г. Краснодар |
|
11 февраля 2014 г. |
Дело N А32-29389/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Тляншева Р.М. (доверенность от 17.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 (судья Тарасенко А.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 (судьи Соловьева М.В., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-29389/2012, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее -территориальное управление) со следующими требованиями:
- признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявления от 28.12.2011 о предоставлении в аренду следующих земельных участков: с кадастровым номером 23:43:0305061:0202 площадью 2422 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0000000:166 площадью 419 492 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305040:54 площадью 4408 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305040:111 площадью 348 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305026:120 площадью 6740 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305041:1 площадью 5350 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305026:63 площадью 147 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305040:53 площадью 3564 кв. м, с кадастровым номером 23:43:0305026:67 площадью 1475 кв. м;
- возложить на территориальное управление обязанность в течение месяца с даты вступления в законную силу решения по делу направить в адрес общества проекты договоров аренды спорных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013, заявление общества удовлетворено. Суды пришли к выводу о наличии у заявителя права на приобретение в аренду земельных участков, используемых для нужд железнодорожного транспорта (статья 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон N 29-ФЗ), Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264). Довод территориального управления о предъявлении требований к ненадлежащему лицу судебные инстанции отклонили со ссылкой на статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374. Поскольку заключение договоров аренды земельных участков относится к компетенции территориального управления, оно обязано устранить допущенные нарушения. Наличие внутренних организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - агентство), не может служить основанием для отказа в заключении договора аренды. С учетом установленных обстоятельств суды признали бездействие управления незаконным. В целях устранения допущенных нарушений на территориальное управление возложена обязанность направить заявителю проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0305061:202, 23:43:0000000:166, 23:43:0305040:54, 23:43:0305040:111, 23:43:0305026:120, 23:43:0305041:1, 23:43:0305026:63, 23:43:0305026:67 и 23:43:0305040:53 (т. 3, л. д. 41).
В кассационной жалобе территориальное управление просит отменить решение и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Заинтересованное лицо полагает, что суды неправильно определили орган, который должен принимать решение о передаче земельных участков в аренду. Согласно пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Правом распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено агентство, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через территориальные органы. Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является территориальное управление. В соответствии с приказом от 27.02.2009 N 49 территориальное управление предоставляет земельные участки в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование по поручению агентства. Данный приказ не признан недействительным и является обязательным для заинтересованного лица. При наличии правовой неопределенности в отношении лица, которое должно отвечать по требованиям общества, суду следовало привлечь агентство к участию в деле. В адрес территориального управления не поступали поручения агентства о разделе земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0025 и заключении договоров аренды. При осуществлении заявителем кадастровых работ в отношении указанного земельного участка (при его разделе на девять самостоятельных участков) общая площадь участка значительно уменьшилась. Суды не учли, что территориальное управление обращалось в агентство с запросом о возможности уменьшения площади земельного участка на основании заключения кадастрового инженера от 11.01.2012 N 04.459-п/12. Разъяснения от агентства по данному вопросу в территориальное управление не поступили. В случае понуждения территориального управления к заключению договоров аренды без поручения агентства такая сделка будет отвечать критериям недействительности (статья 174 Гражданского кодекса). Общество не представило доказательств, подтверждающих факт непринятия территориальным управлением мер к подготовке проекта договора аренды, уклонения или отказа от его заключения. С учетом изложенного основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
В отзыве общество просило оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты.
В заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты надлежит оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, на основании постановления от 30.08.1995 N 1013 обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежал земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:0025, расположенный по адресу: г. Краснодар, Центральный округ, Краснодар-1 (т. 2, л. д. 55 - 59).
Данный земельный участок площадью 564 600 кв. м предназначен для эксплуатации зданий, сооружений и других объектов транспорта и является собственностью Российской Федерации (т. 1, л. д. 39).
На основании распоряжения территориального управления от 08.09.2005 N 344-р (далее - распоряжение N 344-р) общество и заинтересованное лицо заключили договор от 09.09.2005 N 7700000180 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0025 (т. 1, л. д. 40 - 42). Договор заключен на 11 месяцев.
Согласно пункту 3.2 распоряжения N 344-р заявителю поручено провести работы по межеванию данного земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. В результате межевых работ сформированы девять земельных участков с кадастровыми номерами: 23:43:0305061:202 площадью 2422 кв. м, 23:43:0000000:166 площадью 419 492 кв. м, 23:43:0305040:54 площадью 4408 кв. м, 23:43:0305040:111 площадью 348 кв. м, 23:43:0305026:120 площадью 6740 кв. м, 23:43:0305041:1 площадью 5350 кв. м, 23:43:0305026:63 площадью 147 кв. м, 23:43:0305040:53 площадью 3564 кв. м и 23:43:0305026:67 площадью 1475 кв. м.
Заявитель обращался к заинтересованному лицу с заявлениями о предоставлении образованных земельных участков в аренду (т. 1, л. д. 47 - 55).
Поскольку в установленные сроки заявления не рассмотрены, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что испрашиваемые обществом земельные участки предназначены для эксплуатации зданий, сооружений и других объектов транспорта (подпункт 3 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса; т. 1, л. д. 68 - 131; т. 2, л. д. 1 - 54).
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (подпункт 2 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса).
Абзацем третьим пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона N 29-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 названных Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу на основании договора аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Суды установили, что общество направило в территориальное управление документы, необходимые для принятия решения о предоставлении в аренду испрашиваемых земельных участков.
В нарушение правил части 5 статьи 200 Кодекса заинтересованное лицо не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о правомерности оспариваемого бездействия.
С учетом изложенного судебные инстанции правомерно удовлетворили заявление общества. В порядке восстановления нарушенного права суды на основании пункта 3 части 5 статьи 201 Кодекса возложили на заинтересованное лицо обязанность принять решение о предоставлении участков в аренду и направить в адрес общества проекты договоров.
Доводы территориального управления о том, что раздел исходного земельного участка произведен неуполномоченным лицом, не принимаются.
Межевые работы, в результате которых образованы испрашиваемые участки, осуществлены на основании распоряжения N 344-р. Территориальное управление знало о необходимости раздела участка (т. 3, л. д. 21 - 25); участки, образованные при разделе участка с кадастровым номером 23:43:0000000:0025, в силу правил пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса находятся в федеральной собственности.
Ссылка заинтересованного лица на отсутствие у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) спорных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, правомерно отклонена судами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги". В пункте 2 Правил предусмотрено, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются организациям железнодорожного транспорта на основании договоров аренды, заключаемых с территориальными управлениями агентства.
В дело представлены письма агентства от 19.06.2009 N ПП-10/15405 и от 07.08.2012 N ПП-10/31272, согласно которым территориальным управлениям агентства поручено заключать с ОАО "Российские железные дороги" договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта (т. 3, л. д. 65 - 68). Таким образом, субъектный состав рассматриваемого спора определен судебными инстанциями верно, неопределенность в вопросе о полномочиях заинтересованного лица отсутствовала.
Иные доводы жалобы территориального управления являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, где получили правильную правовую оценку.
Нормы материального права при рассмотрении дела суды применили верно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2013 по делу N А32-29389/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.