город Ростов-на-Дону |
|
02 июля 2013 г. |
дело N А32-33586/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Захаровой Л.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манджиевым П.С.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 26.12.2012 N 2110-07/437 Карасева Анна Алексеевна; представитель по доверенности от 28.12.2012 N 2110-07/474 Сухоруков Иван Тихонович;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 10.04.2013 N 01-14/1749 Сурков Артем Юрьевич; представитель по доверенности от 25.12.2012 N 07/6709 Исаакян Анжелика Михайловна;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 по делу N А32-33586/2012, принятое судьёй Погореловым И.А., по заявлению открытого акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" к заинтересованному лицу Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу о признании незаконным и отмене предписания от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - административный орган, департамент) о признании незаконным и отмене предписания от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012 в части возложения на заявителя обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отход "Отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 заявленные требования удовлетворены, с департамента в пользу общества взыскано 2000 рублей в счёт возмещения судебных расходов по оплате госпошлины по заявлению. Судебный акт мотивирован тем, что отходы от уборки тралов для перевозки слябов аналогичен отходам от уборки (смет) территории, в связи с чем требование о выделении указанного вида отходов в отдельную группу и, соответственно, о разработке для них отдельного норматива образования отходов не требуется, поскольку он может быть учтен при определении объема отходов от уборки территории порта.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что в предписании фактически отсутствует требование в отношении отходов от уборки тралов для перевозки сляба. По мнению департамента, из содержания оспариваемого предписания следует, что от общества не требовалось отдельно разработать проект нормативов образования отходов в отношении мусора от уборки территории порта, а также отходов от уборки тралов для перевозки слябов. В предписании указано на разработку проекта нормативов образования отходов, учитывающего, в том числе, отходы от уборки территории и от уборки тралов для перевозки сляба.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами департамента, сославшись на законность решения суда первой инстанции, а также указав, что отдельный учет отходов от уборки тралов для перевозки сляба технически произвести невозможно, поскольку данный вид отхода в процессе уборки смешивается с иными отходами от уборки территории порта, в связи с чем требование органа о разработке проекта нормативов образования отходов от уборки тралов для перевозки сляба является незаконным и необоснованным.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказов департамента от 21.05.2012 1227, от 28.05.2012 N 1705, от 05.06.2012 N 1422, от 19.06.2012 N 1627, от 27.06.2012 N 1693 в период с 05.06.2012 по 30.07.2012 административный орган провел плановую выездную проверку общества.
В ходе проверки выявлены нарушения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которые отражены в акте проверки от 30.07.2012 N 0017/06/1227/2012, составленном в присутствии представителя общества Бойченко О.А. по доверенности от 12.07.2012 N 2110-07/186.
В акте проверки, в частности, зафиксировано, что в процессе и в результате деятельности общества образуются отходы "мусор (смет) от уборки территории" (IV класс опасности для окружающей среды), о чем свидетельствуют приложения к данному акту проверки, письмо Новороссийского отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 11.07.2012 N 67 и приложениями к нему. При этом соответствующий паспорт на эти опасные отходы заявителем не составлен, не согласован с уполномоченным территориальным органом Росприроднадзора. Отнесение мусора (смета) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды) к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, общество не подтвердило. Документы, подтверждающие своевременное принятие заявителем всех зависящих от него мер, направленных на проведение, в соответствии с обязательными требованиями, паспортизации в отношении указанных отходов, относящихся к IV классу опасности для окружающей среды, не представлены.
Общество осуществляет обращение с отходами производства и потребления, в том числе, накопление вышеуказанных отходов.
При эксплуатации предприятия и входящих в его состав объектов (участок ОВМ и т. д.) общество оказывает прямое и косвенное воздействие на окружающую среду, что подтверждается приложениями к акту проверки.
Также установлено, что в процессе и в результате деятельности общества образуются опасные отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба, относящиеся к IV классу опасности для окружающей среды, что подтверждается приложениями к акту проверки, в частности, протоколом осмотра от 28.06.2012, письмом Новороссийского отдела ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" от 11.07.2012 N 67 и приложениями к нему.
Общество имеет следующие документы:
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятия ОАО "НМТП", утвержденный генеральным директором общества в 2008 году;
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятия ОАО "НМТП", утвержденный генеральным директором общества в 2011 году.
