г. Краснодар |
|
06 ноября 2013 г. |
Дело N А32-33586/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН2315004404, ОГРН 1022302380638) - Карасевой А.А. (доверенность от 26.12.2012), от заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951) - Суркова А.Ю. (доверенность от 02.09.2013), рассмотрев кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Филимонова С.С., Захарова Л.А., Сулименко О.А.) по делу N А32-33586/2012, установил следующее.
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012 в части возложения на заявителя обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отход "Отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба".
Решением суда от 11.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2013, заявленные требования удовлетворены, с департамента в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 тыс. рублей. Судебные акты мотивированы тем, что отходы от уборки тралов для перевозки слябов аналогичны отходам от уборки (смет) территории порта, в связи с чем требование о выделении указанного вида отходов в отдельную группу и, соответственно, о разработке для них отдельного проекта норматива образования отходов не требуется.
В кассационной жалобе департамент просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. При уборке тралов для перевозки сляба образуются отходы и они должны учитываться обществом в соответствии с требованиями действующего законодательства в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказов департамента от 21.05.2012 N 1227, от 28.05.2012 N 1705, от 05.06.2012 N 1422, от 19.06.2012 N 1627, от 27.06.2012 N 1693 в период с 05.06.2012 по 30.07.2012 административный орган провел плановую выездную проверку общества.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которые отражены в акте проверки от 30.07.2012 N 0017/06/1227/2012, составленном в присутствии представителя общества Бойченко О.А., действующего по доверенности от 12.07.2012 N 2110-07/186.
В акте проверки, в частности, зафиксировано, что в процессе и в результате деятельности общества образуются отходы "мусор (смет) от уборки территории" (IV класс опасности для окружающей среды), о чем свидетельствуют приложения к данному акту проверки, письмо Новороссийского отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 11.07.2012 N 67 и приложения к нему. Соответствующий паспорт на эти опасные отходы обществом не составлен, не согласован с уполномоченным территориальным органом Росприроднадзора. Отнесение мусора (смета) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, общество не подтвердило. Документы, подтверждающие своевременное принятие заявителем всех зависящих от него мер, направленные на проведение, в соответствии с обязательными требованиями, паспортизации в отношении указанных отходов, относящихся к IV классу опасности для окружающей среды, не представлены. Общество осуществляет обращение с отходами производства и потребления, в том числе, накопление вышеуказанных отходов. При эксплуатации предприятия и входящих в его состав объектов (участок ОВМ и т. д.) общество оказывает прямое и косвенное воздействие на окружающую среду, что подтверждается приложениями к акту проверки. В процессе деятельности общества образуются опасные отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба, относящиеся к IV классу опасности для окружающей среды, что подтверждается приложениями к акту проверки, в частности, протоколом осмотра от 28.06.2012, письмом Новороссийского отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 11.07.2012 N 67 и приложениями к нему. В акте указано о наличии у общества проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для общества, утвержденный генеральным директором общества в 2008 году; проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для общества, утвержденный генеральным директором общества в 2011 году. Из акта проверки следует, что в указанных проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не учтены отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды), то есть общество не имеет разработанного должным образом проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба и мусор (смет) от уборки территории. Документы о своевременном принятии обществом мер, направленных на разработку соответствующего обязательным требованиям проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учитывающего отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды) отсутствуют.
На основании акта проверки административный орган выдал обществу предписание от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012, возложив на общество обязанность разработать до 15.06.2013 проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающий следующие образующиеся отходы: мусор от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды).
Не согласившись с предписанием от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012 в части возложения на заявителя обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отход (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды), общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) - юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления - индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, который составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Правительство Российской Федерации определяет порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов (пункт 3 статьи 14 Закона об отходах производства и потребления).
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункты 1, 2 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (пункт 1 статьи 19 Закона об отходах производства и потребления).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 в целях реализации статьи 18 данного Закона утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок). Согласно пункту 5 Порядка, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Судебные инстанции на основании исследования представленных в материалы дела документов установили, что аккредитованной лабораторией федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" проведены отбор, морфологический анализ и биотестирование проб отходов. Отбор производился в различных районах территории общества. Результаты отбора зафиксированы актом от 28.06.2012 N 473, протоколами морфологического состава и биотестирования отходов от 11.07.2012 N 2327, 2328, 2329, 2330 и 2331 (протоколы составлены по результатам анализа мусора от уборки (смета) территории), а также от 11.07.2012 N 2332 (протокол составлен в отношении мусора от уборки тралов для перевозки сляба). Оценив представленные доказательства, суды сделали вывод о том, что отход "мусор от уборки (смет) территории", отобранный и исследованный по протоколам от 11.07.2012 N 2328, 2330 и 2331, и отход "мусор от уборки тралов для перевозки сляба" (протокол от 11.07.2012 N 2332) имеют аналогичный компонентный состав (мелкий графий, песок, пыль, металл, растительные остатки, окатыш, неидентифицированные остатки) со схожим процентным распределением компонентов в общей массе отхода, а также одинаковую безвредную кратность разбавления водной вытяжки отхода (10<БКР<100), что позволяет отнести указанные отходы к одному классу опасности (IV класс - малоопасные отходы). Судебные инстанции указали на одинаковый механизм образования отходов "Мусор от уборки (смет) с территории и "Мусор от уборки тралов для перевозки сляба" - отходы образуются в результате уборки территории порта.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества пояснил, что компонентный состав мусора от уборки тралов для перевозки слябов схож с составом отхода "Мусор от уборки (смет) с территории"; мусор от уборки тралов образуется в составе отхода "Мусор от уборки (смет) с территории) в результате уборки территории порта (единый механизм образования отходов); отсутствует практическая возможность отдельного учета мусора от уборки тралов для перевозки слябов. Транспортировка слябов на тралах составляет около 0,5% от общего количества транспортировки данного груза по территории порта. Слябы перевозятся по территории порта не только тралами, но и с помощью вилочных погрузчиков, кранов и другой спецтехники. В то же время тралы, как транспортные средства, помимо слябов перевозят различные виды грузов. Общество не осуществляет эксплуатацию тралов лишь в целях перевозки на них слябов. Плановая уборка тралов осуществляется один раз в месяц при техническом обслуживании методом опрокидывания на территории и уборки в контейнер, специально предназначенный для хранения отхода "Мусор от уборки (смет) территории". Текущая уборка производится по мере загрязнения таким же способом. Опрокидывание тралов приводит к осыпанию остатков ранее перевезенных на них грузов (не только от слябов) на территорию порта. После чего весь мусор от уборки территории порта (который осыпался с тралов и который находился на территории порта до опрокидывания тралов) собирается в единый контейнер (мусор от уборки (смет) с территории).
Как видно из материалов дела, указанные доводы приводились обществом при рассмотрении данного дела и документально административным органом не опровергнуты, на что обоснованно указали судебные инстанции.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства по правилам норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, установив, что предписание в оспариваемой части нарушает права общества, поскольку возлагает на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности и не соответствует законодательству в области обращения с отходами, сделали правильный вывод об обоснованности заявленного обществом требования.
В соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций, выводы которых административный орган документально не опроверг.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А32-33586/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.