г. Краснодар |
|
27 января 2014 г. |
Дело N А22-1392/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Аваряскина В.В., судей Афониной Е.И. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (ИНН 0816009907, ОГРН 1090816005587) - Хавшанова Е.А. (доверенность 09.01.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (ИНН 0814162917, ОГРН 1040872150406) - Буватинова Д.И. (доверенность от 10.01.2014), в отсутствие третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседния, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2013 (судья Конторова Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 (судьи Жуков Е.В., Афанасьева Л.В., Годило Н.Н.) по делу N А22-1392/2013, установил следующее.
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании незаконным отказа, оформленного сообщением от 25.03.2013, в государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на газопровод к пос. Утта с отводом в пос. Молодежный, пос. Привольный, пос. Хулхута, пос. Тавн Гашун Яшкульского района (межпоселковый газопровод пос. Тавн Гашун - пос. Утта, II пусковой комплекс), расположенный в границах соответствующих сельских муниципальных образований.
Решением от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.10.2013, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Управление указывает, что местоположение газопровода не совпадает с адресами земельных участков. Из постановлений администрации Яшкульского района от 29.12.2012 N 531, от 01.08.2012 N 477 и от 22.11.2012 не следует, что земельные участки предназначены именно для строительства спорного газопровода. Газопровод протяженностью 40 822 м представляет собой единый объект, в то время как земельные участки площадью 2, 4 и 35 кв. м - отдельные строго ограниченные участки земель, которые не могут быть основанием для проведения государственной регистрации целого объекта.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Калмыкия, представитель управления настаивал на доводах кассационной жалобы, представитель министерства возражал против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 07.02.2013 министерство обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Республики Калмыкия на объект недвижимости - газопровод к пос. Утта с отводом в пос. Молодежный, пос. Привольный, пос. Хулхута, пос. Тавн Гашун Яшкульского района (межпоселковый газопровод пос. Тавн Гашун - пос. Утта, II пусковой комплекс) и представило разрешение на строительство от 11.02.2008 N 3, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.01.2010 N 8, кадастровый паспорт сооружения и постановление администрации Яшкульского района от 21.03.2013 N 123 (с учетом представления в управление 21.02.2013, 19.03.2013 и 22.03.2013 дополнительных документов).
26 февраля 2013 года управление направило министерству уведомление о приостановлении государственной регистрации из-за отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок и выявленных противоречий.
25 марта 2013 года управление сообщило об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости со ссылкой на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок и полученный ответ администрации Яшкульского района на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии такого документа.
Считая решение управления об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
Понятие недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.
Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что данный объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Согласно представленному на регистрацию кадастровому паспорту сооружения, газопроводу присвоен кадастровый номер 08:13:000000:161, он расположен в границах Тавнгашунского СМО и Хулхутинского СМО и имеет протяженность 40 822 м. Однако земельные участки с кадастровыми номерами 08:13:080201:124, 08:13:340201:82 и 08:13:080101:180, право на которые зарегистрировано за министерством, имеют площадь 2 кв. м, 4 кв. м, и 35 кв. м, и расположены по адресу: Яшкульский район, в 1240 м на северо-восток от пос. Утта; Яшкульский район 70 м на северо-запад от пос. Тавн Гашун; Яшкульский район пос. Утта. Таким образом, местоположение газопровода не совпадает с адресами земельных участков. В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих возникновение права на земельный участок для строительства газопровода протяженностью 40 822 м.
Кроме того, кадастровый паспорт сооружения не соответствует требованиям действующего на момент его выдачи приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 18.02.2008 N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" и не содержит необходимый для государственной регистрации объем информации (в представленном кадастровом паспорте не указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку вывод судов о соответствии требованиям закона направленных на государственную регистрацию документов нормам действующего законодательства сделан без исследования и оценки совокупности представленных в дело доказательств, решение суда от 24.07.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 04.10.2013 надлежит отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом совокупности имеющихся деле доказательств, оценить доводы заинтересованного лица о несоответствии представленных заявителем документов требованиям действующего законодательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2013 по делу N A22-1392/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрении в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Аваряскин |
Судьи |
Е.И. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.