В ходе проверки установлено, что в указанных проектах нормативов не учтены отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды), то есть общество не имеет разработанного должным образом проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба и мусор (смет) от уборки территории. Документы о своевременном принятии обществом мер, направленных на разработку соответствующего обязательным требованиям проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учитывающего отходы (мусор) от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды).
На основании акта проверки административный орган выдал обществу предписание от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012, в котором на заявителя возложена обязанность разработать до 15.06.2013 проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающий следующие образующиеся отходы: мусор от уборки тралов для перевозки сляба (IV класс опасности для окружающей среды) и мусор (смет) от уборки территории (IV класс опасности для окружающей среды).
Не согласившись с предписанием от 30.07.2012 N 0045/06/1227/2012 в части возложения на заявителя обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, учитывающего отход (мусор) от уборки талов для перевозки сляба, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с частью 3 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50. В соответствии с пунктом 5 названных Правил нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Пунктом 4 Методических указаний предусмотрено, что при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются, в том числе результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения. Сводный перечень отходов указывается в разделе ПНООЛР "Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы". Перечень оформляется в соответствии с образцом 2.5 Приложения 2 к Методическим указаниям, предусматривающим указание кода отхода по Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержден приказом МПР России от 02.12.2002 N 786, далее - ФККО) и класса опасности (пункт 20 Методических указаний).
Из материалов дела видно, что аккредитованной лабораторией федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" проведены отбор, морфологический анализ и биотестирование проб отходов. Отбор производился в различных районах территории общества. Результаты отбора зафиксированы актом от 28.06.2012 N 473, протоколами морфологического состава и биотестирования отхода от 11.07.2012 N 2327, 2328, 2329, 2330, 2331 (все протоколы составлены по результатам анализа мусора от уборки (смета) территории) и 2332 (протоколы составлены в отношении мусора от уборки тралов для перевозки сляба).
Из указанных документов следует, что отход "мусор от уборки (смет) территории", отобранный и исследованный протоколами N 2328, 2330 и 2331, и отход "мусор от уборки тралов для перевозки сляба" (протокол N 2332) имеют аналогичный компонентный состав (мелкий графий, песок, пыль, металл, растительные остатки, окатыш, неидентифицированные остатки) со схожим процентным распределением компонентов в общей массе отхода, а также одинаковую безвредную кратность разбавления водной вытяжки отхода (10<БКР<100). Указанные параметры позволили отнести указанные отходы к одному классу опасности (IV класс - малоопасные отходы).
Административный орган указывает, что мусор образуется на тралах, которые отличны от бетонной площадки и прочих видов поверхности земли. Вместе с тем, департамент документально не опроверг доводы общества о том, что механизм образования отходов "мусор от уборки (смет) территории" и "мусор от уборки тралов для перевозки сляба" одинаков - отходы образуются в результате уборки территории порта. Согласно пояснениям общества уборка тралов происходит методом опрокидывания на территории порта и последующей уборки мусора в контейнер "Мусор от уборки (смет) территории)". Мусор от уборки территории образовывается в результате уборки поверхности земли (территории порта). При этом на поверхности убираемой территории порта отход может возникнуть различными способами, в том числе в результате транспортировки грузов по территории порта, уборки специализированных транспортных средств, природных явлений и т. п.
Департамент документально не опроверг доводы общества, не привел достаточные и допустимые доказательства возможности выделения в качестве самостоятельного вида отходов отхода "мусор от уборки тралов для перевозки сляба", при том, что слябы, как вид металлопродукции, перевозятся по территории общества не только тралами, но и другими видами спецтехники. Тралы, в свою очередь, транспортируют по территории порта не только слябы, но и другие виды грузов.
Таким образом, департамент не представили суду доказательств наличия объективной необходимости для выделения двух схожих по компонентному составу отходов, один из которых образуется в процессе перевозки одного из видов груза одним из видов транспорта по территории общества. Департамент также не привел правовые основания обязанности общества выделить спорный отход в качестве отдельного вида отхода. Довод департамента о том, что обжалованное предписание не возлагает на общество обязанность разработать ПНООЛР, учитывающего отход "мусор от уборки тралов для перевозки сляба", опровергается содержанием оспариваемого предписания.
Таким образом, предписание в обжалованной части нарушает права общества, поскольку возлагает на него не предусмотренные действующим законодательством обязанности и не соответствует законодательству в области обращения с отходами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.03.2013 по делу N А32-33586/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33586/2012
Истец: ОАО "Новороссийский морской торговый порт"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу