г. Краснодар |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А32-30999/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 19.12.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-30999/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании незаконным бездействия территориального управления, выразившегося в уклонении от принятия решения о предоставлении в аренду следующих земельных участков: с кадастровым номером 23:21:0320000:246 площадью 1 167 412 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0317000:201 площадью 147 951 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0115000:36 площадью 311 398 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0110000:457 площадью 776 873 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0316000:111 площадью 112 545 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0401005:1136 площадью 11 221 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0401001:1908 площадью 156 025 кв. м, с кадастровым номером 23:21:0401002:569 площадью 107 537 кв. м. Общество также просило возложить на территориальное управление обязанность принять решение о предоставлении в аренду данных земельных участков и направить в адрес общества проекты договоров аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.04.2014 заявление общества удовлетворено. Суд пришел к выводу о наличии у заявителя предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) права на приобретение в аренду земельных участков, используемых для нужд железнодорожного транспорта. Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему лицу суд первой инстанции отклонил со ссылкой на Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374. Поскольку заключение договоров аренды земельных участков относится к компетенции территориального управления, оно обязано устранить допущенные нарушения. В целях устранения допущенных нарушений на территориальное управление возложена обязанность принять решение о предоставлении в аренду земельных участков и направить заявителю проекты договоров.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 решение от 28.04.2014 изменено в части взыскания с территориального управления государственной пошлины в сумме 12 тыс. рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы полагает, что суды неправильно определили орган, который должен принимать решение о передаче земельных участков в аренду. Согласно пункту 1 статьи 125, пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правом распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - агентство), которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению агентства. Данный приказ не признан недействительным и является обязательным для заинтересованного лица. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь агентство к участию в деле. При осуществлении заявителем кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:21:0000000:0005 (при его разделе на восемь самостоятельных участков) общая площадь участка значительно уменьшилась. Суды не учли, что территориальное управление обращалось в агентство с запросом о возможности уменьшения площади исходного земельного участка на основании заключения кадастрового инженера. Разъяснения от агентства по данному вопросу в территориальное управление не поступили. В случае понуждения территориального управления к заключению договоров аренды без поручения агентства такая сделка будет отвечать критериям недействительности (статья 174 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общество не представило доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В отзыве общество просило оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты.
В заседании представитель заявителя указал на отсутствие оснований для отмены решения и постановления суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 25.06.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о праве собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 2 900 900 кв. м (кадастровый номер 23:21:0000000:0005), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Новокубанский район, в административных границах Новокубанского района, участок пк 16179 + 05 м (граница Гулькевического района) - пк 16432 + 73 м (граница с г. Армавир), предназначенный для эксплуатации железной дороги и осуществления грузопассажирских перевозок (т. 1, л. д. 88).
На основании распоряжения от 26.03.2007 N 24-р территориальное управление предоставило обществу в аренду на 11 месяцев земельный участок площадью 2 900 900 кв. м (кадастровый номер 23:21:0000000:0005).
Территориальное управление (арендодатель) и общество (арендатор) 09.07.2007 заключили договор N 7700000704 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:21:0000000:0005. Срок действия договора определен сторонами до 26.02.2008. В пункте 1.4 договора указано, что на участке расположены объекты недвижимости общества (т. 1, л. д. 218 - 221).
Согласно кадастровому плану от 22.10.2004 площадь земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 23:21:0000000:0005 являлась ориентировочной и подлежала уточнению при межевании (т. 1, л. д. 18 - 23).
В государственный кадастр недвижимости внесены сведения о спорных земельных участках, образованных из участка с кадастровым номером 23:21:0000000:0005 (т. 1, л. д. 24 - 39).
Суды установили, что в целях заключения долгосрочных договоров аренды образованных земельных участков общество неоднократно обращалось в территориальное управление с соответствующими заявлениями (т. 1, л. д. 42 - 51).
24 января 2012 года общество обратилось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении в аренду спорных участков, а 24.07.2012 направило в его адрес проекты договоров (т. 1, л. д. 52 - 69).
Поскольку заинтересованное лицо в установленные сроки не рассмотрело данные заявления, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов лица, которое обращается в арбитражный суд с соответствующими требованиями (часть 2 статьи 201 Кодекса, пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Суды установили, что все заявленные земельные участки предназначены для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта (т. 1, л. д. 24 - 39). Межевые работы, в результате которых образованы испрашиваемые участки, осуществлены на основании распоряжений территориального управления от 02.02.2006 N 24-р и от 26.03.2007 N 132-р (т. 1, л. д. 42, 214 - 217). Земельные участки, образованные за счет территории участка с кадастровым номером 23:21:0000000:0005, в силу правил статьи 11.4 Земельного кодекса находятся в федеральной собственности.
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Суды установили, что общество направило в территориальное управление документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков (т. 1, л. д. 52 - 69).
В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса заинтересованное лицо не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о правомерности оспариваемого бездействия.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление общества. В порядке восстановления нарушенного права суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса возложили на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предоставлении участков в аренду и направить в адрес общества проекты соответствующих договоров.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, правомерно отклонена судами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями агентства.
В дело представлено письмо агентства от 03.10.2013 N ПП-10/46162, согласно которому территориальным управлениям агентства поручено заключать с ОАО "Российские железные дороги" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта (т. 2, л. д. 10, 11). Таким образом, субъектный состав рассматриваемого спора определен судебными инстанциями верно, неопределенность в вопросе о полномочиях заинтересованного лица отсутствовала.
Заключение договоров аренды с обществом не лишает заинтересованное лицо возможности в самостоятельном порядке защитить право собственности Российской Федерации в отношении частей исходного земельного участка, занятых иными лицами.
Поскольку суд апелляционной инстанции изменил решение от 28.04.2014, предметом кассационного пересмотра является постановление от 15.07.2014 (статьи 269 и 271 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции применил верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену апелляционного постановления (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления от 15.07.2014 по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 по делу N А32-30999/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса заинтересованное лицо не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о правомерности оспариваемого бездействия.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями агентства.
...
Поскольку суд апелляционной инстанции изменил решение от 28.04.2014, предметом кассационного пересмотра является постановление от 15.07.2014 (статьи 269 и 271 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции применил верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену апелляционного постановления (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены постановления от 15.07.2014 по доводам жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2014 г. N Ф08-7272/14 по делу N А32-30999/2012