г. Краснодар |
|
23 октября 2013 г. |
Дело N А32-21977/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от ответчика - федерального казенного учреждения "Центр государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю" - Балоян Н.Ю. (доверенность от 16.10.2013), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Авангардстрой" (ИНН 2310124730, ОГРН 1072310007230), третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Яковенко Евгения Васильевича, общества с ограниченной ответственностью "ФормАСтрой", извещенных надлежащим образом, в том числе посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2013 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-21977/2011, установил следующее.
ООО "Авангардстрой" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному казенному учреждению "Центр ГИМС МЧС России по Краснодарскому краю" (далее - центр МЧС России) с требованиями об обязании освободить земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0426010:0017, 23:43:0426010:0009 по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Парусная (в районе лодочной станции пляжа "Старая Кубань"); взыскании 644 134 рублей 31 копейки неосновательного обогащения, 112 410 рублей 11 копеек убытков, а также расходов на услуги представителя в размере 50 тыс. рублей (с учетом изменения предмета иска - т. 1, л. д. 150).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Яковенко Е.В., ООО "ФормАСтрой".
Решением от 05.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости, возведенные задолго до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), ввиду чего нормы о самовольной постройке, предусмотренные статьей 222 Гражданского кодекса, к спорным правоотношениям неприменимы. Поскольку объекты недвижимости имеют собственника, возведены задолго до предоставления земельных участков обществу, оснований для удовлетворения исковых требований об освобождении участков не имеется. Истец не доказал факт неправомерного использования центром МЧС России земельных участков, не представил доказательств внесения арендных платежей по договорам аренды от 15.08.2007 N 0000001806 и 15.02.2007 N 0000001747. Основания для взыскания неосновательного обогащения также отсутствуют. Ввиду того, что общество является арендатором спорных земельных участков, истец обязан оплачивать аренду. Пеня является штрафной санкцией за несвоевременное исполнение обязательств по внесению арендных платежей, ввиду чего в удовлетворении требований о взыскании убытков суды также отказали.
В кассационной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Из жалобы следует, что согласно актам обследования от 28.07.2011 на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426010:0009 располагаются следующие объекты ответчика: пирс для маломерных судов, навес под катера и машины (литера Г4), навес (литера Г2), туалет (литера Г3);
на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0426010:0017 - одноэтажное здание общей площадью 109,7 кв. м, которое внесено в реестр федеральной собственности согласно свидетельству от 25.11.1999 N 006583. Право собственности Российской Федерации и право оперативного управления центр МЧС России на указанное имущество не зарегистрировано. Суды не учли, что ранее существовавшее здание пришло в непригодное состояние (погибло), в связи с чем право оперативного управления ответчика прекращено. Иные объекты возведены в 2006 году, что свидетельствует о самовольном возведении, доказательства наличия у данных объектов признаков недвижимого имущества, отсутствуют, что подтверждает неправомерное использование спорных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу центр МЧС России просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. По мнению ответчика, ввиду того, что на дату вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137) на спорных земельных участках располагалось и действовало федеральное казенное учреждение, а также находилось имущество, закрепленное на балансе последнего, относящееся к собственности Российской Федерации, спорные участки отнесены к федеральной собственности. Департамент не вправе был распоряжаться земельными участками, в том числе путем принятия решений о предоставлении в аренду с публичных торгов. Договоры аренды от 15.02.2007 N 0000001747 и 15.08.2007 N 0000001806, а также последующие сделки по уступке прав и обязанностей по ним недействительны (ничтожны), общество не приобрело прав в отношении спорных участков и не может требовать от ответчика их освобождения. Спасательная служба правомерно занимает спорные участки с 1980 года, территория центра МЧС России из его владения не выбывала.
В судебном заседании представитель центра МЧС России просила оставить в силе состоявшиеся по делу судебные акты, кассационную жалобу - без удовлетворения. Иные участвующие в деле лица явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителя ответчика, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании выписок из протоколов заседания комиссии по проведению торгов от 27.07.2007 N 98 - 3 и 02.02.2007 N 90 - 4 (т. 1, л. д. 23 - 25; 41 - 43) департамент (арендодатель) и ООО "ФормАСтрой" (арендатор) заключили договоры аренды от 15.02.2007 N 0000001747 и 15.08.2007 N 0000001806 земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, заключаемых по результатам торгов, по условиям которых арендодатель обязался предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять на условиях договоров земельные участки из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами 23:43:0426010:0009 общей площадью 1766 кв. м и 23:43:0426010:0017 общей площадью 1030 кв. м, соответственно, расположенные по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Парусная (в районе Лодочной станции пляжа "Старая Кубань") для строительства и эксплуатации объекта рекреации (т. 1, л. д. 12 - 19; 30 - 37).
Договор аренды от 15.08.2007 N 0000001806 зарегистрирован в установленном законом порядке 31.10.2007 (т. 1, л. д. 27).
