город Ростов-на-Дону |
|
17 сентября 2013 г. |
дело N А32-3517/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саламатиной С.А.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 июня 2013 года по делу N А32-3517/2013, принятое судьей Григорьевой Ю.С., по заявлению администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел при участии третьего лица администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края об обжаловании действий (бездействий)
УСТАНОВИЛ:
администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о признании незаконными отказы Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 07 декабря 2012 года N 44/087/2012-362, от 07 декабря 2012 года N 44/100/2012-167 в регистрации права собственности на нежилое помещение N 2, площадью 359,9 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:125, расположенное по адресу г. Темрюк, улица Карла Маркса, д. 151, а также на нежилое помещение N 3, площадью 345,8 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:126 расположенное по адресу г. Темрюк, улица Карла Маркса, 151 (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечёна администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу об отсутствии в представленных заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающих документах сведений, позволяющих идентифицировать объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно акту приема-передачи имущества во исполнение закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1094-ЗК "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят" муниципальное образование Темрюкский район безвозмездно передало Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района, в том числе основные средства. Распоряжением главы муниципального образования Темрюкского района от 31 октября 2006 нрла N 1224-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района" перечень передаваемого имущества расширен с подробным указанием передаваемых объектов. В связи с чем, заявитель не имеет права не принять имущество, которое передано во исполнение закона. Заявитель в судебном заседании представил все доказательства, подтверждающие возникновение права собственности на нежилые помещения. Из положений Закона Краснодарского края от 28 июля 2006 года N 1094-ЗК следует, что объект недвижимого имущества вошел в перечень передаваемого заявителю имущества: указана балансовая и остаточная стоимости передаваемого имущества, которые указаны в акте приема-передачи. Таким образом, право собственности на нежилые помещения возникло в отсутствие государственной регистрации в силу закона. Так же заявитель указывает на увеличение площади произошло за счет ранее не учтенной площади лестничных площадок, которое не повлекло изменений внешних границ здания, не явилось следствием реконструкции. В силу абзацев 11, 12 части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ основанием возникновения права собственности является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).
Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (и иной экономической) деятельности. При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий и принятого акта, а на заявителе (обществе) - нарушения этими действиями и решением его прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, 26 октября 2012 года администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района Краснодарского края было подано заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество: нежилое помещение N 2, площадью 359,9 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:125, расположенное по адресу г. Темрюк, улица Карла Маркса, д. 151, а также на нежилое помещение N 3, площадью 345,8 кв. м, с кадастровым номером 23:30:1109027:126 расположенное по адресу г. Темрюк, улица Карла Маркса, д. 151
К заявлению в отношении нежилого помещения N 3 были приложены документы:
- копия нотариальной доверенности;
- кадастровый паспорт помещения от 15 августа 2012 года (подлинник и копия);
- копия акта приема передачи имущества от 25 декабря 2006 года;
- копия постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 19 декабря 2011 года N 947;
- копия постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 16 августа 2012 года N 802;
- копия распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 31 октября 2006 года N 1224-р;
- копия распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 01 октября 2012 года N 280-р;
- выписка из реестра муниципального имущества Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 22 октября 2012 года N 01-30/4966.
07 декабря 2012 года Управление Росреестра по Краснодарскому краю приняло решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с тем, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать установленным требованиям и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущества в реестре. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В качестве правоустанавливающих документов представлены распоряжение главы муниципального образования Темрюкский район от 31 октября 2006 года N 1224-р, акт приема-передачи имущества от 25 декабря 2006 года. Представленные на регистрацию документы не содержат описание недвижимого имущества, в связи с чем, невозможно идентифицировать сведения об объектах недвижимого имущества, содержащихся в технических и правоустанавливающих документах. Имущество, на регистрацией права которого, обратился заявитель в законе Краснодарского края от 18 июля 2006 года N 1094-ФЗ отсутствует.
К заявлению в отношении нежилого помещения N 2 были приложены документы:
- копия нотариальной доверенности;
- кадастровый паспорт помещения от 17 апреля 2012 года (подлинник и копия);
- копия акта приема передачи имущества от 25 декабря 2006 года;
- копия постановления администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 19 декабря 2011 года N 947;
- копия распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 31 октября 2006 года N 1224-р;
- копия распоряжения главы муниципального образования Темрюкский район от 01 октября 2012 года N 280-р;
- выписка из реестра муниципального имущества Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 22 октября 2012 года N 01-30/4966.
