г. Ессентуки |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А22-1389/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Физиковой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 (судья Конторова Д.Г.)
по заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (г. Элиста, ОГРН 1090816005587)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (г. Элиста, ОГРН 1040872150406),
третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
с участием представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия Санжиевой Ю.П. по доверенности N 03-06 от 09.01.2013, в отсутствие представителей других лиц,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управление Росреестра), третье лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного южнее пос. Гашун.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 заявление Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия удовлетворено. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Калмыкия, оформленный сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенное южнее поселка Гашун, не соответствующим пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N122-ФЗ. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Республике Калмыкия обязано произвести государственную регистрацию право собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество: Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенного южнее пос. Гашун.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 22.07.2013 по делу N А22-1389/20135.03.2013, Управление Росреестра обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение. Судом не учтено, что на момент ввода объекта в эксплуатацию отсутствовали документы о предоставлении земельного участка для строительства объекта.
Определением суда от 16.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 30.09.2013.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители Министерства и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Представители направили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие представителей Министерства и третьего лица.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
07.02.2013 Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости: Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с предоставлением документов, в том числе разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и кадастрового паспорта сооружения (том 1, л.д. 58-60,61, 62-63).
26.02.2013 управлением было направлено министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации до 25.03.2013 в связи отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречиях в других документах, которые подлежали устранению в указанный срок (том 1, л.д.10).
В установленный срок Министерством устранены все выявленные противоречия в документах и представлено свидетельство о праве на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.
Сообщением от 25.03.2013 N 07/003/2013-341 Управление отказало Министерству в регистрации права собственности на объект недвижимости "Водоснабжение пос. Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс) с кадастровым номером 08:13:190201:117, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Яшкульский район, южнее поселка Гашун, на земельном участке площадью 26961 кв.м с кадастровым номером 08:13:190201:118, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122- ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (том 1, л.д. 8-9).
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, считая решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", разъяснено, что для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов или органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление в совокупности двух обстоятельств: несоответствие обжалуемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение данным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Согласно статье 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В статье 17 Закона о регистрации содержится перечень документов, являющихся основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым в частности относятся: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения. При этом установлена недопустимость истребования у заявителя дополнительных документов, за исключение предусмотренных данным Законом.
В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на регистрацию, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом в арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).
Согласно статьям 218, 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь приобретается лицом, если она изготовлена или создана с соблюдением закона и иных правовых актов; право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о регистрации (в редакции до 23.07.2013), в пункте 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
К таким документам относится разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, выданное в соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который Министерством был представлен Управлению.
Как видно из оспариваемого сообщения управления об отказе в государственной регистрации от 25.03.2013 N 07/003/2013-341, отказ мотивирован тем, что ответ органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 12 пункт 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Материалами дела подтверждается, что Управлению представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на земельный участок площадью 26 961 кв. м с кадастровым номером 08:13:190201:118 под водопроводным сооружением, расположенным в 0,5 км на юго-восток от поселка Гашун Яшкульского района, выданного 26.02.2013 за N 08 РК 298323 Управлением и подтверждающим регистрацию права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2013 за N 08-08-07/003/013-338 (том 1, л.д. 29).
Таким образом, отказывая в регистрации права на объект недвижимого имущества, управление располагало сведениями о праве собственности Республики Калмыкия на земельный участок площадью 26 961 кв.м, расположенного в Яшкульском районе, в 0,5 км на юго-восток от пос. Гашун.
При этом Управление, ссылаясь в сообщении от 25.03.2013 на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок и указывая на получение из Администрации Яшкульского районного муниципального образования копии распоряжения от 13.11.2007 N 429 и акта обследования и выбора земельного участка от 05.11.2007, не приняло во внимание, что указанные документы относятся к предоставлению земельных участков для строительства межпоселковых газопроводов, а не объектов водоснабжения.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерством представлены в управление Росреестра документы, подтверждающие права на земельный участок, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объектов недвижимого имущества, выданные уполномоченными органами и соответствующие требованиям градостроительного законодательства, а поэтому у регистрирующего органа не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на построенный объект недвижимости.
Суд первой инстанции, установив, что отказ в регистрации права на объекты недвижимости нарушает права и законные интересы публично-правового образования - Республики Калмыкия и не соответствует Федеральному Закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то есть совокупность условий для признания отказа в государственной регистрации от 25.03.2013 N 07/003/2013-341 незаконным, пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением на управление обязанности произвести государственную регистрацию права собственности Республики Калмыкия на недвижимое имущество - объектов водоснабжения поселка Гашун Яшкульского района (1 пусковой комплекс), расположенных в 0,5 км на юго-восток от поселка Гашун Яшкульского района Республики Калмыкия.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Более того, судом апелляционной инстанции установлено, что на момент рассмотрения дела управлением решение суда от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 исполнено, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 08 РК 32372 от 05.08.2013.
Доводы Управления о том, что право собственности на объекты недвижимости не могут быть зарегистрированы в связи с тем, что на момент выдачи разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатации отсутствовали правоустанавливающие документы на земельный участок, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку указанное обстоятельство не является основанием для отказа в регистрации объекта недвижимости при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок на момент регистрации вновь возведенных объектов.
Кроме того, Управлением Росреестра не учтены рекомендации, изложенные в пункте 40 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, о том, что при проведении правовой экспертизы рекомендуется проверять соблюдение публично-правовых интересов.
В данном случае, строительство объектов водоснабжения осуществлялось для обеспечения водой жителей поселка Гашун Яшкульского района во исполнение федеральной целевой программы "Юг России", являющейся государственной политикой в сфере комплексного социально-экономического развития южных республик России, в том числе Республики Калмыкия.
Других доказательств в обоснование своих доводов управление в суд апелляционной инстанции не представило, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 22.07.2013 по делу N А22-1389/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1389/2013
Истец: Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия