город Ростов-на-Дону |
|
02 декабря 2013 г. |
дело N А32-7236/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Винокур И.Г.
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Е.Р. Люлькиной
в отсутствие лиц участвующих в деле
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-7236/2013 об оспаривании решений налогового органа по заявлению ООО "Логистический Сервис"
(г. Новороссийск, ИНН 2315172511, ОГРН 1122315001050) к заинтересованному лицу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Логистический Сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края (далее - налоговый орган. Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 27.11.2012 N 1776 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению и решения от 27.11.2012 N 58376 о привлечении ООО "Логистический Сервис" к налоговой ответственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-7236/2013 признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Новороссийску от 27.11.2012 г. N1776 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению как не соответствующие Налоговому Кодексу Российской Федерации РФ. Признано недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Новороссийску от 27.11.2012г.N58376 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения как не соответствующие Налоговому Кодексу Российской Федерации РФ.
Не согласившись с решением суда от 30.08.2013 по делу N А32-7236/2013 Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что документы, представленные ООО "Логистический Сервис" в подтверждение применения налоговой ставки 0 процентов по реализации услуг в сумме 462000 руб. - не соответствует требованиям ст. 164 НК РФ, ст. 165 НК РФ. Норма абзаца 4 ст. 164 НК РФ направлена на стимулирование посредством обложения НДС по ставке 0% не любой деятельности, связанной с вывозом товаров за пределы территории Российской Федерации, а только деятельность экспедиторов по организации международных перевозок. В рассматриваемом случае анализ условий договоров, заключенных на оказание транспортно-экспедиционных услуг, условия и характер оказанных услуг опровергают предположение о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции, лишает смысла существование в ГК РФ особой разновидности таких договоров и отдельной главы, регулирующей правоотношения сторон по таким договорам. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. В договоре транспортной экспедиции общества отсутствует указание на то, что транспортно-экспедиционные услуги должны быть оказаны на протяжении движения товара от пункта отправки, находящегося на территории Российской Федерации, до пункта назначения за ее пределами. Из представленных налогоплательщиком документов нельзя сделать вывод об участии ООО "Логистический Сервис" в организации самой международной перевозки. Лицо, не осуществляющее организацию перевозки и которому не был вверен груз для доставки получателю, не является экспедитором
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-7236/2013 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия на основании ст. 156 АПК РФ сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 11.07.2012 по 11.10.2012 ИФНС по городу Новороссийску Краснодарского края в порядке статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации проведена проверка первичной налоговой декларации по НДС ООО "Логистический Сервис", представленной 11.07.2012 в налоговый орган за 2 квартал 2012 года за N 29889487.
По итогам налоговой проверки составлен акт камеральной налоговой проверки от 25.10.2012 N 45834.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, налоговый орган вынес решение N 1776 от 27.11.2012 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Кроме того, налоговым органом вынесено решение от 27.11.2012 N 58376, которым ООО "Логистический Сервис" привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 65 759 руб.
Налоговый орган исходил из того, что налогоплательщиком необоснованно применена ставка НДС в размере 0 % в отношении стоимости транспортно-экспедиционных услуг, как несоответствующих требованиям, установленным подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно решениям инспекции, обществу дополнительно начислен:
- НДС в сумме 83 160 руб. (начислена недоимка по НДС в сумме 65 759,00 руб., отказано в возмещении НДС в сумме 17 401 руб.);
- штраф в сумме 13 151,80 руб. по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось с апелляционной жалобой на решения инспекции в вышестоящий орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю решением от 18.01.2012 N 20-12-16 отказало ООО "Логистический Сервис" в удовлетворении жалобы.
Не согласившись с указанными решениями Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Новороссийску Краснодарского края N 1776 от 27.11.2012 и N 58376 от 27.11.2012 ООО "Логистический Сервис", обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования общества, исходя из следующего.
Согласно решениям налоговой инспекции, в представленных обществом для подтверждения обоснованности применения ставки 0%, в порядке пункта 3.1, статьи 165 НК РФ документах: коносаментах, поручениях на погрузку, общество не выступает ни грузоотправителем, ни грузополучателем, ни перевозчиком, ни экспедитором. Поручение на погрузку оформляет ООО "Аркас Раша", перетарку груза осуществляет ОАО "НЛЭ", перевалку груза осуществляет ООО "Аркас Раша".
На основании вышеизложенного инспекцией сделан вывод о том, что в представленных документах отсутствуют доказательства участия общества в осуществлении услуг по международной перевозке грузов, следовательно, услуги оказанные обществом по договору, заключенному с ООО "ФосАгро-Транс", не соответствуют норме подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ ввиду отсутствия документального подтверждения факта выполнения обществом, как экспедитором, каких-либо обязанностей, связанных с перевозкой грузов, что противоречит понятию и смыслу транспортно-экспедиционной деятельности, регламентированной законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
На основании пункта 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности "транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
"Экспедитор" - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг.
Понятие договора транспортной экспедиции определено в пункте 1 статьи 801 ГК РФ, в котором указано, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Как следует из вышеуказанных норм, экспедитор имеет право, в соответствии с договором транспортной экспедиции, выполнять определенные договором экспедиции услуги, связанные как с перевозкой, так и организацией выполнения этих услуг, привлекая третьих лиц.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с выводами налогового органа, поскольку в материалы дела представлены первичные документы, подтверждающие оказание транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки и в соответствии с подпунктом 2.1. пункта 1 статьи НК РФ, которые подлежит налогообложению по ставке 0 %.
Обществом для подтверждения факта оказания транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки в инспекцию вместе с налоговой декларацией за 2 квартал 2012 и в ходе камеральной проверки предоставлены следующие документы:
1) Договор транспортной экспедиции N ЛC-001/T от 02.05.2012, заключенный с ООО "ФосАгро- Транс";
2) Заявка N 1 от 02.05.2012 на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки груза, а именно:
- прием груженных ж/д. вагонов с монокальцием фосфатом кормовым, упаковка товара - 50 кг мешки;
- выгрузка груза из вагонов;
- загрузка груза в контейнер;
- опломбирование контейнеров;
- доставка контейнеров на контейнерный терминал (порт);
- оформление документов, необходимых для приема груза и сдачи контейнеров на терминал для дальнейшей отправки;
- (фрахт) доставка контейнеров в порт Александрия, Египет;
- терминальная обработка; оформление экспортного пакета;
- оформление экспортного пакета.
3) Протокол согласования стоимости услуг по заявке N 1 от 02 мая 2012 года, согласно которого установлена комплексная ставка стоимости транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международной перевозкой груза в порт Александрия, Египет, в том числе фрахт крупнотоннажных контейнеров, т.е. сама перевозка груза;
4) Акт выполненных работ (услуг) N 1 от 31 мая 2012 года на сумму 462 000 руб., подписанный с обеих сторон, заказчиком - ООО "ФосАгро-Транс" и ООО "Логистический Сервис" на следующую услугу: транспортно-экспедиционные услуги связанные с международной перевозкой в порт Александрия, Египет, экспортного груза (монокальций фосфат) в морских крупнотоннажных 40-ка футовых контейнерах ARKU8332872-HC, ARKU8378699-НС, ARKU8433029-HC, ARKU8364735-HC, ARKU8440732-YC, ARKU8382301-HC, ARKU8322581-HC, оказываемых согласно заявки N 1 от 02.05.2012 и договора N ЛC- 001/Т от 02.05.2012.
5) Счет-фактура N 1 от 31 мая 2012 года, услуга поименована аналогично акту выполненных работ (услуг) N 1 от 31 мая 2012 года;
6) Платежное поручение N 2109 от 01.06.2012 на сумму 462 000 руб., подтверждающее факт оплаты услуги Покупателем (Заказчиком) - ООО "ФосАгро-Транс";
7) Договор возмездного оказания услуг N 361 от 13.04.2012, заключенный между налогоплательщиком и ООО "Аркас Раша", предметом которого является в частности фрахт контейнеров;
8) Заявка N 1 от 02.05.2012 г. в адрес ООО "Аркас Раша" на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки груза;
9) Счет N FR120531-145 на оплату фрахта за контейнеры ARKU8332872-HC, ARKU8378699-HC, ARKU8433029-HC, ARKU8364735-HC, ARKU8440732-YC, ARKU8382301-HC. ARKU8322581-HC.
10) Платежное поручение N 16 от 14.06.2012, свидетельствующее об оплате фрахта;
11) Акт оказанных услуг (фрахт за контейнеры ARKU8332872-HC, ARKU8378699-HC, ARKU8433029-HC, ARKU8364735-HC, ARKU8440732-YC, ARKU8382301-HC, ARKU8322581-HC) подписанный двумя сторонами;
12) Коносамент с указанием иностранного порта разгрузки;
13) Грузовой манифест с отметкой таможенного органа "выпуск разрешен";
14) таможенная декларация с отметкой таможенного органа "товар ввезен".
Общество по договору с ООО "ФосАгро-Транс" именно оказало транспортно-экспедиционные услуги, связанные с международной перевозкой груза, привлекая третьих лиц, что полностью соответствует законодательству и вышеуказанным нормативным документам.
