г. Краснодар |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А32-39572/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - федерального государственного унитарного предприятия "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление" (ИНН 7805204899, ОГРН 1027802757256) - Скальской А.Г., от ответчика - открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" (ИНН 2315072242, ОГРН 1022302384136) - Щадневой Е.В., в отсутствие третьих лиц: Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и федерального государственного учреждения "Администрация морского порта "Новороссийск"", извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Черноморские магистральные нефтепроводы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2013 (судья Баганина С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 (судьи Ванин В.В., Величко М.Г., Баранова Ю.И.) по делу N А32-39572/2012, установил следующее.
ФГУП "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Черноморские магистральные нефтепроводы" (далее - общество) о взыскании 565 383 рублей 74 копеек неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент), ФГУ "Администрация морского порта "Новороссийск"" (далее - администрация порта).
Решением от 15.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2013, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что разлив нефтесодержащих отходов в акватории порта Новороссийск относится к чрезвычайной ситуации локального характера, поэтому в силу пункта 30 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление N 794) и пунктов "п" и "р" статьи 18 Закона Краснодарского края от 13.07.1998 N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанность по ликвидации чрезвычайной ситуации и восстановлению территорий после нее лежит на обществе (организации, по вине которой сложилась чрезвычайная ситуация). Размер понесенных предприятием расходов подтвержден материалами дела и обществом не опровергнут.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, выводы суда основаны на недопустимых доказательствах. Расчет стоимости затрат по ликвидации разлива нефтепродуктов не подтвержден документами. Представленные доказательства содержат противоречивые сведения о плавсредствах, принявших участие в ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, и времени их работы. Предприятие не доказало, что на обществе лежит обязанность компенсировать расходы, связанные с ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель предприятия просил судебные акты оставить без изменения, а также заявил ходатайство о замене истца в порядке процессуального правопреемства на федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба".
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать, а ходатайство - удовлетворить.
Из материалов дела видно, что в ночь с 6 на 7 июля 2012 года в акватории порта Новороссийск в результате выпадения обильных осадков произошел размыв нефтесодержащего ила из иловых карт участка очистных сооружений сточных вод ПК "Шесхарис" и перелив из открытых резервуаров, принадлежащих обществу, с выносом водонефтяной эмульсии в Цемесскую бухту Черного моря. Нефтесодержащие отходы разлились в количестве не менее четырех тонн.
В связи с недостаточностью сил и средств, предусмотренных планом ЛАРН ПНБ "Шесхарис" для ликвидации чрезвычайной ситуации, штаб администрации порта в рамках полномочий РСЧС "Росморречфлот" в экстренном порядке привлек предприятие, которое относится к органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое осуществило обработку биосорбентом нефтяных полей на внутренней акватории порта и воротах порта, местах стоянки судов у причалов Широкого пирса, на акватории юго-западной части Новороссийской бухты.
Расходы предприятия, понесенные на ликвидацию разлива нефти, составили 565 383 рубля 74 копейки.
Отказ общества от возмещения названных расходов привел к судебному спору.
Суды, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", квалифицировали указанный разлив нефтепродуктов как чрезвычайную ситуацию локального характера.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. На данных лицах лежит обязанность по обеспечению соблюдения нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, а также обязанность проведения мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой же порядок установлен постановлением N 794, согласно которому ликвидацияё чрезвычайных ситуаций локального характера осуществляется силами и средствами организаций. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств (пункты 30, 34).
Суд первой инстанции установил, что причиной разлива нефти явилось несоблюдение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства.
Оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к правильному выводу о наличии у общества обязанности по ликвидации последствий аварийного разлива нефтепродуктов.
Поскольку эта обязанность была выполнена за счет сил и средств предприятия (специализированной организации), привлеченного в экстренном порядке решением администрации порта в рамках полномочий РСЧС "Росморречфлот", поэтому у общества возникла экономия затрат на возмещение вреда окружающей среде, суды обоснованно взыскали с последнего неосновательное обогащение в размере понесенных предприятием затрат (статьи 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общество не опровергло надлежащими доказательствами выводы суда о том, что его обязанность по ликвидации чрезвычайной ситуации локального характера фактически была исполнена предприятием, а также не представило данные, опровергающие расчет понесенных предприятием расходов на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, а также не противоречат нормам материального права.
Доводы общества фактически сводятся к оценке доказательств, подтверждающих размер возмещения, которая не входит в пределы рассмотрения дела и полномочия суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Обоснованность ходатайства о замене истца подтверждается представленными документами, поэтому суд кассационной инстанции удовлетворяет ходатайство.
Руководствуясь статьями 48, 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
заменить истца - федеральное государственное унитарное предприятие "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление" на правопреемника - федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба".
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.07.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2013 по делу N А32-39572/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.