В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", руководствуясь пунктом 3.4 Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 29 сентября 2021 г. N 744-пп,
приказываю:
1. Утвердить Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Магаданской области.
2. Настоящий приказ подлежит размещению на официальном сайте государственной жилищной инспекции Магаданской области в сети Интернет в срок не позднее 2 рабочих дней со дня утверждения.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. руководителя |
Р.В. Кравченко |
Утвержден
приказом государственной
жилищной инспекции
Магаданской области
от 13 марта 2023 г. N 45
Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Магаданской области
I. Общие положения
Доклад подготовлен в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и на основании пункта 3.4 Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 29 сентября 2021 г. N 744-пп.
II. Состояние соблюдения обязательных требований
Деятельность государственной жилищной инспекции Магаданской области по региональному государственному жилищному контролю (надзоре) в Магаданской области:
Государственная жилищная инспекция Магаданской области (далее - Инспекция) осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Общая площадь жилищного фонда Магаданской области на 01.01.2023 составила 3940 .
Инспекцией в 2022 году утверждена форма проверочных листов в рамках осуществления регионального жилищного контроля (надзора) в Магаданской области приказом от 25.02.2022 N 68, который размещен на официальном сайте Инспекции.
За 2022 год в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Магаданской области Инспекцией проведено 43 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках осуществления жилищного надзора в отчетный период после 10 марта 2022 года с учетом особенностей положений Постановления N 336 Инспекцией проводились внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
После 23 августа 2022 года с учетом особенностей положений Постановления N 336 проводились внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемыми лицами исключительно по следующим основаниям:
а) при условии согласования с органами прокуратуры:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий предписание об устранении выявленных нарушений выдавались исключительно в случае, если в ходе проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, при иных нарушениях в отношении контролируемых лиц были объявлены предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.
Предписания по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не выдавались.
Выявленные нарушения законодательства Российской Федерации по видам представлены в Таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Виды нарушений обязательных требований |
Количество нарушений в 2022 г |
1. |
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда |
14 |
2. |
Правил пользования помещениями |
4 |
3. |
Некачественное предоставление населению коммунальных услуг |
3 |
4. |
Требований законодательства о раскрытии информации |
1 |
5. |
Порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги |
5 |
7. |
Правил управления многоквартирными домами |
1 |
8. |
Прочие нарушения |
4 |
Как видно из таблицы N 1 наибольшее количество выявленных Инспекцией нарушений в рамках регионального государственного жилищного надзора составляют нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 14. Этот тип нарушений был основным и в 2021 году.
Второе место по типу нарушений занимают нарушения порядка расчета внесения платы за жилищно-коммунальные услуги - 5.
За 2022 год по результатам проверок Инспекции в рамках регионального государственного жилищного надзора было составлено 27 протоколов. По результатам внеплановых проверок привлечено к административной ответственности 13 подконтрольных лиц. Вынесено 32 постановления (в том числе по материалам прокурорского надзора) о привлечении к административной ответственности на общую сумму 73 тыс. руб. Взыскано административных штрафов на сумму 25,5 тыс. руб.
В целях профилактики нарушения обязательных требований объявлено 157 предостережений, проведен 1 профилактический визит и проведено 263 консультирования.
Характерные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Приказом Минстроя России от 14.05.2021 N 292/пр, представлены от таблице N 2.
Таблица N 2
N п/п |
Вид нарушения ПиН ТЭЖФ |
Количество нарушений |
% от общей суммы |
1. |
Содержание крыш |
1 |
6,7% |
2. |
Холодное водоснабжение |
1 |
6,7% |
3. |
Горячее водоснабжение |
1 |
6,7% |
4. |
Электрооборудование |
1 |
6,7% |
5. |
Работа аварийно-диспетчерской службы |
1 |
6,7% |
6. |
Содержание лестничных клеток |
3 |
20% |
7. |
Содержание фасадов |
4 |
26,7% |
8. |
Требования к режиму обеспечения населения коммунальными услугами |
1 |
6,7% |
9. |
Порча жилого помещения |
1 |
6,7% |
10. |
Самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме |
3 |
20% |
11. |
Итого: |
15 |
100,0% |
Таким образом, наибольшее количество нарушений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда происходит при содержании фасадов - 26,7% и содержание лестничных клеток -20%, самовольное переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме - 20%.
Отдельные случаи типовых нарушений обязательных требований, установленные в практике Инспекции в 2022 году.
