.2006 N 556 утвержден устав учреждения.
В уставе ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" отражены сведения о преемстве в правах в том числе с Лабинским сельскохозяйственным техникумом, колхозом им. Ленина и совхозом-техникумом (пункт 1.1).
Данное краевое образовательное учреждение реорганизовано на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 16.05.2006 N 421р путем выделения из его состава ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский аграрный техникум".
ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский аграрный техникум" как юридическое лицо, созданное путем реорганизации, зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 03.11.2006.
Одновременно указанным распоряжением ГОУ СПО Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум" переименовано в ГУ Краснодарского края "Лабинское".
ГУ Краснодарского края "Лабинское" преобразовано в государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Лабинское" (зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 14.02.2007; т. 1, л. д. 108 - 119).
На основании постановления главы администрации муниципального образования Лабинский район от 04.08.2008 N 3240 управление и крестьянское хозяйство заключили договоры аренды спорных земельных участков, а именно: от 12.08.2008 N 4600006688 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102010:5; от 12.08.2008 N 4600006692 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0101010:7; от 12.08.2008 N 4600006686 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102006:2; от 12.08.2008 N 4600006684 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102002:2; от 12.08.2008 N 4600006690 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102017:2; от 12.08.2008 N 4600006689 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102014:2; от 12.08.2008 N 4600006685 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102004:2; от 12.08.2008 N 4600006691 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102019:7; от 12.08.2008 N 4600006683 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102043:23; от 06.08.2008 N 4600006668 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0000000:0010; от 12.08.2008 N 4600006687 в отношении участка с кадастровым номером 23:46:0102008:3.
Апелляционный суд также установил, что из земельного участка с кадастровым номером 23:46:0000000:0010 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 23:46:0000000:13, 23:46:0000000:12 и 23:46:0000000:14 (т. 1, л. д. 71, 72, 74 - 76, 78 - 80).
Крестьянское хозяйство по договору от 01.10.2009 на 11 месяцев предоставило спорные участки в субаренду ООО "Агрофирма "Кубань"".
30 ноября 2010 года зарегистрировано право собственности Краснодарского края на заявленные земельные участки. В качестве основания для государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации в свидетельствах указаны пункт 2 статьи 3.1 Вводного закона, статья 18 Земельного кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р, государственный акт от 13.09.1983 серии А-1 N 2470281, выписка из реестра земельных участков Краснодарского края от 27.10.2010 (т. 3, л. д. 44 - 56).
С учетом содержания пункта 2 статьи 3.1 Вводного закона, пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, статьи 300 Гражданского кодекса апелляционный суд пришел к выводу о том, что изменение собственника учреждения в данном случае произошло без трансформации самого юридического лица (оно не претерпело процедуры ликвидации и реорганизации, то есть момент изменения статуса учреждения с федерального на краевое не связан с регистрацией в Едином государственном реестре юридических лиц).
Поскольку после подписания акта приема-передачи от 18.11.2005 ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения, а реорганизация совхоза-техникума "Лабинский" на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" носила характер преобразования, апелляционный суд сделал вывод об универсальном характере преемства в правах и отсутствии законных оснований для прекращения имевшегося ранее у совхоза-техникума права постоянного бессрочного пользования спорными землями (пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса).
Так как по состоянию на 01.07.2006 землями бывшего совхоза-техникума на праве постоянного (бессрочного) пользования владело учреждение Краснодарского края "Лабинский сельскохозяйственный техникум", апелляционный суд указал, что с названной даты земельные участки, ранее переданные в бессрочное пользование совхозу-техникуму, перешли (в процессе разграничения государственной собственности) в собственность субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Поскольку муниципальное образование не обладало правом на предоставление спорных земельных участков в аренду крестьянскому хозяйству, договоры аренды участков признаны судом апелляционной инстанции недействительными (ничтожными) в связи с нарушением при их совершении норм действующего законодательства (статьи 168, 209 Гражданского кодекса).
Владение крестьянским хозяйством заявленными земельными участками основано на ничтожных сделках, что влечет возможность удовлетворения виндикационных требований департамента (лица, не являющегося стороной договоров аренды).
Изучив доводы жалоб территориального управления и крестьянского хозяйства, кассационный суд полагает, что требования департамента удовлетворены судом апелляционной инстанции правомерно.
Так, из материалов дела следует, что на момент принятия решения о передаче в собственность Краснодарскому краю федерального государственного образовательного учреждения, последнему на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный массив, послуживший основанием для формирования спорных земельных участков (т. 1, л. д. 10 - 85).
Доказательств прекращения названного права или изъятия земельных участков у учреждения в установленном законом порядке ответчики не представили.
