г. Краснодар |
|
06 февраля 2014 г. |
Дело N А22-779/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашникова М.Г., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия (ИНН 0814103358, ОГРН 1020800772112) Басацкого Н.А. (доверенность от 05.02.2013), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (ИНН 0816005412, ОГРН 1080816004004), третьих лиц: Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (ИНН 0814166710, ОГРН 1050866796133), общества с ограниченной ответственностью "Аранзал-Экспресс" (ИНН 0816010148, ОГРН 1090816006930), общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Тур" (ИНН 0814141032, ОГРН 1030800754643), общества с ограниченной ответственностью "Нежин-Экспересс" (ИНН 0814091656, ОГРН 1020800762850), общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Тур" (ИНН 0814170308, ОГРН 1060814085276), общества с ограниченной ответственностью "Транс-Тур" (ИНН 0809900862, ОГРН 10901816000439), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.07.2013 (судья Конторова Д.Г.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А22-779/2013, установил следующее.
Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия (далее - РСТ) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия (далее - управление) о признании недействительными решения от 28.03.2013 и предписания от 14.03.2013.
Решением от 08.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что управление доказало нарушение РСТ части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В кассационной жалобе и дополнении к ней РСТ просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что приказ РСТ от 12.12.2012 N 133-п/тр "Об установлении тарифа на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категории М2, М3 в междугородном сообщении (далее - приказ N 133-п/тр) не противоречит федеральным и региональным нормативным правовым актам и не ограничивает конкуренцию на рынке междугородних перевозок пассажиров.
В отзывах управление и ООО "Аранзал-Экспресс" просят судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель РСТ повтори доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 30.01.2014.
Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить последующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения ООО "Аранзал-Экспресс" управление приняло решение от 28.03.2013, которым признало РСТ нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в том, что РСТ произвела расчет тарифа только на основании данных, предоставленных перевозчиками, обратившимися с соответствующими заявлениями об установлении предельных уровней тарифов. Федеральные и региональные нормативные акты не содержат норм, позволяющих устанавливать минимальные тарифы. Нарушение конкуренции управление увидело в том, что у обратившегося с жалобой в антимонопольный орган ООО "Аранзал Экспресс" уменьшилось количество перевозимых пассажиров после принятия спорного приказа. Установление минимального тарифа ограничивает ООО "Аранзал Экспресс" в осуществлении хозяйственной деятельности, оно лишено возможности в целях привлечения пассажиров проводить акции в виде установления провозной платы ниже минимального тарифа.
РСТ предписано в срок до 08.04.2013 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции - внести изменения в пункт 1 приказа N 133-п/тр в виде отмены минимальных тарифов на перевозку пассажиров автомобильными транспортными средствами категории М2, М3.
РСТ обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов управления недействительными.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Констатация управлением несоответствия законодательству принятых органом государственной власти актов в отсутствие доказательств, подтверждающих наступление или возможность наступления последствий, предусмотренных статьей 15 Закона о конкуренции, не может рассматриваться как необходимое и достаточное основание для признания этого органа нарушившими требования антимонопольного законодательства.
Суды, сославшись на пункт 7 Положения о государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293, далее - постановление N 293), Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Республики Калмыкия (утверждены приказом РСТ РК от 08.11.2012 N107-п/тр), пришли к выводу, что РСТ вправе устанавливать только один из предельных уровней тарифов: минимальный или максимальный. Суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что принятие приказа N 133-п/тр привело к ограничению конкуренции, поскольку ООО "Аранзал Экспресс" лишено возможности проводить акции в виде уменьшения провозной платы в целях привлечения пассажиров.
Указанные выводы сделаны без учета следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 постановления N 293 оно определяет цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Субъектами регулирования являются субъекты естественной монополии, оказывающий услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые подлежат государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом N 133-п/тр установлены предельные уровни тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении транспортными средствами категории М2, М3. Таким образом, постановление N 293, нарушение пункта 7 которого вменено РСТ судами, не подлежит применению к спорным отношениям. Вывод апелляционного суда о том, что приказ N 133-п/тр принят РСТ в соответствии с пунктом 7 постановления N 293, не соответствует обстоятельствам дела - в приказе ссылки на постановление N 293 отсутствуют.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Правительством Республики Калмыкия принято постановление от 05.03.2004 N 80 "О государственном регулировании тарифов на перевозку пассажиров автомобильным транспортом".
РСТ утвердила Методические указания по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Республики Калмыкия. Согласно разделу 3 Методических указаний (в редакции, действовавшей в период принятия спорного приказа и рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций) государственное регулирование тарифов осуществляется путем установления фиксированных (предельных максимальных или минимальных) тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях на территории Республики Калмыкия. Исходя из буквального толкования данной нормы, суды пришли к выводу, что РСТ могла установить только один из предельных уровней тарифа - минимальный или максимальный. Однако суды не приняли во внимание, что управление не вменяло РСТ такое нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, как установление одновременно предельных максимальных и минимальных тарифов, а указало на установление без правовых оснований минимального тарифа. И в предписании управление предложило отменить именно минимальный тариф. Выводы в отношении отсутствия у РСТ права устанавливать минимальный тариф в судебных актах отсутствуют.
В решении управление указало, что РСТ неправомерно произвела расчет тарифов только на основании данных, предоставленных перевозчиками, обратившимися с соответствующими заявлениями об установлении предельных уровней тарифов и осуществляющими перевозки пассажиров по направлениям Элиста - Москва - Элиста и Элиста - Санкт-Петербург - Элиста без учета остальных перевозчиков, осуществляющих аналогичную деятельность. Этот вывод не являлся предметом исследования и оценки судов.
Суды согласились с выводом антимонопольного органа о том, что принятие приказа N 133-п/тр привело к ограничению конкуренции, поскольку ООО "Аранзал Экспресс" лишено возможности проводить акции в виде уменьшения провозной платы в целях привлечения пассажиров.
В пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно Методическим указаниям по формированию тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Республики Калмыкия минимальная величина тарифов должна обеспечивать возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг. Максимальный уровень тарифов рассчитывается с учетом предельного уровня рентабельности.
Приказом N 133-п/тр предельные уровни тарифов установлены для всех субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность. Доказательства, свидетельствующие о том, что в результате принятия РСТ названного приказа какие-либо перевозчики поставлены в преимущественное положение по сравнению с другими, в материалах дела отсутствуют. Сведения об установлении предельных тарифов на таком уровне, что деятельность перевозчиков при их применении является заведомо убыточной, не предоставлены. Само по себе уменьшение количества пассажиров у ООО "Аранзал Экспресс" и невозможность снижения им провозной платы ниже установленного уровня при наличии такой же обязанности у иных перевозчиков не свидетельствуют об ограничении конкуренции. Таким образом, вывод судов о том, что принятие приказа N 133-п/тр привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, сделан без исследования обстоятельств осуществления пассажирских перевозок и состояния данного рынка до и после принятия РСТ спорного приказа.
В связи с тем, что существенные для рассмотрения спора обстоятельства судами не установлены, а в соответствии с частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, судебные акты надлежит отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит выяснить вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания РСТ нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции исходя из обстоятельств, указанных в решении антимонопольного органа; установить наличие (отсутствие) у РСТ компетенции по установлению минимальных тарифов; исследовать вопрос о том, привело или могло привести издание РСТ приказа N 133-п/тр к наступлению негативных последствий для конкуренции на рынке пассажирских перевозок автомобильными транспортными средствами категории М2, М3 в междугородном сообщении.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 08.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2013 по делу N А22-779/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.