г. Краснодар |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А22-1389/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1090816005587) - Буватинова Д.И. (доверенность от 10.01.2014), в отсутствие заявителя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587), третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 (судья Конторова Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Казакова Г.В., Марченко О.В., Сомов Е.Г.) по делу N А22-1389/2013, установил следующее.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного южнее пос. Гашун.
Решением от 22.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2013, заявление министерства удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления - отказать. По мнению подателя жалобы, у управления отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на спорный объект. Решение о предоставлении земельного участка для строительства спорного объекта уполномоченным органом не принималось.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
7 февраля 2013 года министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения.
26 февраля 2013 года управление направило министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах.
В установленный срок министерство устранило выявленные противоречия в документах и представило свидетельство о праве собственности на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости.
Сообщением от 25.03.2013 N 07/003/2013-341 управление отказало министерству в регистрации права собственности на спорный объект недвижимости на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Министерство, считая решение управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Статья 20 Закона N 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ (в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик в числе других документов должен представить правоустанавливающие документы на земельный участок и разрешение на строительство (часть 3 статьи 55 названного Кодекса).
Из материалов дела следует, что обращаясь в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости, министерство представило разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.09.2010 N 11.
В установленном законом порядке это разрешение не оспорено и не признано недействительным.
На основании постановления администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 22.11.2012 N 476 за Республикой Калмыкией зарегистрировано право собственности на земельный участок, предоставленный под водопроводные сооружения, площадью 26 961 кв. м, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун (свидетельство о государственной регистрации права выдано управлением 26.02.2013). В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило доказательств безусловно свидетельствующих о том, что на данном земельном участке не располагается спорное недвижимое имущество.
Суды верно указали, что ссылаясь в сообщении от 25.03.2013 на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок и указывая на получение из администрации Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия копии распоряжения от 13.11.2007 N 420 и акта обследования и выбора земельного участка от 05.11.2007, управление не приняло во внимание, что указанные документы относятся к предоставлению земельных участков для строительства межпоселковых газопроводов, а не объектов водоснабжения.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества по причине отсутствия документов, подтверждающих возникновение данного права, у управления не имелось и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Изучив содержащиеся в кассационной жалобе доводы и принятые по делу решение и постановление, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N А22-1389/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.