г. Краснодар |
|
10 февраля 2014 г. |
Дело N А32-1689/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799) - Закружной О.В. (доверенность от 27.12.2013), в отсутствие представителя органа, осуществляющего публичные полномочия, - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2013 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-1689/2013, установил следующее.
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 24.10.2012 N 2343/5/12-331512 "Об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях" (далее - решение от 24.10.2012) и о понуждении к исправлению в государственном кадастре недвижимости технической ошибки, путем изменения статуса сведений о земельном участке площадью 400 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129009:34, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Шаляпина, 35/1, (далее - земельный участок) с "ранее учтенных" на "аннулированные".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву соответствия внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости содержанию документов кадастрового дела и наличия у гражданина Гезуна М.А. (далее - физическое лицо) прав на использование земельного участка в качестве объекта аренды.
Администрация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что в государственный кадастр недвижимости в отсутствие документа, устанавливающего или подтверждающего право физического лица на земельный участок, каковым акт органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта не является, не могли быть внесены сведения о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости.
По мнению администрации, внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об обременении (в виде аренды) права собственности на земельный участок в отсутствие соответствующих записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) является технической ошибкой, препятствующей аннулированию в государственном кадастре недвижимости сведений о названном объекте по истечении двух лет с момента осуществления его кадастрового учета.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а требования администрации - удовлетворению.
Из материалов дела видно и судами установлено, что постановлением главы администрации от 30.12.2004 N 3481 физическому лицу утверждены материалы предварительного согласования места размещения станции технического обслуживания автомобилей и магазина на пересечении улицы Российской и переулка Гаражного (напротив жилого дома по улице Российской, 412) в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара, что явилось основанием проведения кадастровых работ и осуществления кадастрового учета земельного участка 25.06.2007.
Администрация в лице департамента муниципальной собственности и городских земель обратилась к учреждению с заявлением от 24.10.2012 об исправлении содержащейся в сведениях государственного кадастра недвижимости технической ошибки путем снятия земельного участка с кадастрового учета.
Решением от 24.10.2012 заявителю в исправлении технической ошибки отказано в связи с отсутствием противоречий между сведениями реестра объектов недвижимости -раздела государственного кадастра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела.
Считая, что в условиях неосуществления государственной регистрации прав на земельный участок в течение 2-х лет со дня его постановки на государственный кадастровый учёт сведения о нем в государственном кадастре недвижимости должны были быть аннулированы, а у органа кадастрового учета отсутствовали основания для присвоения названным сведениям статуса "ранее учтенные" и внесения в государственный кадастр недвижимости данных об обременении прав на земельный участок, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на совершение оспариваемых действии (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действии (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Кадастровый учет земельного участка осуществлялся в период действия Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон N 28-ФЗ), согласно статье 19 которого государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся на основании заявок заинтересованных лиц, в том числе органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, правоустанавливающих документов на земельные участки и документов об их межевании.
Процедура проведения государственного кадастрового учета земельных участков включала в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел.
Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" утвержден раздел "Земельные участки" Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, согласно которому раздел "Земельные участки" государственного реестра земель кадастрового района как составной части Единого государственного реестра земель предназначался для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков и состоял из подразделов, представлявших собой совокупность простых документов - форм, одной из которых являлась форма 1.2. "Сведения о правах".
Открытие подраздела осуществлялось при принятии должностным лицом оформленного в письменной форме решения о постановке на кадастровый учет вновь сформированного земельного участка и заключалось в установлении номера подраздела в журнале учета кадастровых номеров и внесении сведений о земельном участке в формы государственного реестра земель кадастрового района. При этом обязательному заполнению подлежали форма 1.1 "Общие сведения" и форма 1.7 "План границ земельного участка", а остальные - по мере получения необходимых для их заполнения сведений.
Статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (вступил в силу 01.03.2008; далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признан юридически действительным, а такие объекты - объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенными объектами недвижимости). Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащих такие сведения документы подлежали включению в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, установленные органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно пунктам 4, 7, 9, 18, 21, 31, 34, 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, (ранее утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.02.2008 N 35, в настоящее время - приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42) сведения о ранее учтенных земельных участках в государственном кадастре недвижимости должны соответствовать сведениям о таких земельных участках, содержащимся в документах государственного земельного кадастра, в том числе формах государственного реестра земель кадастрового района.
Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости и их частях первоначально сопровождается присвоением им статуса "внесенные", который на основании принятого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета соответствующего решения изменяется на "временные", "учтенные", "ранее учтенные", "архивные" или "аннулированные".
Решение о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и иных документов, одним из которых является договор аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета.
Сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости являются противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений о таких объектах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, отсутствие в представленных (поступивших) документах информации о наличии оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Действовавшей на момент принятия оспариваемого решения редакцией части 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ предусматривалось, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного земельного участка носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на названный объект. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
При этом согласно пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости статус кадастровых сведений "временный" изменяется на статус "аннулированный".
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке
Кадастровая ошибка в сведениях, каковой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ, пункты 47, 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
Согласно пункту 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости основанием для принятия решения об отказе в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями государственного кадастра недвижимости и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились).
Кадастровые дела ранее учтенных земельных участков государственного земельного кадастра являются составной частью кадастровых дел объектов недвижимости государственного кадастра недвижимости. В кадастровое дело помещаются документы, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости об объектах недвижимости (пункты 85, 86 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости).
По смыслу пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 133 Кодекса на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
В рассматриваемом случае судам следовало определить характер возникшего спора. Обращаясь с требованием о признании незаконным решения учреждения, администрация фактически просила исправить содержащуюся в сведениях государственного кадастра недвижимости техническую ошибку (исключить сведения об обременении прав на земельный участок) и изменить статус сведений о земельном участке "ранее учтенные" на статус "аннулированные".
Установив безосновательное включение в государственный кадастр недвижимости сведений об обременении прав на земельный участок, суды должны были квалифицировать требования общества как требование об исправлении кадастровой ошибки, обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости и при отсутствии иных оснований для отказа в изменении статуса сведений о земельном участке понудить учреждение к принятию соответствующего решения.
В отсутствие доказательств заключения договора аренды с физическим лицом и, в этой связи, спора о правах на земельный участок, необходимость искового производства для разрешения спора также отсутствует.
Аналогичный правовой подход сформулирован Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/13.
В рассматриваемом случае у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания как для внесения в государственный земельный кадастр сведений о наличии обременения (в виде аренды) прав на земельный участок, так и для переноса соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В отсутствие договора аренды и доказательств его государственной регистрации статус сведений о земельном участке "внесенные" на основании решения органа кадастрового учета подлежал изменению на "временные", а по истечении срока, установленного частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, - на "аннулированные". Установив факт ошибочного внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о наличии обременения (в виде аренды) прав на земельный участок, орган кадастрового учета должен был исключить соответствующие сведения посредством установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки в сведениях.
Оспариваемое администрацией решение учреждения не соответствует вышеприведенным нормативным положениям, нарушает права администрации как представителя публичного собственника земельного участка, формально вынужденного согласовывать с физическим лицом вопросы образования земельных участков (статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению, неправильное истолкование закона.
Ограничившись выводами об отсутствии оснований для исправления технической ошибки, а также о соответствии внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке как о ранее учтенном объекте недвижимости содержанию документов кадастрового дела и наличии у физического лица прав на использование земельного участка в качестве объекта аренды, последний из которых не соответствует установленным по делу обстоятельствам, суды первой и апелляционной инстанции допустили нарушение норм материального права, приведшее к принятию неправильных судебных актов.
Пунктом 2 части 1 статьи 287 Кодекса арбитражному суду кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы предоставлено право на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и принятию нового судебного акта без передачи дела на новое рассмотрение, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А32-1689/2013 отменить.
Заявление администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить.
Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю от 24.10.2012 N 2343/5/12-331512 "Об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях" не соответствующим статьям 28 и 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьям 17 и 21 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости".
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю исправить ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости путем изменения статуса сведений о земельном участке площадью 400 кв. м с кадастровым номером 23:43:0129009:34, расположенном по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Шаляпина, 35/1, с "ранее учтенных" на "аннулированные".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае у органа кадастрового учета отсутствовали законные основания как для внесения в государственный земельный кадастр сведений о наличии обременения (в виде аренды) прав на земельный участок, так и для переноса соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. В отсутствие договора аренды и доказательств его государственной регистрации статус сведений о земельном участке "внесенные" на основании решения органа кадастрового учета подлежал изменению на "временные", а по истечении срока, установленного частью 4 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, - на "аннулированные". Установив факт ошибочного внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о наличии обременения (в виде аренды) прав на земельный участок, орган кадастрового учета должен был исключить соответствующие сведения посредством установленной законом процедуры исправления кадастровой ошибки в сведениях.
Оспариваемое администрацией решение учреждения не соответствует вышеприведенным нормативным положениям, нарушает права администрации как представителя публичного собственника земельного участка, формально вынужденного согласовывать с физическим лицом вопросы образования земельных участков (статьи 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 февраля 2014 г. N Ф08-9194/13 по делу N А32-1689/2013
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3551/14
19.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3551/14
10.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9194/13
20.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17661/13
06.09.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1689/13