г. Краснодар |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А32-1989/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Славяне" (ИНН 2310097839, ОГРН 1042305716848) - Александровой И.А. (доверенность от 26.07.2013), от третьего лица - открытого акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802, ОГРН 1022301172156) - Робакидзе В.И. (доверенность от 30.09.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Славяне" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013 (судья Орлова А.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-1989/2012, установил следующее.
ООО "Славяне" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 02.11.2011.
Решением от 22.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление правомерно прекратило рассмотрение антимонопольного дела в связи с отсутствием в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе ООО "Славяне" просит судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суды не приняли во внимание, что действия ОАО "Краснодаргоргаз", выразившиеся в том, что оно не приняло спорные условия договора в редакции ООО "Славяне", ущемляют интересы заявителя, а предложенные ОАО "Краснодаргоргаз" условия договора являются невыгодными.
В отзыве на жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Славяне" поддержал доводы жалобы, представитель ОАО "Краснодаргоргаз" просил судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 06.11.2013, о чем размещена информация на официальном сайте суда в сети Интернет.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ООО "Славяне" обратилось в управление с жалобой на действия ОАО "Краснодаргоргаз", выразившиеся во включении пунктов 1.2, 2.8, 2.13, 2.14, 3.2, 3.5, 5.6 в договор транспортировки газа от 01.12.2010 N 26.
Управление возбудило дело по признакам нарушения ОАО "Краснодаргоргаз" пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Управление приняло решение от 02.11.2011 о прекращении рассмотрения антимонопольного дела в связи с отсутствием в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" признаков нарушения Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона антимонопольный орган прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание субъектом, занимающим доминирующее положение, контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Суды пришли к выводу, что спорные условия договора, предложенные ОАО "Краснодаргоргаз", не противоречат Федеральному закону от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилам поставки газа (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162), Положению об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1370), Правилам учета газа (утверждены Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996), положениям Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре и заключении договора.
Согласно пункту 1.2 договора в редакции ОАО "Краснодаргоргаз" транспортировка газа покупателю производится ГРО равномерно в течение месяца, в пределах установленной договором среднесуточной нормы транспортировки газа. В случае возникновения необходимости уменьшения транспортируемого объема газа, покупатель не позднее последнего рабочего дня месяца, предшествующего месяцу, в котором должна быть осуществлена транспортировка газа, согласовывает с ГРО диспетчерский график его отбора, с возможной его корректировкой до 20 числа текущего месяца, в котором осуществляется отбор газа. При этом минимальный суточный объем транспортировки газа по диспетчерскому графику не должен быть более чем на 20 процентов ниже среднесуточной нормы транспортировки газа.
Как следует из пункта 1 Правил поставки газа, положения, закрепленные в них, обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. В силу пункта 8 Правил порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с данными Правилами. В соответствии с пунктом 13 Правил поставки газа поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику. Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором. В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа.
Включение в договор условия, касающегося сроков согласования графика транспортировки газа, обоснованно не признано нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Данное условие договора направлено на обеспечение возможности прогнозирования ОАО "Краснодаргоргаз" транспортировки газа в следующем месяце, возможности исполнения обязательств газораспределительной организацией по договору и эксплуатации своих сетей надлежащим образом. Кроме того, указанные нормативные акты не содержат требований к сроку согласования графика транспортировки газа газораспределительной организацией. Нормативные акты, регулирующие отношения в сфере газоснабжения и транспортировки газа, не содержат императивных норм о соответствии условий договоров транспортировки газа и поставки газа. Довод ООО "Славяне" о том, что направление протокола разногласий в отношении данного условия договора вызвано необходимостью указания более точных сроков, не свидетельствует о нарушении ОАО "Краснодаргоргаз" Закона о защите конкуренции. Ссылка на то, что ранее стороны заключили мировое соглашение по аналогичному условию иного договора, не принимается, поскольку указанное обстоятельство не подтверждает факт нарушения ОАО "Краснодаргоргаз" антимонопольного законодательства. Довод о том, что ООО "Славяне" начислены штрафы, которые возникли в связи с несогласованием сроков, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку вопрос об исполнении условий договора и правомерности (неправомерности) начисления штрафных санкций подлежит рассмотрению в рамках рассмотрения гражданско-правового спора.
В кассационной жалобе не приведены доводы о нарушении судами норм права в отношении выводов, сделанных по пункту 2.8 договора. Кроме того, разногласия сторон по этому пункту урегулированы постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 (резолютивная часть объявлена 01.11.2012) по делу N А32-5512/2012.
В силу пункта 2.13 покупатель передает информацию о суточном объеме газа ежедневно не позднее 12 часов московского времени (в редакции ООО "Славяне" - не позднее 17 часов). Принимая во внимание отсутствие нормативно установленного времени передачи информации о суточном объеме газа, основания для вывода о навязывании ОАО "Краснодаргоргаз" невыгодных условий договора отсутствуют. Заявитель не обосновал, почему предложенное ОАО "Краснодаргоргаз" условие договора является для него невыгодным.
В отношении пункта 2.14 договора разногласия сторон урегулированы постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.112012 по делу N А32-5512/2012. Приводя довод о необходимости согласования условий договоров транспортировки и поставки газ, податель жалобы ссылается на необходимость предоставления более точных сведений о расходе газа. Объем полученного газа определяется сторонами с учетом показаний контрольно-измерительных приборов; в случае наличия разногласий по объему и стоимости услуг, спор разрешается судом в порядке искового производства. Суды пришли к правильному выводу о том, что включение ОАО "Краснодаргоргаз" названных пунктов в договор также не свидетельствует о навязывании невыгодных условий договора ООО "Славяне".
Пункт 3.2 договора в редакции ОАО "Краснодаргоргаз" соответствует пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ".
В отношении редакции пункта 3.5 договора разногласия сторон касались отнесения платежей, поступивших от ООО "Славяне" по платежным поручениям, оформленным с нарушением пункта 3.4 договора: на погашение задолженности по текущим платежам, задолженности и штрафных санкций, предусмотренных договором. ООО "Славяне" не обосновало, почему условие договора об отнесении платежей, поступивших по неверно оформленным платежным поручениям, сначала на погашение задолженности и штрафных санкций, а потом - текущих платежей, оно считает для себя невыгодным.
Разногласия сторон по пунктам 3.2, 3.5 договора урегулированы постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 по делу N А32-5512/2012.
Пункт 5.6 договора в редакции ОАО "Краснодаргоргаз" о праве ГРО в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по транспортировке газа в случае, если оплата не поступает в течение двух месяцев подряд (ООО "Славяне" предлагало в течение трех месяцев подряд) соответствует статье 25 Закона о газоснабжении и пункту 34 Правилам поставки газа с учетом права уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Вывод судов об отсутствии доказательств, свидетельствующих, что при заключении договора транспортировки газа ОАО "Краснодаргоргаз" навязывало ООО "Славяне" невыгодные условия договора, соответствует материалам дела и установленным фактическим обстоятельствам. В данном случае основания для признания недействительным решения управления о прекращении рассмотрения антимонопольного дела в связи с отсутствием в действиях ОАО "Краснодаргоргаз" признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, у судов отсутствовали.
Основания для изменения или отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А32-1989/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.