07 декабря 2012 года Управление Росреестра по Краснодарскому краю приняло решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с тем, что документы, устанавливающие наличие, возникновение прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать установленным требованиям и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущества в реестре. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права. В качестве правоустанавливающих документов представлены распоряжение главы муниципального образования Темрюкский район от 31 октября 2006 года N 1224-р, акт приема-передачи имущества от 25 декабря 2006 года. Представленные на регистрацию документы не содержат описание недвижимого имущества, в связи с чем, невозможно идентифицировать сведения об объектах недвижимого имущества, содержащихся в технических и правоустанавливающих документах. Имущество, на регистрацией права которого, обратился заявитель в законе Краснодарского края от 18 июля 2006 года N 1094-ФЗ отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии в представленных заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающих документах сведений, позволяющих идентифицировать объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации.
Согласно распоряжению главы муниципального образования Темрюкский район от 31 октября 2006 года N 1224-р (л.д. 16) Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района безвозмездно передано муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района Краснодарского края, в том числе имущество согласно приложению: основные средства балансовой стоимостью 18615502 рублей, остаточной стоимостью 10153571 рублей, балансовой стоимостью 17236225 рублей, остаточной стоимостью 8945615 рублей.
Согласно приложению к указанному распоряжению переданы административно-производственная база (г. Темрюк, ул. Мира, 152): контора (перечислено, какое имущество в нее входит), производственная база (перечислено, какое имущество в нее входит), транспортный цех (перечислено, какое имущество в нее входит), цех зеленого хозяйства (перечислено, какое имущество в нее входит), цех текущего ремонта (перечислено, какое имущество в нее входит), цех ритуальных услуг (перечислено, какое имущество в нее входит), саночистка и благоустройство (перечислено, какое имущество в нее входит), хозучасток (перечислено, какое имущество в нее входит), ремонтная группа (перечислено, какое имущество в нее входит), оборудование на складе (перечислено, какое имущество в нее входит); банно-прачечный цех (г. Темрюк, ул. Шевченко, 27, перечислено, какое имущество в нее входит); база отдыха "Золотая рыбка", ст. Голубицкая (перечислено, какое имущество в нее входит); спасательная станция ст. Голубицкая (перечислено, какое имущество в нее входит); обслуживающие сети (перечислено, какое имущество в нее входит); объекты внешнего благоустройства (перечислено, какое имущество в нее входит); внутригородские автодороги (перечислено, какое имущество в нее входит); арендованные помещения, в том числе нежилое здание (часть 1-го этажа; 2-3 этаж), г. Темрюк, ул. К. Маркаса, 151 (перечислено, какое имущество в нее входит); прочие: нежилое здание, расположенное по адресу: г. Темрюк, ул. Р. Люксембург; подвал, кладбище, здание лодочной станции, железнодорожный путь, аттракционы, комплекс ИК-2.4.11.00, спортивный комплекс, качели двойные, гусеница ИО-1.6.03.00, качалка дельфин, карусели ИО-1.2.02.01, ИО-1.2.03.00; участок п. Приморский (перечислено, какое имущество в нее входит), участок х. Белый (перечислено, какое имущество в нее входит); монтажно-эксплуатационный участок, г. Темрюк (перечислено, какое имущество в нее входит);
В отношении нежилого здания (часть 1-го этажа; 2-3 этаж), г. Темрюк, ул. К. Маркса, 151 указаны его инвентарный номер, год ввода в эксплуатацию, балансовая и остаточная стоимости, а также то, что оно находится в аренде.
Согласно кадастровому паспорту на нежилое помещение 3, оно расположено по адресу: г. Темрюк ул. Карла Маркса, 151, на 3 этаже, его площадь составляет 345,8 кв.м. (л.д. 105). Согласно кадастровому паспорту на нежилое помещение 2, оно расположено по адресу: г. Темрюк ул. Карла Маркса, 151, на 2 этаже, его площадь составляет 359,9 кв.м. (л.д. 103).
Сопоставление характеристик указанных объектов недвижимости, отраженных в приложении к распоряжению, кадастровых паспортах, не позволяет прийти к выводу о том, что речь идет об одних и тех же объектах. Кроме того, как указано выше, часть 1-го этажа; 2-3 этаж нежилого здания, расположенного по адресу: г. Темрюк, ул. К. Маркса, 151, на момент передачи имущества заявителю находились на праве аренды.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на уточнение площадей помещений за счет подсчета и включения в общую площадь здания лестничных клеток, ранее неучтенных помещений. Однако из расписок получения документов на государственную регистрацию не следует, что документы об уточнении площадей были представлены регистратору.
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что представленные регистратору документы не позволяют соотнести объекты, которые были переданы администрации с теми, на которые на сегодняшний день администрация заявляет свои права и просит провести регистрацию.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Совокупность изложенных выше обстоятельств свидетельствует, что на момент совершения регистрационных действий регистратор, проведя правовую экспертизу представленных обществом документов, правомерно признал их недостаточными для регистрации права собственности общества на указанные им объекты недвижимости.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для государственной регистрации прав (абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы. Заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.06.2013 по делу N А32-3517/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3517/2013
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Темрюкский отдел
Третье лицо: Администрация муниципального образования Темрюкский район