Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральные законы "Об актах гражданского состояния" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения, позволяющие мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке между собой, давших обоюдное информированное добровольное согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ), и одинокой женщине, давшей информированное добровольное согласие на применение ВРТ, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих технологий быть записанными родителями (родителем) ребенка в книге записей рождений, а также изменения, предусматривающие ограничения оспаривания отцовства (материнства) при применении ВРТ.
Законопроектом также предлагается ввести обязательную нотариальную форму договора, предусматривающего перенос донорского эмбриона, вынашивание плода и рождение ребенка, между суррогатной матерью и потенциальными родителями (потенциальным родителем) и установить обязанность нотариуса, удостоверившего такой договор, передать соответствующую информацию в орган записи актов гражданского состояния.
Указанные изменения в целом направлены на устранение проблем в правоприменении при регистрации рождения детей в результате применения ВРТ.
Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона с учетом замечаний и предложений, изложенных в приложении.
Приложение: на 4 л.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Замечания
по проекту федерального закона N 473140-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий",
внесенному членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым и Т.А. Кусайко
Законопроектом предлагается ввести обязательную нотариальную форму договора о переносе донорского эмбриона, вынашивании плода и рождении ребенка, заключаемого между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями (потенциальным родителем) (статьи 1-4 законопроекта).
Наименование указанного договора не соответствует его предмету и содержанию, которые исходя из части 9 статьи 55 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" должны предусматривать в том числе урегулирование правоотношений, связанных с преждевременными родами. Внутриматочное введение (перенос) эмбриона является медицинской услугой, предоставляемой не суррогатной матерью, а медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь с использованием методов ВРТ, которая стороной соответствующего договора не является. В связи с этим наименование указанного договора по тексту законопроекта следует уточнить, заменив его на наименование "договор о суррогатном материнстве" (далее - Договор).
Представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении особых правил изменения Договора, которые гарантировали бы правовую защиту суррогатной матери. В частности, изменения Договора не должны ухудшать положение суррогатной матери. В законопроекте остались неурегулированными вопросы о возможностях и порядке расторжения Договора, а также правовые последствия признания его недействительным. В законопроекте необходимо предусмотреть, что информация о расторжении, изменении или признании недействительным Договора должна передаваться в орган записи актов гражданского состояния.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате уже содержат процедурные нормы (общие положения об удостоверении договора содержатся в главе X), поэтому из предлагаемых изменений целесообразно сохранить лишь положение об обязанности нотариуса передать сведения об удостоверенном договоре в орган записи актов гражданского состояния (часть вторая проектируемой статьи 59.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). При этом соответствующее положение законопроекта следует согласовать с положениями Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в части состава сведений, передаваемых нотариусом в орган записи актов гражданского состояния, а также уточнить способ передачи таких сведений - посредством единой информационной системы нотариата с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. С учетом структуры главы X Основ законодательства Российской Федерации о нотариате положение законопроекта об обязанности нотариуса передать сведения об удостоверенном договоре в орган записи актов гражданского состояния целесообразно изложить в новой статье 56.1 указанной главы.
Законопроектом предполагается, что мужчина и женщина, не состоящие в браке между собой, имеют право на применение ВРТ и указываются в качестве сторон Договора. Однако данные лица могут состоять в браке с иными лицами (то есть не являться мужем и женой друг другу), что с учетом пункта 2 статьи 48 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которому отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке, может привести к возникновению сложности в правоприменительной практике при установлении происхождения ребенка.
В связи с тем, что действующее законодательство устанавливает различный порядок внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка в зависимости от того, состоят ли родители в браке между собой (статьи 48, 49 и 51 Кодекса и глава VI Федерального закона "Об актах гражданского состояния"), в абзаце первом пункта 4 статьи 51 Кодекса в редакции законопроекта необходимо предусмотреть, что мужчина и женщина, не состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в порядке, установленном пунктом 2 статьи 51 Кодекса, а также указать, что данная норма не распространяется на случаи записи родителей при суррогатном материнстве, которые описаны в абзаце втором пункта 4 статьи 51 Кодекса в редакции законопроекта. Поскольку законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 48 и 51 Кодекса, касающиеся порядка установления происхождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, и записи родителей такого ребенка при государственной регистрации рождения, (статья 1 законопроекта), необходимо также предусмотреть внесение соответствующих изменений в статью 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", регулирующую порядок внесения сведений о родителях в запись акта о рождении ребенка.
Законопроект исключает процедуру установления отцовства для случаев рождения ребенка в результате применения ВРТ с участием мужчины и женщины, не состоящих в браке между собой (пункты 1 и 2 статьи 1 законопроекта, пункт 1 статьи 3 законопроекта). Однако такое изменение порядка установления происхождения ребенка от мужчины, с которым мать ребенка не состоит в браке, включено только в статью 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (в редакции законопроекта), которая регулирует процедурные вопросы подачи заявления о рождении ребенка. В связи с этим возникает противоречие с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 48 Кодекса и пункту 2 статьи 50 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" родители будущего ребенка, не состоящие в браке между собой, вправе подать заявление об установлении отцовства во время беременности матери при наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной. В законопроекте оставлен без внимания вопрос о возможности в соответствующих случаях подать в орган записи актов гражданского состояния заявление об установлении отцовства и происхождения ребенка от матери (материнства) во время беременности суррогатной матери.
Из пункта 1 статьи 3 проекта законопроекта неясно, кто именно записывается родителями (родителем) ребенка в случае смерти потенциальных родителей (родителя).
Запрет ссылаться на применение ВРТ при оспаривании отцовства и материнства (пункт 3 статьи 1 законопроекта) не учитывает, что возможно нарушение волеизъявления потенциальных родителей (родителя) при его применении.
В связи с этим предусмотренные законопроектом изменения, связанные с установлением происхождения ребенка и государственной регистрацией установления отцовства, требуют доработки.
Помимо этого, поскольку согласие суррогатной матери как условие записи родителями ребенка его потенциальных родителей упоминается в абзаце втором пункта 4 статьи 51 Кодекса в редакции законопроекта, в пункте 2.1 статьи 48 Кодекса в редакции законопроекта указание на ее согласие представляется излишним.
Что касается информированного добровольного согласия на применение ВРТ, упоминаемого в абзацах вторых пунктов 2 и 3 статьи 1 законопроекта, следует отметить, что статьей 20 и частью 3 статьи 55 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, в связи с чем соответствующая формулировка требует уточнения.
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в часть 9 статьи 55 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающие, что Договор подтверждает факт согласия суррогатной матери на запись указанных лиц родителями (родителем) ребенка, а также факт волеизъявления мужчины и женщины, как состоящих, так и не состоящих в браке между собой, одинокой женщины быть записанными родителями (родителем) родившегося ребенка. Однако подтверждение соответствующих фактов не относится к предмету правового регулирования Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в связи с чем статью 4 требуется исключить из законопроекта.
В статье 5 законопроекта необходимо предусмотреть переходные положения, предусматривающие применение норм Кодекса, Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в редакции законопроекта к правоотношениям, возникшим после вступления их в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 4 июля 2019 г. N 6035п-П12 "Официальным отзыв на проект федерального закона N 473140-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения ребенка в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий", внесенный членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым и Т.А. Кусайко"
Опубликование:
-