г. Краснодар |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А32-7236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Дорогиной Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Логистический Сервис" (ИНН 2315172511, ОГРН 1122315001050), заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 (судья Иванова Н.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 (судьи Винокур И.Г., Стрекачев А.Н., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-7236/2013, установил следующее.
ООО "Логистический Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительными:
- решения от 27.11.2012 N 1776 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленного к возмещению,
- решения от 27.11.2012 N 58376 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 30.08.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.12.2013, решения налоговой инспекции от 27.11.2012 N 1776 и 58376 признаны недействительными. С налоговой инспекции в пользу общества взыскано 2 тыс. рублей государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы недоказанностью инспекцией наличия оснований для отказа в применении налоговой ставки 0% по НДС по оказанным обществом услугам по договорам транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Общество представило необходимые документы, подтверждающие характер и степень его участия в организации международных перевозок. Налоговая инспекция неправомерно начислила обществу НДС, пени и штраф, а также отказала в возмещении НДС.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на непредставление обществом документальных доказательств обоснованности применения ставки 0%. Инспекция считает, что суды не учли требования статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые право на применение ставки НДС 0 % допускают только при осуществлении деятельности экспедиторов по организации международной перевозки. Действия по организации перевозки заключаются в согласовании действий лиц, в результате чего будет осуществлен перевозочный процесс, что является определяющим критерием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным. Из представленных обществом документов следует, что общество не осуществляет непосредственно организацию перевозки товаров от пункта отправления, до пункта назначения, расположенного за пределами территории Российской Федерации. Услуги общества в рамках представленных договоров направлены только на обеспечение возможности перевозки товара, а не на организацию международной перевозки, поэтому право на применение ставки 0 % по НДС в отношении реализованных услуг у общества отсутствует, однако суды это не приняли во внимание.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации по НДС за II квартал 2012 года, составила акт от 25.10.2012 N 45834 и приняла решения от 27.11.2012 N 58376 о начислении 65 759 рублей НДС, 13 151 рубля 80 копеек штрафа и N 1776 об отказе в возмещении 17 401 рубля НДС.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 18.01.2012 N 20-12-16 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения налоговой инспекции утверждены.
Общество не согласилось с решениями налоговой инспекции и в порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
До 01 января 2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса содержалось положение о применении ставки 0% по НДС в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01 января 2011 года подпункт 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса дополнен еще двумя видами услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по налогу на добавленную стоимость: услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Действие указанного подпункта распространяется и на услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок и транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях названной статьи законодатель отнес к транспортно-экспедиционным услугам такие виды услуг как: участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, услуги по разработке и согласованию технических условий погрузки и крепления грузов, розыску груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировке грузов, обслуживанию и ремонту универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживанию рефрижераторных контейнеров и хранению грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
Помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации суды руководствовались Федеральным законом 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, классификацией транспортно-экспедиторских услуг, содержащейся в Национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденном приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст, где указано, что к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Следовательно, правильными являются выводы судов о том, что договоры транспортной экспедиции могут отличаться содержанием обязанностей экспедитора. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза и на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Кодекса при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг; выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
Суды установили, что общество на основании договора от 02.05.2012 N ЛС-001/Т обязалось оказать для ООО "ФосАгро-Транзит" комплекс действий, работ, услуг, связанных с организацией перевозки экспортных грузов клиента в морских крупнотоннажных контейнерах с привлечением третьих лиц, а именно: фрахт морских крупнотоннажных контейнеров и организация погрузки контейнеров с грузом на борт судна, услуги по оформлению документов, необходимых для отправки грузов Клиента в контейнерах за пределы Российской Федерации, организация доставки порожнего контейнера к месту загрузки и доставка груженного контейнера на морской терминал для погрузки на судно, прием груженных вагонов, организация погрузочно-разгрузочных работ по схеме "вагон-контейнер", опломбирование контейнеров, вознаграждение экспедитора за организацию транспортно-экспедиционных услуг.
В подтверждение обоснованности применения 0% ставки НДС общество представило договор от 02.05.2012 N ЛС-001/Т, заявку от 02.05.2012 N 1, протокол согласования стоимости услуг, акт выполненных работ от 31.05.2012 N 1, счет-фактура от 31.05.2012 N 1, платежные документы, договор от 13.04.2012 N 361 с ООО "Аркас Раша", коносамент, грузовой манифест.
Исследованные и оцененные судебными инстанциями документы в совокупности и взаимной связи позволили судам сделать вывод о том, что общество оказало во II квартале 2012 года предусмотренные подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки экспортируемых товаров, перевозимых в непрямом международном сообщении, то есть конечным пунктом перевозки являлся порт иностранного государства, находившийся за пределами территории Российской Федерации, что прямо следует из договоров на оказание транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, находящихся в режиме экспорта, услуги по оформлению заявителем документов осуществлялись с единственной целью - организовать международную перевозку.
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что законом не предусмотрено наличие у общества в этом случае статуса грузоотправителя, грузополучателя либо перевозчика груза за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Нормы права при рассмотрении дела судебными инстанциями применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 по делу N А32-7236/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А.Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.