г. Краснодар |
|
31 октября 2013 г. |
Дело N А32-36301/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 19 г. Гулькевичи муниципального образования Гулькевичского района (ИНН 2329009628, ОГРН 1022303589736) и заинтересованного лица - Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, рассмотрев кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 (судьи Захарова Л.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-36301/2012, установил следующее.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 19 г. Гулькевичи муниципального образования Гулькевичского района (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Гулькевичского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - отдел, административный орган) от 14.11.2012 N 172 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013, постановление административного органа признано незаконным и отменено. Судебные инстанции сделали вывод о малозначительности совершенного учреждением административного правонарушения и указали на устранение учреждением допущенного правонарушения.
В кассационной жалобе административный орган просит отменить судебные акты, отказать учреждению в удовлетворении заявленных требований. Управление считает, что квалификация правонарушения в качестве малозначительного в учреждении с массовым пребыванием детей, незаконна. Административный орган полагает, что освобождение учреждения от административной ответственности противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях. Административное наказание является установленной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит отказать в удовлетворении жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 01.11.2012 отдел провел проверку учреждения, в ходе которой установил нарушение требований норм Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03), утвержденного приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности" (далее Перечень), а именно: отсутствие автоматической пожарной сигнализации в подвальных помещениях основного здания детского сада.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2012 N 172, и 14.11.2012 вынесено постановление N 172, которым учреждение признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса, и ему назначено наказание в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности от 14.11.2012 N 172 незаконно, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.
Объективную сторону данного деяния образуют лишь те нарушения, которые совершены в сфере противопожарных требований к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: руководители организаций обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Пунктом 9 таблицы N 1 Перечня установлено, что здания общественного и административно-бытового назначения входят в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Судебные инстанции установив, что в ходе проверки учреждения по соблюдению требований пожарной безопасности выявлено необеспечение подвального помещения основного здания детского сада автоматической пожарной сигнализацией, сделали правильный вывод о нарушении учреждением требований пожарной безопасности.
В действиях учреждения имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Отменив оспариваемое учреждением постановление административного органа, судебные инстанции исходили из малозначительности совершенного правонарушения. В силу статьи 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные инстанции оценили доказательства, свидетельствующие о малозначительности совершенного учреждением правонарушения, и пришли к выводу о возможности в данном случае квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное. При этом суды исходили из принципа соразмерности, справедливости и тяжести наказания, налагающего на учреждение значительную сумму штрафа.
Административный орган в жалобе указывает на высокую степень общественной опасности допущенного нарушения, возникновение у привлекаемого к административной ответственности лица впечатления собственной безнаказанности, наличие угрозы жизни и здоровью детей.
Между тем, в материалах дела имеется договор от 25.01.2013 N 155 на дооборудование здания пожарной сигнализацией и акт приемки выполненных работ по договору за февраль 2013 года, что свидетельствует о незамедлительном устранении выявленного нарушения и опровергает довод административного органа о том, что лишь штраф может выполнять предупредительную функцию административного наказания.
Доводы административного органа о необоснованном применении судами статьи 2.9 Кодекса подлежат отклонению, поскольку оценка вывода судебных инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 постановления N 10).
Основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 по делу N А32-36301/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.