г. Краснодар |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А32-9892/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Улько Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - Давыденко Игоря Борисовича - Негода В.А. (доверенность от 27.03.2013), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару - Порчанко А.Н. (доверенность от 30.05.2013), в отсутствие третьего лица - гаражно-строительного кооператива стоянка N 8, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 (судья Суханов Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Сулименко О.А., Смотрова Н.Н., Гуденица Т.Г.) по делу N А32-9892/2013, установил следующее.
Давыденко И.Б. обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее - инспекция) по ликвидации гаражно-строительного кооператива стоянка N 8 (далее - кооператив) и восстановлении сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением от 28.05.2013, оставленным без изменения постановлением от 19.09.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению подателя жалобы, процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ соблюдена, решение об исключении кооператива из ЕГРЮЛ вынесено правомерно.
В отзывах на кассационную жалобу Давыденко И.Б. и кооператив указали на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Давыденко И.Б. возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела видно и суды установили, что кооператив создан на основании решения Исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от 09.12.1977 N 575/15, решения Ленинского исполкома райсовета от 12.04.1978 N 2/п.187/114 и решения Прикубанского исполкома райсовета г. Краснодара от 26.05.1982 N 22.193.6 об утверждении акта комиссии по приемке в эксплуатацию кооперативной стоянки N 8.
13 сентября 2006 года в ЕГРЮЛ внесена запись о кооперативе как юридическом лице для учета в налоговом органе.
17 августа 2012 года инспекция приняла решение N 720 о предстоящем исключении недействующего юридического лица (кооператива) из ЕГРЮЛ на основании пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). 07 декабря 2012 года кооператив исключен из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа как фактически прекративший деятельность, о чем в реестр внесена запись за государственным регистрационным номером 2122311196687.
Об указанном решении Давыденко И.Б., являющийся членом правления кооператива, узнал при получении выписки из ЕГРЮЛ 23.01.2013. Считая исключение кооператива из ЕГРЮЛ незаконным, Давыденко И.Б. обратился в арбитражный суд.
В силу положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, так как нормы статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ направлены на исключение из государственного реестра юридических лиц, прекративших свою деятельность фактически.
Суды установили, что кооператив являлся действующим юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность как до исключения его из реестра как недействующего юридического лица, так и после исключения.
Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела документами и не опровергнуто инспекцией.
Суды установили, что кооператив является некоммерческой организацией, поэтому отсутствие расчетного счета в банке не может являться основанием для признания его недействующим юридическим лицом. В силу Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять свою деятельность без совершения банковских операций.
Непредставление в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности само по себе не может являться основанием для признания юридического лица недействующим и исключения его из ЕГРЮЛ. Инспекция не предпринимала действий по установлению фактов действительного осуществления (прекращения) кооперативом уставной деятельности.
При изложенных обстоятельствах вывод судов об отсутствии у инспекции правовых оснований для исключения кооператива из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и об удовлетворении заявленных кооперативом требований является правильным.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А32-9892/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
Е.В. Улько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.