На основании вышеизложенного, утверждение инспекции, о том, что налогоплательщик не представил налоговому органу документов, свидетельствующих об организации международной перевозки экспортного груза, не может быть принято судом во внимание как противоречащее нормам действующего законодательства.
Не состоятелен довод инспекции о том, что соотношение транспортно-экспедиционных услуг, упомянутых в счетах-фактурах и актах выполненных работах с перечнем услуг, перечисленных в абз. 5 п.п. 2.1 и п. 1 ст. 164 НК РФ, с учетом классификации ГОСТ, свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика достаточных оснований для отнесения операций по реализации таких услуг к облагаемым по ставке 0 % на основании подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Из материалов дела следует, что поскольку рассматриваемая сделка совершена обществом в 2012 году, к спорным правоотношениям должен применятся пункт 2.1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, вступивший в законную силу с 01.01.2011, согласно, которому налогообложение производится по налоговой ставке 0% при выполнении транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международной перевозкой груза.
В своих письмах Минфин России неоднократно указывал, что в целях настоящей статьи под международными перевозкам товаров морскими и автотранспортными средствами понимается пункт назначения товаров расположенный за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего пункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом подпункт 2.1. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Налогового кодекса не определено.
В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиционные", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148.
Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся в частности: оформление документов, прием и выдача грузов, завоз - вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные, информационные услуги..", что полностью соответствует Заявке N 1 от 02.05.2012 на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации международной перевозки груза к Договору транспортной экспедиции N ЛС-001/Т от 02.05.2012, заключенному с ООО "ФосАгро-Транс".
В счете-фактуре и акте выполненных работ оформленных налогоплательщиком указано следующее наименование выполненных работ (услуг): транспортно-экспедиционные услуги, связанные с международной перевозкой в порт Александрия, Египет, экспортного груза монокальций фосфат в морских крупнотоннажных 40-ка футовых контейнерах...", что полностью соответствует пункту 2.1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае применена комплексная ставка за услуги, которая включает в себя, как международную перевозку (фрахт), так и экспедирование товара при международной перевозке.
В Протоколе согласования стоимости услуг по заявке N 1 от 02 мая 2012 года к договору N ЛC-001/T от 02.05.2012 перечислены следующие работы (услуги) оказываемые Обществом:
- фрахт морских крупнотоннажных контейнеров и организация погрузки контейнеров с грузом на борт судна;
- услуги по оформлению документов, необходимых для отправки грузов Клиента в контейнерах за пределы РФ;
- организация доставки порожнего контейнера к месту загрузки и доставка груженного контейнера на морской терминал для погрузки на судно;
- прием груженных вагонов;
- организация погрузочно-разгрузочных работ по схеме " вагон-контейнер"
- опломбирование контейнеров;
- вознаграждение экспедитора за организацию транспортно-экспедиционных услуг.
Инспекция в своих решениях ссылается на письмо ФНС России от 15.05.2012 N 03-07-15/46, где указано, что применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг (включая оформление документов и информационные услуги), оказываемых в морском порту РФ на основании договора транспортной экспедиции российской организацией, не организующей международную перевозку товаров, вывозимых за пределы территории РФ, нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, поэтому такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке в размере 18 процентов.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что инспекция не учитывает тот факт, что экспедируемые обществом товары являются объектами внешнеторговых сделок и транспортно-экспедиционные услуги, предоставляемые обществом, по смыслу подпункта 2.1. пункта 1 статьи 164 НК РФ осуществлены в рамках международной перевозки, что подтверждается документами, представленными в ходе камеральной проверки. Кроме того, груз был принят обществом для дальнейшего экспорта в Египет, товар грузился на борт корабля, что является пересечением границы РФ и подтверждается коносаментом и поручением на погрузку, а так же обществом был оплачен фрахт контейнеров.
Кроме того, услуги, оказанные обществом ООО "ФосАгро-Транс" по договору N ЛC-001/T от 02.05.2012, относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных услуг и перевозочных услуг (применена комплексная ставка), в связи с чем реализация таких услуг подлежит налогообложению НДС по налоговой ставке 0 %.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требования ООО "Логистический Сервис" о признании недействительными решений от 27.11.2012 N 1776 и от 27.11.2012 N 58376 ИФНС по городу Новороссийску являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2013 по делу N А32-7236/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.Г. Винокур |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7236/2013
Истец: ООО "Логистический Сервис", ООО "ЛС"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску, Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Новороссийску
Хронология рассмотрения дела:
10.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8435/14
19.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8435/14
12.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-594/14
02.12.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17181/13
30.08.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-7236/13