При проведении проверок установлено, что подконтрольными субъектами допускаются следующие наиболее часто случающиеся нарушения обязательных требований:
- результатами осмотров общего имущества установлены факты ненадлежащего проведения общих осмотров многоквартирных домов и формального составления актов по их итогам (например, состояние наружных стен и балконов, входных групп отмечено как удовлетворительное, что не подтверждается в ходе проверки);
- наиболее часто встречающимися случаями нарушений при эксплуатации лестничных клеток являются складирование посторонних предметов на лестничных клетках, отслоение окрасочного слоя лестничных клеток, следы протечек на лестничных клетках;
- наиболее часто встречающимися случаями нарушений при эксплуатации фасадов являются разрушение штукатурного слоя фасада (как с выпадением отдельных кирпичей, так и без них), загрязнение поверхности фасада, разрушение отдельных архитектурных деталей фасада.
Административная практика Инспекции в 2022 году.
Протоколы об административных правонарушениях, составленные должностными лицами Инспекции рассматриваются как непосредственно Инспекцией, так и мировыми судами. Всего по 27 протоколам было вынесено 19 постановлений.
Инспекцией в целях реализации своих полномочий в период с 09.01.2022 по 30.12.2022 было рассмотрено 32 протокола (в том числе постановлений по результатам прокурорского надзора) об административном правонарушении из них:
п/п N |
Наименование статьи, КоАП РФ, Закон |
Количество вынесенных постановлений, шт. |
из вынесенных постановлений по 4.1.1. КоАП РФ, шт. |
из вынесенных постановлений по 2.9 КоАП РФ, шт. |
1 |
ст. 7.22 КоАП РФ "Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением" |
9 |
4 |
2 |
2 |
ст. 7.23 КоАП РФ "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" |
16 |
5 |
0 |
3 |
ч. 1 ст. 7.21. КоАП РФ "Порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению" |
1 |
1 |
0 |
4 |
ч. 2 ст. 7.21. КоАП РФ "Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах" |
3 |
0 |
0 |
5 |
ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ "Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах" |
3 |
0 |
0 |
По 15 протоколам (постановлениям) Инспекцией назначено административное наказание в виде административного штрафа; по 5 - административный штраф заменен предупреждением в порядке ст. 4.1.1. КоАП РФ; по 2 - административное производство прекращено по малозначительности.
За отчетный период процессуальные решения не обжаловались.
Обзор судебной практики Инспекции в 2022 году.
В 2022 году в производстве Инспекции находилось 88 судебных дел, из них 21 исковое заявление предъявлено Инспекцией, по 59 искам Инспекция привлекалась к участию в судебных заседаниях в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, или как орган для дачи заключения, к Инспекции предъявлено - 8 заявления из них:
7 заявлений по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности,
1 иск по делам об обжаловании предостережения.
Судами рассмотрено 25 дело, в том числе в пользу Инспекции - 18 дел. Таким образом, в пользу Инспекции судами рассмотрено 72% дел.
Отменено:
1 постановление о привлечении к административной ответственности (в связи с нарушением материальных или процессуальных норм права при возбуждении или рассмотрении дел об административных правонарушениях);
по 3 делам Инспекции отказано в исковых требованиях;
по 3 делам производство прекращено в связи с отказом от исковых требований.
В 2022 году Инспекция 21 раз обращалась в суд со следующими исками:
- 6 исков о возложении обязанности предоставить доступ в нежилое помещение, расположенное по адресу г. Магадан, ул. Марчеканская, д. 31 (3 иска удовлетворены, по 2 производство прекращено в связи с отказом истца от исковых требований в связи с добровольным исполнением требований ответчиком, в удовлетворении 1 - отказано);
- 4 исковых заявления о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (3 иска удовлетворены, в удовлетворении 1 отказано);
- об обязании ТСЖ исполнить пункт предписания (иск удовлетворён);
- о ликвидации товарищества собственников жилья (иск удовлетворён);
- 2 иска о понуждении управляющую компанию к исполнению предписания (иски удовлетворены);
- о признании бездействие незаконным, возложении обязанности устранить нарушения (иск удовлетворён);
- о процессуальном правопреемстве (в удовлетворении требований отказано);
- о признании бездействия ТСЖ незаконным и о понуждении к исполнению предписания Инспекции (иск удовлетворён);
- о возложении ресурсоснабжающую организацию обязанности по установке приборов учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме (иск удовлетворён);
- о признании бездействия управляющей компании незаконным и о понуждении к исполнению предписания государственной жилищной инспекции Магаданской области (иск удовлетворён);
- о возложении на ТСЖ обязанности обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома (удовлетворён);
- об обязании завершить перевод жилого помещения многоквартирного дома в нежилое помещение (иск удовлетворен)
Из них рассмотрено 21 исков, 16 из которых удовлетворены в полном объеме, что составляет 76% от числа рассмотренных исков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Государственной жилищной инспекции Магаданской области от 10 марта 2023 г. N 45 "Об утверждении Доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики государственной жилищной инспекцией Магаданской области в 2022 году регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Магаданской области"
Вступает в силу с 10 марта 2023 г.
Текст приказа опубликован не был