город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2013 г. |
дело N А32-29389/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель по доверенности, Шевченко О.И., удостоверение N 019885.
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев вопрос о возобновлении производства по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-29389/2012, принятое судьёй Тарасенко А.А., по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к заинтересованному лицу Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о признании незаконным бездействия и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ТУ Росимущества в Краснодарском крае (далее - заинтересованное лицо) и с учетом ходатайства об уточнении требований от 08.02.2013 просит признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Краснодарском крае, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу обращения ОАО "РЖД" от 28.12.2011 о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 23:43:0305061:0202 площадью 2422 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0000000:0166 площадью 419492 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305040:54 площадью 4408 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305040:111 площадью 348 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305026:120 площадью 6740 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305041:1 площадью 5350 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305026:63 площадью 147 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305040:53 площадью 3564 кв.м, с кадастровым номером 23:43:0305026:67 площадью 1475 кв.м, обязании ТУ Росимущества в Краснодарском крае в течение месяца с даты вступления в законную силу настоящего решения суда направить в адрес ОАО "РЖД" проект договора аренды спорных земельных участков. Требования мотивированы противоправностью бездействия органа власти
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что у общества имеется исключительное право на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации спорного земельного участка.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных по делу требований отказать. Полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения об обстоятельствах настоящего дела, настаивал на доводах отзыва на апелляционную жалобу. Управление, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела на основании постановления главы администрации муниципального образования г. Краснодар от 30.08.1995 N 1013 владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:43:0000000:0025.
Данный земельный участок является собственностью РФ на основании свидетельства 23-АБ N 115488 от 30.06.2003 (л.д.39).
В дальнейшем согласно распоряжению заинтересованного лица от 08.09.2005 N 344-р (далее - распоряжение), между заявителем и заинтересованным лицом заключен договор аренды от 09.09.2005 N 7700000180, указанного земельного участка, сроком на 11 месяцев.
Согласно письму заинтересованного лица от 18.04.2007 N 08-10/2889 договор аренды продлен на неопределенный срок.
Пунктом 3.2. п.3 указанного распоряжения заявителю поручено провести работы по межеванию земельного участка.
В результате работ были сформированы 9 земельных участков с кадастровыми номерами: 23:43:0305061:0202 площадью 2422 кв.м, 23:43:0000000:0166 площадью 419492 кв.м, 23:43:0305040:54 площадью 4408 кв.м, 23:43:0305040:111 площадью 348 кв.м, 23:43:0305026:120 площадью 6740 кв.м, 23:43:0305041:1 площадью 5350 кв.м, 23:43:0305026:63 площадью 147 кв.м, 23:43:0305040:53 площадью 3564 кв.м, 23:43:0305026:67 площадью 1475 кв.м.
Заявитель обращался к заинтересованному лицу с заявлениями от 04.04.2011 N 419 (т.1 л.д.43), от 28.12.2011 N 1563 (т.1 л.д.45), о необходимости государственной регистрации права собственности РФ на вновь образованные участки и 22.12.2011 с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду (т.1 л.д.47-55).
24.07.2012 заявитель направил в адрес заинтересованного лица проекты договоров аренды на указанные земельные участки (т.1 л.д.56). Договор подписан не был, ответа от заинтересованного лица, содержащего отказ или согласие представить земельный участок, не поступало.
Полагая, что бездействие территориального управления по вопросу об оформлении арендных отношений не соответствует положениям Земельного кодекса и нарушает права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, названные в п. 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги".
В пункте 2 названных Правил указано, что земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются обществу территориальными управлениями Росимущества на основании договоров аренды, примерная форма которого утверждается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Указанные обстоятельства управлением не оспариваются, доводов по существу в отношении прав общества на оформление права аренды в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду заявлено не было.
Управление полагает, что является ненадлежащим заинтересованным лицом, поскольку в соответствии с приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" решение о передаче земельного участка в аренду должно приниматься Росимуществом, по поручению которого договор аренды будет заключен управлением. Отсутствие поручения ФАУГИ территориальное управление полагает единственным препятствием к предоставлению спорного участка обществу.
Указанный довод подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом указанное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, действующее на основании Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. В соответствии с подп. "е" пункта 4.8 Положения по поручению агентства управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению земельного участка согласно положению возложена на управление, оно является надлежащим заинтересованным лицом в рамках настоящего дела. Наличие организационных процедур, предусматривающих согласование передачи земельных участков в аренду, с учетом положений пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", не могут служить основанием к отказу в заключении договора аренды. С учетом изложенного отсутствие поручения Росимущества на заключение договора аренды не может служить препятствием для реализации обществом, являющимся собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, права на заключение договора аренды данного участка.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой Постановлением ФАС СКО от 16.10.2013 по делу N А32-28339/2012.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что бездействие управления не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы общества.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные обществом требования. Доводы апелляционной жалобы несостоятельны.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2013 по делу N А32-29389/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29389/2012
Истец: Краснодарское отделение СКЖД - филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-339/14
11.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10425/13
13.05.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29389/12
03.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1461/13
17.01.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16577/12