В силу статьи 300 Гражданского кодекса при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В отсутствие доказательств изъятия земель или прекращения права, данное правило может быть применено и к праву постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 216, пункт 3 статьи 268 Гражданского кодекса). Последующая реорганизация ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" Краснодарского края на содержание данного вывода не влияет.
Ссылки представителя крестьянского хозяйства на судебные акты по делам N А32-13250/2008 и А32-6684/2009 не принимаются. Часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда. Указание на недоказанность факта принадлежности земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования относится к правовым выводам, не являющимся обязательными для суда, рассматривающего другое дело с участием тех же лиц. Кроме того, из содержания судебных актов по названным делам не следует, что суды исследовали доказательства, тождественные совокупности документов, собранных по настоящему делу.
В связи с нарушением при совершении спорных договоров аренды правил пункта 4 статьи 20, а также статей 45, 53 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации вывод суда апелляционной инстанции о недействительности (ничтожности) названных сделок следует признать верным (статья 168 Гражданского кодекса).
Доводы кассационных жалоб об ошибочном применении судом апелляционной инстанции правил статьи 3.1 Вводного закона следует отклонить, поскольку они не влияют на законность принятого судебного акта.
На основании положений пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату передачи имущества) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р Краснодарский край является собственником имущества переданного ему Лабинского сельскохозяйственного техникума.
Как собственник имущества Краснодарский край не лишен возможности предъявить виндикационное требование в защиту принадлежащего учреждению права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 4 статьи 216 Гражданского кодекса, пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). С учетом процессуальной позиции образовательного учреждения (т. 6, л. д. 137 - 139), а также реорганизации его правопредшественника апелляционный суд правомерно удовлетворил требования департамента об истребовании участков из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса).
Ссылка территориального управления на нарушение интересов Российской Федерации государственной регистрацией права собственности Краснодарского края в отношении спорных земельных участков не принимается. В рамках настоящего дела третье лицо самостоятельных требований не заявило (т. 5, л. д. 164, 165), а также не приводило доводов о наличии согласия на передачу администрацией участков в аренду крестьянскому хозяйству.
Иные аргументы кассационной жалобы крестьянского хозяйства не подтверждают наличия оснований для отмены постановления от 16.08.2013, поэтому отклоняются судебной коллегией.
Суд апелляционной инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и пришел к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобах.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства крестьянского (фермерского) хозяйства "Кубань-Юг" об отложении судебного разбирательства по делу N А32-9775/2011 отказать.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А32-9775/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку после подписания акта приема-передачи от 18.11.2005 ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" приобрело статус краевого учреждения, а реорганизация совхоза-техникума "Лабинский" на основании приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 30.06.1995 N 193 в учреждение среднего специального образования "Лабинский сельскохозяйственный техникум" носила характер преобразования, апелляционный суд сделал вывод об универсальном характере преемства в правах и отсутствии законных оснований для прекращения имевшегося ранее у совхоза-техникума права постоянного бессрочного пользования спорными землями (пункт 5 статьи 58 Гражданского кодекса).
...
Поскольку муниципальное образование не обладало правом на предоставление спорных земельных участков в аренду крестьянскому хозяйству, договоры аренды участков признаны судом апелляционной инстанции недействительными (ничтожными) в связи с нарушением при их совершении норм действующего законодательства (статьи 168, 209 Гражданского кодекса).
...
В силу статьи 300 Гражданского кодекса при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
В отсутствие доказательств изъятия земель или прекращения права, данное правило может быть применено и к праву постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 216, пункт 3 статьи 268 Гражданского кодекса). Последующая реорганизация ГОУ СПО "Лабинский сельскохозяйственный техникум" Краснодарского края на содержание данного вывода не влияет.
...
В связи с нарушением при совершении спорных договоров аренды правил пункта 4 статьи 20, а также статей 45, 53 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации вывод суда апелляционной инстанции о недействительности (ничтожности) названных сделок следует признать верным (статья 168 Гражданского кодекса).
...
На основании положений пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату передачи имущества) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1768-р Краснодарский край является собственником имущества переданного ему Лабинского сельскохозяйственного техникума.
Как собственник имущества Краснодарский край не лишен возможности предъявить виндикационное требование в защиту принадлежащего учреждению права постоянного (бессрочного) пользования (пункт 4 статьи 216 Гражданского кодекса, пункт 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). С учетом процессуальной позиции образовательного учреждения (т. 6, л. д. 137 - 139), а также реорганизации его правопредшественника апелляционный суд правомерно удовлетворил требования департамента об истребовании участков из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2013 г. N Ф08-6283/13 по делу N А32-9775/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6283/13
16.08.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3665/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-9775/11
11.11.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11854/11