г. Краснодар |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А32-3517/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Назаренко И.П., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., в отсутствие заявителя - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края (ИНН 2352038000, ОГРН 1052329075721), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел), третьего лица - администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2013 (судья Григорьева Ю.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.) по делу N А32-3517/2013, установил следующее.
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация городского поселения) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел) (далее - управление Росреестра) о признании незаконными отказов управления Росреестра от 07.12.2012 N 44/087/2012-362, от 07.12.2012 N 44/100/2012-167 в регистрации права собственности на нежилое помещение N 2, площадью 359,9 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:125, расположенное по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, д. 151, и нежилое помещение N 3, площадью 345,8 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:126, расположенное по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, 151, (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы отсутствием в представленных заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающих документах сведений, позволяющих идентифицировать объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
В кассационной жалобе администрация городского поселения просит отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, указывая, что согласно акту приема-передачи имущества во исполнение закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1094-ЗК "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят" (далее - Закон Краснодарского края от 28.07.2006 N 1094-ЗК) муниципальное образование Темрюкский район безвозмездно передало администрации городского поселения МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района, в том числе основные средства. Распоряжением главы муниципального образования Темрюкского района от 31.10.2006 N 1224-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района" перечень передаваемого имущества расширен с подробным указанием передаваемых объектов. В связи с чем, заявитель не имеет права не принять имущество, которое передано во исполнение закона. Заявитель представил все доказательства, подтверждающие возникновение права собственности на нежилые помещения. Из положений Закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1094-ЗК следует, что объект недвижимого имущества вошел в перечень передаваемого заявителю имущества: указана балансовая и остаточная стоимости передаваемого имущества, которые содержатся в акте приема-передачи. Таким образом, право собственности на нежилые помещения возникло в отсутствие государственной регистрации в силу закона. Так же заявитель указывает на увеличение площади, которое произошло за счет ранее не учтенной площади лестничных площадок, что не повлекло изменений внешних границ здания, не явилось следствием реконструкции.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что 26.10.2012 администрацией городского поселения подано заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество: нежилое помещение N 2, площадью 359,9 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:125, расположенное по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, д. 151, и нежилое помещение N 3, площадью 345,8 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:126, расположенное по адресу: г. Темрюк, ул. Карла Маркса, д. 151.
7 декабря 2012 года управление Росреестра приняло решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с тем, что документы, устанавливающие наличие, возникновение права на недвижимое имущество, должны соответствовать установленным требованиям и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущества в реестре. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В качестве правоустанавливающих документов представлены распоряжение главы муниципального образования Темрюкский район от 31.10.2006 N 1224-р и акт приема-передачи имущества от 25.12.2006, которые не содержат описание недвижимого имущества, в связи с чем, невозможно идентифицировать сведения об объектах недвижимого имущества, содержащиеся в технических и правоустанавливающих документах.
Администрация городского поселения, считая отказы управления Росреестра от 07.12.2012 незаконным и нарушающим ее права и законные интересы, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
По правилам частей 1, 2 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. В случаях, предусмотренных Кодексом, в арбитражный суд
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации, согласно абзацу 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, установили, что в направленных заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающих документах отсутствуют сведения, позволяющие идентифицировать объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Согласно распоряжению главы муниципального образования Темрюкский район от 31.10.2006 N 1224-р администрации городского поселения безвозмездно передано МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района, в том числе имущество согласно приложению (т. 1, л. д. 16).
В отношении нежилого здания (часть 1-го этажа; 2-3 этаж) указаны его инвентарный номер, год ввода в эксплуатацию, балансовая и остаточная стоимости, а также сведения о нахождении помещения в аренде.
В соответствии с пунктом 10 статьи 33 Закона о государственной регистрации до 01.01.2013 обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
Согласно кадастровому паспорту на нежилое помещение N 3, расположенное на 3 этаже, его площадь составляет 345,8 кв. м (т. 1, л. д. 105). Из кадастрового паспорта на нежилое помещение N 2, расположенное на 2 этаже, видно, что его площадь составляет 359,9 кв. м (т. 1, л. д. 103).
Сопоставление характеристик указанных объектов недвижимости, отраженных в приложении к распоряжению, кадастровых паспортах, не позволяет сделать вывод о том, что речь идет об одних и тех же объектах.
В жалобе заявитель указывает на уточнение площадей помещений за счет подсчета и включения в общую площадь здания лестничных клеток, ранее неучтенных помещений. Однако из расписок получения документов на государственную регистрацию не следует, что сведения об уточнении площадей представлены регистратору.
Из положений пункта 1 статьи 18 Закона государственной регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Суды пришли к правильному выводу о том, что на момент совершения регистрационных действий регистратор, проведя правовую экспертизу представленных заявителем документов, правомерно признал их недостаточными для регистрации права собственности на указанные им объекты недвижимости.
Устранив отмеченные управлением Росреестра недостатки, подготовив необходимую документацию (распоряжение администрации городского поселения от 16.08.2012 N 802 об уточнении площади помещений; т. 1, л. д. 32), заявитель вправе вновь обратиться в регистрирующий орган за регистрацией права на объекты недвижимого имущества.
Вывод судов о том, что имущество, за регистрацией права на которое обратился заявитель, в Законе Краснодарского края от 18.07.2006 N 1094-ФЗ отсутствует, является неверным и подлежит исключению, поскольку в пункте 11 приложения N 1 к указанному закону такое имущество перечислено (т. 1, л. д. 43).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А32-3517/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.П. Назаренко |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.