г. Краснодар |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А20-1702/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" (ИНН 0721061120, ОГРН 1080721005738) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711024344, ОГРН 1020700751004), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2013 (судья Сохрокова А.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Параскевова С.А.) по делу N А20-1702/2013, установил следующее.
ООО "Тетраграф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (далее - фонд, учреждение) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 11.03.2013 N 5561 - 5569 на общую сумму 1 834 887 рублей и возврате из бюджета указанных денежных средств, списанных в бесспорном порядке.
Решением суда от 10.07.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.10.2013, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированны тем, что основным видом экономической деятельности общества является издательская и полиграфическая деятельность, на которую распространяются льготы по уплате страховых взносов. Начисление фондом страховых взносов основано на изменении юридической квалификации, статуса и характера деятельности общества, поэтому на основании части 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страховые взносы должны взыскиваться в судебном порядке.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы указывает, что у общества отсутствовало право на применение пониженного тарифа, поскольку общество не внесено в реестр СМИ, в связи с чем направление в банк инкассовых поручений на списание денежных средств со счета общества соответствует положениям статей 18 и 19 Закона N 212-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что принятые по делу судебные акты надлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения начальника учреждения от 22.10.2012 N 005/001/4452012, фонд провел выездную плановую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов обществом. Результаты проверки отражены в акте проверки от 12.11.2012 N 005/001/445-2012.
В ходе проверки фонд установил, что общество неправомерно применяло в 2011 году пониженные тарифы, предусмотренные для организаций-средств массовой информации (СМИ). По результатам проверки учреждение 07.12.2012 вынесло решение о привлечении общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Обществу начислены 728 044 рубля штрафа, из которых 277 549 рублей в соответствии со статьей 47 Закона N 212-ФЗ, 450 495 рублей в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), 1 387 745 рублей взносов, из которых 1 041 013 рублей - страховые взносы на страховую часть, 346 600 - страховые взносы в ФФОМС, 132 рубля - страховые взносы в ТФОМС, 174 993 рубля пени.
21 января 2013 года обществу направлено требование N 005/001/445-2012 об уплате в срок до 14.02.2013 взносов, пени и штрафа, предусмотренного статьей 47 Закона
N 212-ФЗ в сумме 1 840 287 рублей. Поскольку требование фонда общество не выполнило, 11.03.2013 учреждение вынесло решение о взыскании задолженности за счет денежных средств общества и выставило инкассовые поручения N 5561, 5562, 5563, 5564, 5565, 5566, 5567, 5568 и 5569, которые исполнены банком.
Считая указанные действия фонда незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 4 части 4 и части 12 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа, если обязанность страхователя по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, производиться должно только в судебном порядке.
Вступившим в силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 7, согласно которому в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде.
Согласно части 1.2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ порядок подтверждения полномочий российских организаций и индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 7 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а также порядок ведения уполномоченным Правительством Российской Федерацией федеральным органом исполнительной власти реестра указанных организаций и индивидуальных предпринимателей и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов определяется Правительством Российской Федерации. Указанный реестр передается в органы контроля уплаты страховых взносов не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2011 N 150 утверждены Правила подтверждения полномочий плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации, а также ведения реестра указанных плательщиков страховых взносов и передачи его в органы контроля за уплатой страховых взносов" (далее - Правила подтверждения полномочий). Для подтверждения своих полномочий плательщик до 10-го числа последнего месяца отчетного периода представляет пакет документов в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (пункт 6 Правил подтверждения полномочий). Для получения установленной льготы в I квартале 2011 года плательщики должны до 30.03.2011 подтвердить полномочия по производству, выпуску в свет (в эфир) и (или) изданию средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера) (пункт 7 Правил подтверждения полномочий).
Таким образом, для получения установленной льготы в отчетном периоде плательщики представляют необходимые документы до 10-го числа последнего месяца отчетного периода (исключение установлено для I квартала 2011 года - по нему документы могли быть представлены до 30.03.2011).
С соблюдением данного требования связано право на получение льготы по уплате страховых взносов, начиная с конкретного отчетного периода, поскольку такое право имеют только те плательщики, сведения о подтверждении полномочий которых находятся в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на соответствующие даты, с тем, чтобы она имела возможность в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и пунктом 21 Правил подтверждения полномочий внести их в реестр и не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом передать реестр в органы контроля уплаты страховых взносов. Иного порядка Правила подтверждения полномочий не содержат.
Суды, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходили из того, что учреждением изменен статус и характер деятельности плательщика, в связи с чем у учреждения отсутствовали основания для взыскания начисленных по результатам выездной проверки страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов во внесудебном порядке.
Однако, доказательств, на основании которых суды сделали такой вывод, в нарушении статей 170 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела не содержат. Суды не выяснили, обращалось ли общество с заявлением в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для подтверждения своих полномочий, было ли общество внесено в реестр СМИ, а также не указали, в чем выразилось изменение фондом статуса и характера деятельности плательщика взносов, при том, что суд первой инстанции установил, что основным видом экономической деятельности общества является издательская и полиграфическая деятельность. Следовательно, судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, выяснение и исследование которых имеет существенное значение для принятия законного судебного акта.
Кроме того, исходя из части 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, взыскание недоимки осуществляется за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. При этом в соответствии с частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании страховых платежей за счет денежных средств плательщика в материалах дела отсутствует, тогда как в инкассовых поручениях от 11.03.2013 N 5561 - 5569 содержится указание о взыскании задолженности на основании решения фонда от 11.03.2013 N 005 001 13 ВД 0002081. Данное обстоятельство судами не проверено.
Недостаточное выяснение фактических обстоятельств дела в части установления статуса и характера деятельности плательщика привело к недостаточно полному исследованию доказательств и принятию недостаточно обоснованных судебных актов, что является основанием для их отмены в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку полномочия суда кассационной инстанции по исследованию и оценке доказательств и установлению новых обстоятельств ограничены статьями 286-287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в силу пункта 3 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, исследовать фактические обстоятельства по делу, используя полномочия, предоставленные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Кодекса и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.07.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А20-1702/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.