г. Краснодар |
|
27 ноября 2013 г. |
Дело N А53-5903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области "Ростовский базовый медицинский колледж" (ИНН 6163049814, ОГРН 1026103174789) - Туника Е.П. (доверенность от 26.06.2013), от заинтересованного лица - Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (ИНН 6164242352, ОГРН 1056164280920) - Логинова М.С. (доверенность от 19.02.2013), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., Захарова Л.А.) по делу N А53-5903/2013, установил следующее.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области "Ростовский базовый медицинский колледж" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Ростовской области (далее - управление) от 21.03.2013 N 6112/1013742 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 28.05.2013 (судья Еремин Ф.Ф.) в удовлетворении требований отказано со ссылкой на наличие в действиях учреждения состава вменяемого ему правонарушения, соблюдение порядка привлечения к административной ответственности, отсутствие оснований для квалификации правонарушения малозначительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2013 решение суда от 28.05.2013 отменено, требования учреждения удовлетворены на том основании, что управление не представило доказательства совершения учреждением правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось управление с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, решение суда оставить в силе. Податель жалобы считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального права к установленным по делу обстоятельствам; указывает, что суд апелляционной инстанции неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно истолковал нормы права. Управление считает, что в понятие "оказание иных услуг" относится оказание образовательных услуг незаконно находящемуся иностранному гражданину. На учреждение возложена обязанность по соблюдению миграционного законодательства, которую учреждение не исполнило.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам административного расследования установлено, что с 23.08.2010 по 15.02.2013 учреждение оказывало образовательные услуги гражданке Грузии Амбарян Ларисе, незаконно находящейся в Российской Федерации и обучавшейся на очном отделении Ростовского базового медицинского колледжа за счет средств бюджета Российской Федерации.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 12.03.2013 N 6112/1013742 и приняло постановление от 21.03.2013 N 6112/1013742 о привлечении учреждения к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 250 тыс. рублей штрафа.
В порядке статей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации учреждение обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о совершении учреждением правонарушения, квалифицируемого по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой предусмотрена административная ответственность за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.
Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотрен федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 25.07.2002N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).
В материалы дела представлены копия паспорта на имя Амбарян Ларисы Малхазовны, из которого видно, что Амбарян Л.М. является гражданкой Грузии и находится под защитой Республики Грузия (том 1 л. д. 95, 96), объяснения Амбарян Л.М. о том, что в Российской Федерации она проживает с 2002 года, в 2010 году окончила среднюю школу в Ростовской области и поступила в Ростовский базовый медицинский колледж по специальности "Фармация"; имеет намерение выехать в Республику Грузия для надлежащего оформления визы и въезда в Российскую Федерацию; паспорт гражданки Грузии получила в отделе представления интересов Грузии в посольстве Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации (г. Москва) (том 1 л. д. 92, 93).
Данные обстоятельства никем не оспорены и не опровергнуты.
Документы, подтверждающие право гражданки Грузии Амбарян Ларисы Малхазовны на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют. Из объяснительных сотрудников учреждения Скорохватовой Г.Л. и Соломатиной А.Н. (том 1 л. д. 14 - 16) также следует, что такими документами учреждение не располагало ни на момент поступления Амбарян Л.М. в Ростовский базовый медицинский колледж, ни в период ее обучения в колледже, но при этом оказывало гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне услуги образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что учреждение оказывало образовательные услуги гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне, находящейся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, в связи с чем правомерно привлечено к ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции сделал не относимый к обстоятельствам по данному делу вывод о непредставлении управлением доказательства того, что учреждение содействовало гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне в незаконном въезде в Российскую Федерации, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность не только за предоставление жилого помещения или транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, но и за оказание иных услуг такому лицу.
В рамках настоящего дела установлен факт оказания учреждением услуг в сфере профессионального образования гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне, находящейся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, что не опровергнуто документально и не оспорено учреждением.
Поскольку суд первой инстанции правильно применил нормы права к установленным по делу обстоятельствам и обоснованно отказал учреждению в удовлетворении требований, суд кассационной инстанции в силу пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным отменить постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 и оставить в силе решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2013.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2013 по делу N А53-5903/2013 отменить, решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.05.2013 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Документы, подтверждающие право гражданки Грузии Амбарян Ларисы Малхазовны на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют. Из объяснительных сотрудников учреждения Скорохватовой Г.Л. и Соломатиной А.Н. (том 1 л. д. 14 - 16) также следует, что такими документами учреждение не располагало ни на момент поступления Амбарян Л.М. в Ростовский базовый медицинский колледж, ни в период ее обучения в колледже, но при этом оказывало гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне услуги образования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что учреждение оказывало образовательные услуги гражданке Грузии Амбарян Ларисе Малхазовне, находящейся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка, в связи с чем правомерно привлечено к ответственности по части 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность не только за предоставление жилого помещения или транспортного средства иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, но и за оказание иных услуг такому лицу."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2013 г. N Ф08-6814/13 по делу N А53-5903/2013
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-658/14
22.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-658/14
27.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6814/13
03.09.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10471/13
28.05.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5903/13