ООО "ФормАСтрой" и общество заключили договор от 29.11.2007 о переуступке прав и обязанностей по договору от 15.08.2007 N 0000001806 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключаемого по результатам торгов (т. 1, л. д. 11). Договор от 29.11.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке 31.10.2007, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 09.08.2011 N 01/731/2011-126 (т. 1, л. д. 9).
ООО "ФормАСтрой" и Яковенко Е.В. заключили договор от 12.09.2007 о переуступке прав и обязанностей по договору от аренды от 15.02.2007 N 0000001747 земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключаемого по результатам торгов (т. 1, л. д. 29).
Впоследствии Яковенко Е.В. и общество заключили договор от 30.11.2007 о переуступке прав и обязанностей по договору о переуступке прав и обязанностей по договору аренды от 15.02.2007 N 0000001747 аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности, заключаемого по результатам торгов (т. 1, л. д. 28).
Договор о переуступке прав от 30.11.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 09.08.2011 N 01/731/2011-125 (т. 1, л. д. 10).
Департаментом проведена проверка земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0426010:0009 и 23:43:0426010:0017, расположенных по адресу: г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Парусная (в районе Лодочной станции пляжа "Старая Кубань"), в ходе которой установлено, что на участке 23:43:0426010:0009 расположены навес и причал для эксплуатации маломерных судов, на участке 23:43:0426010:0017 - одноэтажное турлучное здание площадью 107,9 кв. м; правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки и расположенные на них объекты отсутствуют; оплата пользования земельными участками ответчиком не производится, что отражено в актах от 13.08.2008 N 359 и 360 (т. 1, л. д. 48, 49).
Полагая, что центр МЧС России использует спорные земельные участки в отсутствие правовых оснований, общество обратилось с иском об обязании освободить указанные участки.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
На основании статьи 17 Земельного кодекса в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137 в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
На основании представленных доказательств (данные публичной кадастровой карты (т. 2, л. д. 55 - 56), акты обследования земельных участков от 13.08.2008 и 28.07.2011 (т. 1, л. д. 48, 49; 100, 101)), участки с кадастровыми номерами 23:43:0426010:0009 и 23:43:0426010:0017 сформированы за счет территории, занимаемой центром МЧС России.
На рассматриваемых земельных участках располагаются следующие здания и строения ответчика: (литера А) 1962 года постройки с кирпичной пристройкой (литера а) 1972 года постройки общей площадью 109,7 кв. м; сарай дощатый (литера Г3) 2006 года постройки; 2 навеса (литеры Г2 и Г4) 2006 года постройки, представляющие собой сборные металлоконструкции с шиферной и металлической кровлей.
Согласно техническим паспортам, составленным по состоянию на 22.01.2008 (т. 1, л. д. 81 - 90; т. 2 л. д. 37 - 51) общая площадь всего земельного участка, занимаемая центром МЧС России, составляет 3142 кв. м. По периметру участок обнесен металлическим забором, что подтверждается фотоматериалами (т. 1, л. д. 155 - 162;
т. 2, л. д. 74 -80).
В силу статьи 222 Гражданского кодекса, действующей с 01.01.1995 в соответствии с Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности, оно не вправе распоряжаться постройкой продавать, дарить, сдавать с аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Понятие самовольной постройки применяется к зданиям, строениям, сооружениям, не являющимся индивидуальными жилыми домами, с момента введения в действие части первой Гражданского кодекса.
Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, не могут быть признаны самовольными постройками в силу закона (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11). В рассматриваемом случае объекты возведены по решению органов власти, согласно действовавшим в тот период правилам и нормам, о чем верно указали обе инстанции.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что на дату вступления в действие Закона N 137 на спорных участках находилось и действовало федеральное казенное учреждение - центр МЧС России, а также имущество, закрепленное на балансе данного учреждения, находящееся в собственности Российской Федерации.
Следовательно, как верно указали обе инстанции, в силу прямого указания нормы статьи 3.1 Закона N 137 данные участки отнесены к федеральной собственности.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса).
Исходя норм Гражданского кодекса и положений Закона N 137, департамент не вправе был распоряжаться земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0426010:0009 и 23:43:0426010:0017. Вывод судебных инстанций о недействительности (ничтожности) договоров аренды от 15.02.2007 N 0000001747 и 15.08.2007 N 0000001806 (статья 168 Гражданского кодекса) следует признать верным.
Отсутствие у общества заинтересованности в предъявлении иска по смыслу статьи 4 Кодекса является достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доказательства того, что общество, а также его правопредшественники когда-либо вступали во владение спорными земельными участками, а в последующем в результате неправомерных действий ответчика или третьих лиц утратили данное владение, отсутствуют.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что ответчик занимает спорные земли с 1980 года, территория центра МЧС России огорожена, из владения ответчика никогда не выбывала. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования правомерно оставлены судами без удовлетворения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе (об ошибочном отнесении участков к федеральной собственности и праве органов местного самоуправления на распоряжение ими) отклоняются как не основанные на законе (статья 17 Земельного кодекса, статья 3.1 Закона N 137), направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств, что в силу части 2 статьи 287 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 по делу N А32-21977/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.